Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ОПТИМИЗМ В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ

Христос Воскресе!
Третье воскресенье после Пасхи называется Неделей о расслабленном. В этот день вспоминается чудо исцеления Спасителем парализованного человека – который был при этом оптимистом. Долгие годы он лежал в Силоамской купели – это было такое водохранилище в центре Иерусалима, крытое кровлей, большой бассейн. Ангел Божий сходил в эту купель, и вода в тот же миг начинала «закипать». Тот, кто первым умудрялся туда погрузиться, исцелялся от любой болезни.
Этот человек долгие-долгие годы лежал около купели, смотрел на воду: когда же она начнёт бурлить? – а как только это случалось, сколько он ни старался, но из-за своей болезни никак не мог первым туда погрузиться. Но продолжал ждать, не отчаивался, боролся за своё здоровье.
И вот приходит в это место Спаситель. Лежит множество больных, а Он подходит только к одному – к этому парализованному мужчине – и спрашивает: «Хочешь ли быть здоровым?» Другой, на месте этого парализованного, возмутился бы: «Что ты надо мной издеваешься? Не видишь, что ли: раз я здесь лежу – кончено же, хочу быть здоровым!» А тот со смирением отвечает: «Конечно, хочу. Но нет у меня родственника, который бы сидел со мной рядом и мог сбросить меня в купель, когда начинает бурлить вода». А Спаситель ему говорит несколько простых слов: «Собирай твою лежанку, вставай и ходи».
Слова эти имели такую силу Божественного действия, что человек, который лежал парализованным тридцать восемь лет, встал, взял лежаночку и целый день ходил с ней по городу. «Сказал же мне Исцеливший меня: "Ходи с этой лежанкой", – вот и буду ходить». Воспринял буквально.
Конечно же, Господь заботился о нём, все эти годы не имевшем возможности работать: единственным его имуществом была эта лежаночка. Господь даже об этом заботится: «Забери её с собой, а то спать потом будет не на чем». А он вот так буквально воспринял слова Христа и целый день ходил с этой лежанкой.
Всё бы ничего, да была суббота – день, в который иудеям, по их неправильному восприятию заповедей, запрещено было даже ходить лишнее количество шагов. А тут человек не просто ходит – ещё с собой что-то таскает! Конечно, правоверные иудеи ему тут же сделали замечание: «Ты что творишь?! В субботу не положено этого!» – «Человек, Который меня исцелил, сказал мне брать и ходить – я беру и хожу».
Встречает его Господь в Иерусалимском храме и говорит: «Вот смотри – не греши, как ты раньше делал, чтобы не было ещё хуже». С любовью его ещё и предупреждает. Господь не походит к нему в Силоамской купели со словами обличения: «Эх ты, грешник, что же ты натворил? Вот тебе теперь поделом – лежи давай!» А Он подходит со словами утешения и ободрения. И исцеляет.
Но исцеляет только одного из большого количества лежавших там людей. И это наводит нас на некоторые размышления: как же бывает так, что болеют многие, а Господь исцеляет кого-то одного? Многие лежали, молились и ждали выздоровления, а исцелился только один. Что же – Бог лицеприятен: одного люблю – другого нет?
И тут мы должны понять психологию этого мужчины. Сначала он карабкался, цепляясь за любую возможность поправиться, боролся, отталкивал кого-то на пути в эту купель, чтобы первым туда погрузиться. И после долгих лет, когда ничего не получилось, он начал размышлять: а какова же причина моей болезни? И вспомнил всю свою жизнь. И понял, что принимает свои страдания за грехи. И уже со смирением начал молиться Богу, полагаясь на Его Святую волю. Мы всё это можем увидеть из диалога, который произошёл у него со Спасителем: парализованный не возмущается, не требует ничего – он говорит спокойно, с кротостью, и это показывает его внутреннее состояние.
И вот, оказывается, самое главное условие для того, чтобы Господь мог произвести Своё Божественное действие, сотворить чудо, – это правильное состояние души человека. У многих приходящих к Нему Он спрашивает: «Имеешь ли веру?» Почему он это говорит? Потому что верой исцеляется человек? Нет. Исцеляется он Божественным действием. Но, услышав в этом вопросе Божественный призыв, человек становится более способным к Божественному действию.
Вот во что всё упирается: в наше с вами состояние. Человек, что ни случись, возмущается: кто-то пред ним виноват, что-то не так, – и у него нет внутри условий для Божественного действия.
Все мы с вами проходили в школе на уроках химии, что определённая химическая реакции происходит только при определённых условиях: температура, освещение, влажность, количество вещества, которое вступает во взаимодействие, – и, зная эти законы химических реакций, эти простые приёмы, люди изобрели, например, огнетушители. Если горят обычные материалы, огонь тушат водой, а не маслом или бензином. Нужны условия для того, чтобы огонь горел, а вода могла его потушить.
Вот и в душе нашей должны быть такие условия, чтобы смогло произойти Божественное действие – не убив человека, не повредив его. Ведь благодать – это не только исцеляющая, возрождающая и воскрешающая сила, это ещё и огонь попаляющий, который всё нечистое сжигает! А иногда и вместе с его носителем! Мы видим это из многих примеров новозаветной и ветхозаветной истории, когда люди, с нечистым сердцем приступающие к Богу, к святыне, погибали вместе со своим нечестием.
И вот поэтому не всех допускают ко Причастию, а только тех, которые имеют в душе условия, которые помирились с окружающими, которые поняли, что они сами являются источником всех своих бед. Каждый из нас – только сам! С этим правильным состоянием души, с прощением и осознанием, после исповеди у священника, когда появляются условия для обновления души и прощения грехов, уже с этим обновлённым состоянием – они подходят ко Причастию, к Живому Богу и соединяются с Ним для получения даров Вечной Жизни: мира, отрады, переживания правды жизни.
Вот и тогда, в Силоамской купели, человек долгие годы сначала боролся за своё здоровье, отталкивая тех, кто пытался вместе с ним пробиться первым, а потом уже со смирением положился на волю Божию. И вот, как только это произошло, приходит туда Спаситель и исцеляет его – с любовью, без единого упрёка! И говорит ему: «Вот тебе условие, чтобы больше этого не повторилось: помни всегда тот грех, который ты совершил, который и уложил тебя на одр болезни, – больше этого не делай!»
С огромной любовью Господь обращается к каждому из нас. И поэтому – что удивляться, когда некоторые молятся, а исцеления не получают? Просят – а просимое не находят. Так ведь в твоей душе нет условий, чтобы там совершилась правильная благодатная «химическая реакция»! Создай условия в своей душе. Окунись в Евангелие, проникнись его заповедями – и тогда увидишь великие чудеса Божии.
И об этом Господь прямо сказал перед Своим распятием во время беседы с учениками на Тайной Вечере: «Если будете исполнять заповеди Мои, – о чём бы только ни попросили, исполнено будет Отцом Моим Небесным». Будете иметь дерзновение в молитве. Извещение в молитве есть плод правильного внутреннего состояния обновлённого человека.
И не нужно отчаиваться, когда у нас неправильное состояние. Все святые переживали долгие годы мучительных борений – вот как этот парализованный почти сорок лет пролежал, а потом пришёл всё-таки к правильному состоянию. Мы богоподобные по своей природе, по своему устроению от Бога. И поэтому рано или поздно это богоподобное состояние через асфальт наших грехов и страстей даст зелёный росток, который пробьёт эту затвердевшую корку и будет возрастать в великое древо благодатной жизни.
Поэтому не будем отчаиваться сами в себе, если в данный момент не всё у нас получается. Будем как этот парализованный, который показывает нам добрый пример оптимизма – в хорошем смысле: стараться, а когда уже нет сил стараться, смиряться перед Богом, полагаться на Его Святую волю и, уже осознавая себя грешным, просить Бога о той помощи, которую Он может нам оказать, подарить.
И всё это вспоминается в дни Воскресения Христова, потому что душа и каждого из нас в каком-то смысле парализована, особенно в моменты уныния – «депрессии», как сейчас называют эту форму отчаяния. Всегда будем призывать Имя Божие во смирении и увидим великие Божественные чудеса.
И Сам Господь придёт в нашу жизнь и исцелит нас от самых лютых болезней, немощей – и без всякого упрёка обратит к нам с любовью сказанные слова. Слова, наполненные утешением, силой и дуновением отрады Вечной Жизни!
Воистину Воскресе Христос!

Протоиерей Артемий Мищенко.
Проповедь в Неделю о расслабленном,
10 мая 2020 г.

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем