Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Воскресение и Вознесение Христово: ценность человеческого тела

Митрополит Лимасольский Афанасий

Событие Воскресения Христова является продолжением не страстей, но икономии, то есть Божиего дела о спасении человека. Если бы миссия Христа закончилась во гробе, и Он остался там, то все было бы напрасным. Напрасными были бы наша вера, проповедь и все, что мы делаем. Если отменить Воскресение Христово, то все автоматически перестанет существовать. Но если Христос воскрес, значит, и все люди воскреснут во Христе. Апостол Павел говорит, что из-за одного человека, Адама, мы все стали смертными. Как мы унаследовали смерть от первого человека, так от второго человека, Христа, мы все воскреснем и предстанем перед Богом.
 
Событие Воскресения Христова, которое стоит во главе нашей веры и воскресения людей, дает нам основание не соглашаться с теорией реинкарнации. С давних пор эта теория была осуждена Церковью и святыми отцами на Вселенских соборах. Берущая свое начало из древнегреческой и индуистской культур, сегодня эта теория весьма распространена. Она не дает покоя очень многим людям, предлагая различные логические объяснения жизненных явлений. Для Церкви такой взгляд на мир неприемлем. Ведь если существует реинкарнация, то нет воскресения. Воскресение означает воскресение человеческого тела. Душа наша не умирает, но существует вечно. Смерть — это просто биологическое расставание души с телом. Тело предается погребению, душа отправляется в место упокоения душ и во время Воскресения мертвые тела восстанут, изменятся, обретут нетленность, как тело Христа после Воскресения, и соединятся со своими душами. И причастится человек нетварной благодати Божией не только духовно, но весь полностью, душой и телом. Раз Христос воскрес на третий день, то и мы «чаем воскресения мертвых». Придет время, когда мы увидим всех усопших, которые облекутся в то самое тело, в котором они пребывают сейчас, только станет уже это тело нетленным, душа соединится с телом, сохранив ту индивидуальность, какую имела при жизни. Если существует реинкарнация, тогда возникает вопрос, как может существовать воскресение? Если тело — это красивое платье, которое душа носит, пока не достигнет совершенства, тогда в воскресении что произойдет, как будут существовать тела и какое тело прославится? Здесь наблюдается умаление ценности человеческого тела. Есть мнение, что тело — это тюрьма для души, что в мире существует дуализм духа и тела. Все эти теории были осуждены святыми отцами. Тело создал Господь, и оно является храмом Святого Духа, обителью Божией. Оно не враг душе, но неразрывно связано с душой человека. Наше тело и душа в единении причащаются освящающей благодати Божией. По этой причине тело тоже освящается и воскреснет. По этой причине мы поклоняемся святым мощам и образам святых, ведь человек — это не только тело, не только душа, но представляет собой неразрывное психосоматическое единство.
В то время, когда многие задаются вопросом, встречаются ли в Писании свидетельства о реинкарнации, есть люди, которые лгут и утверждают, что в Евангелии есть учение о реинкарнации. Если бы это было так, то как бы оно проповедовало воскресение, и как апостол Павел в своем Послании к Евреям мог сказать, что человек умирает только один раз, а затем следует Суд Божий?
Итак, согласно Писанию, Христос воскрес на третий день. Это означает, что апостолы и все те, кто видел Христа, были свидетелями этого события. Христос после Своего воскресения явился многим людям. Однажды Он предстал перед пятьюдесятью христианами, как говорится в Деяниях апостолов. С того момента и до сего дня Христос является каждому человеку, который Его ищет. Возможно, Он не всем является в образе некоего откровения или видения, или в Своем человеческом обличии, но знайте, что не может наша душа оживиться, будучи мертвой от страстей и грехов, если не будет иметь внутри себя опыта воскресшего Христа. Поэтому выше всех наших разговоров, проповедей, советов и всего того, что мы говорим и пытаемся сделать для окружающих нас людей, существует одна тайна. Тайна эта состоит в следующем: может ли душа, к которой мы обращаемся, принять в себя живого Христа. Если еще не пришло время Его принять, если душа еще не готова, тогда все, что мы ей ни скажем, что ни сделаем, пусть даже чудеса совершим, пусть даже будем самыми лучшими проповедниками, не будет иметь никакого толку. Мы даже можем усугубить положение. Поэтому Христос нам говорил быть внимательными и не раздавать святыню людям, которые не могут ее употребить в пользу. Он хотел сказать, что бывают случаи, когда еще не пришло время поверить этой бесценной жемчужине слова Божия. Конечно, мы не можем знать, в каком состоянии находится каждый человек. От нас требуется отдавать то, что имеем, и исполнять то, что требуют любовь и заветы Божии. Если же мы видим, что наши слова не принимаются, мы не должны отчаиваться. 
Раньше я думал, что человек, увидев святого, будет восхищен, как это произошло со мной, когда я повстречал человека Божия. Приведу в пример старца Паисия, рядом с которым мы прожили много лет. К нему приходили люди и, не говоря с ним ни слова, но только увидев его, изменялись. Другие же, с которыми он вел беседы и пытался их убедить, не изменились нисколько и даже многие уходили смущенными и говорили, что он маг и факир, побывавший в Индии и изучивший там индуистские техники. Каждый понимал этого человека, как хотел, потому что каждый получал только то, что имел внутри себя. Приходили также люди со зрелыми душами: хоть и жили они вдали от Церкви, души их были восприимчивы и чисты, и благодаря этому они смогли по-настоящему разглядеть благодать Божию в этом человеке. То же самое произошло и со Христом. Когда Он однажды спросил Своих учеников, что люди говорят о Нем, то ученики оказались в непростом положении и не сказали ему, что некоторые называли Его бесноватым, магом, пьяницей или обманщиком, но сказали, что некоторые говорят, что Он Иеремия, или Илия, или какой-нибудь другой пророк. Тем самым они назвали только самое лучшее, что люди говорили о Нем. Тогда Он спросил, что они сами думают о Нем? Петр сразу ответил, что они верят, что Он Сын Бога живого. Тогда Христос ему сказал, что он благ, ибо это слово в него вложил не человек, но Отец Его, сущий на Небесах. Поэтому на этом камне, то есть на этом исповедании веры, Он построит Церковь, которую никогда не преодолеют силы тьмы.
Мы должны знать, что с того момента, когда Христос появился на земле, был распят, претерпел страдания, был погребен и воскрес, для нас эти события имеют продолжение в наших душах. Одновременно продолжается и суд Христов над людьми, суть которого в том, что человек думает о Христе. На основе этого мнения и будет происходить суд над человеком. То есть принимает человек Христа как Богочеловека и единственного Спасителя или нет.
 
В сороковой день после Воскресения Господь телесно покинул этот мир, вознесся на небо и сел одесную Отца. Здесь речь идет, конечно, не о месте. Рядом с Богом нет какого-то кресла, на которое можно сесть, и небо не является географическим объектом. Это место, где находится Бог, и об этом говорится для того, чтобы мы поняли, что Христос ушел и, забрав с собой и человеческую природу, вознесся как Богочеловек, а не как Бог. Как Бог Он всегда был со Своим Отцом и не разлучался с Ним ни на миг. И тогда, когда Он был на земле, и когда был в аду, как Бог Он был вместе со Своим Отцом. То, что он забрал с собой и свою человеческую природу, является как раз результатом всех предыдущих событий: Креста, страстей, Гроба и Воскресения. Воскресла человеческая природа Христа и вместе с ней воскресла вся обожествленная человеческая природа. Значит, событие Вознесения, нашего обожествления, касается теперь всего человека. Оно показывает нам, насколько Бог удостоил человека.
Мнение, что Церковь пренебрегает человеческим телом и говорит только о духовной жизни и добродетелях, является неверным. Наоборот. Как раз именно Церковь и Православие особенно подчеркивают обожествление человеческого тела. Больше нигде мы не встречаем теории об обожествлении человеческого тела, как в православном богословии. В этом и заключается суть Вознесения Христова. Ничего из того, что Христос совершил, Он не сделал для Себя. Вознесение Христово не просто значит, что Христос возвратился «домой» после Своего пребывания на земле, не в этом цель Вознесения. Цель состоит в том, чтобы показать нам наш путь, где мы его заканчиваем и куда нас вознес Христос. Давайте вспомним, как в ночь перед страстями в Гефсиманском саду Он молился Своему Отцу о нас: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17: 24). То есть Христос попросил у Отца Своего, чтобы во все веки, в Его бесконечном Царстве, как раз там, где Он сам пребывает, оказались и мы. Где Христос? В славе Бога Отца, Он равен Своему Отцу, и ему это принадлежит по Его природе, нам же дается по благодати. Таким образом, мы знаем, что если Христос находится одесную Отца, значит, и мы находимся одесную Бога Отца, видя и участвуя по благодати в этой славе и в обожествлении нашей человеческой сущности.
Конечно, возможно, все это сложно понять, однако это имеет глубокий практический смысл для нашей повседневной жизни. Некогда был один юноша, на протяжении многих лет страдающий от одного телесного греха, от которого он никак не мог избавиться. Как только он пытался что-то изменить, сразу случалось падение, и эта история повторялась. Он обращался ко многим духовникам, и все пытались сказать ему, что это неправильно, и каждый пытался ему как-нибудь помочь. Однако грех продолжался. Здесь дело не просто в грехе, который с помощью покаяния и смирения отступает. Дело в том, что грех — это болезнь, которая пожирает душу человека. Что и произошло с этим юношей. Многие приводили различные аргументы из медицины, философии, психологии и психиатрии, что этот грех наносит большой вред человеку.
В мое время, даже, наверное, и сегодня можно встретить, были такие книги, в которых говорилось, что грех или последствия греха вредят человеку, а также вред наносится и его глазам, и уму, и т. д. Таким образом, они пытались убедить людей избегать этих действий не потому, что это грех, который прерывает связь со Христом, но потому, что эти действия могут неблагоприятно повлиять на здоровье и вообще на жизнь человека. К примеру, многие сегодня выступают в защиту постов, утверждая, что у постящихся уменьшается холестерин и отступают различные болезни, будто бы святые отцы были диетологами. Да даже если бы холестерин и триглицериды поднимались, мы бы все равно постились. Не в этом цель поста. Мы избегаем греха не потому, что он взбудоражит нашу нервную систему, и наше здоровье пошатнется. Бог, Который учит этому, это не Бог Евангелия, но Зевс или Сатурн и все те, которые гневались, бросали молнии и творили зло на земле. Настоящий Бог имеет иное измерение.
Так вот, этот юноша читал подобные книги, где психиатры утверждали, что если человек совершит этот телесный грех, то будет иметь болезни и т. д. Тогда юноша поехал на Святую Гору к одному старцу и рассказал ему свою проблему, что он никак не может побороть свой грех. Старец по своей простоте сказал ему не грешить, потому что тело есть храм Святого Духа, а его члены есть члены Христовы и что сам апостол Павел говорил, что наше тело — это храм Святого Духа, которое воскреснет, вознесется туда, где пребывает Христос, и сядет одесную Отца. Тело наше свято, и его необходимо почитать, как мы почитаем тела святых, вспоминая, как наше тело было крещено и помазано святым миром, которое причащается Тела и Крови Господа, и человек полностью освящается. А это все значит, что он не может предавать свое тело нечистоте, потому что внутри живет сам Христос. Юноша этот все понял и осознал, что путь человеческого тела — через благодать к обожествлению, и решил свою многолетнюю проблему. Поэтому я и сказал о практических последствиях.
Понимает ли человек, что телесные грехи разрушают его и являются смертными и очень серьезными, потому что разрушают всего человека? Это проявляется даже в том, как мы выглядим и как одеваемся. Некогда мы дошли до того, что возникли целые учения о христианской моде, о том, как должна выглядеть христианка. Чем же все это кончилось? Видя издалека женщину, говорили: «Она из церковной школы», но, если ее волосы были заплетены иначе, не по установленным правилам, то считалось, что она нецерковная, что она принадлежит аду. Конечно, все это смешно, и мы не можем сводить спасение человека до таких вещей. Однако это не значит, что мы отменяем внимание к своему внешнему виду. Просто мы придаем этому иное значение. Наше психосоматическое существо нуждается в духовном воспитании, и то, как мы выглядим внешне, отражает то, что у нас внутри, потому что одно влияет на другое. Мы должны позаботиться о балансе, чтобы, с одной стороны, избегать вызывающего поведения и греха, а с другой, чтобы наше внешнее проявление помогало нашему внутреннему духовному росту. Например, священники и монахи имеют особенный стиль одежды во время богослужения, который учит их сдержанности и помогает внутреннему устроению.
Мы же на все должны смотреть с богословской точки зрения: что все происходит ради нас, что мы получили от Бога это сокровище вечной славы и что наше тело и наша душа будут пребывать в вечном блаженстве Царствия Божия. Если внутри нас есть этот опыт и это чувство, тогда мы очень серьезно должны подумать, во что мы оденем наше тело, как с ним обойдемся и как его почтим. По этой причине Церковь не поддерживает карнавалы и всяческие современные мероприятия подобного рода, которые искажают и портят человека не только духовно, но и внешне.
 
В Отечнике есть история об одной девушке свободных нравов, которая прежде очень много помогала монахам. Когда же она попала в сети распутства, то один пожилой старец решил пойти к ней, чтобы увести ее от греха. Придя к ее дому, он не смог войти, так как служанка его не пускала. Он стал настаивать. Девушка подумала, что, может быть, он сможет ей дать что-нибудь ценное, какую-нибудь жемчужину, что нашел на дороге. Тогда она привела себя в порядок и позволила ему войти. Авва Иоанн вошел и начал плакать. Девушка спросила его, почему он плачет. Авва сказал ей: «Что ты имеешь против Христа, что дошла до такой жизни?» И в тот же миг пелена греха спала с ее очей. Она спросила у аввы, существует ли покаяние. Авва ответил, что существует. Тогда она оставила жизнь, которую вела, и ушла вместе со старцем. По дороге, однако, она умерла, и была спасена.
Если бы мы сегодня имели сердца и души, как у святых, то, увидев это плотское прославление человеческого тела в различных рекламах, фильмах и т. п., были бы очень расстроены, наблюдая за тем, как тело, которое Христос призвал к славе, обесценивается и предается греху. Некогда к одному старцу пришел юноша и рассказал, что он был в ночном клубе и видел танцующих голых женщин. Старец спросил его, как он смог сдержаться и не заплакать, видя этих женщин, ведь ради этих людей Христос был распят, и каждая из них призвана стать Богом. Как можно радоваться и получать удовольствие, когда видишь, как низко пал человек?
Если мы являемся теми людьми, которые хоть немного знают, что означает человеческое тело и как Бог прославил и прославит человека, тогда мы зарыдаем и оденем на себя траур за то ужасное состояние, в котором оказался человек. Нам всем необходимо понять, что Бог нас призвал к вечной славе и поставит нас одесную Бога Отца, как и Он Сам вознесся и сел одесную Отца.
По материалам журнала «Параклисис», выпускаемого Лимасольской митрополией. Выпуск 89, апрель-июнь 2016
Перевод с греческого Екатерины Полонейчик
25.05.2017

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем