Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

Закажите Именной Кирпичик в Свято-Троицкой Серапионовой Пустыни. Имена с Именных кирпичиков поминаются в монастыре вечно, пока стоит монастырь. Внесите вклад в восстановление Святых Обителей за себя, родных и близких.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Подробная информация

О храме

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор подобен драгоценной жемчужине не только Слобожанщины, но и всего православного мира. Наряду с Успенским собором и Покровским монастырём он образует ожерелье главных духовных и архитектурных доминант города и входит в тройку соборов, составляющих семь чудес Харькова.

Кафедральный (Благовещенский) Собор

Благовещенская церковь — древнейший храм города

Первоначальная история её создания восходит к истории основания Харькова. Первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1655 г., почти в одно время с основанием Харькова. Деревянный однопрестольный храм был выложен в традиционно украинских трехкупольных формах с отдельной деревянной рубленой звонницей и обнесен плетеным штакетником. Прихожане того Благовещенского храма были небогатыми, что отразилось и на устроении самого храма, но бурное развитие приходской жизни дало толчок к перспективе расширения прихода. Этот храм сгорел при пожаре 1738 г. Вместо него был сооружен другой, тоже деревянный, копия предыдущего.

Достоверно не известно, почему этот деревянный храм был заменён на каменный, построенный по проекту архитектора П. Ярославского — известного харьковского зодчего. В 1836 г. святителем Мелетием была начата перестройка придельных храмов в честь св. влкмч. Варвары и св. влкмч. Иоанна Воина. Главным устроителем этих приделов был купец А. Скрыпник, церковный староста. По своему стилю новая церковь представляла собой образцовый пример раннего классицизма.

Стремительное развитие Харькова конца XIX в. обусловило необходимость постройки совершенно иного по архитектурному решению храма. По инициативе небольшой группы состоятельных и именитых прихожан и с разрешения Владыки Амвросия состоялось расширенное собрание, на котором единогласно было решено возвести новый храм. С целью управления всеми делами по строительству был учрежден Строительный комитет и тут же было собрано 34 тыс. рублей пожертвований. Зодчим будущего кафедрального Благовещенского собора Строительным комитетом был избран один из прихожан, опытный строитель, профессор архитектуры М.И. Ловцов, принесший самоотверженный труд своего таланта и своей любви к подножию алтаря храма Божьего и тем прославивший зодчее искусство, которому отдал всю свою жизнь.

Строительство храма продолжалось без малого 20 лет, на него была затрачена огромная сумма и труд лучших мастеров своего дела, привлеченных на строительство. Обильно подавались пожертвования не только харьковских благодетелей, но и жителей других городов (особенно москвичей). Во всё время возведения нового храма богослужения проходили в старой церкви, которую после окончания строительства разобрали. Окончательно постройка храма была завершена в 1901 г., тогда же его торжественно освятили. Сумма, пошедшая на сооружение церкви и внутреннее убранство, составила 400 тыс. рублей, только кирпича было израсходовано около 7 млн. штук!

Талантливый архитектор смело экспериментировал с актуальным русско-византийским стилем и элементами эклектики, придав храму, увенчанному характерными московскими пятиглавыми куполами, древневизантийские полусферические очертания и противопоставив его массивному объёму (34 млицевого фасада и59 мвысоты до основания креста главного купола) лёгкость псевдоготической ярусной 80-метровой колокольни. Полихромное решение фасада с обилием деталей и чередованием горизонтальных рядов светлой штукатурки и красного кирпича создают оригинальный запоминающийся внешний вид храма. Размеры новой церкви поражали своим размахом: длина 71 м при вместимости около 4 тыс. чел.

Говоря о внутреннем убранстве нового храма, следует особо выделить иконостас, выточенный из нежно-белого наррского мрамора, работы московского мастера В.И. Орлова.Над фресками храма трудилась целая группа известных живописцев: иконы главного иконостаса выполнил художник Петербургской Академии художеств А.И. Данилевский, а иконы боковых иконостасов — московский художник М.Д. Михайлов. Вся настенная живопись выполнена талантливыми харьковскими художниками И.Святенко и Н.Марченко.

Главные иконографические мотивы навеяны киевским Владимирским собором и отчасти храмом Христа Спасителя в Москве. Весь архитектурно-художественный ансамбль нововозведенного храма впечатлял зрителя как своими внушительными размерами, так и внешним великолепием и неописуемой красотой.

В исторических хрониках сохранился любопытный факт:

после железнодорожной катастрофы царского поезда под Борками (Харьковская обл.) в 1888 г. горожане решили, по случаю спасения Императорской семьи, помимо постройки храма Христа Спасителя, отлить серебряный колокол. Задумали сделать 10-ти пудовый колокол, а пожертвований собрали намного больше — и отлили 20-ти пудовый. Этот великолепнейший колокол с изображением Императорской семьи и посвящённой надписью торжественно укрепили на первом ярусе соборной колокольни в специально построенной для него часовне. Кронштейн на наружной стене колокольни был обращен на запад к магистрали Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, где произошла катастрофа. Звонили в царский колокол ежедневно в 13 часов дня, в самое время свершения чуда спасения Императорской семьи. Сразу же памятный серебряный колокол прослыл городской достопримечательностью, но во время гражданской войны колокол исчез. Кто его демонтировал и увез (немцы, добровольческая армия, большевики) неизвестно, а вместе с этим оригинальным колоколом исчезло и памятование об этом уникальном памятнике Императорской семье.

После революции история Свято-Благовещенского собора приобрела трагическую окраску и в1930 г. он был закрыт, а помещения должны были использоваться для различных культурных целей. Собор вновь открыли лишь в 1943 г. и с тех пор уже не закрывали.

По инициативе архиепископа Стефана в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателароса). С 1946 г. Благовещенскому собору присваивается статус «кафедрального», который сохраняется и поныне.

В 90-е к святыням собора прибавилась еще одна — мощи свщмч. Александра (Петровского), принявшего мученическую смерть в1937 г.

В последние годы Кафедральный Благовещенский собор претерпел несколько неприятностей: в 1974 г. сильным ураганом сорвало крест с колокольни и унесло в Лопань. Спустя 22 года снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло. Но самый страшный случай произошел в 1997 г.: из-за нарушений правил техники безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни. Несмотря на все материальные и технические трудности, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором был воздвигнут крест, а высота купола после пожара даже несколько увеличилась. В 2007—2008 гг. вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность и придавшая соборному ансамблю логическую завершенность.

В 2011 г. Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первым в истории УПЦ официальным визитом в Харьков.

Контактная информация

Адрес официального сайта храма:

http://kharkiv-sob.church.ua/

Координаты:

49°59`26.12``с.ш. 36°13`26.38``в.д.

Телефон:

+380577124737