Пещерные монастыри Юга

Возможно древнейшие монастыри на Руси

3 дня за 6900 руб.

Присоединиться!
О поездке
Приглашаем на государственные праздники 4-6 ноября совершить поездку в Курскую коренную Пустынь, а также к пещерным монастырям Дивногорья и Костомарово. Пещерные монастыри - возможно древнейшие монастыри на территории России. В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей. Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. .

Программа
День 1
Отправление от Новоспасского монастыря 4.11 в 7:30
9:30 Пафнутиев-Боровский монастырь (остановка, поклонение мощам Пафнутия Боровского)
12:00 прибытие в Оптину Пустынь. (свободное время, поклонение мощам, обед) 
17:00 Прибытие в Коренную Рождество-Богородичная мужская пустынь.
Пустынь основана на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы. 
(В монгольский период наиболее известны иконы в честь Богородицы (1295): Коренная или Курская, Костромская—Феодоровская (1239 г.), Устюжская (1290 г.),
 Толгская (1314 г.). Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.). Тихвинская”(1383 г.), Путивльская (1405 г.), Колочская (1413 г.). 
Псковская или Чирская (1420 г.).). Сама икона в данный момент пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей 
в Нью-Йорке. экскурсия, размещение. ужин

День 2
08:00 Завтрак. отправление из Коренной Пустыни. 
г. Курск. Курский Знаменский мужской монастырь.
Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась 
чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Дивногорье - Успенский Дивногорский мужской монастырь.Пещерный храм. 
Чудотворный список Сицилийско-Дивногорская Иконы Божией Матери. Экскурсия, обед
Костомарово. Костомаровский женский епархиальный монастырь
Экскурсия, ужин. Ночь в Костомарово.

2. День 3. 
Отправление в Белогорье - Вознесенский Белогорский Мужской Монастырь
Благовещенский кафедральный собор в г. Воронеж 
Покровский кафедральный собор в г. Воронеж 
Храм на  Святом источнике Митрофана Воронежского
Успенская Адмиралтейская церковь в г. Воронеж -  Воронеж
Задонск -Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Елец -Вознесенский собор в г. Елец
возвращение в Москву
Места

Дивногорье

...
Музей-заповедник Дивногорье в Воронежской области напоминает близлежащее Костомарово (о котором у нас тоже имеется статья). Те же меловые пещеры, легко поддающиеся обработке и настолько же сильное чувство оригинальности – находящиеся в одном регионе, объекты не делают друг друга более обыденными, а, скорее, дополняют.

Дивногорский Успенский монастырь был основан в середине XVII века группой пришедших с территории Гетманщины монахов. Обители довелось увидеть многочисленные нападения татар и восстание Степана Разина. Здания монастыря серьезно пострадали, но монахам довольно быстро удалось восстановить разрушенное. Намного более серьезной для обители стала волна секуляризации монастырских земель, поднятая Екатериной Великой – в 1788 году обитель закрылась, а братия перераспределилась между другими монастырями.

Восстановить обитель получилось лишь после Отечественной войны – именно тогда монастырь стал приобретать сегодняшний облик, сочетающий в себе привычные глазу церковные здания и систему выдолбленных в меловой породе пещер. Революция оказала негативное влияние на обитель – в 1924 году Дивногорский Успенский монастырь закрыли. Первое богослужение после длительного перерыва состоялось лишь в 1991 году. На сегодняшний момент в пещерах идут активные восстановительные работы, а среди наземных зданий возводится новая колокольня.

Из построек монастыря наибольший интерес представляет Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, выдолбленная в 180-метровой меловой горе. Помимо внутренних помещений, сохраняющих зимой тепло, а летом прохладу, на ней наличествуют меловые ступени, ведущие на самую вершину горы, с которой открывается отличный вид на реку Тихая Сосна. Остается только добавить, что здания и пещеры монастыря являются главными объектами музея-заповедника Дивногорье, средняя посещаемость которого составляет около 60 000 человек в год.

Костомарово

...
Женский монастырь неподалеку от села Костомарово Воронежской области является, пожалуй, одним из самых необычных на территории современной России. Основанная предположительно в XVII веке, обитель представляет собой комплекс меловых пещер, вмещающий в себя, по разным оценкам, до двух тысяч человек.

В состав монастыря входят два подземных храма. Первым и крупнейшим из них является храм Спаса Нерукотворного образа. Его своды опираются на 12 массивных меловых колонн, а общая площадь помещений воистину огромна для строения такого типа. Двигаясь мимо каменных келий, посетитель проходит в пещеру Покаяния – коридор, ведущий в нее, становится все ниже, таким образом, чтобы войти внутрь можно было, лишь совершив поклон. Установить точную дату начала строительства храма, к сожалению, не представляется возможным.

Вторая пещерная церковь – храм Серафима Саровского. Его выдалбливание началось в 1903 году, но революция помешала завершить работы. Закончить постройку получилось лишь в 2005 году. Сама сеть монастырских пещер крайне пригодилась жителям Костомарово во время Великой Отечественной войны – люди прятались тут от бомбежек.

Действующих пещерных христианских монастырей в мире не так уж и много, а в России – и того меньше. Костомаровский Спасский монастырь заслуживает посещения, причем не только любителями православной культуры, но и мирскими, не увлеченными людьми. Пройти мимо уникального храмового комплекса попросту не представляется возможным.

Воронеж

...
Деревянная крепость Воронеж была основана в 1586 году – лишь для того, увы, чтобы сгореть дотла в результате черкасского набега 4 года спустя. Тем не менее, нужда в прикрытии московских владений с юга никуда не девалась, и город вновь восстановили в 1594 году. Совсем скоро на Руси случилась Смута, в которой воронежцы заняли весьма своеобразную позицию – поддержав обоих Лжедмитриев и отвергнув Шуйского, они, тем не менее, не присягнули и польскому королевичу Владиславу. Мало того, в 1613 году под Воронежем был разгромлен казацкий отряд, принявший сторону поляков.

В XVII веке город стал базой Москвы, с которой осуществлялась работа по найму донских казаков и борьба с Крымским ханством. Тут же и строились первые корабли регулярного русского флота – соответствующий приказ был отдан в 1696 году. С этого времени по 1711 год в Воронеже успели построить 215 кораблей, в том числе и первый русский линейный.

XX век вернул боевые действия на воронежскую землю. Во время Гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки, но самое страшное было впереди. В 1942 году Воронеж был частично занят войсками нацистов и их союзников – процент разрушений от авиации и снарядов был настолько велик, что после войны всерьез обсуждалась целесообразность восстановления города. Тем не менее, ожесточенные бои шли в Воронеже до января 1943 года. В это самое время в приволжских степях кипела битва за Сталинград, и переоценить значение города, оттягивающего на себя значительные силы противника, было невозможно.

Главным храмом города является Благовещенский кафедральный собор. К сожалению, он не может похвастаться столетней историей – строительство массивного храма высотой в 85 метров осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Но потребность в древностях с лихвой компенсирует Алексеево-Акатов женский монастырь, основанный еще в XVII веке. Объединенный в 1700 году с Успенской обителью (от которой сегодня осталась лишь церковь), он успешно пережил секуляризацию церковных земель Екатерины Великой. Даже против советской власти монастырь держался довольно долго – закрыть его вышло только в 1931 году. Разрушенный градом бомб и снарядов Великой Отечественной, он продолжал ветшать и после ее окончания. Восстановление началось в 80-х годах, на излете Советского Союза. С 1990 года Алексеево-Акатов монастырь вновь обрел статус действующего.

Курск

...
Курск – один из главных рубежей России
Курск, первое упоминание о котором относится к 1032 году, на протяжении своей длинной истории многократно принимал на себя удары иноземных захватчиков. Город, стоявший на порубежье «Дикого Поля», в разные века разоряли ордынцы и крымские татары; его брали, отдавали обратно и снова пытались взять штурмом поляки и литовцы.
Летом 1943 года именно под Курском гитлеровские захватчики предприняли последнюю грозную попытку перехватить стратегическую инициативу на Восточном фронте, судьба всей нашей страны тогда решалась на оборонительных рубежах «Курской дуги».
Город сильно пострадал от нацистских оккупантов. Огромный, невосполнимый урон его историческому облику нанесли и современные застройщики. В 2010 году Курск был официально лишён статуса «исторического поселения», старинная архитектура города фактически осталась беззащитной перед жадностью коммерсантов. В этих условиях ещё большое значение приобрели многочисленные курские православные храмы XVIII и XIX веков, сохраняющие память о прошлом города.
Крупнейшим из них является Знаменский собор, в котором до революции хранилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», написанная ещё в конце XIII века. Значимость иконы была настолько велика, что в 1898 году на неё было даже совершено покушение: двадцатилетний учащийся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (в будущем – известный советский изобретатель) попытался под покровом ночи уничтожить святыню с помощью взрывного устройства с часовым механизмом. Разрушения в Знаменском соборе были обширны, однако чудотворный образ не пострадал.
В царские времена каждый год с этой иконой совершался продолжительный крестный ход от Знаменского собора до Коренной пустыни. Это удивительной красоты мужской монастырь в Курской области, который «каскадом» выстроен на склоне холма – посреди природы, воспетой поэтом Афанасием Фетом (его недавно восстановленная усадьба находится примерно в 10 километрах от пустыни). Несмотря на то, что в годы Гражданской войны чудотворная икона «Знамение» покинула пределы России, традиция ежегодного крестного хода возрождена.
По соседству со Знаменским собором стоит необычный Храм Воскресения Христова, чья эклектичная фактура не укладывается в рамки какого-то определённого стиля. Вместе два храма образуют единый архитектурный ансамбль, который стал сердцем города.

Задонск

...
Город Задонск расположен на левом берегу Дона при впадении в него малой реки Тёшевки, давшей название бывшему здесь древнему поселению. В XVI веке известен как Тёшев. Он расположен в лесостепной части черноземной России. Это ее "коренная глубинка". Название города древнее, овеянное и легендарной поэтикой "Задонщины", и казацкой вольницей. В настоящее время Задонск с населением около 11 тыс. человек - районный центр Липецкой области. В силу срединного положения Задонские земли попеременно входили то в Рязанское, то в Воронежское, то в Орловское губернское подчинение и сохранили с ними исторические связи. В конце XV века были известны четыре пристани на Дону, в их числе и Тёшев на месте будущего Задонска. Официально документированным является отписание Тёшева в конце XV века великим князем Рязанским Иваном Васильевичем своему брату удельному князю Федору Васильевичу "в разделе забот по управлению княжеством Рязанским". В XVI веке русские поселения преобладали сначала на правом берегу реки Дон, и был построен город Воронеж. Позже стал осваиваться и левый берег Дона. Самыми прочными насельниками и благодатными оградами в это время являются монастыри. Их в XVII веке на землях Воронежского края было основано более десяти. В числе их и Задонский, первоначально именовавшийся Тёшевский . В начале XVII века по благословению патриарха Гермогена из московского Сретенского монастыря пришли за Дон два благочестивых старца Кирилл и Герасим. Они выбрали для первой церкви будущего монастыря возвышенное место на правом берегу Тёшевки. С ними была копия чудотворной иконы Владимирской Богоматери. От нее и пошло название первого деревянного храма во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери будущего Богородицкого монастыря.
Монастыри

Костомаровский Спасский женский монастырь

...
Женский монастырь неподалеку от села Костомарово, в двух километрах от Дона является одним из самых необычных в стране. Основали его, предположительно, иноки-малороссы, которые с казаками бежали от преследований и не желавшими признать унии в середине XVII века. Некоторые считают, что место является точкой распространения христианства на территории России, и пещеры использовались в этих местах первыми христианами-кочевниками. О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья. Существует предположение, что в этот период пещеры были скитом Белогородского мужского монастыря, но точных данных, увы, нет.

После революции пещерные обители были закрыты, но в Костомаровских ходах тайно жили подвижники. Самым известным был блаженный старец Петр. В конце 1930-х годов старец был арестован, где и скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом напоказ публике. Сейчас в память о молитвенных подвигах этого человека на горе воздвигнута часовня, внутри которой стоит деревянный крест. Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими. После войны в пещерной церкви появился юродивый, называвший себя Андрюшкой. Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. Придя в себя после ранения, он решил посвятить жизнь Богу. В блаженном Андрее открылся дар прозорливости, которые он покрывал притчами и юродством.

В 1950-е годы Спасскую церковь вновь закрыли, а храмы планировалось использовать под карьер чего, к счастью, не произошло. С 1993 года велись работы по расчистке меловых пещер, и в 1997 году здесь был открыт женский монастырь. За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построен новый храм Матери Божией «Взыскание погибших».

Дивногорский Успенский монастырь

...
В живописном месте, недалеко от слияния рек Дон и Тихая Сосна, в Меловых пещерах Дивногорья располагается Свято-Успенский монастырь. По преданию известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Временем основания считается XV-XVI век. Первыми иноками монастыря были украинские монахи, сбежавшие от унии. Первым игумен, Гурий, написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Было это в 1653 году и эта дата считается рождением монастыря. Обитель часто подвергалась нападениям татар и разбойников, поэтому на колокольне даже были установлены пушки, а в случае опасности, монахи укрывались в лабиринтах пещер. В 1699 году обитель посетил Петр I. Монастырь становился крупнейшим духовным центром на Дону. При Екатерине II деятельность монастыря была остановлена, братию перевели в другие монастыри епархии. Лишь в 1828 году обитель снова была восстановлена. Создается оригинальный архитектурный комплекс, который включал в себя как подземные, так и надземные сооружения.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.

В 1920-е годы монастырь закрыли и разграбили, некоторые здания и вовсе были разрушены. Большинство монахов было утоплено в реке Дон, там же оказалась и вся монастырская библиотека. 16 монахов смогли укрыться в скиту, но и они были расстреляны в 1930-х годах. На месте обители располагался дом отдыха. Во время войны – немецкий военный госпиталь. После войны – туберкулезный санаторий. В 1991 году место было преобразовано в заповедник.

Первое с 1920-х годов богослужение состоялась в 1991 году. В 1997г. монастырь вернулся Церкви. По нынешний день здесь продолжаются восстановительные работы.

Оптина Пустынь

...
Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь много десятилетий остается одним из наиболее почитаемых святых мест России. Оптина пустынь была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптой, отсюда и название. В XIX веке становится настоящим духовным центром России благодаря своим старцам, в первую очередь Амвросию Оптинскому. О мудрости оптинских старцев, молившихся за всех, готовых поддержать ослабевшего, поднять оступившегося, помочь духовным советом, говорили в разных уголках огромной державы. По преданию, именно с Амвросия Оптинского Достоевский написал своего старца Зосиму в "Братьях Карамазовых". Люди и сегодня едут в обитель, стремясь изменить что-то в своей жизни, вырваться из череды нескончаемых проблем, дать небольшой отдых душе, прикоснуться к чему-то светлому и чистому.

Рождество-Богородицкий мужской монастырь

...
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь занимает особое положение среди других обителей России. Его называют Русским Иерусалимом. К нему стекаются десятки тысяч верующих с разных уголков мира. Прикоснуться к святыне может каждый, осуществив паломническую поездку в Задонск.

Немного о самом монастыре

Основана обитель была в далеком 1610 году. Тогда на берег Тешевки, на место ее впадения в Дон, пришли схимонахи Герасим и Кирилл. Прибыли они из Москвы с копией Владимирской иконы Богородицы. Первый храм построили из дерева в 1630 году. С этого момента и началась активная фаза развития монастыря. Буквально через 72 года в обители произошел пожар. В огне сгорело практически все. Чудом сохранилась только Владимирская икона. В дальнейшем она не раз являла свою чудодейственную силу. Спасла насельников монастыря от свирепствовавшей холеры. Уберегла жизни людей и постройки во время пожаров. К ней с особым благоговением относился святитель Тихон Задонский. К сожалению, в советское время, в 30-е годы, эта икона была утеряна. Благодаря сохраненному описанию святыни иеромонаха Геронтия впоследствии ее удалось воспроизвести с максимальной художественной точностью. Сегодня паломники прикладываются к копии Владимирской иконы Божией Матери. Это одна из главных святынь обители.

В XVII, XVIIІ и ХІХ веках монастырь разросся. Появилось множество новых построек и храмов. Паломники добирались сюда даже с самых удаленных уголков Руси. В 1845 году начали строить новый Владимирский собор. Он поражал своими размерами и величием. Три этажа, восемь престолов, пять куполов. Красота нового храма захватывала дух. Он сохранился и по сей день.

Особое место в истории развития монастыря занял епископ Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Отошел ко Господу на 59 году жизни и был захоронен под Владимирской церковью. При начале строительства нового храма в 1845 году обрели нетленные мощи святителя. Когда разбирали старый деревянный храм, обнаружили, что гроб Тихона Задонского сильно обветшал. А после поднятия крышки увидели нетленное тело. Прославление святого после тщательного исследования Священного Синода состоялось в 1861 году. От мощей святителя и копии Владимирской иконы проистекало сотни чудес. Это привлекало тысячи верующих со всей Российской империи. К концу ХІХ столетия Задонская Рождество-Богородицкой мужская обитель стала известна во всех концах страны. Ее пределы существенно расширились, и она превратилась в настоящий монастырь-город.

Обитель сегодня

Сегодня в монастыре более 500 насельников (монашествующих и послушников), 9 храмов, восстановлен один святой источник, возвращены мощи великих задонских подвижников, в том числе святителя. Это обитель, которая поражает своей красотой. Она является настоящей жемчужиной русской духовности и всегда готова поделиться своими сокровищами со всеми желающими.

По прибытии в монастырь сразу обращаешь внимание на высокую колокольню, величественный памятник Тихону Задонскому, установленный на площади перед храмом, и, конечно, огромный Владимирский собор. В Рождество-Богородицкий мужском монастыре можно заказать любые требы (о здравии и упокоении). Это место, наполненное особой благодатью. Если вы чувствуете необходимость укрепить свои духовные силы, приезжайте сюда. Вам всегда будут рады.

Курская Коренная Пустынь

...
Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь – древняя русская обитель, один из первых монастырей в Курском крае. Пустынь связана с событием 8 сентября 1295 года, когда вдень Рождества Пресвятой Богодицы, в лесу охотник нашел небольшую икону. Когда он ее поднял, на этом месте забил родник. Там он вместе с товарищами и срубил небольшую часовню, где и была помещена икона. Место явления святыни стали посещать паломники и Рыльский князь Шемяка приказал перенести ее в свой город. Чудотворный образ торжественно встретили жители, но сам князь уклонился от торжеств, за что был наказан слепотою. Раскаявшись и получив прощение, соорудил в Рыльске князь церковь, однако икона оттуда чудесным образом исчезла и появилась снова в пустыни. В 1383 году во время нашествия татар икона была разрублена пополам, а часовня была сожжена. По преданию, через некоторое время отец Боголюб нашел расколотые татарами части иконы, сложил их, и они срослись.

Слава об иконе дошла до царя Федора Ионновича. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, а на месте явления святыни был основан монастырь. После Смуты, когда икона кочевала по стране, икона снова вернулась в монастырь. В 1713 году над местом явления иконы была построена церковь «Живоносный источник» - память фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. К Концу XVIII века на территории монастыря появилась Всехсвятская церковь, а также Святые врата с церковью над ними и двумя престолами – святого архистратига Михаила и Преображения Господня. Курская Коренная пустынь даже осталась запечатленной в произведении Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Во время гражданской войны икона была вывезена из Курска в Константинополь, Грецию, Сербию и в итоге оказалась в США, где и поныне хранится в Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке. После революции значительная часть построек монастыря была утрачена. Здесь располагалась военная часть, во время войны – госпиталь. В 1989 году территория монастыря была вновь возвращена Русской Православной Церкви, в настоящее время большая часть построек восстановлена.

Пафнутиев-Боровский монастырь

...
Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния были благочестивые и богобоязненные люди, воспитавшие сына, названного в крещении Парфением, в благоговении и страхе Божием. Дед Преподобного был татарским баскаком, принявшим Православную христианскую веру с именем Мартина и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново. С детских лет Парфений возлюбил Господа, был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение Священного писания и жития святых Божиих угодников. Поэтому, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он оставляет мир со всеми его прелестями и соблазнами и поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий. Свыше двадцати лет подвизался преподобный Пафнутий в Покровском монастыре, пройдя все послушания и угождая Богу трудами и молитвами. Наставником ему был Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского, пришедший из Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровск, в монастырь Покрова Божией Матери. Семь лет пробыл молодой инок на послушании у опытного старца. Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевкий и всея Руси. Управляя монастырем, преподобный Пафнутий много трудился, в послушаниях и молитве являя пример для братии. Около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к своему отшествию из этого мира, принял Великую схиму. Но Господу Богу было угодно другое: Пафнутий исцелился от болезни и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места для служения Богу. Он побывал в разных обителях, в том числе в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни, везде молясь об открытии ему Божьей воли. По молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери Господь указал Преподобному пустынное живописное место недалеко от его прежней обители, на противоположной стороне реки Протвы. Он поселился на этом месте с одним из учеников. Очень быстро вокруг подвижника собралась новая братия, началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия, который сам он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости, более тридцати лет, подвизался Пафнутий на этом месте, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием. Получив от Бога извещение о своей скорой кончине, Преподобный провел оставшееся время в посте и непрестанной молитве, наставляя братию и учеников. Возложив все упование о своей душе и ввереной ему от Бога обители на Господа и Его Пречистую Матерь, преподобный Пафнутий тихо предал свою душу в руки Божии 1 мая (ст. стиль) 1477 года в семь часов вечера, за час до захода солнца. Прожил он 82 года, угодив Богу подвижническим житием и собрав 95 человек братии. Всеблагий Господь совершил через Своего угодника множество чудес, оставив на века потомкам пример Богоугодной жизни и святую память о нем, многократно сохраняя обитель преподобного Пафнутия от разорения. Даже и до сего дня Господь являет его предстателем и молитвенником за всех с верою и любовью приходящих к нему. Общецерковное прославление Пафнутия в лике преподобных состоялось на Стоглавом соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии, память его совершается 1 (14) мая.

Тропарь, глас 4: Жития светлостию просветив твое отечество, в молитвах и постех дарований Божественнаго духа исполнился еси, и во временней сей жизни добре подвизався, милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси, и нищим был еси заступник. Тем молим тя, отче Пафнутие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 8: Божиим светолитием просвещен, отче, постническое стяжал еси жительство, преподобне, иноком предобрый наставниче и постником благое украшение. Сего ради Господь труды твоя видев, чудес даром обогати тя, источаеши бо исцеления. Мы же, радующеся, вопием ти: радуйся, отче Пафнутие.
Храмы, соборы, часовни

Благовещенский кафедральный собор

...
Фото

Даты отправлений