Описание
Подмосковная Вифания
Во многом Спасо-Вифанский монастырь обязан своим основанием ректору Троице-Сергиевой семинарии архиепископу Московскому Платону, который облюбовал место недалеко от Лавры, обосновав здесь скит в 1783 году. Название «Вифания» новый построенный скит получил по приделу Преображенской Церкви Лазаря, который был воскрешен в Вифании Палестинской. Сам храм разделен на две части – нижняя в честь Воскрешения Лазаря, верхняя – в часть Преображения Господня. Такое расположение храмов задумывал сам митрополит, объясняя тем, что выходя их гроба воскресением, восходит душа в храм славы, преобразуясь из тления в нетление.

В 1797 году Вифанию посетил сам император Павел I, приезжайший поклониться мощам преподобного Сергия в Троице-Сергиеву Лавру. Вскоре после отъезда царя, Платон отправил Павлу I пастырского послание, в котором резко осуждал его за суровое отношение к дворянам, император запретил ему покидать столицу. И хотя личные взаимоотношения царя и митрополита не сложились, императором был подписан указ о назначении скита монастырем.

В XIX веке монастырь претерпел положительные изменения во внешнем обличье. Появились новые стены с башнями и колокольня, стал строиться величественный пятиглавый собор с храмами Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Сошествия Святого Духа на первом и втором этажах. Были перестроены покои митрополита Платона, восстановлена домовая церковь, а позже была построена трехэтажная гостиница.

После революции началась темная страница истории монастыря. В 1918 году он был закрыт, на его территории находились различные учреждения, монастырь потерял большую часть своих строений. Казалось, что монастырь потерян безвозвратно.

Однако в 1990-е годы начинается перерождение монастыря. Территория снова вернулась Церкви и началась активная работа по восстановлению утраченных святынь. Сейчас посетители могут увидеть восстановленную колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, восстановлен Преображенский собор. А к 200-летию со дня кончины митрополита состоялось торжественное открытие памятника Платону.

Место

Сергиев-Посад

...
Сергиев Посад – знаменитый подмосковный город, один из самых главных центров духовной жизни России, одно из наиболее притягательных мест для паломников и туристов.

История Сергия Посада начинается во времена, когда сюда, в глухие леса, полные опасных зверей, отказавшись от мирского, пришли из Радонежа два брата – Стефан и Варфоломей. Здесь, на рубеже 1330-1340-х годов, они срубили себе деревянную келью. Устав от тягот отшельничества, Стефан вскоре покинул Варфоломея. Тот же, оставшись в одиночестве, принял постриг под именем Сергия.

Сергий ушёл от мира, однако, прознав о нём, мир сам пришёл к нему. Вокруг Сергия образовалась община и поселение, которое увеличилось многократно, когда выяснилось, что его обходит стороной чума, которая в середине XIV века выкосила до двух третей населения Европы, «чёрной смертью» прокатилась по Азии и Африке.

Основав Троицкий монастырь, Сергий, ныне чтимый как преподобный Радонежский, удалился, чтобы дать начало новым святым обителям (многие монастыри впоследствии создадут и его многочисленные ученики). Сергий также занялся миротворческой деятельностью – посетил множество земель, дабы прекратить межкняжеские усобицы и призвать правителей разрозненных русских территорий к объединению против ордынского ига. Всюду, как сообщают жизнеописатели, монах и дипломат передвигался пешком, дабы не осквернять русскую землю копытом лошади или колесом телеги. Огромна заслуга миротворца Сергия Радонежского в победе над Мамаем на Куликовом поле, где дружины разных князей наконец смогли объединиться под руководством Дмитрия Донского.

Грандиозный ансамбль Троицкого монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским, складывался на протяжении четырёх веков. Сейчас он известен как Троице-Сергиев, это один из всего лишь двух монастырей в современной России, имеющих высший монастырский титул – лавра.

Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе – Свято-Троицкая Сергиева Лавра) стала соборным памятником многих веков русской истории. Старейший сохранившейся в ней храм – Троицкий собор – построен шестьсот лет назад, именно для него Андрей Рублёв написал свою знаменитую «Троицу». Сейчас в соборе хранятся мощи преподобного Сергия. В стоящей рядом Церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов ныне покоится Максим Грек. Сохранившиеся древности окружены храмами последующих времён – XVI, XVII и XVIII. По периметру высятся белые стены – заложенные Иваном Грозным и впоследствии достроенные – они выдержали долгую осаду интервентов в Смуту, укрыли будущего первого русского императора во время Стрелецкого бунта. Венчает лавру 88-метровая колокольня. Её строили без малого тридцать лет, начиная с 1741 года; ставшая на шесть метров выше Колокольни Ивана Великого Московского кремля, колокольня Троице-Сергиева монастыря оказалась на тот момент самым высоким рукотворным объектом в России — после Петропавловского собора в Петербурге. В 1930 году знаменитый писатель Михаил Пришвин поражённо взирал на то, как варварски скидывали с этой колокольни огромные старинные колокола. «11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола. Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился…»

Однако даже богоборцы признали значение Троице-Сергиевой лавры. С конца тридцатых началась реставрация монастыря, в ней принимали участие лучшие советские архитекторы – такие как академик Алексей Щусев. С 1946 года в течение почти сорока лет лавра была главным местопребыванием Московских Патриархов. Алексий I и Пимен Извеков и поныне покоятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в пещерном храме под Успенским собором конца XVI века. Сразу после войны в лавре была возрождена Московская духовная академия.

Город Сергиев Посад, возникший вокруг монастыря, знаменит, однако, не только своей религиозной жизнью. Это одна из столиц игрушечного дела, возможно, именно здесь появилась всемирно известная русская матрёшка. Сейчас в Сергиевом Посаде действует целый Музей игрушки. Впрочем, местная традиция производства игрушек, вероятно, также восходит к Сергию Радонежскому. Преподобный, по описанию биографов, был ласков к детям и в свободные от трудов минуты сам любил дарить ребятам свои резные поделки.
Фото