Город Задонск расположен на левом берегу Дона при впадении в него малой реки Тёшевки, давшей название бывшему здесь древнему поселению. В XVI веке известен как Тёшев. Он расположен в лесостепной части черноземной России. Это ее "коренная глубинка". Название города древнее, овеянное и легендарной поэтикой "Задонщины", и казацкой вольницей. В настоящее время Задонск с населением около 11 тыс. человек - районный центр Липецкой области. В силу срединного положения Задонские земли попеременно входили то в Рязанское, то в Воронежское, то в Орловское губернское подчинение и сохранили с ними исторические связи. В конце XV века были известны четыре пристани на Дону, в их числе и Тёшев на месте будущего Задонска. Официально документированным является отписание Тёшева в конце XV века великим князем Рязанским Иваном Васильевичем своему брату удельному князю Федору Васильевичу "в разделе забот по управлению княжеством Рязанским". В XVI веке русские поселения преобладали сначала на правом берегу реки Дон, и был построен город Воронеж. Позже стал осваиваться и левый берег Дона. Самыми прочными насельниками и благодатными оградами в это время являются монастыри. Их в XVII веке на землях Воронежского края было основано более десяти. В числе их и Задонский, первоначально именовавшийся Тёшевский . В начале XVII века по благословению патриарха Гермогена из московского Сретенского монастыря пришли за Дон два благочестивых старца Кирилл и Герасим. Они выбрали для первой церкви будущего монастыря возвышенное место на правом берегу Тёшевки. С ними была копия чудотворной иконы Владимирской Богоматери. От нее и пошло название первого деревянного храма во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери будущего Богородицкого монастыря.

Фото
Монастыри

Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь

...
Тюнинская обитель ведет свое начало с 1814 года, когда на месте колодца с родником, который был обустроен еще святителем Тихоном, был построен храм в честь иконы Матери Божией «Живоносный Источник». При храме поселились девицы, стремившиеся к уединению и тесной подвижнической жизни в молитвах. Община росла с каждым годом – были построены колокольня и храм в честь князя Александра Невского. После смерти владыки Антония, архиепископа Воронежского, который был покровителем общины, начались притеснения со стороны местных властей. Много раз община находилась на грани выселения, а храм – на грани закрытия. К 1867 году здесь официально утверждается Богородице-Тихоновский монастырь. Обитель с целебным источником была местом паломничества со всей округи. Был построен новый пятикупольный собор в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе колокольни был установлен самый крупный колокол, весом в 300 пудов, который был изготовлен в Воронеже.

После революции сестры оставались в обители, несмотря ни на что, проводя богослужения, где переживали голод, изъятие церковного имущества. В 1920 году обитель была упразднена, здания переданы детской колонии. К 1930-м годам были расстреляны настоятельница монастыря матушка Мелитина и духовник монастыря отец Гордец, многие монахини на длительные сроки были сосланы в лагеря. Бывший монастырь был окончательно занят колхозом.

С 1994 года Церковь занимается восстановлением утраченного комплекса монастырской обители. Были восстановлены храмы, построенные новые каменные корпуса. Было возрождено женское монашеское общежитие. В 2011 году было возобновлено богослужение в Вознесенском соборе монастыря.

Рождество-Богородицкий мужской монастырь

...
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь занимает особое положение среди других обителей России. Его называют Русским Иерусалимом. К нему стекаются десятки тысяч верующих с разных уголков мира. Прикоснуться к святыне может каждый, осуществив паломническую поездку в Задонск.

Немного о самом монастыре

Основана обитель была в далеком 1610 году. Тогда на берег Тешевки, на место ее впадения в Дон, пришли схимонахи Герасим и Кирилл. Прибыли они из Москвы с копией Владимирской иконы Богородицы. Первый храм построили из дерева в 1630 году. С этого момента и началась активная фаза развития монастыря. Буквально через 72 года в обители произошел пожар. В огне сгорело практически все. Чудом сохранилась только Владимирская икона. В дальнейшем она не раз являла свою чудодейственную силу. Спасла насельников монастыря от свирепствовавшей холеры. Уберегла жизни людей и постройки во время пожаров. К ней с особым благоговением относился святитель Тихон Задонский. К сожалению, в советское время, в 30-е годы, эта икона была утеряна. Благодаря сохраненному описанию святыни иеромонаха Геронтия впоследствии ее удалось воспроизвести с максимальной художественной точностью. Сегодня паломники прикладываются к копии Владимирской иконы Божией Матери. Это одна из главных святынь обители.

В XVII, XVIIІ и ХІХ веках монастырь разросся. Появилось множество новых построек и храмов. Паломники добирались сюда даже с самых удаленных уголков Руси. В 1845 году начали строить новый Владимирский собор. Он поражал своими размерами и величием. Три этажа, восемь престолов, пять куполов. Красота нового храма захватывала дух. Он сохранился и по сей день.

Особое место в истории развития монастыря занял епископ Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Отошел ко Господу на 59 году жизни и был захоронен под Владимирской церковью. При начале строительства нового храма в 1845 году обрели нетленные мощи святителя. Когда разбирали старый деревянный храм, обнаружили, что гроб Тихона Задонского сильно обветшал. А после поднятия крышки увидели нетленное тело. Прославление святого после тщательного исследования Священного Синода состоялось в 1861 году. От мощей святителя и копии Владимирской иконы проистекало сотни чудес. Это привлекало тысячи верующих со всей Российской империи. К концу ХІХ столетия Задонская Рождество-Богородицкой мужская обитель стала известна во всех концах страны. Ее пределы существенно расширились, и она превратилась в настоящий монастырь-город.

Обитель сегодня

Сегодня в монастыре более 500 насельников (монашествующих и послушников), 9 храмов, восстановлен один святой источник, возвращены мощи великих задонских подвижников, в том числе святителя. Это обитель, которая поражает своей красотой. Она является настоящей жемчужиной русской духовности и всегда готова поделиться своими сокровищами со всеми желающими.

По прибытии в монастырь сразу обращаешь внимание на высокую колокольню, величественный памятник Тихону Задонскому, установленный на площади перед храмом, и, конечно, огромный Владимирский собор. В Рождество-Богородицкий мужском монастыре можно заказать любые требы (о здравии и упокоении). Это место, наполненное особой благодатью. Если вы чувствуете необходимость укрепить свои духовные силы, приезжайте сюда. Вам всегда будут рады.
Святые мощи
Поездки
Россия
по запросу

Пещерные монастыри Юга

 Паломничество  ...
Приглашаем на государственные праздники 4-6 ноября совершить поездку в Курскую коренную Пустынь, а также к пещерным монастырям Дивногорья и Костомарово. Пещерные монастыри - возможно древнейшие монастыри на территории России. В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей. Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. .
От 6900 ₽