Санкт-Петербург – северная Венеция

Названный в честь апостола Петра (покровителя основателя города, Петра Великого), Санкт-Петербург был заложен в 1703 году. К 1712 году город уже был столицей Русского государства. Застраиваемый по четко выверенному генеральному плану, Санкт-Петербург развивался на глазах. Город служил базой для войны со шведами, успешно закончившейся в 1721 году. Именно в Санкт-Петербурге Россия стала империей.

Новая столица интенсивно росла на протяжении XVIII и XIX веков. Петровские здания гибли от пожаров и наводнений, но на смену им приходила новая застройка. Анна Иоановна, Екатерина II, Павел I – каждый из этих и последующих властителей стремился добавить к облику города что-то новое. К концу XVIII века город насчитывал 220 тысяч человек, обогнав Москву. С 1830-х годов происходит промышленный бум – заводы и фабрики в это время росли как на дрожжах, облекая Петербург в оболочку из больших промышленных зон. Развивалась железная дорога – в середине XIX века установилось постоянное рельсовое сообщение с Москвой.

В 1914 году началась Первая мировая война. Дабы не смущать жителей немецким звучанием, город срочно переименовали в Петроград. Еще через 10 лет он станет Ленинградом, и только в 1991 году получит обратно первоначальное название. Как бы то ни было, социальные проблемы, назревавшие в империи как минимум с 1860-х годов, вкупе с бесконечной позиционной войной не могли не привести к взрыву. Петроград стал колыбелью двух революций – Февральской и Октябрьской. Искра, воспламенившая дремлющие процессы грандиозных масштабов, была зажжена именно в этом городе.

В 1918 году Петроград потерял статус столицы – с отпадением финляндских и прибалтийских территорий город стал слишком уязвим для внезапного десанта или артобстрела с моря. Правительство переехало в Москву. Впрочем, после Гражданской войны жизнь в городе мало-помалу налаживалась.

Но самое страшное было впереди – во время Великой Отечественной войны нацисты и финны блокировали город, отрезав его от «большой земли». Внутри по-прежнему базировался флот, производилась военная продукция – Ленинград ни в коем случае нельзя было сдать врагу. Это, впрочем, ничего бы и не дало – Гитлер не нуждался в большом русском порту на Балтике, и с удовольствием разрушил бы город, попади тот к нему в руки. А пока не было возможности это сделать, он (вкупе с блокировавшими Ленинград с севера финскими войсками) с отраженным в документах удовлетворением морил голодом население города.

Блокада длилась почти 900 дней и унесла миллионы жизней. В настоящий момент Санкт-Петербург оправился от последствий этого злодеяния, но жители сохраняют память о Блокаде и по сей день.

В Петербурге действует 131 православный храм, причем 19 (если считать с Пушкиным и Петергофом) из них являются соборами. Наиболее красивым и величественным считается собор преподобного Исаакия Далматского, построенный в 1818-58 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Продолжавшееся 40 лет строительство ознаменовалось многочисленной переменой планов, спорами и рядом скандальных историй, чего, пожалуй, по определению не может избежать длительное возведение столь крупного объекта. Как бы то ни было, результат получился впечатляющим – грандиозный храм, освященный в присутствии императора Александа II, стал негласным символом города, и его символическое, архитектурное и религиозное значение для жителей Петербурга переоценить невозможно.

Вторым по узнаваемости является храм Спаса на Крови – достигающий в высоту 81 метра девятиглавый собор, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Возводимый с 1883 по 1907 годы, этот храм стал данью памяти императора Александра III отцу, Александру II, погибшему от народовольской бомбы на том самом месте, где ныне стоит собор. Здание построено в русском стиле, и с первого же взгляда напоминает другой известнейший русский храм – собор Василия Блаженного.

Санкт-Петербург – город с богатейшим культурным наследием. Наполненный красивейшими храмами, он представляет собой настоящую жемчужину в обширной копилке русских архитектурных богатств.
Автор: Тимур Шерзад

Фото
Монастыри

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

...
Среди прочих достопримечательностей Санкт-Петербурга почетное место занимает Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – первый и крупнейший в городе монастырь. Уже в 1704 году, менее чем через год после основания столицы, царь Петр выбрал место для будущего монастыря – места охранения и распространения христианской веры и культуры. Не только болота и леса мешали скорой постройке монастыря, но и постоянная война со шведами. Когда в 1710 году был взят Выборг и окончательно укреплена безопасность города, Петр распорядился на правом берегу Черной речки "непременно на том месте быть Монастырю". Именовать монастырь было определено именем святого Александра Невского. Официальная дата основания монастыря в день освящения первой деревянной Благовещенской церкви 25 марта 1713 года. От монастыря к городу была проложена дорога – «Невская першпектива». Здесь был также разбит сад, кузница, мастерская, лесопилка и др. Действовала собственная типография и семинария (позже – академия).

В 1723 году от Владимира до Петербурга звонили многочисленные колокола - в монастырь перевозились мощи князя Александра., сопровождаясь толпами народу, которые приходили для поклонения святыне. В 1797 году высочайшим указом Павла I монастырь был переименован в Лавру «наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою». И это было заслуженно. В лавре были сосредоточены все церковно-административные дела города. Отсюда начинали свою миссионерскую деятельность такие монахи, как Иоакинф и Гедеон. В Благовещенской церкви лавры хоронили знаменитого Александра Суворова.

С 1918 года монастырь официально упразднен, но по факту действует до 1932 года, когда были арестованы все монахи. С 1957 года были возобновлены богослужения, а в конце 1980-х годов из Эрмитажа были возвращены мощи Александра Невского.

В Свято-Троицком соборе лавры хранится чудотворный образ «Невская Скоропослушница», написанный афонскими монахами. 900 блокадных дней иконе приносили свои молитвы ленинградцы, и ведь именно в день ее почитания – 22 ноября 1941 года была открыта «Дорога жизни». Название иконы означает «внимающая молитве скоро», — что утешительно для просящего помощи человека, у которого уже нет сил на продолжительные молитвы.

Воскресенский Новодевичий монастырь

...
Женский Воскресенский монастырь был основан по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного двора на Неве, однако его строительство затянулось из-за Семилетней войны. Лишь к 1764 году сюда была назначена настоятельница. Монастырь прослужил недолго – в 1822 году он был упразднен. Возродился из пепла он по указу Николая I в 1845 году, для монастыря был выделен участок к Московских ворот, где митрополит Никанор вместе с императором и совершил закладку обители. Через несколько лет строительство комплекса было завершено. До начала XX века здесь развивались и существовали различные мастерские, фермы, огороды, пасека. Были построены новые здания трапезной, больницы, школы и др. Настоятельницей обители стала монахиня Феофания. Задолго до этого, ее духовник архимандрит Феофан рассказывал, что видел странный сон. «Мне снилось будто привели меня в столь прекрасное место, что слов нет описать его красоту. Много увидел я там обителей: и стали мне показывать, кому какая принадлежит, сказали, что там есть много спасающихся из Горицкого и других монастырей. Я спросил: "А это какие, мне неизвестные? " И услышал ответ: "Петербургские"». Никто не мог понять, что это значит, и объяснили так: «Видимо к нам приедут из Петербурга и спасутся». Но отец Феофан ответил: «Нет, я видел петербургскую обитель и там много спасающихся».

После революции монастырь был ликвидирован, но продолжал существовать. Имущество и ценности были изъяты. В игуменских покоях находились резиденция митрополитов Ленинградских. В 1937 году резиденция была изъята, последняя действовавшая церковь – Афонская – закрыта. В 1930-е годы монастырь сильно пострадал – была взорвана Свято-Исидоровская колокольня, сняты купола, снесены часовни и кладбищенские церкви. Были перестроены внутренние помещения.

С 1995 года монастырь был снова открыт, начались активные работы по его восстановлению. Постепенно возвращаются утраченные храмы и монастырские корпуса, в храме появился образ иконы Казанской Божией матери. Потемневшую икону собирались реставрировать, однако он чудесным образом обновился в праздник иконы «Всех скорбящих радость».
Храмы, соборы, часовни

Владимирский собор

...
С 1747 года на месте нынешнего собора, позади реки Фонтанки, стояла небольшая деревянная церквушка. Нынешняя Владимирская церковь была построена в 1760-е годы на Торговой площади Санкт-Петербурга, по проекту архитектора Кнобеля. К концу XVIII века поблизости было закончено строительство двухъярусной колокольни по проекту архитектора Кваренги. Главный престол верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, Заступницы Земли Русской. Иконостас собора – памятник архитектуры, иконописи и скульптуры XVIII столетия создан по проекту Б.Ф. Растрелли и сохранился в первозданном виде до наших дней. В конце XIX века в храме были сделаны пристройки – приделы в честь Божией Матери Всех скорбящих Радость и святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1887-1888 годах в храме проходила часть торжеств, посвященных 900-летию Крещения Руси. В свое время одним из прихожан храма был Федор Достоевский и в настоящее время ежегодно здесь совершается панихида памяти писателя.

В 1930 году храм был закрыт советской властью, а его помещения были переданы книжным фондам Государственной Публичной библиотеки, а затем и строительному тресту. После войны храм, переживший всю блокаду, вновь был передан под хранилище книг Библиотеки Академии Наук СССР, а в 1947 году отдан под трикотажное производство. В 1989 году Собор Владимирской иконы Божией Матери был передан ленинградской Епархии. В 1990 году храм был освящен Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, будущим Патриархом Алексием II, который стал настоятелем собора. С 1996 года по настоящее время настоятелем является Его Преосвященство Преосвященнейший Владыко Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная святым праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ святого преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Иоанновский женский монастырь

...
На набережной реки Карповки, что в Северной столице, в 1900 году, праведным Иоанном Кронштадским было основано подворье Иоанно-Богословской женской общины, ставшее вскоре, по ходатайству отца Иоанна, самостоятельным Иоанновским монастырем. Обитель была названа в честь преподобного Иоанна Рыльского, духовного покровителя монастыря, во имя которого был заложен первый храм Обители в нижней части здания. В 1908 году, когда устроитель монастыря скончался, его тело было погребено в беломраморной усыпальнице в подвальном этаже. После его кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. У гробницы совершались чудесные исцеления, в одном только 1909 году их было двенадцать. После революции, в 1919 году, обитель была превращена в трудовую коммуну, а через четыре года и вовсе ликвидирована. Монастырь был передан обновленческой церкви, затем – мелиоративному техникуму. В 1926 году был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Оставшиеся к 1930-м годам монахини были арестованы и сосланы в Казахстан.

Пройдя через десятилетия запустения и забвения, монастырь снова возродился в 1989 году. Митрополит Ленинградский Алексий сделал все возможное для возвращения обители. 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского. 7 июня 1990 года Поместный Собор избрал владыку Алексия Патриархом Московским и всея Руси. На этом же Соборе было принято постановление о канонизации протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). 30 октября 1990 года подняли первый крест на купол храма Собора Двенадцати Апостолов. В храме-усыпальнице были воссозданы иконостас и надгробие над могилой Кронштадтского пастыря. 21 марта 1991 года были подняты кресты над малыми куполами храма Собора Двенадцати Апостолов.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

...
В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Спустя четверть века на месте деревянной церкви было принято решение строить новую, каменную. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса. 26 сентября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. В него перенесли иконостас из упраздненной деревянной церкви Иоанна Богослова на Выборгской стороне, а вскоре освящен и главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери. В течение XIX в. облик ее изменялся вследствие неоднократных перестроек и ремонтов, тем не менее, сохраняя классическую строгость и простоту. Последний раз храм основательно ремонтировался и оформлялся в конце XIX века. После революции церковь не закрывалась, но с начала 1920-х годов была передана обновленческому движению. В 1938 году в нее передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году, за год до войны, Смоленская церковь была закрыта властями, а Казанская икона была передана Князь-Владимирскому собору. В годы войны здание практически не пострадало, а уже в 1946 году богослужение в церкви Смоленской иконы Божией Матери было возобновлено. В те годы она была единственной действующей церковью на Васильевском острове и привлекала множество верующих. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. В 1989 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил в храме отдельный придел во имя блаженной Ксении Петербургской, канонизированной Деянием Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1988 году.

Никольский морской собор

...
В 1903-1913 годах в Кронштадте строится величественный Морской собор – в память о чинах флота, погибших при исполнении служебного долга. Возведение храма было решено вести на Якорной площади, где ранее лежали старые якоря. Условиями постройки собора было то, что высота купола должна была служить ориентиром с моря, а крест – первое, что должно было бросаться в глаза мореплавателю. В 1903 году на торжественной закладке присутствовал император Николай II, а тот же день он и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. Вплоть до 1929 года собор был открыт, в нем велись богослужения. Затем он был закрыт и разорен, кресты и колокола сброшены, память павших моряков поругана. Стараниями военных моряков и музейных работников удалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению. Здание было переоборудовано в кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны храм значительно пострадал от обстрелов с моря и суши. После войны в здании открылся клуб Кронштадской крепости и большой концертный зал с театральной сценой. В 1974 году здесь открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В 2002 году Морской собор, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был возвращен Церкви, в тот же год на главный купол был установлен крест. В 2005 году в храме впервые за 75 лет состоялась литургия. В 2013 году были закончены восстановительные и реставрационные работы, и состоялось великое освящение собора, в день 100-летней годовщины храма. Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Часовня Святой Ксении Блаженной

...
Будущая Ксения Блаженная родилась в первой половине XVIII века – предположительно, между 1719 и 1730 годами. Едва достигнув совершеннолетия, девушка вышла замуж за столичного дворянина Андрея Петрова. Муж скончался, когда Ксении было 26 лет, после чего она выбрала весьма необычный для своего круга путь. Пожертвовав дом, она облачилась в одежды мужа, с этих пор отзываясь лишь на его имя. Довольно скоро Ксению начали почитать, как юродивую, а улицу, где находился некогда ее дом, стали называть именем Андрея Петрова (вплоть до переименования улицы в 1877 году).

После смерти Ксении Блаженной на месте ее могилы была поставлена скромная, маленькая часовня. В 1902 году она была заменена уже большой каменной часовней, построенной в псевдорусском стиле по проекту архитектора Всеславина. Часовню закрыли в 1940 году, причем чуть не снесли. В годы войны она использовалась, как склад, что нанесло серьезный урон хранившимся внутри церковным ценностям. Как бы то ни было, уже в 1947 году часовня была открыта и освящена протоиереем Смоленской церкви. На этом ее злоключения не закончились – к 1962 году часовню вновь закрыли, разместив на ее месте скульптурную мастерскую. Для того чтобы в 1983 году опять вернуть ее Церкви. Отреставрированная, она была освящена в 1987 году, и открыта до сих пор.

Исаакиевский собор

...
Визитная карточка Санкт-Петербурга, крупнейший православный храм города – Исаакиевский собор, расположенный на Исаакиевской площади, был построен в середине XIX века. Первый храм на месте нынешнего собора был возведен в 1706 году. В его стенах венчался царь Петр и Екатерина Алексеевна, о чем сохранилась запись в походном журнале. В 1717 году на месте обветшавшей церкви стоится новая каменная, в стиле «петровского барокко». Сам Петр I заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского. При Екатерине II на месте старой каменной, строится новая церковь. Здание возводилось медленно, с перерывами, в итоге получилось неказистым и нелепым. По указанию Александра I на этом месте начинает возводиться новый Исаакиевский собор по проекту архитектора Монферрана. Долгих 40 лет строится новый собор, на который было потрачено колоссальное количество средств и жизней. Торжественное открытие состоялось в 1858 году, в присутствии императора Александра II.

После революции и введении декрета об отделении церкви от государства, здание собора со всем имуществом было национализировано. В 1919 году собор был передан прихожанам в безвозмездное пользование с оплатой расходов по текущему содержанию. В 1922 году храм передан обновленческой церкви, а с 1928 года передан в качестве музейного памятника. Здесь в 1931 году с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко был открыт один из первых антирелигиозных музеев. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны в здание собора перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов области для сохранения. После войны в соборе проводятся реставрационные работы. С 1968 года собор выделен в отдельное музейное учреждение. В 1990 году возобновлены церковные службы, в настоящее время они проходят ежедневно.

Храм Спаса-на-Крови

...
Ходит легенда о том, что однажды парижская цыганка нагадала императору Александру II ««Шесть раз жизнь твоя будет на волоске, но не оборвётся, а в седьмой — смерть тебя настигнет». Предсказание сбылось в 1881 году в Петербурге, на набережной Екатерининского канала, когда во время седьмого покушения был убит царь-реформатор Александр, прозванный в народе Освободитель. Вскоре на месте гибели императора была создана временная часовня, а в 1883 году началось строительство храма Вознесения Христова на крови, который продолжил давнюю традицию возводить церковные сооружения в память о погибших. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Освещение построенной церкви состоялось в 1907 году, в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии. Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

После революции храм был передан приходу, с 1922 по 1923 год был в ведении обновленческой церкви. С 1927 года и до закрытия был центром иосифлянства в Ленинграде – правого течения в Русской церкви, оппозиционного митрополиту Сергию (Старогородскому). В 1930 году храм был закрыт. В 1938 году было принято решение о сносе храма, но планам помешала война. В годы блокады здесь размещался морг, куда свозили погибших ленинградцев. После войны здесь хранил декорации Малый оперный театр. В 1968 году собор взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а в 1970 году было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор». Начались масштабные реставрационные работы, которые закончились лишь в 1997 году. В 2004 году в соборе была отслужена первая за 70 лет литургия.

Казанский кафедральный собор

...
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге был возведен на месте барочной каменной церкви XVIII века, построенной в 1737 году. В ней венчался будущий император Павел, отмечались военные победы. Тем не менее, уже в конце XVIII века храм казался властям каким-то маленьким – столичный статус требовал чего-то большего.

Конкурс на строительство большого, нового собора был объявлен императором Павлом в 1799 году. Самодержец вдумчиво выбирал проекты, пару раз изменил свое мнение, но так окончательно и не утвердил ни один из них, будучи убитым в результате дворцового переворота. Вступивший на престол Александр I оказался расторопнее, и дал добро на проект архитектора Воронихина. Возведение величественного храма прошло довольно быстро – всего за 10 лет (с 1801 по 1811 годы) собор был готов.
Казанский собор стал местом воспевания славы русского оружия – сюда свозились трофейные французские знамена, тут покоятся останки фельдмаршала Кутузова. Параллельно со службами и церемониями в храме продолжались работы по отделке, руководил которыми французский художник Огюст Монферан. Работы заняли десятилетия и завершились лишь в 1829 году.

Революция не сулила церковным объектам ничего хорошего, и в 1922 году Казанский собор столкнулся с первой волной реквизиции церковных ценностей – уникальный серебряный иконостас был отправлен на переплавку. В 1932 году храм закрыли, передав здание собора Музею истории религии и атеизма. Правда, советская власть проводила серьезную, академическую реставрацию интерьеров и фасада, основные работы по которой пришлись на пятидесятые и шестидесятые годы.

С развалом Советского союза храм вновь стал действующим – первая служба после длительного перерыва прошла в 1991 году. Через 3 года на куполе собора установили православный крест, а в 1998 году состоялось его полное освящение. Еще через два года собор получил статус кафедрального, в котором успешно действует и по сей день.
Святые источники
Святые мощи
Чтимые иконы
Поездки
Россия
по запросу

Санкт-Петербург на день России

 Паломничество  ...
Предлагаем посетить с паломнической поездкой святые места Северной столицы и ее окрестностей. Возможность прикоснуться к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, поклониться мощам святого Александра Свирского, посмотреть место начала правления Рюрика – Старую Ладогу. Вы сможете посвятить целый день самым известным православным святыням города с экскурсией «Православный Петербург». Вам будет предоставлена возможность посетить литургию в Казанском соборе, увидеть такие реликвии, как чудотворную Казанскую икону Божией матери, икону Божией Матери «Троеручница», притронуться к мощам Иоанна Крондштадского и многое другое. Нас ждет всенощное бдение в Исаакиевском соборе на престольный праздник Исаакия Далматского. Более десятка древних храмов и церквей, увлекательные экскурсии, возможность увидеть знаменитые белые ночи и многое другое ждет вас в нашей трехдневной поездке.
От 9900 ₽