Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Диалог с Георгий Солдатов

Георгий Солдатов
163 ответа

Здравствуйте! Ребёнок инвалид, 8 лет, вынужден обучаться на дому. Школа находится в 1 км от адреса проживания и прописки, но неоднократно от администрации делаются намеки о том, что прописка не подходящая, и если мы не предоставим справку о подходящей прописке, ребёнку не будут отказываться услуг...

Прочитать весь вопрос

Здравствуйте, Светлана!

В целях экономии времени, делаю выборку статей и нормативно-правовых актов по теме. Если будут вопросы, пишите здесь или на gb33@mail.ru

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

----------------

<Письмо> Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме"
---------------

Статья 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

-------------------------

Отдельной проблемой семей, воспитывающих детей-инвалидов, является проблема обеспечения их образования. Право на образование является одним из основополагающих конституционных прав, закрепленных в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам вне зависимости от степени ограничения в состоянии здоровья общедоступное бесплатное образование (начальное общее, основное среднее и среднее профессиональное образование) и высшее для лиц, поступивших на конкурсной основе в государственные или муниципальные образовательные учреждения. Исходя из содержания ч. ч. 1 и 2 ст. 43, образование может быть платным в негосударственных образовательных учреждениях, а также в высших образовательных учреждениях для лиц, поступивших в них не на конкурсной основе.

В развитие конституционных норм ст. 50 Закона "Об образовании" предусматривается, что для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, должны создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. При этом в качестве особой меры социальной поддержки ст. 52.1 названного Закона установлено, что за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Статья: Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами (Герасимов В.Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2011, N 3)

---------------------------
Семейная форма образования была введена статьей 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". При выборе семейной формы образования у родителей (или иных законных представителей) возникают обязательства обеспечить обучение ребенка в семейной форме образования. Образовательная организация в данном случае отвечает только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Вместе с тем, исходя из разъясняющего письма Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08, можно выделить ряд дополнительных обязанностей образовательных организаций в рамках ведения образовательного процесса в семейной форме обучения: 1) обеспечение обучающегося учебниками и учебными пособиями; 2) создание условий по социализации, интеграции обучающихся в соответствующие детские коллективы (в т.ч. путем предоставления возможности осваивать дополнительные образовательные программы в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию); 3) организация предоставления помощи обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, а также помощи штатных психологов и педагогов-психологов. Учредитель организации (региональная или местная администрация) может определять нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования с учетом затрат на проведение всех вышеуказанных мер. Минобрнауки РФ указывает также, что на уровне субъектов РФ могут вводиться компенсации для оказания социальной поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме за счет регионального бюджета.

Региональным законодательством предусматриваются компенсационные выплаты

При получении детьми-инвалидами образования в семейной форме возникают также вопросы с обеспечением их необходимой для обучения техникой. Часть 2 ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" допускает использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В таких случаях закон обязывает образовательные организации создавать все условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в т.ч. технологические средства, обеспечивающие освоение образовательных программ независимо от места нахождения обучающегося (ч. 3 ст. 16 Закона). Судебная практика свидетельствует о том, что образовательные учреждения заключают договоры о передаче компьютерного оборудования в пользование обучающимся по семейной форме детям-инвалидам, но с возложением обязанности поддерживать оборудование в исправном состоянии (в т.ч. осуществлять ремонт) на обучающегося и его законных представителей. Такие условия в договорах признаются недействительными, т.к. противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - все расходы по содержанию техники должны возлагаться на образовательную организацию.

Одним из требований Конвенции о правах инвалидов является обеспечение возможности детям с ограниченными возможностями здоровья получать инклюзивное образование. В развитие этого положения ч. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом исследователи отмечают, что на практике возникает множество проблем, связанных с реализацией права родителей на выбор для своих детей школ и детских садов, инклюзивных или соответственно коррекционных.

Статья: Правовые меры охраны прав инвалидов на беспрепятственный доступ к образованию (Сивакова И.В.) ("Социальное и пенсионное право", 2016, N 1)

--------------------------

Следует отметить, что в целях борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой о ее недопустимости (ст. 3.1), которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Статья: Прокурорский надзор за соблюдением права детей-инвалидов на образование (Огурцова М.Л.) ("Адвокат", 2016, N 5)

--------------------

В настоящее время в России действует программа "Доступная среда", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", где отдельное внимание уделяется соблюдению прав детей-инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

В соответствии с положениями Конвенции, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Программа) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.

----------------------
"Конвенция о правах инвалидов" (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006)

-----------------------------

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе об образовании понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. N 1082, представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении комиссии указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

(Вопрос: Какие нормативные документы определяют порядок получения образования ребенком-инвалидом и ребенком с ограниченными возможностями здоровья? ("Официальный сайт Минобрнауки России", 2016))

--------------------------------------

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит специалист. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный специалист не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.