Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

свт. сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
9 сентября (22 сентября)
Житие, обретение мощей

Захария (Лобов) (1865 - 1937), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик
Память 9 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых

Детство и юность

В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта 1865 года в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии [1] в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и Александры Павловны Лобовых (православного исповедания) [2].

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду [3] и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проучился 4 курса по II разряду [4], закончил образование в Донской духовной семинарии в 1888 году по I разряду [5].

Вступил в брак с Александрой Андреевной (1869 - 1917), в их семье родилось семь детей:

Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году [6], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.
Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.
Алексей (1894 - 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.
Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.
Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.
Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий
Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.) [7].
Священство

13 ноября 1888 года был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) и назначен к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки.

14 февраля 1890 года переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года - в Петропавловский храм города Александровска-Грушевского (ныне Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 мая 1900 года был переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, - в Троицком храме.

С 1900 года был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.

В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).

25 июля 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.

С 1905 года - член епархиального Миссионерского комитета.

11 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года - член Донского епархиального совета.

22 декабря 1908 года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории [8].

С 1909 года - законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года - законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.

С 1910 года - казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.

С 1915 года - член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.

В 1917 году овдовел [9].

28 марта 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья [10].

В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова [11].

Епископство на Донской земле

После принятия монашества с сохранением прежнего имени, но в честь иного святого - праведного Захарии, родителя Иоанна Предтечи, 5 октября 1923 года был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии. Чин хиротонии совершали митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и епископ Каменский Иннокентий (Бусыгин), присланный специально для этого патриархом Тихоном из Москвы [12].

14 октября того же года, в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством.

Духовником епископа Захарии был известный в Ростове и Нахичевани-на-Дону старец - протоиерей Иоанн Домовский. В деле епископа Захарии сохранилась копия письма о. Иоанну, в котором епископ именует его своим духовным отцом, проникнутое к нему глубоким уважением [13].

В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь [14].

Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха патриаршего поставления было нелегальным. Вместе с нелегально действовавшим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), официально уволенным на покой, владыка Захария организовал сопротивление обновленцам. Иерархи Митрофан и Захария рукополагали православных священников по всей епархии. Им содействовал простой церковный народ, требующий от власти допускать православных священников на свои приходы. При народной поддержке и любви епископ Захария служил в храмах Новочеркасска. Вёл тайную переписку со священниками из разных округов Донской и Ростовской епархий, Украины, в том числе со своим духовным отцом - противником обновленчества и подвижником благочестия отцом Иоанном Домовским. В письмах владыка Захария писал, что по милости Божией с большой радостью совершает богослужения при большом стечении народа, однако не знает, долго ли он еще сможет находиться на свободе и осуществлять свое служение. Вскоре все церкви Новочеркасска объединились вокруг владыки Захарии.

С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным [15]. Дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован по доносу обновленеского архиепископа Мелхиседека (Николева). Содержался в ростовской тюрьме. 27 марта 1924 года ему предъявили обвинение:

в хранении с целью распространения воззваний контрреволюционного характера;
в измышлении и распространении ложных сведений о гонении советской власти на Церковь, поддержке «Живой Церкви»;
в возбуждении национальной вражды и розни;
«в присвоении себе функций юридического лица, выразившихся в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархиальному управлению» (по статьям 72, 73 и 83 уголовного кодекса).
В 1924 году владыка Захария был этапирован в Бутырскую тюрьму в Москве.

Карательные органы обвиняли епископа в том, что он распорядился всем своим последователям тайно молитвенно поминать на богослужении «контрреволюционного» патриарха Тихона. На что епископ справедливо заметил, что в разъяснении Наркомюста сказано о запрете гласного поминовения патриарха, такого он и не благословлял, а о тайном поминовении ничего не сказано. Епископ характеризовался как «опасный для существования советской власти на Дону элемент», поэтому его необходимо было заключить в концентрационный лагерь. В связи с тем, что в основе всего материала против Лобова лежали агентурные донесения, дело не было передано в суд, а направлено в комиссию по административным высылкам при НКВД. В этом деле ОГПУ проявило свою типичную циничность и нечистоплотность: ранее почти в том же самом материале, собранном на Лобова, органы не нашли состава преступления, когда же им пребывание епископа на Дону стало неудобным, они с лёгкостью приняли обратное решение. Карательные органы видели в материалах дела только то, что хотели видеть и закрывали глаза на невыгодные для обвинения факты. Так например, епископ Захария в личной переписке, отслеженной ОГПУ, предостерегал своих последователей от каких бы то ни было политических мотивов. В письме протоиерею Петру Ледковскому в город Морозовск он писал: «При этом усердно молю в своих беседах и проповедях держаться истинно такого православия, нисколько не примешивая политику. Покажите всем, что мы не контрреволюционеры, а только сыны своей святой православной и апостольской Церкви, в которой мы ищем одно только – спасения и славы Божией». В июне дело было в Москве, рассматривалось, «на высшем уровне». Его взял под контроль сам начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков, куратор церковных дел и секретарь антирелигиозной комиссии (АРК). 29 июля дело епископа, заключённого в Бутырской тюрьме, рассматривалось сотрудницей VI отделения СО ОГПУ Якимовой. На документах стоит надпись: «Утверждаю… Ягода». Статьи обвинения в 6-м отделе были несколько изменены: «распространение контрреволюционных воззваний и антисоветская агитация путём проповедей» (ст.ст. 69 и 72 УК). Ту же самую квалификацию поддержал и Е.А.Тучков. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ еп. Захария был приговорен к 2 годам концлагеря [16]. Деятельность епископа Захарии, хотя она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как "участие в контрреволюционной тихоновской группировке" В материалах ГПУ имеется характеристика: "Лобов - злейший враг Советской власти".

Ссылка на Соловки

Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. В заключении владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства». Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник.

3 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать епископа Захарию после отбытия срока заключения на Соловках в г. Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола) Марийской автономной области на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию митрополита Сергия». Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митр. Сергием Глазовского еп. Виктора (Островидова). Еп. Захария писал в письме обратившемуся к нему в связи с выступлением еп. Виктора священника Вятской епархии: «Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви» [17]. Когда к нему обратился с письмом еп. Виктор, Захария пытался убедить его покаяться в грехе отступления.

27 января 1928 года был досрочно освобожден решением особого совещания при Коллегии ОГПУ. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии. С 24 апреля того же года - епископ Бежецкий, викарий той же епархии.

24 апреля 1929 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией. В Воронеж он прибыл в пасхальные дни того года.

Воронежский архиепископ

Служение на Воронежской кафедре принесло владыке немало скорбей: массовое закрытие церквей, гонение на церковнослужителей и т. д. Архиепископ, как мог, противостоял этим явлениям. Он боролся с закрытием храмов и сумел отстоять несколько действующих церквей.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением заслужил немалую любовь своей паствы. На каждую архиерейскую службу собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.

Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском Адмиралтейском храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а по его закрытии в марте 1932 года - в Успенском храме.

В июне 1930 года организовал в Воронеже свечной завод, который был закрыт в начале 1931 года из-за непосильных государственных налогов.

30 сентября 1931 года был вызван на зимнюю сессию Временного Священного Синода. 14 апреля 1932 года уволен от присутствия в Синоде. Вернулся в Воронежскую епархию. С марта 1933 года, во время отбывания ареста Курским владыкой Онуфрием (Гагалюком), по совместительству управлял Старооскольской епархией [18].

По соловецкому заключению Воронежский святитель был знаком со многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).

В доносе на архиепископа Захарию заявлялось что владыка "В проповеди говорил: «Над русским православием поднят меч»". Это было квалифицировано как антисоветская пропаганда, и вскоре последовал арест.

23 мая 1935 года был арестован и помещён в воронежскую тюрьму, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей. Виновным себя не признал.

В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября владыке вынесли обвинительный приговор по ст. 58-10 УК РСФСР - пять лет ИТЛ и денежный штраф 25 тыс. руб. за неполную выплату налогов за закрытый свечной завод. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в Соловецкий лагерь, и в тот же день митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой.

На Соловках владыка пробыл недолго. Вскоре, в 1936 году был этапирован через Мичуринскую тюрьму в Казахстан.

Арест и ссылка в Карлаг. Расстрел

8 февраля 1936 года прибыл в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). Владыка Захария был дневальным по бараку. В личном деле имеется следующая характеристика:

"Вежлив с администрацией и заключенными, дисциплинирован, проводит читку газет и обучает неграмотных заключенных".
От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп. Медкомиссией поставлен диагноз: старческая дряхлость, паховая грыжа, установлена инвалидность.

14 сентября 1937 года был осуждён по обвинению в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, направленной против решений партии и правительства, дискредитации вождей партии и правительства, в нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл." по статье 58-10 УК РСФСР, с приговором высшей меры наказания - о расстреле.

Кроме того, его обвиняли в групповом Пасхальном богослужении.

Из протокола допроса самого архиепископа видно, что он признал:

"...Переписку с 4 архиереями и духовенством и 1500 рублей прислали ему на личный счет. Никого никак не называл, зная возможных последствиях, и в политику не вмешивался. "Это дело не мое". Встречал Пасху сам, без облачения пел "Христос Воскресе". Виновным себя признал лишь "в получении денег и церковной контрреволюционной агитации, которой я доказывал, что существует Бог".
21 сентября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян в день приговора в 24 часа, вместе со священником Иосифом Архаровым, погребен в безвестной могиле.

30 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Воронежской области на основании статей 3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года [База данных о жертвах репрессий Воронежской области] [19].

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Алма-Атинской епархии.

Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.

Награды

набедренник (1892)
скуфья (1897)
камилавка (1901)
наперсный крест (1904), палица (1919)
орден св. Анны 3-й степени (1913)
орден св. Анны 2-й степени (1916)
крест на клобук (19 апреля 1932)

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 5:

Памяти Господней добрый хранителю /, истинный Евангелия служителю /, священномучениче Захарие преславне /, душу свою за Истину положив /, не престай за ны отче молити Владыку Христа /, даровати нам крепость духовную //, мир и велию милость.

Кондак, глас 2:

Предтечева родителя соименника /, и ревности онаго о Бозе подражателя /, священномученика пречуднаго Захарию восхвалим вернии /, сей бо попечения о пастве Христовой не остави в горьких работах /, и по кончине тепле молит Христа Бога /, во еже избавити ны от прелести лукаваго /, и верность Церкви сохранити.

Величание

Величаем Тя, / святый священномучениче Захарие, / и чтем честная страдания твоя, / яже за Христа во утверждение на Руси Православия \ претерпел еси.

Развернуть