Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

свт. исп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
3 октября (16 октября) - преставление
30 октября (12 ноября) - обретение мощей
Житие, обретение мощей

Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком. Как сообщает автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский), «ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов».

Он рано захотел стать священником. Впрочем, путь его к священству не был простым. Сначала духовному пути воспротивились родители. Зная не понаслышке о том, как тяжела и скорбна жизнь сельского пастыря на Руси, они уговаривали сына получить светское образование и устроить свою жизнь с большим комфортом.

Сын настоял на своем: поступил в Тульскую духовную семинарию. Однако к концу обучения желание стать клириком и в самом молодом человеке явно охладело. Он увлекся естественными науками, решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом. Так Александр начал готовиться к поступлению на медицинский, — но вдруг тяжело заболел.

Около года он боролся за жизнь, и пришлось забыть не только о подготовке к экзаменам, но и вообще о всякой учебе. А как только он оправился от болезни, пришло новое испытание — умер отец-священник. В то же самое время Александр, как лучший ученик семинарии, получил направление в Московскую Духовную академию для продолжения богословского образования. И неожиданно для себя самого не стал отказываться.

Игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя Агафангела пишет, что уже в годы обучения в Академии и проживания в Троице-Сергиевой Лавре Александр получал отчетливый призыв от Господа — становиться монахом: «Часто, с благоговением склоняясь перед мощами преподобного Сергия, он молился и вопрошал: не остаться ли навсегда в стенах обители? И внутренний таинственный голос ему отвечал: „Добро есть здесь быти, останься, останься здесь“. Но, увы, не послушался он этого внутреннего голоса. Заманчивые предложения мира обольстили его, и он отказался от вступления на монашеский путь».

По окончании Академии Александр отказался от мыслей о священстве и монашестве и захотел стать семейным человеком. Но счастливая супружеская жизнь длилась всего 11 месяцев. В январе 1885 года в жизни Александра Лаврентьевича произошло несчастье, которое определило весь его дальнейший жизненный путь. Вскоре после родов от заражения крови скончалась его супруга, умер и новорожденный сын.

Все случившееся Александр Лаврентьевич принял как волю Божию. Спустя два месяца после смерти жены, уже в марте 1885 года 31-летний вдовец принял монашество. Епископ Рязанский и Зарайский Феоктист постриг его в мантию под именем Агафангел и рукоположил в сан иеромонаха.

От Сибири до Прибалтики

Далее были годы службы в Сибири — работа в Томской духовной семинарии, затем в Иркутской. Уже через 4 года после пострижения в монахив возрасте всего 35 лет он был архиереем: сперва, в 1889-м, был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, затем, в 1893-м, получил самостоятельную кафедру в Тобольске. «Здесь ему пришлось трудиться не только как епархиальному архиерею, но и как миссионеру. Каждый год он предпринимал дальние и долгие путешествия по самым отдаленным уголкам епархии, не предполагая тогда, что через тридцать лет ему снова придется пройти по этим местам, но уже в качестве узника», — рассказывает игумен Дамаскин (Орловский).

Потом была служба на западе империи, в Прибалтике — 13 лет (1897–1910) в Рижской и Митавской епархии, затем 3 года в Литовской и Виленской. Здесь владыка приобрел славу «либерального» архиерея. В 1905, будучи епископом Рижским, он созвал Епархиальный собор, на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, об изменениях и сокращениях богослужения в латышских и эстонских приходах.

В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены.

Жалоба Ленину

В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангелстал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещен в священнослужении.

Немиров пренебрег запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя.

Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак».

Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду».16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка.

«Власть Патриархом передана мне»

После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведен обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего».

14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:

— Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, — я не протестую.

Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:

— Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.

После допроса владыка был выпущен на свободу. Однако он прекрасно понимал, что находится под угрозой ареста. Под домашним арестом был патриарх Тихон, шел процесс по делу митрополита Петроградского Вениамина. Осознавая, что Церковь в ближайшее время может остаться без законного управления, 5(18) июня 1922 года митрополит Агафангел составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви.

В нем он подтвердил, что остается законным главой церковного управления и не признает обновленческого ВЦУ: «как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными».

Также, ввиду своей невозможности прибыть в Москву, митрополит Агафангел благословил всем епархиям перейти на временное самоуправление: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».

28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы.

«Он страдал совершенно напрасно…»

5 сентября 1922 года помощник уполномоченного Секретного отдела Ярославского ГПУ Куликов составил обвинительное заключение по делу митрополита Агафангела. Его обвиняли в написании воззвания, «в котором он объявляет себя преемником Патриарха Тихона, главой Российской Церкви и вместе с тем объявляет Высшее Церковное Управление властью незаконной и самочинной со всеми вытекающими отсюда последствиями». В дополнение к этому Куликов напомнил про историю с запрещением попа Немирова — как гласило обвинение, митрополит «проявил насилие над гражданской свободой совести… к гражданам Николо-Троицкой волости».

Обвинитель отмечал, что «благодаря старческому возрасту судебное наказание не может быть применено». «Принимая во внимание, — писал Куликов, -… что Агафангел пользуется громаднейшей популярностью, … дальнейшее его содержание под стражей является нецелесообразным, оставление же на свободе… грозит поводом к новому возрождению старой реакционной церкви и подавлению обновленческого в ней движения». Таким образом, обвинитель предлагал применить к митрополиту Агафангелу меру административного наказания и выслать его «в один из отдаленных монастырей, где бы он спокойно и без вреда для советской власти мог провести свои старческие дни».

Однако вместо монастыря осенью 1922 года 70-летний старец был заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. Узнав об этом, верующие Ярославля обратились к председателю ГПУ с ходатайством. «Усерднейше просим оказать нам великую милость, — писали они, — возможно скорее освободить из-под стражи томящегося в заключении… нашего старца -митрополита владыку Агафангела, о котором мы по чистой совести свидетельствуем, что он страдал совершенно напрасно, являясь лишь жертвою отвратительной злобы некоторой части духовенства». Ходатайство было оставлено без внимания.

25 ноября 1923 года владыку приговорили к трем годам ссылки. В 1923 — 1925 гг. он проживал в селе Колпашево Нарымского края. Владыке было запрещено совершать богослужения, однако большим утешением для него в годы ссылки была встреча с ссыльными иноками и священниками из Ярославля.

«Со стороны ОГПУ возражений не будет»

По окончании срока ссылки, в августе 1925 года, владыку не отпустили в Ярославль. Вплоть до весны 1926 года его незаконно содержали в тюрьме г. Перми. Все это время с владыкой «работал» Тучков…

«В это время секретный отдел ГПУ строил дальнейшие планы раскола Русской Православной Церкви. Была организована группа архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), которая готовилась для захвата церковной власти после ареста митрополита Петра. Преследуя цель раскола и уничтожения Церкви, ГПУ отводило в этом замысле место и митрополиту Агафангелу. Предполагалось в нужный момент предложить ему как второму кандидату вступить на пост Патриаршего Местоблюстителя в соответствии с завещанием Патриарха Тихона, с тем, чтобы якобы спасти Православную Церковь от анархии и церковной разрухи, а на самом деле породить этим еще один раскол», — пишет игумен Дамаскин (Орловский).

Тучков задался целью расколоть «тихоновское» духовенство, устроив между различными архиереями «битву за местоблюстительство». С этой целью он льстил митрополиту Агафангелу и уговаривал его «взять власть в свои руки»: «Среди верующих растет смятение, — пересказывает речи Тучкова игумен Дамаскин, — Между тем советское правительство готово изменить свое отношение к Православной Церкви и легализовать церковное управление. Но в данный момент это невозможно, потому что власти не знают, с кем вести переговоры и кто стоит во главе управления Церковью.

Лично он, Тучков, не видит выхода из создавшегося положения, если не примет на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополит Агафангел; митрополит — старейший архиерей Православной Церкви, он был назначен заместителем Патриарха еще в 1922 году, в конце концов, он обладает среди архиереев огромным авторитетом…. Тучков обещал, что если митрополит возьмет на себя обязанности Местоблюстителя и войдет в переговоры с правительством о легализации церковного управления, то со стороны ОГПУ возражений не будет. Тучков призывал митрополита к жертвенности — ради благоустроения Церкви».

Введенный таким образом в заблуждение, 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел составил в Перми воззвание, в котором объявил, что он вступает в права Патриаршего Местоблюстителя (на самом деле таковым на тот момент уже являлся митрополит Петр (Полянский).

Начались распри и столкновения между духовенством по всей России — повсюду вопрос о высшей церковной власти вызывал споры и прения. Довольный результатом, Тучков распорядился выпустить митрополита Агафангела из тюрьмы. 1 мая 1926 года владыка прибыл в Ярославль.

Епархия встретила митрополита Агафангела в состоянии раздробленности. Одни приходы признавали Патриаршим Местоблюстителем его, вторые — митрополита Петра, третьи — митрополита Сергия (Страгородского), которых, в свою очередь, также активно «обрабатывал» Тучков…

«Все эти события сильно расстроили здоровье владыки Агафангела, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — и, желая его поправить, он в середине июня уехал из Ярославля в деревню, неподалеку от Толги. Здесь он снял комнату. Сам хозяйствовал, колол дрова для печи, варил обед. В это время казалось, что все епархиальные и общецерковные дела отошли для него на задний план». Ради церковного мира, митрополит Агафангел уступил права Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), о чем 8 июня он уведомил гражданскую власть.

В декабре владыка вернулся в Ярославль. Он снял небольшую комнату в частном доме, которая одновременно служила ему и столовой, и спальней, и канцелярией. Здесь он принимал приходящих к нему по духовным делам священнослужителей и мирян. Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось. Незадолго до его кончины верующие выстроили митрополиту отдельный домик, где у него были три небольшие комнаты.

Тем временем план ГПУ по умножению путаницы в церковном управлении успешно приводился в жизнь. 29 октября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) был арестован. В управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Иосиф (Петровых), но 8 декабря 1926 года он издал распоряжение о передаче власти одному из трех назначенных им заместителей: архиепископам Екатеринбургскому Корнилию (Соболеву), Астраханскому Фаддею (Успенскому) и Угличскому Серафиму (Самойловичу).

Архиепископ Корнилий не смог приступить к своим обязанностям, так как находился в ссылке. Архиепископ Фаддей был задержан Тучковым на пути в Москву, и во временное управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Серафим. «Странное положение установилось в епархии. Митрополит Агафангел был правящим архиереем, а подчиненный ему викарий, архиепископ Серафим, был главой всей Российской Православной Церкви, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — Но митрополит не возражал. Он правил Ярославской епархией в тех условиях, в которые его поставил Господь, понимая, что при богоборчестве, принятом властями за официальную идеологию, многими расколами могли кончиться разномыслия архипастырей, пастырей и православных мирян».

Митрополит Сергий

Окончательный удар по церковному миру России нанесла печально известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Агафангел решительно отказался поддерживать про-советскую позицию митрополита Сергия. Позицию митрополита Агафангела разделили три его викария: архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), временно управляющий Любимским викариатством бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в Ростове Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928 года.

Митрополит Агафангел и митрополит Сергий неоднократно переписывались, спорили о проблемах церковного управления, однако к компромиссу так и не пришли.

В середине сентября 1928 года владыка Агафангел слег в постель. 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени никакой пищи принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Однако владыка чувствовал, что приближается конец его земной жизни, и отдавал последние распоряжения.

«Предчувствуя близость смерти, владыка просил протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить, — сообщает игумен Дамаскин (Орловский), — Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Отец Димитрий съездил и все передал…»

Ярославский новомученик

16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Проститься с архипастырем пришли многие тысячи верующих. Владыка был похоронен в склепе Леонтьевской церкви г. Ярославля.

В 1931 году Леонтьевская церковь была передана в пользование общине обновленцев. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община оказалась не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. Храм превратили в склад, а могилу святителя — в мусорную яму.

В 1993году Леонтьевская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. С тех пор в храме служатся Божественные литургии и панихиды по митрополиту Агафангелу.

На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года митрополит Агафангел был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Рака с мощами святителя Агафангела находится ныне в Казанском соборе Казанского

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 2
По вся дни умервщляем был еси Бога ради,/ святителю и исповедниче Христов Агафангеле,/ во время безбожных гонений лютых/ попечение о Церкви Русской от Патриарха Тихона прияв,/ коварные козни слуг диавола разорил еси/ и корабль церковный мудре управил еси/ силою возлюбившего тя Господа,/ Его же моли даровати нам мир и велию милость.
Ин тропарь священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 2
От младенческих лет Богом избранный, / на служение Святей Церкви призван был еси, / овцы словесныя стада Христова добре упасл еси, / за веру Православную гонение претерпел еси. / Исповедниче святителю Агафангеле, / моли о нас Бога, до конца в вере истинней пребывати, // пастырю наш добрый.
Ин тропарь священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 4
Земли Ярославския небесный покровителю, / Церкве Русския красото и славо, / святителю Агафангеле богомудре, / Православныя веры учителю, / святых ея догматов хранителю, / о пастве российстей усердный попечителю. / Предстани в помощь нам, празднующим святую память твою, / моли милостивано Бога // Церковь Христову в мире соблюсти и спасти души наша.
Кондак священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 2
Столпе непоколебимый веры Православныя, / святителю Агафангеле богомудре, / узы темничныя, тесноты и скорби претерпевый, / от искушений тяжких паству охранил еси, / мир церковный соблюл еси. // И ныне защити Церковь Русскую от нападений вражиих.

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ И ИСПОВЕДНИКУ АГАФАНГЕЛУ, МИТРОПОЛИТУ ЯРОСЛАВСКОМУ И РОСТОВСКОМУ

Кондак 1

Избранниче предивный, Господем возлюбленный, на служение Церкви Христовой поставленный, саном священноначалия возвеличенный, пастырь добрый и истинный друг Христов показался еси, святителю Агафангеле, добродетельми и подвиги духовными украшен, Господа в молитве непрестанно взыскуя, приятелище соделался еси Духа Святаго. Слово Божие проповедаше, паству обильно пополнял еси, сопричти и нас избранному стаду Христову, благочестно поющих ти: Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Икос 1

От юности житие безмолвное возлюбил еси, хождаше на сельское кладбище, среди крестов и могил тишиною и покоем сердце питаше, поучался еси глаголам вечности, в тщету вменяя временное житие, младенческою молитвою к Богу пламеневый, умолял еси Его соделати тя служителем олтаря. Мы же, умиляяся богомудрию твоему, с детских лет явившуся, со благоговением взываем:
Радуйся, житие твое младенческое в богомыслии проводивый; радуйся, яко святитель Игнатий, тишину и уединение паче детских игр возлюбивый.
Радуйся, глаголам вечности поучавыйся; радуйся, в молитве к Богу устремлявыйся.
Радуйся, служити Богу во олтари с детства стремивыйся, радуйся, служити Ему верою и правдою от благочестивых родителей научивыйся.
Радуйся, родителей присное радование; радуйся, истинных учителей славная похвало.
Радуйся, Церкве православныя пастырю предивный; радуйся, града Ярославля бисере многоценный.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 2

Видяши град Ярославль святыя мощи твоя, от них же воистинну источаются обильныя чудеса и исцеления, дивляшеся благоутробию Божию, давшу нам предивнаго заступника и теплаго молитвенника, у Престола Божия за ны молящагося, со умилением и верою взывающе всех благ Подателю: Аллилуиа.
Икос 2

Разум Божественный дарова ти Господь, уготова тя к высокому служению в сане архиерейстем. Ты же талант от Господа восприявый, в земли его не сокрывый, во сто крат приумножил еси. Слово Божие по всей стране проповедаше, в паству Христову многая овцы уловил еси, не остави и нас сирых, воспевающих ти сице:
Радуйся, истинный проповедниче веры Православныяй; радуйся, православных радование.
Радуйся, светильниче небесный, присно горящий; радуйся, столпе огненный, во тьме неверия и смут верным светящий.
Радуйся, облаче, исполненный росою благодати духовныя; радуйся, красото и слава церковная.
Радуйся, земли Российския заступление; радуйся, града Ярославля предивное украшение.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 3

Силою Вышняго осенен был еси, святителю Агафангеле, егда горько уязвленный смертию благоверныя супруги твоея и сына твоего вся тленная и временная мира сего отрясл еси, иноческий постриг восприяв, умиленно Богу воспевал еси: Аллилуиа.
Икос 3

Имеяше благоразумие, егда лишихся счастия земнаго, не возроптал еси, с твердою же верою и упованием к Богу обратихся, возжелал еси служити Ему в иночестем чине. Крест свой на рамена подъявый, узкою стезею неуклонно в Царствие Небесное устремился еси. Мы же, похваляюще труды и подвиги твоя, умиленно воспеваем:
Радуйся, крест житейский на спасительный Крест Христов пременивый; радуйся, всем сердцем Христа возлюбивый.
Радуйся, в горе от Господа не отвративыйся; радуйся, от взора Его не сокрывыйся.
Радуйся, на Господа упование возложивый; радуйся, в житии твоем Христу послуживый,
Радуйся, вселенским учителем поревновавый; радуйся, верность Истине показавый.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче
Кондак 4

Бурю сумнений посеяше в сердце твоем злочестивый начальник, наученный врагом рода человеческаго, егда восхоте содеяти раскол в Церкви Христовой, яко лис прехитрый, прихождаше к тебе, научая заняти пост Патриаршаго Местоблюстителя. Трижды уготовляше ти искушение, посрамися смирением и терпением твоим. Ты же духом непрестанно горе устремляющеся воспевал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 4

Слышаша Слово Божие из богоглаголивых уст твоих, люди в истинней вере утверждашася, благочестно и праведно жити научахуся. Таже всем сердцем к Богу устремляхуся, благодатию Божиею укрепляемии, во узах и темницах за веру Христову страдаша, многоразличныя скорби претерпеваша, с верою и упованием Богу воспевая песнь хвалы и благодарения. Мы же имамы тя молитвенника чуднаго, со умилением вопием ти:
Радуйся, верою Христовою люди просвещающий; радуйся, твердо веру истинную проповедати научающий.
Радуйся, Святыя Троицы храме благоукрашенный; радуйся, любовию Христовою уязвленный.
Радуйся, Церкви непоколебимый столпе; радуйся, граду Ярославлю нерушимая стено.
Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, древа Иисусова райское прозябение.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвепниче.
Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, святителю Агафангеле, егда многая грады имеша тя пастыря добраго, избраннаго Божественным промышлением на многия архиерейския кафедры земли Российския. Ты же, яко истинный отец чадолюбивый, кротостию и смирением пример пастве показуя, многочисленныя чада духовныя приобрел еси, научающе их воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 5

Видящи, како любляше народ ярославский святителя Тихона, со слезами с ним расставашеся, сетующе и горько стеняху, ты отче богомудре в печали им сострадаше, в слове архипастырстем к ним обративыйся, просил еси их и тя прияти в любовь свою. Они же радостно тебе воспеваху:
Радуйся, пастырю предобрый; радуйся, молитвенниче наш пребодрый.
Радуйся, земли ярославския славо и украшение; радуйся, ветви райския насаждение.
Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающий; радуйся, лишения терпети ради Христа научающий.
Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, наставниче нелестный.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 6

Проповедник веры Православныя изящнейший явился еси, благодатию Святаго Духа умудренный, пастве глаголы жизни вечныя неустанно возглашал еси, призываше всех служити Христу, дабы вси Царствия Небеснаго соделалися причастницы, вкупе со ангелы Богу воспевающи: Аллилуиа.
Икос 6

Возсиял еси житием твоим, яко адамант пресветлый, славнаго града Ярославля украшение и всея земли Российския похваление, благочестием и смиренномудрием души верных просвещающе, любовию к Богу и ближним Христу служити научающе, благодатию святительскою сердца верных озаряюще, озари и наша сердца любовию небесною и благодатию духовною, поющия ти:
Радуйся, жития подвижническаго ревнителю; радуйся, благочестия насадителю.
Радуйся, злочестия и неверия обличителю; радуйся, о пастве ярославстей усердный попечителю.
Радуйся, догматов церковных верный хранителю; радуйся, истинный Пресвятыя Троицы служителю.
Радуйся, Ангелов небесных сожителю; радуйся, духов злобы всесильный борителю.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 7

Ходатай за повинныя смерти мятежники явился еси, миролюбче милостиве Агафангеле, егда грози им смерть неминуемая, умоляше помиловати их, тако и сам от Господа помилован еси, со избранными Божиими сопричтен еси, в Царствии Небеснем непрестанно Богу воспеваеши: Аллилуиа.
Икос 7

Новый исповедник истинныя веры явился еси, егда старец болезненный и многотрудный в Толгстем монастыре пребываше, безбожныя власти в келиях твоих обыск учиниша, в нестяжании богомудраго пастыря уверишася, но в покое не оставиша, уготовляюще тебе многая скорби и узы темничныя. Мы же укрепляемии силою духа твоего, с любовию воспеваем ти:
Радуйся, новый исповедниче Христов явивыйся; радуйся, прещений безбожных властей не устрашивыйся.
Радуйся, узы темничныя за Христа претерпевый; радуйся, помощником в скорбех Христа Подвигоположника имевый.
Радуйся, житием твоим мученику Агафангелу подражавый; радуйся, мучителем вся Христа ради прощавый.
Радуйся, твердым исповеданием любовь ко Господу показавый; радуйся, Царствие Небесное страданием стяжавый.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче
Кондак 8

Странник и пришлец был еси на земли, святче Божий, сие показа ти Господь, егда старец сединами убеленный, немощный и много болезненный, пришел еси во узах в землю, идеже ранее был еси архипастырем, поучаше народ благочестию и спасению. Ты же с благодарением тепле взывал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 8

Вси люди удивляшеся, како пречестный старец терпит страдания телесныя вкупе с мужами крепкими, егда во узах темничных пребываше, ты же воине Христов предоблий в Слове Божии дни и нощи поучался еси, духом крепляшеся, к Богу в пламенней молитве обращашеся, вся Христа ради терпел еси. Мы же не могуще достойно восхвалити тя, со умилением вопием:
Радуйся, страданием за Христа плоть свою умерщвляющий; радуйся, терпением скорбей верныя люди научающий.
Радуйся, жизнь временную ни во что вменяющий; радуйся, взамен Царствие Небесное приобретающий.
Радуйся, благодушно претерпевати вся нас научающий; радуйся, купец премудрый, за долготерпение вечное блаженство искупающий.
Радуйся, духов злобы кротостию и смирением уязвляющий; радуйся, поборати страсти нам помогающий.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 9

Вси людие горько восплакашася, рыдаху и стеняху, егда видя тя во гробе положена быша, пастыря предобраго и наставника премудраго лишишася, но уповающи на Господа крепляхуся, с верою взывая: Аллилуиа.
Икос 9

Витии многоглаголивыя недоумеют, како похвалити житие твое, егда ты вся временная отринувше, к вечным обителем райским устремился еси, путем тесным и прискорбным жития иноческаго, блаженство райское стяжал еси, любовию ко Христу уязвляемый в вечности с Ним соединился еси. За сие верныя люди похваляют тя, богомудре отче, воспевая тако:
Радуйся, правило веры и кротости духовныя; радуйся, непоколебимый столпе церковный.
Радуйся, архиереев Божиих похваление; радуйся, нечестиво живущих посрамление.
Радуйся, врагов Церкви Христовой грозный обличителю; радуйся, козней демонских разорителю.
Радуйся, твердое наше упование; радуйся, града Ярославля непрестанное радование.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 10

Спасение ти уготовляюще, дарова ти Христос прозревати грядущее отшествие, предуказа ти день кончины. Ты же, отче преславне, духом в Небесныя селения устремляяся, на земли тело твое ко отшествию приуготовил еси, Святых Христовых Тайн причастился еси, в мире и покое в Небесный град вечныя радости преселился еси, идеже непрестанно поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 10

Стена нерушимая и крепкое заступление дадеся граду Ярославлю святыя мощи твоя, святителю пречудне, мы же с любовию и благоговением им поклоняющеся, помощь скорую обретаем, со умиленною душею и чистым сердцем взываем ти:
Радуйся, мощи твоя святыя благоухания духовнаго исполнены; радуйся, благий отче, давый нам мощи сии чудотворныя.
Радуйся, града Ярославля предивное заступление; радуйся, веры Православныя укрепление.
Радуйся, граду Ярославлю Божие благословение; радуйся, в скорбех отрада и утешение.
Радуйся, благ духовных таинниче; Радуйся, за землю Русскую молитвенниче.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 11

Пение похвальное от нас недостойных приими, отче святый и не остави нас, уповающих на тя, с верою и любовию к мощем твоим притекающих, помощи и заступления просящих, дабы и мы сподобилися в Царстве Славы вкупе с тобою воспевати: Аллилуиа.
Икос 11

Светильник великий явился еси, не сокрытый под спудом, но высоко на свещнице Церкви Христовой поставленный, святителю Агафангеле, светом твоим верныя просвещающий, путь спасения неложный людем указующий, имже сам прошел еси и многия овцы словесныя превел еси. Не остави и нас заблудитися на путех земных, воспевающих ти тако:
Радуйся, путь в Царствие Небесное указующий; радуйся, благодать духовную нам дарующий.
Радуйся, заблудших взыскание; радуйся, неверных в стадо Христово призвание.
Радуйся, чтущих тя радостию небесною озаряющий; радуйся, и по смерти нас не оставляющий.
Радуйся, неизсякаемый источник благодати и исцелений; радуйся, Церкви Российския присное похваление.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 12

Благодатъ и славу неизреченную от Господа улучив, вселился еси в Небесныя обители, святителю Агафангеле, тую же щедро подаеши всем верно ти молящимся, сего ради к тебе припадаем, не остави нас немощных и грешных в безакониих умрети. Умоли Господа, дабы сподобил ны благую кончину улучити безболезненну, непостыдну, Христовых Тайн причастну. Дабы и мы вкупе с тобою вечно воспевали Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 12

Воспеваем величие Божие и милосердие неизреченное, яже дарова нам заступника небеснаго и помощника преизряднаго, егоже святыя мощи во граде Ярославле благочестно почивают, источающе токи благодати. Мы же к сим чудотворным мощем притекающи, святителю Агафангеле, ублажаем тя поющи:
Радуйся, источниче чудес и исцелений; радуйся, разорителю богопротивных учений.
Радуйся, догматы Церкви Христовой крепко хранивый; радуйся, хранити истинную веру нас научивый.
Радуйся, талант в земли не сокрывый; радуйся, ученьми твоими всю страну просветивый.
Радуйся, от телесных недугов исцеляющий; радуйся, вечное спасение нам низпосылающий.
Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче.
Кондак 13

О, предивный угодниче Христов, новый исповедниче и пастырю предобрый, в житии твоем Господу неустанно служивый и во уме непрестанно Христа созерцавый. Ты вся временныя блага отринул еси, крест свой на рамена подъяв, за Христом последовал еси, с Ним же в жизни вечной соединился еси. Мы же грешнии и смирении с теплою молитвою к тебе притекаем: не остави нас сирых и убогих в мире сем многоскорбнем, умоли Господа Сил даровати нам веру крепкую, надежду несумненную, покаяние истинное и любовь нелицемерную. Да прошедше стезю жития земнаго сподобимся неосужденно вкупе со ангелы и всеми святыми вечно Богу воспевати: Аллилуиа. (трижды)
Этот кондак читай трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Развернуть