Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Савва Вишерский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
1 октября (14 октября)
Житие, обретение мощей

Преподобный Савва был родом из Тверского княжества, из города Кашина1 и происходил из благородной, всеми уважаемой фамилии2; там он вырос и получил воспитание. Еще в самых юных летах он отличался добродетельною жизнию; нося мирскую одежду, он подражал иноческим подвигам, молился и постился как совершенный инок, и усердно ходил в храм Божий. Движимый любовью к Богу, Савва решился принять иноческий образ и стал проводить суровую монашескую жизнь в некоторых из Тверских монастырей, безропотно исполняя различные монастырские послушания: на поварне, в хлебопекарне и в других службах. При сем он отличался необыкновенным смирением. Братия Саввинской Тверской пустыни3, где он вскоре поселился, настолько полюбили Савву и стали уважать его за подвижническую жизнь, что имели его посреди себя как бы ангела Божия и избрали его себе во игумена. Бояре и все жители той страны стали почитать его как святого, и молва о его смирении, воздержании и других великих добродетелях далеко разнеслась кругом. Но преподобного тяготила слава человеческая, и он, избегая ее, удалился с родины и долгое время жил в совершенной безвестности, в чужой стране. Ревнуя о высших подвигах иноческих, Савва отправился на далекий Афон, прославленный святою жизнию своих подвижников, и там совершенствовался в духовной жизни4.

По возвращении с Афона преподобный пришел в Великий Новгород, но не открыл никому, кто он, странствуя под видом бедного, неизвестного странника. Руководимый Богом, он пришел на реку Вишеру5, водрузил здесь крест6 и, устроив небольшой шалаш, стал проводить отшельническую жизнь. Он имел с собою образ Пречистой Богоматери, перед которым непрестанно молился. Случилось одному из новгородцев проходить мимо того места. В то время был пост святых апостолов Петра и Павла, и стояла знойная летняя погода. Святой погрузился в глубокую молитву, как бы не чувствуя того, что лицо его все было покрыто комарами, так что его совсем не было видно. Изумленный новгородец поведал другим о том, что он видел, и отсюда все поняли, что это – истинный Божий человек. Заметив, что его узнали, преподобный Савва удалился отсюда и поселился в еще более уединенном месте близ реки Сосницы7. Здесь он продолжал упражняться в посте и молитве, проводя жизнь, исполненную еще больших лишений.

Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Молва о святой жизни преподобного Саввы распространилась по окрестностям, и соседние жители стали приходить к нему и доставлять ему свои посильные приношения, необходимые для поддержания жизни. Мало-помалу слух о святом угоднике Божием распространился по всей Новгородской области и достиг даже до самого архиепископа Иоанна, бывшего тогда на Новгородской кафедре8. Вследствие сего Иоанн послал разузнать о преподобном Савве, кто и каков он, и какова его жизнь. Посланному для сего доверенному лицу архиепископ велел расспросить Савву и упрекнуть его за то, что он не почтил его архиерейской власти и поселился в Новгородской земле без его благословения.

Архиерейский посланец, явившись к преподобному как бы с запрещением от архиепископа, сказал:

- Как смел ты поселиться в сей местности без позволения архиепископа?

Савва смиренно отвечал на это следующею притчею.

- Одна девица, – сказал он, – сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших; другая же, сидя у другого окна, с благоговением хранила девственную чистоту своей души. Мимопроходящие о первой девице, обращая внимание на ее бесстыдство, говорили: «не сохранит она чистоты своей при своей суетности и рассеянности»; о второй же говорили, что девица та, при таковой ее скромности, сохранит беспорочной свою душевную чистоту. Тем более нам подобает особенно внимать себе и охранять себя на том пути, по коему мы пошли: мы живем здесь в пустыне, не тебя, архипастыря, избегая, а удаляясь от мира; молитв же твоих и благословения мы всегда желаем, чтобы они пребывали с нами.

Посланный, возвратившись, рассказал архиепископу все о блаженном Савве, о его жизни, постничестве и нищете. Услыхав о сем, архиепископ понял, что это – старец духовной жизни, и посему, побуждаемый сильным желанием самому видеть его, отправился к нему в пустыню.

Блаженный Савва, покрытый своим обычным рубищем, встретил его еще на пути. Увидев архиепископа, Савва с глубоким смирением пал перед ним и поклонился ему с подобающею святительскому сану почтительностью. Архиепископ благословил преподобного, не зная, что это – Савва, но считая его за обыкновенного странника. Он повелел ему сесть вместе с собой и ехать до жилища Саввы, и едва мог уговорить его, потому что смиренный подвижник не смел позволить себе сесть вместе со святителем. Во время пути беседа с преподобным показала архиепископу, что это – не простой человек, а муж опытный в духовной жизни, и владыка тем более полюбил Савву прежде, нежели узнал его. Уже только перед самым жилищем своим Савва, смиренно поклонившись архиепископу, поведал о себе, что он грешный Савва. Тогда святитель подивился его смирению и с любовию благословил его. Потом оба они вошли в келию Саввы и там долго беседовали.

В продолжение нескольких часов архипастырь наставлял преподобного пребывать непреткновенно в терпении и подвигах и разделил с ним пустынную трапезу. Возвратившись в Новгород, архиепископ восхвалял великое богоугодное житие преподобного старца и с того времени стал питать к блаженному Савве глубокое уважение, считая его великим, и после того всегда присылал ему все потребное для его пустынной жизни.

Между тем преподобный Савва задумал основать в своей пустые обитель и начал строить своими руками келии для приходившей к нему иночествующей братии. Не стерпел сего лукавый враг рода человеческого и, побуждаемый завистью к нему, внушил разбойникам причинить преподобному зло. Думая, что у него есть какое-нибудь имущество, они пришли к нему со злым намерением. Савва строил в это время келию. С ложным смирением разбойники стали просить у старца благословения. Но он прозрел их коварный замысел и то, что они – разбойники. И вот он обратился к ним со следующею просьбою:

- Детки! Окажите любовь, помогите мне поднять дерево на стену.

При этом старец велел им взяться за тонкий конец бревна, а сам взялся за толстый. Разбойники никак не могли все вместе поднять своего конца, а старец, с Божиею помощью, легко один поднял дерево на стену. Пораженные сим, разбойники переглянулись между собою со стыдом и страхом, поспешили уйти от преподобного, боясь, чтобы из-за него им самим не потерпеть какого-либо вреда9.

По прошествии некоторого времени, одни из иноков монастыря, находившегося на так называемой Лисичьей горе, стали не соглашаться, чтобы старец продолжал жить в той местности, ибо она находилась немного выше упомянутого монастыря. Тогда преподобный Савва, прослышав о поднятом за землю спор, послал в Новгород одного из учеников своих, по имени Ефрем10, к начальникам Славянского конца11, с просьбою отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители. Те охотно дали ему на сие позволение. После того преподобный Савва окончательно поселился там и всячески, сколько был в силах, трудился над построением обители. Водрузив келии для братии, он вознамерился воздвигнуть и церковь в честь преславного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа12. При помощи Божией, церковь вскоре была сооружена и освящена. С этого времени к преподобному Савве стало стекаться много народа: одни ради пользы духовной и наставления, другие для иноческой жизни в его обители. Он же с радостию принимал всех.

В то же время преподобный продолжал более всех трудиться над благоустройством новой обители, всем подавая пример своим неутомимым трудолюбием. В обители преподобного, между прочим, работал тогда один мирянин, весьма ленивый в исполнении монастырских послушаний. Он нередко вступал со старцем в пререкания по поводу того, что он предпринимает слишком много дел. Савва же, утешая его, говорил:

- Не скорби, чадо, потерпи лишь эти дни, назначенные для исполнения тобою монастырских работ, и тогда мы после вознаградим тебя гораздо более, чем обещались.

Мирянин, тронутый кроткими словами старца, понял, что то было с ним вражеское искушение, и после того стал работать и трудиться гораздо более других.

В то время в обитель пришел один инок для того чтобы увидеть блаженного Савву; ибо он от многих слышал о его великой подвижнической жизни. Старец сам встретил его. У него было обыкновение, когда кто приходил к нему из других монастырей, выходить к нему, встречая его еще далеко от своей обители, там, где водружен был крест; сотворив там краткую молитву, он затем шел с гостем в церковь, здесь снова совершал молитву и потом уже вел его в свою келию и вступал с ним в беседу.

Когда упомянутый инок был встречен таким образом преподобным Саввою, то старец, после долгой беседы с иноком, при наступлении позднего вечера, оставил пришедшего брата отдохнуть: сам же, взявшись за жернов, молол рожь. И вот вновь пришедший брат слышит, что старец недалеко от келии всю ночь до самой утрени мелет рожь, а устами своими читает псалмы. Инок был изумлен и начал говорить себе, что он гораздо более увидел, чем слышал прежде о старце от других. Рано утром, приняв от старца благословение, он отправился обратно в свой монастырь, повествуя всем о величайшем подвижническом житии святого и укоряя себя в лености и нерадении.

По устроении обители преподобный Савва поставил себе столп и, входя на него, всю седмицу до субботы проводил на нем в посте и молитве; в субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними Святых Тайн, слушал службу воскресного дня, разделял вместе с прочими трапезу и, после душеполезного поучения братии, снова входил на столп и таким же образом снова подвизался на нем до следующей субботы13.

Во время сего великого столпнического подвига в обитель к преподобному Савве пришел из Твери повидаться с ним родной брат его по плоти, давно не видевший его. Но старец совсем не хотел видеть его и беседовать о ним. И когда брат долгое время оставался при столпе, умоляя старца хотя бы только повидаться с ним, то старец, наконец, сошел со столпа и благословил брата, но, ничего не сказав ему, тотчас же снова взошел на столп. Брат же преподобного, увидев его, с радостию возвратился в Тверь, прославляя Бога за дивные знамения Его благодати, коих очевидцем он удостоился быть.

Живя на столпе, по-видимому, удаленный от обители и забот о ней, преподобный Савва продолжал, однако, хранить ее своими молитвами. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы разграбить его. Преподобный, стоя на столпе на молитве, еще издали увидал их и, поняв злое намерение, с коим они пришли, стал стучать жезлом по стене. Разбойники, услыхав стук, объятые страхом, убежали: ибо их отгоняла от обители молитва преподобного14. С того времени разбойники перестали подходить к монастырю.

Между тем, к преподобному Савве продолжали отовсюду стекаться и иноки, и миряне, ради пользы духовной, которую от него получали; ибо он, по апостолу, для всех был всем (1 Кор. 9:22), всех наставляя, обо всех соболезнуя и заботясь как бы о своих собственных членах, к старцам относясь как к своим братиям и сверстникам, к более юным как к своим детям. И не было никого в обители преподобного Саввы ни оскорбляемого, ни оскорбляющего, ибо все были утешаемы и примиряемы святым Саввою.

Пребывая в сих подвигах и перенося столь суровые лишения и всякого рода скорби, преподобный Савва, на семидесятом году от рождения впал в телесный недуг. Готовясь разрешиться от тела и отдать последний долг природе, преподобный призвал к себе всю братию и обратился к ней с предсмертными душеполезными наставлениями, в особенности о том, чтобы они твердо и неизменно пребывали в православии и в соблюдении иноческих обетов, более же всего преуспевали в смирении.

В заключение старец сказал им:

- В чем вы видели меня подвизающимся, – то и сами творите.

После сего, поручив монастырь и братию заботам и попечениям архиепископа Новгородского, а ближайшее заведование обителью и руководство иноками старейшим из братии, своим ближайшим ученикам Ефрему и Андрею15, наиболее показавшим свои труды и подвиги в том монастыре, преподобный Савва, все более укрепляясь духом, стал изнемогать телом. Причастившись Святых Христовых Тайн, он мирно предал душу свою Господу 1 октября 1460 г. Перед самою кончиною своею преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле».

Ученики преподобного, увидев своего отца и наставника умершим, много скорбели о разлучении с ним. Потом, почтив его память, как своего отца и наставника ко спасению, псалмопением и надгробными песнопениями, они погребли в земле его трудолюбное и многострадальное тело между церковью и столпом, на котором он подвизался в последнее время своей жизни.

По отшествии своего наставника к Богу, ученики преподобного Саввы стали еще более заботиться об устройстве монастыря, о том, чтобы ничего не забывалось из монастырских правил и заветов их отца духовного – преподобного Саввы. Особенно же они заботились о внутренней духовной жизни своей, подражая в ней тому, что они видели в своем наставнике и учителе, и стараясь тщательно исправлять свои недостатки. И они показали в сем отношении такие подвиги, что стали добрым образцом для многих.

По прошествии довольно продолжительного времени, когда, с помощию Божиею и по молитвам преподобного Саввы, обитель его с успехом процветала, в ней произошел большой пожар, так что сгорел весь монастырь. При сем сгорели вместе с келиями и церковь, и столп, на котором подвизался преподобный во время своей жизни; но гроб преподобного Саввы, находившийся между церковию и столпом, и часовня над гробом, не потерпели от огня никакого вреда, так что пламень не мог даже прикоснуться к ним, хотя окружал их со всех сторон. Это было первое чудо по преставлении святого. С того времени при гробе преподобного Саввы стали совершаться многоразличные чудотворения, коими Господь явил в нем верующим истинного Своего угодника и благодатного чудотворца. Следующее чудо особенно уверило всех в этом. Некто Захария, готовившийся принять иноческий постриг в обители преподобного, много слышал от тамошних иноков о святом житии и посмертных чудесах преподобного. Благоговейно изумляясь слышанному, Захария в продолжение многих дней размышлял о том и молил Бога, чтобы и ему сподобиться самому быть свидетелем какого-либо из таковых чудес. И вот, когда он однажды стоял на молитве и, присев для отдыха, задремал и уснул, вдруг увидел перед собою какого-то незнакомого старца, который сказал ему: «если хочешь видеть Савву, иди за мною, – и тогда увидишь его». Захария, как казалось ему, пошел за тем старцем, дошел до гроба святого Саввы, увидал там нескольких святителей и среди них преподобного Савву, стоявшего на возвышенном месте. Он поклонился преподобному, и тот сказал ему несколько слов в назидание и утвердил его в его вере.

Между тем, болящие и все с верою притекающие ко гробу преподобного продолжали получать духовные утешения в своих скорбях и чудодейственные исцеления от своих тяжких недугов. Слух о сих чудотворениях распространился по всей Новгородской области, особенно с того времени, когда настоятель Саввинской обители игумен Геласий, по молитвам к угоднику Божию, исцелел от приключившейся с ним отравы, причем при исцелении увидел во сне преподобного Савву, стоявшего на молитве в светлых ризах со взором, обращенным к храму. Проснувшись и почувствовав себя исцеленным, Геласий прославил Бога, творящего через святых Своих угодников дивные чудеса, и поспешил отправиться к Новгородскому архиепископу, которому и поведал о бывшем ему видении и о своем чудесном исцелении. Тогда Новгородский святитель Иона прибыл в Саввин Вишерский монастырь16 и, поспешив ко гробу преподобного, совершил перед ним молебное пение. Потом он приказал написать икону преподобного Саввы17, составить в честь его службу и описать его житие18 во славу Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, дивно прославляющему святых Своих и по их преставлении.

Впоследствии мощи преподобного Саввы были перенесены во вновь построенную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы19, и в православной русской церкви установлен в честь его праздник20. И ныне у честного гроба его подаются неоскудные исцеления всем, с верою притекающим к предстательству преподобного, не престающего молиться перед престолом Всевышнего о всех, верою почитающих пречестную память его.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобного Саввы Вишерского, Новгородского
глас 4
От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы Вишерского, Новгородского
глас 8
Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси,/ и многих житием удивив,/ отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси,/ поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Савво, отче наш.

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

Молитва первая преподобному Савве Вишерскому, чудотворцу

О великий угодниче, преславный чудотворче и обители сея богодухновенный наставниче, Савво всеблаженне, душею на небеси Престолу всех Царя предстоящий, телом же во святей обители сей почивающий, и различная чудеса повсюду молитвами твоими совершаяй, призри милостивно на предстоящия и твоего ко Господу Богу ходатайства во обдержащих нуждах люди просящия: вси бо мы, по множеству грехов наших, не точию смеем принести когда молебный глас, но ниже возвести очес своих на небо; ты же, яко стяжавый дерзновение, принеси за всех, к честней раце твоей притекающих, теплыя молитвы к Господу, еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча и брани, от людей и от диавола бывающия, и от всякия душевныя и телесныя болезни; да избавившеся сих и работая Господу, Ему же предстоиши, внидем в некончаемый покой и прославим тамо с тобою всех благих подателя Бога, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва вторая преподобному Савве Вишерскому, чудотворцу

О преизящный и великий угодниче Господень Савво, похваляем твоя славная чудотворения, прославляем житие твое святое; никтоже возможет изчести терпение и подвиги твои святыя; ты бо отечество и род оставил еси, в пустыню достиг и, ученики собрав, составил обитель, воздвигнув столп, и на нем подвизался еси, сохраняя стадо твое словесное; иже неправедно иногда нашедших разбойнически на обитель твою увидел еси и токмо жезла ударением устрашил еси, и ныне устраши, отче преподобный, всех врагов, возстающих на нас; умоли милостиваго Бога, да отпустит нам прегрешения наша и сподобит нас купно радости вечныя наслаждатися со всеми святыми, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ САВВЕ ВИШЕРСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ

Кондак 1

Избранный и дивный отче Савво, просвещенный от трисияннаго света, ты нас омраченных греховными страстьми просвети и твоими молитвами от всех бед избави, да зовем тебе: Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Икос 1

Ангельския чины возрадовашася твоим подвигом, ими же в пустыни упражнялся еси в посте и молитвах; и ныне мы, почитая тя собеседника ангелов, сицевая вопием тебе:
Радуйся, небесный жителю;
Радуйся, страстей разрушителю.
Радуйся, воздержание явивый;
Радуйся, вишерскую пустыню просветивый.
Радуйся, на спасение учителю;
Радуйся, безмолвия рачителю.
Радуйся, скорый помощниче;
Радуйся, на путь правый наставляяй.
Радуйся, Царствие Небесное возвещаяй;
Радуйся, унывающих утешение.
Радуйся, грешных исправление;
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 2

Видящи народ странный и чудный жития твоего образ, преподобне отче Савво, вельми удивися; темже и мы, размышляя твоя подвиги, поем Богу: Аллилуиа.
Икос 2

Разуму податися нам Божественному помолися, преподобне Савво; ты бо, Божественным сияющи светом, со ангелы водворяющийся, приими радостно похвалы тебе приносящих:
Радуйся, добродетельми пресиявый;
Радуйся, благодать стяжавый.
Радуйся, чистоты хранителю;
Радуйся, безмолвия любителю.
Радуйся, Божиих дарований исполнение;
Радуйся, в человеках чудное удивление.
Радуйся, Троичнаго света зрителю;
Радуйся, бесов устрашителю.
Радуйся, к подвигам проповедниче;
Радуйся, небесный исповедниче.
Радуйся, яко печали отгоняеши;
Радуйся, яко помощь подаваеши.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, преподобне Савво, и показа селение и жилище Святаго Духа, Его же и мы почитающе, поем Богу: Аллилуиа.
Икос 3

Имуще тя велика, отче, заступника и скораго в напастех помощника, твою святую память торжествующе, сия тебе вопием:
Радуйся, скорбящих утешение;
Радуйся, Святаго Духа селение.
Радуйся, Святыя Троицы служителю;
Радуйся, унывающих посетителю.
Радуйся, бесовския силы прогнание;
Радуйся, болящих здравие и врачевание.
Радуйся, столпе веры утвержденный;
Радуйся, учителю совершенный.
Радуйся, к спасению предводителю;
Радуйся, бедствующих защитителю.
Радуйся, добродетель укрепивый;
Радуйся, богатство ни во чтоже вменивый.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 4

Бурю страстей многомятежнаго мира возненавидевый, отче преподобный Савво, устранился еси сует, ныне же Богу предстоиши с небесными силами и поеши купно с ними: Аллилуиа.
Икос 4

Светозарную лучу имуще тя вернии, богоносный отче Савво, просвети и вразуми наша сердца, мы же вопием тебе сице:
Радуйся, Новуграду украшение;
Радуйся, Вишерския пустыни озарение.
Радуйся, христианская красото;
Радуйся, российская доброто.
Радуйся, благодатию озаряющий;
Радуйся, чудесами просвещающий.
Радуйся, исцеления источниче;
Радуйся, бедствующих помощниче.
Радуйся, в болезнех врачу и целителю;
Радуйся, скорый послушателю.
Радуйся, учением мир просвещающий;
Радуйся, славу Божию умножающий.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 5

Боготечную зарю увидевше тя, отче, в пустыни, людие яко учителя светоносна придержашася тебе и о сем воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 5

Видя твое житие, народ великаго Новаграда, Савво преподобне, нача благоговейно тебе почитати, и мы тебе вопием:
Радуйся, в севере сияющий;
Радуйся, чудесами просвещающий.
Радуйся, наставниче великий спасения;
Радуйся, послушателю евангельскаго учения.
Радуйся, иго Христово восприявый;
Радуйся, добродетелями возсиявый.
Радуйся, неусыпный предстателю;
Радуйся, о всех верных ходатаю.
Радуйся, вещателю сладкословесный;
Радуйся, изъявляющий таинства небесная.
Радуйся, христианское похваление;
Радуйся, противных побеждение.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 6

Проповеди евангельския Творца, яже не пещися яже в мире, послушавый, преподобный отче Савво, и нам от Христа получити безстрастие умоли, вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6

Возсиял еси от тферския страны, преподобный отче Савво, и освятил еси новоградския пустыни, избави нас от вражиих наветов, вопиющих сице:
Радуйся, крест твой носивый;
Радуйся, духи лукавствия покоривый.
Радуйся, славы вечныя ходатаю;
Радуйся, спасительных благ подателю.
Радуйся, почитаемый на земли;
Радуйся, увенчанный на небеси.
Радуйся, страстей избавляющий;
Радуйся, уз греховных свобождающий.
Радуйся, яко мзда твоя вечная;
Радуйся, яко радость твоя безконечная.
Радуйся, венец небесный получивший;
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 7

Изшедшу архиепископу Иоанну в пустыню, еже видети тебе, преподобне Савво, познав тя, отче, дивно Богу работающа, возгласи: Аллилуиа.
Икос 7

Новый воистинну подвижник на страсти явился еси, преподобный отче Савво; кто изочтет твои постническия подвиги; мы же, почитающе тебе, вопием:
Радуйся, постом страсти покоривый;
Радуйся, тмы князя победивый.
Радуйся, всякое желание увядил еси;
Радуйся, яко безстрастен явился еси.
Радуйся, подвигов совершение;
Радуйся, пустыни украшение.
Радуйся, постников славо;
Радуйся, воздержания зерцало.
Радуйся, всякую добродетель изобразивый;
Радуйся, иго Христово возлюбивый.
Радуйся, истинную веру утверждающий;
Радуйся, в невечернем дни пребывающий.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 8

Странное твое житие бысть, преподобный отче Савво, ты, на небо показуя путь, на высоту столпа возшел еси и учил мудрствовати горняя, а не дольная, ныне же в вышнем селении поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 8

Весь был еси в вышних и горе оком твоея души взирал еси непрестанно, и ныне заступаеши всех вопиющих сицевая:
Радуйся, великий пустынножителю;
Радуйся, пророкам ревнителю.
Радуйся, стопам Христовым подражавый;
Радуйся, в пустыни пресиявый.
Радуйся, совершенства учителю;
Радуйся, врагов прогонителю.
Радуйся, Христу угодивый;
Радуйся, равноангельно поживый.
Радуйся, яко благодати всем просиши;
Радуйся, яко молитвы о всех приносиши.
Радуйся, яко всякую добродетель изобразил еси;
Радуйся, яко равноангельскую честь получил еси.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 9

Всякое естество удивися тебе, преподобный отче Савво; мира бо красная от сердца возненавидевый и единаго Бога возлюбивый, явился еси яко ангел, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 9

Витийстии языцы восхвалити тя по достоянию не могут, отче богомудре Савво, ты бо от юности Богу приближился еси, мы же сицевая вопием тебе:
Радуйся, благочестия утверждение;
Радуйся, крепкое заступление.
Радуйся, недугов тму отгоняяй;
Радуйся, на путь правый наставляяй.
Радуйся, яко к Божию хотению управляеши;
Радуйся, благодеяния всем подаваяй.
Радуйся, моления Вышнему приносяй;
Радуйся, о всех страждущих просяй.
Радуйся, падших грехами возстание;
Радуйся, отчаянных воззвание.
Радуйся, пустынножителей удобрение;
Радуйся, монашествующих укрепление.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 10

Спастися хотяще, вернии от напастей различных, отче преподобный Савво, тя предстателя поставляют, ты бо ко спасению наставляеши вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 10

Стену тя, заступника и молитвенника тепла обретше, преподобне отче Савво, тебе же присному сущу молитвеннику сицевая приносим пения:
Радуйся, в бедах сущим посетителю;
Радуйся, Божиих повелений исполнителю.
Радуйся, яко молитвою врагов изнурил еси;
Радуйся, яко пути Господня сохранил еси.
Радуйся, страсти умертвивый;
Радуйся, равноангельскую чистоту сохранивый.
Радуйся, от юности мира отрекийся;
Радуйся, безплотным подобен явивыйся.
Радуйся, яко крест на раме понесл еси;
Радуйся, яко небесную радость приял еси.
Радуйся, российский светильниче;
Радуйся, крепкий наш защитниче.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 11

Пение по достоянию воздати тебе несть возможно, преподобный отче Савво, ты бо Божественную благодать нам ходатайствуеши и Богу со ангелы поеши: Аллилуиа.
Икос 11

Светоприемный светильниче и великий угодниче Савво, ты, многими добродетелями сияющь, вшел еси в небесная святая и предстал еси ко Господу, идеже и нас поминай, вопиющих тебе сице:
Радуйся, яко Божественный закон соблюл еси;
Радуйся, яко Богу посвятился еси.
Радуйся, приятый в горняя селения;
Радуйся, наслаждающийся небеснаго веселия.
Радуйся, Христианы утверждающий;
Радуйся, от врагов освобождающий.
Радуйся, яко безплотен поживый;
Радуйся, яко безплотным причтен еси.
Радуйся, благодати нам ходатаю;
Радуйся, благодеяний подателю.
Радуйся, яко врагов наших посрамляеши;
Радуйся, яко наветы их разрушаеши.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 12

Благодать, данную тебе, преподобне отче Савво, и подвиги твоя изрещи не можем, в пустыни бо нестяжательно живший, сего ради на небесех радуешися и поеши песнь: Аллилуиа.
Икос 12

Поем доблественныя подвиги твоя, ублажаем достохвальную кончину, почитаем священную память твою, преподобне отче Савво, и похвальная сице вопием:
Радуйся, в чертог небесный введенный;
Радуйся, в число святых учиненный.
Радуйся, православным поборниче;
Радуйся, Христианом помощниче.
Радуйся, вражды разрушителю;
Радуйся, врагов истребителю.
Радуйся, верным мир и утверждение;
Радуйся, скорое от врагов освобождение.
Радуйся, злобы земныя губителю;
Радуйся, отчаянных посетителю.
Радуйся, в сожительство чинов небесных учиненный;
Радуйся, от святых ликов в чертог введенный.
Радуйся, Савво, новгородский чудотворче.
Кондак 13

О всехвальный и предивный угодниче Христов, Савво преподобный, молимся и вопием тебе всеусердно: приими малое сие от нас моление, умоли милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и будущих измет мук, вопиющих: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Развернуть