4 святыни

Скит прор. Илии Фесвитянина

Скит Илии Пророка на горе Афон - общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря.

Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794 гг), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский. В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисием. Когда, спустя несколько лет, собралось вокруг смиренного Паисия целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую и ветхую келлию, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте этой келлии Паисий основал скит и провел там первые пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания.

Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II к 1850 году. Этот трудолюбивый настоятель остроил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Илие Пророку.

Среди святынь скита – великолепный артофор (поднос для освященного хлеба). Большой интерес представляет также позолоченный деревянный иконостас скита.

В настоящее время настоятелем скита является архимандрит Иоаким, в скиту подвизаются 15 монахов.

Особо почитаемые иконы:
Икона Богородицы Тихвинская

Список с известной иконы Тихвинской Богоматери, находится в левом киоте Соборного храма. Согласно преданию, 17 февраля 1876 года икона начала источать слезы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял ее на фронт Русско-турецкой войны.
Икона Богородицы Млекопитательница
Список с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия.
Святыни:
Часть Животворящего Креста Господня; левая стопа Апостола Андрея Первозванного; ризы Спасителя и Божьей Матери; частицы мощей Крестителя Господня Иоанна; апостолов: Матфея; Иакова Алфеева; Иакова брата Иоанна Богослова; первомученика Стефана; священномучеников: Игнатия Богоносца; Григория, епископа Великой Армении; Харлампия Модеста; Дионисия Ареопагита; Фоки; Ермолая; Анфима; мощи великомучеников: Феодора Стратилата; Феодора Тирона; Пантелеймона и Артемия; Варвары; Св. Иоанна Милостивого; Софрония, патриарха Иерусалимского; патриарха Цареградского Тарасия; пророка Иеремии; мучеников: Иакова Персиянина; Панкратия; Мины; Антипы; Хрисанфа; Каллиопия; Логгина; Евлампия; Агафангела; Андроника; Кирика; Димитрия и Георгия; частицы Сорока мучеников Севастийских; Анастасия Персиянина; Архидиакона Лаврентия; Акакия и Игнатия Афонских; мучениц: Параскевы; Фотинии; Иулитты.

Икона Божьей Матери "Герондисса" (Старица)

Чудотворная икона Божией Матери «Герондисса», что переводится как «Старица» или «Настоятельница» доступна для поклонения в монастыре Пантократор на Афоне.

На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Перед Нею стоит сосуд, из которого изливается через края елей.

Согласно древнему преданию, название своё икона Божией Матери получила после следующего случая. Однажды старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, пожелал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он тут же приступил к богослужению и причастил умиравшего, после чего тот сразу же мирно отошёл ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Герондисса».

В XI веке во время нападения мусульман на монастырь произошло следующее: один из напавших хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший раскаялся и заповедал своим домочадцам посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.

Ещё одно поразительное событие произошло в XVII веке. В монастыре Пантократор случился сильный голод. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился перед Её иконой. И Богородица откликнулась на просьбы молящихся. Однажды утром монахи заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льётся елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображён кувшин с переливающимся через край елеем.

В настоящее время икона эта находится не в алтаре соборного храма, где она хранилась прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей его купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.

Икона Божией Матери "Геронтисса"

Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» находится в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон.

дотворный образ является даром Пантократору первостроителя этой обители византийского императора Алексея I Комнина. Некоторые учёные полагают, что «Геронтисса» – список с чтимой мозаичной иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» из константинопольского монастыря Пантократор.

Согласно древнему монастырскому преданию, первое чудо от «Геронтиссы» на Святой Горе Афон произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения монастыря. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.

Название иконы, которое переводится с греческого как «Старица» или «Настоятельница», и указывает на духовное главенство над монастырём Пантократор Самой Божией Матери.

История появления этого наименования связана с чудом.

Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своём отшествии к Богу, попросил отслужить литургию и причастить его пречистых и животворящих Христовых Таин. Священник медлил и не торопился выполнить просьбу больного, пока не услышал исходящий от иконы Богоматери (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу. С тех пор икону Пресвятой Богородицы стали называть «Геронтисса» (в связи с тем, что она покровительствует старцам (по-гречески старец – герондас)).
Во времена турецкого владычества на Балканах монастырь подвергся нападению сарацин. Мусульманин, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы кощунственно раскурить от них трубку, был поражён слепотой. Товарищи несчастного бросили икону в колодец неподалёку от обители. Там Геронтисса пролежала 80 лет, пока не была обретена афонскими монахами. Местонахождение святыни им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью и заповедал домочадцам отправиться на Афон и помочь монахам найти чудотворный образ. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Святую Гору и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Святыня была с честью вынута из колодца и торжественным крестным ходом отнесена в соборный храм обители.

Ещё одно поразительное чудо произошло в XVII веке. Однажды в монастыре случился столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Богородица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льётся елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображён кувшин с переливающимся через край елеем.
На чудотворной иконе «Геронтисса» Пресвятая Богородица представлена в молении, в рост. Её облик не оставляет никого равнодушным, порождая у паломников чувство радости, надежды, утешения и душевного мира.

Первоначально Геронтисса находилась в алтаре собора, но после чуда, связанного с кончиной благочестивого игумена, её поместили в храм у северо-восточного столпа, поддерживающего купол собора. Это было сделано для того, чтобы ей могли поклониться и приходящие в монастырь паломники.

«Геронтисса» обновлена и обложена серебряной ризой. По преданию образ был покрыт ризой по велению Самой Богородицы. Сделано это было на пожертвование богатой константинопольской знатной дамы.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.
Множество чудес и исцелений совершалось и продолжает происходить по молитвам перед чудотворной иконой Богоматери «Геронтисса». Пресвятая Богородица многократно являла Своё особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака.

Списки «Геронтиссы» есть во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в учёбе.

В России прославился чудотворный список с Геронтиссы, находившийся в Почаевской Успенской лавре. Он был заказан на Афоне Модестом (Стрельбицким), архиеп. Волынским и Житомирским (1889-1902). По прибытии этой иконы в Житомир она была торжественно перенесена в Почаев. 30 мая 1891 г. после литургии в праздник Вознесения Господня икону поместили в алтаре Успенского собора по правую сторону от престола. Начиная богослужение, монахи лавры имели обыкновение испрашивать перед этой иконой благословение Божией Матери.

Партнеры проекта