11 святынь

Икона Божией Матери "Закланная" (Эсфагмени)

Икона Божией Матери "Эсфагмени" ("Закланная") доступна для поклонения в афонском монастыре "Ватопед".

Найти ее можно в в параклисе вмч. Димитрия Ватопедского монастыря.

Икона Божией Матери «Закланная» прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!»

Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако, исцеление не приходило.

Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда пришло время, Пресвятая Богородица в сонном видении явилась игумену и объявила, что ради их молитв и ходатайства, Она прощает преступника и дарует ему исцеление. «Впрочем», - прибавила Она - «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово». Утром помешанный действительно образумился и пришел в себя, прозрел глазами и совершенно освободился от паралича.

Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называя себя убийцею. В стасидии перед пронзенною им иконою, он провел остаток своей жизни, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, однако сказала, что дерзкая рука его должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда спустя три года после погребения диакона тело его, по афонскому обычаю, открыли, то братии представилась поучительная картина: все кости были светлы, а рука, поднявшая нож на лик Пресвятой Девы, осталась без истления и почернела. Братья поняли, что исполнились слова Богоматери, и взяли черную нетленную руку экклесиарха в память об удивительном событии для назидания.

Икона Божией Матери "Пироволифиса" (Простреленная)

Икона Богородицы Пироволифиса (Простреленная) доступна для поклонения в Ватопедском монастыре на Афоне.

Она имеет большие размеры и висит на стене у входа в церковь монастыря. На одной руке Богоматери есть дыра, в этом месте все краски и поверхностный слой стены отсутствует.

В 18 веке, когда еще Греция была под турецким гнетом, к Афону причалил один турецкий корабль с солдатами. Они вышли на берег и напрямик направились в наш монастырь. По закону Богородицы, запрещается вход в Афон, не только в монастырь, но и во всей территории Афона женщинам и вооруженным лицам. Игумен вышел и попросил турок уйти немедленно с территории Афона, умоляя их послушаться и поверить ему, потому что может случиться что то
страшное с солдатами.

- И что может случиться?- насмешливо спросил один турецкий солдат.

- Не гневайте Богородицу, ради Бога, уходите отсюда! Вы вооружены, а вход вооруженными лицами в Афон воспринимается Богоматерью как оскорбление святости Ее сада на Земле.

Турки начали смеяться и вошли в монастырь. Принесли с собой вина, опьянели, начали бесчинствовать, стрелять в воздух. Игумен снова подошел к ним и сказал:

- Прекратите стрельбу и для вашего же блага уходите отсюда- случится беда, поверьте мне!
Турок разъярился и сказал:
- Вон отсюда, гяур! (неверный)

Взял ружье и прицелившись в икону Богоматери крикнул:
- А ну покажи нам свою мощь!

Игумен кинулся на турка и попытался отнять у него ружье.
- Стреляй лучше в меня, но не в Богоматерь!

Турок выстрелил в игумена в грудь. Игумен упал, обливаясь кровью, грудь его была "распахана" от ранения. Монахи взяли игумена и отнесли в келью. А турок стрельнул по святой иконе и попал пулей в Руку Богоматери. Сразу же после выстрела, из образовавшейся дыры выскочил сильный зеленый луч света и ударил турка по переносице. И начались невероятные вещи... Турок упал навзничь корчась весь в судорогах, крича от боли и прося пить.

- Не могу!- кричал он,- внутри такой жар что сгорю живьем!

Потом вскочил и бросился к морю, надеясь охладиться от внутреннего невыносимого жара. Но даже в море он не успокоился. Вышел как безумный из воды, приготовил веревку и сам повесился на маслине. Другие турки, видя такие вещи ужаснулись, вышли из монастыря и на берегу моря провели ночь.

А умирающий игумен в келье уже готовился принять смерть. И тут появилась в келье перед ним Богородица...
Бедный монах, пытался подняться с кровати чтобы упасть на колени перед Богородицей.

Но Она подошла к нему, сделала ему знак Рукой чтобы он оставался лежать, прикоснулась к его груди и рана тотчас же закрылась!!!
Игумен потерял дар речи, дрожа от страха, величия и от чувства Любви, которая излучала Матерь Божия. Она дала ему знак оставаться в постели. Потом поцеловала его в щеку. Монах получил невероятный прилив энергии, он уже чувствовал в себе огромную силу.

Уходя, Богоматерь сказала ему:

- Лежи здесь до утра и набирайся сил. Утром ты будешь как новорожденный ребенок.
Потом Богоматерь исчезла...

Монах всю ночь напролет лежал, плакал и молился... Утром турки снова вошли в монастырь, требуя от монахов еды. Вышел игумен, здоровый и невредимый и все оцепенели...

Турки растерялись, они видели его вчера с распаханной от раны грудью и думали, что он давно уже умер.
- Уходите отсюда- сказал им игумен- это место святое. Уходите добром, не гневайте Пречистую Матерь Божию.
Турки снова разъярились и подняли свои ружья.

И снова из дыры, образовавшейся от выстрела на Руке Богоматери вылетел зеленый луч света и ударил по туркам. Они упали и начали корчится в страшных муках. Вопя от невыносимой боли они кинулись в море и утонули. Только один турок сумел спастись, он поплыл к кораблю и вскоре корабль отчалил от берегов Афона.

Сообщили султану в Константинополь о случившемся. Султан дал указ: Не входить никогда в Афон, это заколдованное место- так он назвал Сад Богородицы на Земле.

Скит ап. Андрея Первозванного

Скит Святого Андрея – общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного.

Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». В тридцатые годы XIX века русские иноки Виссарион и Варсанофий выкупили у Ватопедского монастыря эту землю.

Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом.

Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон.

В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тон. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова.

До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору.

Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины – отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел.

В начале девяностых годов прошлого века сюда начали приходить греческие иноки, а в 2001 году небольшую общину возглавил новый греческий игумен – отец Ефрем. В настоящее время в братстве 15 монахов.

Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом.

В обители хранится чудотворная икона Божьей Матери в Скорбях и Печалях Утешение.

Главная реликвия скита – драноценный ковчег с лобной частью главы Св. Апостола Андрея.

Св. мощи прп. Евдокима Ватопедского Новоявленного

Мощи (честная глава) прп. Евдокима Новоявленного доступна для поклонения в монастыре Ватопед на Афоне.

В сентября месяце 1841 года при епитропе архимандрите Филарете в Ватопедском монастыре производилась поправка обветшавшей братской усыпальницы, в которой хранились кости отшедших на вечный покой отцов и братий. Когда стали разбирать кровлю усыпальницы, то по неосторожности рабочих кровля обрушилась и завалило мусором один угол усыпальницы. Когда стали очищать усыпальницу, то вдруг из мусора разнеслось необыкновенное благоухание, и чем более разрывали мусор, тем сильнее разливалось благоухание. Вслед за тем глазам работников представился человеческий остов, у которого череп был обнажен и ничем не покрыт, прочее же тело обвито хитоном из бумажной материи. При дальнейшем откапывании оказалось, что этот остов находился в коленопреклоненном положении и левым боком прислонен к стене усыпальницы, руки были крестообразно сложены на груди, и под правою находилась небольшая икона Пресвятой Богородицы. Все кости остова плотно соединялись между собою сухими жилами и надкожной плевою. Это произошло в среду, 1 октября.

Об этом открытии тотчас дано было знать архимандриту Филарету и двум иерархам: митрополиту адрианопольскому Григорию и архиепископу смирнскому Хрисанфу, которые в то время находились в Ватопедском монастыре на покое. При виде остова, от которого исходило благоухание, все пришли в удивление и хранили глубокое молчание. Наконец, архиепископ Хрисанф, обращаясь к митрополиту Григорию и прочим братиям, собравшимся в усыпальнице, сказал:

– Отцы святые и братия, что мы стоим и удивляемся тому, что видим и что обоняем! Внимайте, други, и благоговейте пред десницею Всевышнего, Который и из сухих костей угодника Своего источает неоскудное райское благоухание! Кто другой кроме Бога нашего так помазал их?! От кого другого это Божественное благоухание?! Как могут кости и сгнившее тело сами по себе источать его?! Из Евангелия мы знаем, что Лазарь, пробыв только четыре дня во гробе, издавал зловоние: смердит, сказано, четверодневен бо есть (Ин. 11, 39). Так и быть должно, ибо самые кости наши, по разрешении от плоти, отдают земле некую дань зловонием, а сии мощи неизвестного нам угодника Божия источают райское благоухание. Из этого не следует ли заключить то, что Дух Божий, как при жизни обитал в сем угоднике, так точно и по смерти не оставил его. Итак, прославим Бога, дивного во святых Своих и почтим святого Его угодника.

После этого мощи святого перенесли в церковь святых Апостолов, находящуюся в усыпальнице, и на другой день архимандрит Филарет собрал старшую братию и с ними стал рассуждать о имени святого, также и о том, как святые сии мощи обрелись в усыпальнице среди множества других костей.

Изыскивая имя святого, все желали наименовать его как-нибудь сообразно с обстоятельствами. Итак, общим мнением решили назвать святого Евдокимом. Если же святой угодник Божий считает неприличным прославиться под именем Евдокима, то да благоволит сам объявить свое имя. И таким образом под символическим именем Евдокима и поныне чествуется и ублажается сей угодник Божий. – Касательно же того, каким образом обрелись в усыпальнице мощи святого, были разные мнения, из коих мнение одного из братий, ученого мужа Никифора, было одобрено всеми. Он говорил так:

– Святой угодник Божий предвидел час своей кончины и, никому ничего в монастыре о том не сказав, взял в свои объятия икону Богоматери, и тайно исшедши из обители, вошел в темное место усыпальницы, где думал лучше скрыться. Там он, преклонив колена, сказал: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», – и отошел в вечный покой.

Это мнение совершенно сообразно с обстоятельствами: они убеждают, что, действительно, угодник Божий скончался так, как говорит Никифор. Ибо, если бы святой погребен был сначала вне усыпальницы, то неужели в то время, когда его выкапывали из земли и переносили в усыпальницу, никто не ощущал от мощей благоухания! Наконец, если видели его одетым и притом с иконою, неужели бы умолчали о столь необычайном обстоятельстве?

Если же допустить, что святой был положен в темном месте усыпальницы, то для чего с иконою и почему он один положен там, тогда как все усопшие зарываются в землю? В усыпальницу же складываются только одни кости почивших отцов, которые вырываются из земли по прошествии трех лет со дня погребения усопших[259]. Но из всего этого видно глубокое смирение святого, который скрытно проводил добродетельную жизнь, не показывая своих добродетелей пред людьми, а потому пожелал скрыть и свою праведническую кончину. Мало того, он и по смерти не захотел быть почитаемым от людей. Но Всемогущий Бог, пред Которым без награды не остается и чаша холодной воды, поднесенная жаждущему, не восхотел оставить в совершенной неизвестности Своего раба, всю жизнь работавшего Ему со страхом и трепетом, но прославил его и против его воли и явил его добродетельную жизнь на пользу многим. Что же касается до времени, когда именно святой скончался, то с точностью определить весьма трудно, но если взять во внимание количество костей, лежащих около святых мощей, то надобно предполагать, что немного времени почивали тут мощи святого, так как костей было не слишком много. Между тем, и здание усыпальницы, а равно и одежды святого, судя по материалу и работе, относятся не далее, как к первой половине XVII столетия.

Общим также советом положили совершить и бдение по случаю обретения сих святых мощей и тем воздать славу Богу, явившему Себя нам в этом чуде. Итак, в вечер субботы, 4 октября, мощи святого Евдокима с подобающей честью, благоговением и приличным псалмопением были перенесены в соборную церковь и, после всенощного богослужения и Литургии, с честью помещены в святом алтаре 5 октября.

Икона Божией Матери "Всецарица" (Пантанасса)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») доступна для поклонения в афонском монастыре Ватопед. Найти ее можно около северо-восточной колонны соборного храма Ватопедской обители, слева от царских врат.

Эта небольшая по размерам икона (XVII в.), по преданию, была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам.
На иконе изображена Пресвятая Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец Христос со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя мира. На заднем плане изображены два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе1, но внезапно лицо Божией Матери вспыхнуло словно молния, и невидимая сила швырнула его на землю. Поднявшись, юноша со слезами на глазах признался монахам, что жил вдали от Бога и занимался колдовством. Он даже пришел в Ватопедскую обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудесное вмешательство Богородицы навсегда отвратило юношу от колдовства, заставило его изменить жизнь и стать богобоязненным человеком.

Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. «Всецарица» имеет благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества. Известны бесчисленные случаи, когда люди заболевшие раком, исцелялись после молебна перед иконой Божией Матери Всецарица. Пред этим чудотворным образом также молятся об избавлении от колдовства, зависимости детей от алкоголя и наркотиков.

Множество чудес по молитвам у «Всецарицы» совершилось в последние годы в Греции, России, Сербии и на Украине.

Икона Божией Матери "Отрада и Утешение" (Ватопедская)

Икона Божией Матери "Парамифия" доступна для поклонения в афонском монастыре "Ватопед".

Это фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»

По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.

В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Пояс Богородицы

Пояс Богородицы, главнешая христианская реликвия, принадлежавшая Деве Марии, матери Иисуса Христа, доступна для поклонения в афонском монастыре Ватопед.

В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы».

До конца X века нет письменных упоминаний о Поясе Богородицы. Предание из Менология Василия II[1] (иллюстрированный византийский манускрипт конца X века, написанный неизвестным автором) рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь, где он хранился вместе с молоком Богородицы, об этом сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке. При императоре Юстине II (565—578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег; см.также Агиосоритисса). В IX веке Иосиф Песнописец написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии. Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886—912 годы) и нашли Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения — 31 августа.

После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:

- монастырь Ватопед (Афон) — дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.
- монастырь Троодитисса (Кипр)
- Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) — часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
- Храм Илии Пророка Обыденного (Москва) — частичка святыни, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.
- Казанский собор (Санкт-Петербург) — 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.
- Прато (Италия) — Sacra Cintola — реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом Прато Микеле Дагомари, хранится в кафедральном соборе города.

Св. мощи свт. Иоанна Златоуста

Честная глава св. Иоанна Златоуста доступна для поклонения в Ватопедском монастыре на Афоне.

Честная глава святителя Иоанна Златоуста была одной из самых известных реликвий Византии. Она имела (и имеет) не совсем обычный вид - в отличие от глав других святых, у нее сохранилось ухо (с чем связано отдельное предание).

Существует мнение, что это не настоящая голова Святителя. Версия основана на следующих фактах:

В 1655 году глава Златоуста была принесена из монастыря Ватопед, где она хранилась, в Россию для поклонения.
Алексей Михайлович распорядился не возвращать честную главу грекам, выплатив им в качестве компенсации 2000 рублей.
Так она и осталась в Москве, в Кремле (как и многие другие знаменитые реликвии).

В 1693 году ватопедцы потребовали главу назад, Петр Алексеевич велел не отдавать, но выплачивать монахам по 500 рублей каждые четыре года в качестве компенсации. В российских архивах хранятся документы об этих выплатах вплоть до 1735 года (причем вполне возможно, что выплаты не прекращались и далее).

Итого грекам только за одну эту реликвию было выплачено не менее 2000 рублей деньгами второй половины 17 века и как минимум 5000 рублей деньгами первой половины восемнадцатого века, то есть около 50 миллионов рублей на сегодняшние деньги (если, отталкиваясь от цен на муку, принять рубль второй половины 17 века за современные десять тысяч, а первой половины 18 века - за пять; для сравнения, годовой оклад бурлака в 17 веке составлял один рубль с копейками).

Интересна дальнейшая судьба реликвии. После революции она, как и многие другие святыни, оказалась в запасниках Музеев Кремля. В 1988 году ее передали из Музеев Кремля Русской Православной Церкви и некоторое время она находилась в Елоховском соборе, и народ ходил к ней поклоняться. После постройки Храма Христа Спасителя ее передали туда, и поклонение почти прекратилось. Сейчас реликвия в Америке; по возвращении, надо думать, поклонение как-то восстановится.

Но интереснее то, что в Ватопедском монастыре есть ДРУГАЯ глава Иоанна Златоуста. Тоже с ухом.
Вопрос только в том, когда именно греки подделали реликвию - еще при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче, или же когда поняли, что реликвию не вернут.

Икона Божией Матери "Ктиторская"

Икона Божией Матери "Ктиторская" («Виматарисса» или «Алтарница») доступна для поклонения в Ватопедском монастыре на Афоне.

История появления «Ктиторской» иконы Божией Матери следующая.

Недалеко от Ватопедского Афонского монастыря, построенного в 395 году в период царствования Константина Великого, во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Однако недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от неминуемой гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события расположившемуся здесь монастырю было дано название «Ватопед», т. е. куст отрока.

Император Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа «Ктиторской» – в память о том, что император был ктитором (в переводе с греческого – устроителем и украсителем монастыря). Эта «Ктиторская» икона была помещена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Это послужило поводом к названию этой святой иконы еще «Алтарницей».

В 862 году, когда арабы, разоряя и грабя Крит, Сицилию и другие острова, уже стали бесчинствовать в пределах св. Афонской Горы и приближались к Ватопедской обители, экклесиарх, не желая допустить, чтобы они надругались над христианскими святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодце, который находился под помостом алтаря. Поставив перед святынями горящую свечу, он надвинул сверху мраморную плиту вровень с помостом. Однако самого священника варвары схватили и увели в плен.

Только почти через семьдесят лет несчастный пленник получил свободу. Душа его стремилась туда, где он прежде служил Господу – к Святой Горе. Великолепный в прежнее время Ватопед теперь представлял из себя жалкие развалины. Немногочисленная братия трудилась над обновлением разоренной обители, к ним присоединился и старец-пленник.

Припоминая события прежней жизни и обстоятельства, при которых он должен был покинуть Ватопедскую обитель, иеродиакон указал место, куда он скрыл святую икону Богоматери и крест, и просил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Под ней братия действительно нашла и икону Пресвятой Богородицы, и животворящий Крест Господень. Даже свеча еще горела пред ними.

Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при святой Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род.

Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается более десяти столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители.

Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте.

Икона Божией Матери "Елеоточивая" (Элеовритисса)

Чудотворная икона Божьей Матери, называемая Елеоточивой, находится вВатопедском монастыре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого прп. Геннадий вошел однажды в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к своему удивлению, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной.

Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Ее неизреченного милосердия. С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от нее неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют Келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрия-Путеводительница.
Икона имеет небольшие размеры (28x22 см), датируется XIV в.
В 2015 году произошло чудо исцеления человека, который много лет не чувствовал никаких запахов. На экскурсии один из паломников помолился и приложился к иконе, и почувствовал от нее сильный аромат. Он с радостью известил об этом сопровождающего монаха и с того времени снова начал чувствовать все запахи.

Икона Божией Матери "Антифонетрия" (Предвозвестительница)

Икона Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница») доступна для поклонения в полунощном притворе, «месониктиконе» соборного храма Ватопедского монастыря на Афоне.

Она была названа «Антифонитрия» (Предвозвестительница или Ответчица) потому, что от этой иконы послышался голос (она откликнулась, проговорила в ответ). Согласно преданию, некогда монастырь посетила дочь Феодосия Великого царица Плацидия (Плакидия). Только она собралась через боковую дверь войти в соборный храм, как услышала голос от иконы: «Стой, не иди далее, почему ты, будучи женщиной, дерзнула прийти в это место?» Тогда напуганная царица попросила прощения у Божией Матери и тотчас же покинула Афон.

В память об этом чуде царица на собственные средства построила параклис (часовню) святого великомученика Димитрия.

Партнеры проекта