12 святынь

Икона Божьей Матери "Экономисса" ("Домостроительница")

Икона Божьей Матери "Экономисса" ("Домостроительница") находится на Афонской горе, в Лавре св. Афанасия. История ее появления весьма интересная. В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру. Однако вскоре из-за сильного голода всем инокам пришлось покинуть обитель в поисках другого пристанища. Остался один старец-игумен, но и сам он в скором времени вынужден был оставить лавру. С железным посохом отправился он в путь, но вдруг увидел идущую навстречу ему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий удивился: откуда могла появиться здесь женщина, если вход им на святую Гору строго воспрещен? Однако Женщина сама спросила его о том, куда он идет. В ответ св. Афанасий задал Ей вопросы: «Кто Ты и как сюда зашла? И зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». Затем он рассказал все, что случилось с его лаврой, на что Женщина ответила: «Только это! И ради куска хлеба ты бросаешь свою обитель?! Вернись! Я помогу тебе, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место среди всех афонских обителей». «Но кто же Ты?» – спросил изумленный Афанасий Незнакомку. «Я – Матерь Господа твоего. Я – Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель», – отвечала Женщина. Недоверчиво посмотрел св. Афанасий на Нее и ответил: «Боюсь поверить этому, бывает, что и враг принимает образ светлого ангела. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов?». «Видишь этот камень, – услышал старец, – ударь по нему своим посохом и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Знай же, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры».
Афанасий ударил посохом по камню, и из него хлынула вода. Пораженный этим чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно припасть к ногам Пресвятой Богородицы, но Ее уже не было. Тогда Афанасий возвратился в свою обитель и к великому изумлению нашел, что кладовые монастыря наполнены всем необходимым. Вскоре в обитель вернулись многие из братии.
По воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры нет эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавpe написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола в молитвенном положении изображен преподобный Михаил Синадский, а с левой – св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символизируя этим особое попечение, покровительство и заботу, оказываемые обители Божией Матерью.

Св. мощи свт. еп. Нектария Эгинского, Пентапольского, митр.

Мощи (рука) св. Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, доступны для поклонения в Великой Лавре на Афоне.
Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами.

Скончался св. Нектарий 8 ноября 1920 года от рака. После кончины его тело начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами.

20 апреля 1961 года Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки.

В Греции повсеместно почитается как чудотворец. По молитвам святителя Нектария совершены неисчислимые знамения Божия милости. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Многие храмы и часовни посвящены ему.

Стараниями Патриарха Александрийского Петра VII Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение о реабилитации святителя Нектария. Была созвана большая конференция в Александрии. Также прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех Православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом святого Нектария.

Св. мощи прп. Никодима Святогорца

Мощи (глава) святого Никодима Святогорца - богослова, толкователя Канонов Православной Церкви, доступны для поклонения в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне.

Святогорец — один из главных участников движения коливадов, возродившего духовную жизнь Православия в Новое Время (духовный взлет в России через Паисия Величковского идет именно от них). Главное дело Никодима Святогорца — перевод и издание книг, прежде всего «Добротолюбия». Никодиму Святогорцу принадлежит множество собственных творений.

Творческое наследие Никодима Святогорца огромно. Никодимом Святогорцем написано более двух сотен произведений, некоторые из которых — объемные, иногда многотомные сочинения. Писательские интересы Никодима Святогорца чрезвычайно многогранны — в своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания.

Великая лавра св. афанасия

Великая Лавра св. Афанасия — первенствующий монастырь на Святой Афонской Горе, находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова в получасе пути пешком от моря.

Она основана в Х веке св. Афанасием Афонским, но основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Область лаврских владений обширна, ей принадлежит вся южная оконечность Святой Горы, скиты: Молдавский, Кавсокаливия, св. Анны; средоточием владений является сама вершина горы Афон.

От Лавры просматриваются острова Лимнос, Тассос, Самофраки, Имброс; а вдали, в ясную погоду, можно различить тонкой полосой берега Дарданельского пролива.

От Лавры св. Афанасий восходил по скату на вершину горы для уединенной молитвы.

К западу от Лавры идет главная лаврская дорога, ведущая в скит св. Анны, и монастыри, находящиеся в западной части.

В Крестовые походы Лавра много пострадала от дружин крестоносцев, особенно от страшных скопищ каталанцев. Бедственное положение Лавры усугубилось в период разрушения Византии и продолжалось до XVI века.

К XVII веку Лавра снова возродилась в былом величии. Возобновления происходили и в конце XVIII века. Лавра окружена высокими каменными стенами. Величественно возвышается башня над главными вратами, так называемая "Цимисхиева".

Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребренников Космы и Дамиана, основанная св. Афанасием по указанию Божией Матери для избавления от козней диавольских, силившихся воспрепятствовать святому строить Лавру. В Лавре находится Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Х века с фресками XVI века работы Феофана Критского с примыкающими церквями во имя святителя Николая Чудотворца и 40 мучеников Севастийских.

Здесь и гробница св. Афанасия, день памяти которого - особо почитаемый праздник Лавры - 5 июля (по Юлианскому календарю). Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров хранятся: крест и жезл св. Афанасия, две чудотворные иконы – икона Божией Матери "Экономисса" (поставлена в память явления св. Афанасию Богоматери на месте, где находится живоносный источник) и икона Божией Матери "Кукузелисса", находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, части животворящего древа Креста Господня в драгоценных оправах, мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. апостола Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и многих других святых.

В трапезной сохранились фрески XVI века.

В лаврском дворе имеется великолепная куполообразная крещальня с огромной чашей и два тысячелетних кипариса.

В настоящее время Лавру населяет 45 монахов.

Св. мощи свт. Василия Великого Каппадокийского

Мощи (честная глава) святителя Василия Великого доступны для поклонения в Лавре св. Афанасия (Великой Лавре) на Афоне.

Василий Великий, известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Мощи святителя Василия Великого

По смерти тело Василия Великого было положено в гробнице отцов, среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников. Гробница Василия Великого была местом поклонения как православных, так и завоевавших впоследствии Малую Азию мусульман, которые почитали его шейхом (святым старцем). Многие древние храмы в Каппадокии были посвящены Василию Великому: церковь близ Синасоса (совр. Мустафапаша) (VIII-IX вв.), часовня Эль-Назар и церковь Токалы-килисе в Гёреме (Х в.) и др.

По западному преданию, честная глава Василия Великого находится на острове Сардиния. Она хранится в церкви св. Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого). Появление этой реликвии в западных пределах Римской империи относится к IV в.

Согласно православной традиции, честная глава Василия Великого находится в Великой Лавре (Афон). Она была подарена византийским императором Никифором II Фокой, о чем говорится в хрисовуле 964 г. По другим источникам, глава Василия Великого находилась в Константинополе. Русские паломники Стефан Новгородец (1348-1349), дьяк Александр (конец XIV в.) и диакон Зосима (1419-1420) видели главу Василия Великого в монастыре Панахранту. В русском анонимном «Хожении» в Царьград (конец XIII - начало XIV в.) говорится, что глава Василия Великого находилась в константинопольском монастыре святого Василия, основанном после 976 г. Василием Нофом. Однако Антоний Новгородец (1200) упоминает только о хранящейся в этом монастыре епитрахили Василия Великого. В 1208 г. глава святого была увезена кардиналом Петром Капуанским в Амальфи.

В 1099 г. во время 1-го крестового похода основная часть мощей Василия Великого была перенесена из Кесарии во Фландрию и положена в храме святого Василия в г. Брюгге (современная Бельгия). Это событие связывают с именами фландрского графа Роберта II и его племянника Дитриха Эльзасского. В 1463 г. мощи Василия Великого были перенесены в кафедральную церковь св. Донатиана, а в 1834 г.- в собор Спасителя. В 1897 г. часть мощей Василия Великого была возвращена в церковь святого Василия.

В Венецию из Константинополя архиепископом. Гавриилом Северо была привезена рука Василия Великого и положена в церкви святого Георгия Греческого. В Риме в церкви Марии Траспонтины, согласно Описи реликвий города, находились честная глава и рука Василия Великого. Часть руки Василия Великого хранится в Большом Метеорском монастыре (Греция).

Почитание святителя Василия Великого на Руси
Особое почитание Василия Великого на Руси связано с тем, что он являлся небесным покровителем крестителя Руси - князя Владимира Святославича. Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был посвящен Василию Великому. Им же была воздвигнута церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII в. во имя Василия Великого были построены 2 храма в Киеве (князем Святославом Всеволодовичем (1183) и князем Рюриком Ростиславичем (1198), 2 храма в Новгороде (архиеп. Нифонтом (1151) и жителями Ярышевой улицы (1195)), храм в Овруче (начало 90-х гг. XII в.) и церковь на Смядыни близ Смоленска (до 1191). В XIII-XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Новгороде (1262, 1370 и др.), Твери (до 1390), Пскове (до 1377) и во мн. др. городах. Один из приделов Благовещенского собора Московского Кремля был посвящен В. В. С XVI в. в Москве известна церковь во имя В. В. в Тверской-Ямской слободе (разрушена в 1935). В 2001 г. в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра, в честь Василия Великого был освящен храм-часовня. Известностью пользуются московский храм во имя Трех святителей (XVII в.), Трехсвятительское подворье Московского Патриархата в Париже (основано в 1931), являющееся кафедральным собором Корсунской епархии РПЦ.

Имя Василий стало династическим, многие русские правители, носившие его, были крещены в честь Василия Великого, в частности Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II.

В храме Святой Софии в Новгороде находились частицы мощей Василия Великого. В 1641 г. в дар царю Михаилу Феодоровичу из Греции был привезен перст Василия Великого, который впоследствии хранился в московском кремлевском Успенском.

С Васильевым днем как с 1-м днем нового года связано множество народных поверий и обычаев у греков, южных и восточных славян («царский пирог» (василопита), кутья, колядование). В Греции Агиос Василиос считается Дедом Морозом. Хотя на Руси официальный переход на январский год произошел при императоре Петре I, 1 января издавна являлось важной календарной вехой (с этой даты начинался римский и ранневизантийский гражданский год). Древнейший русский календарь, начинающийся с 1 января, находится в составе богослужебной книги конца XIV в.- Обиходника с Псалтирью.

Св. мощи вмч. Феодора Стратилата

Мощи (часть главы) великомученика Феодора Стратилата доступны для поклонения в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне.
Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель христианского воинства.

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами.
В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII — VIII веках. Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.

В последнем сражении Русско-византийской войны 970—971 годов.
по утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе руссов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен. Лев Диакон сообщает, что «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах»

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого. В 2010 году по обращению Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации в Московский Патриархат РПЦ, по благословению Патриарха Кирилла Святой Феодор Стратилат был избран небесным покровителем судебных приставов и всей службы

Икона Божией Матери "Кукузелисса"

Икона Богородицы Кукузелиса находится в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне (или Великой Лавре).

Икона XII века, размеры 1.2 на 0.91 метра, оклад 1839 года. К сожалению, эта икона не сохранилась в хорошем состоянии. Согласно одной версии, после Всенощного Бдения под Субботу Акафиста протопсалт (главный певчий) монастыря Иоанн Кукузелис, великий учитель, магистр византийской церковной музыки, задремал в стасидии. Во сне ему явилась Богородица и приветствовала словами: «Радуйся Иоанне! Пой для меня, и я никогда тебя не оставлю.» Она дала ему золотую монету, которую он, проснувшись, обнаружил у себя в руке. Эта монета была приложена к иконе, но в XVII веке она была утеряна.

Есть и другая версия:
Григорий Кукузелис - бывший византийский чиновник, во время Литургии не пел со всеми «Достойно Есть», вместо этого он пел «О тебе радуется». Тогда явившаяся Богородица за его усердие дала ему золотую монету.

Пещера прп. Афанасия Афонского

Пещера Св. Афанасия, основателя монастыря Великой Лавры, находится в полутора часах ходьбы от монастыря Великой лавры св. Афанасия, близ румынского скита.

В пещере прп. Афанасия, уединенно расположенной на склоне обрывистой скалы недалеко от скита Иоанна Предтечи, святой затворялся для подвигов в период св. Четыредесятницы. В этой пещере любил уединяться Св. Афанасий, следуя обычаю палестинских монахов, которые на все время Великого Поста уходили в пустыню. Спускаются в пещеру по ступенькам. Здесь устроена исихастрия и две пареклисии — в честь Акафиста Богоматери и в честь Св. Николая Чудотворца, имеющие один общий храм. В пареклисии Акафиста Богоматери хранится одноименная чудотворная икона Богородицы «Акафистной». Икону Св. Афанасий обрел в этой пещере и перенес ее в монастырь Великой Лавры, но икона чудесным образом оказалась опять в пещере. После этого случая Св. Афанасий установил всеношное восхваление ей в пещере, в праздник Акафиста Богоматери (пятая Суббота Великого Поста).
В пещере прп. Афанасия, уединенно расположенной на склоне обрывистой скалы недалеко от скита Иоанна Предтечи, святой затворялся для подвигов в период св. Четыредесятницы. В пещеру ведет спуск из 215 ступеней, в ней находится исихастирий и 2 малых параклиса в честь Акафиста и свт. Николая. В параклисе Акафиста главной святыней является чудотворная икона Божией Матери, чудесно прибывшая на Афон из Иерусалима при прп. Афанасии, несмотря на попытки перенести ее в Великую Лавру, она каждый раз возвращалась в пещеру. Особо торжественная служба совершается ей в субботу Акафиста.
Эта икона называется также Поручительницей (᾿Εγκυῆτρια), т. к., по афонскому преданию, перед ней, первоначально находившейся в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, прп. Мария Египетская дала обещание отказаться от греховной жизни. В наст. время за пещерой следит мон. Нектарий, по благословению игумена В. Л. переселившийся из Катунакий в одну из окрестных келлий.

Икона Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри "Самонаписавшаяся"

Икона Божией Матери "Самонаписавшаяся" доступна для поклонения в Ските святого Иоанна Предтечи, находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия на Афоне.

акрепившееся за ней название – Самонаписавшаяся – связано со следующим событием. В 1863 году икона Божьей Матери была заказана афонской братией благочестивому пожилому молдавскому художнику, примерному молитвеннику Григорию Николаеву из города Яссы.

Вначале художник написал облачения, затем начал писать лики Божьей Матери и Иисуса Христа, но всякая новая попытка сделать это была неудачной. Он отложил работу и, проведя ночь в усердной молитве, утром собирался её продолжить. И тут иконописец обнаружил, что икона Богородицы стоит в полностью завершённом виде. Ему осталось лишь покрыть её лаком.

Во время возвращения иконы Богоматери в афонскую обитель от неё совершались многочисленные чудесные исцеления больных. Исцеляет этот афонский образ и до настоящего времени.

Св. мощи прп. Афанасия Афонского

Мощи прп. Афанасия Афонского - византийского монаха, основателя первого и главного монастыря на Святой горе Афон доступны для поклонения Великой Лавре на Афоне.

Афанасий известен как основатель общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона.

Афанасий всю свою жизнь занимался строительством и обустройством монастыря, и погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. После смерти Афанасий был прославлен как святой, память совершается 5 июля (по юлианскому календарю).

Слава об обители и ее игумене-подвижнике распространилась повсюду, так что даже игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Лавре преподобного Афанасия.

За свою святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений: знамением креста он исцелял больных и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица благоволила к святому и несколько раз являлась преподобному, обещая великой Лавре свою неоскудевающую помощь и защиту.

Провидя свою кончину, преподобный просил братию не соблазняться о том, что произойдет. Преподав братии последнее наставление и помолившись, он взошел вместе с другими шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг неведомыми судьбами Божиими верх храма обрушился, и преподобный с братиями были завалены камнями и там предали свои души в руки Божии. Кончина святого последовала в 1000–1001 гг.

Тело преподобного Афанасия, пролежав непогребенным три дня, не изменилось, не отекло и не потемнело. А во время погребальных песнопений из раны, которая была на ноге, вопреки природе истекла кровь. Некоторые старцы собирали эту кровь в полотенца, и многие через нее получали исцеление от своих болезней.

Партнеры проекта