11 святынь

Икона Божией Матери "Акафистная"

Всего в мире имеется несколько разновидностей икон Божией Матери с наименованием «Акафистная». Самую прославленную из них именуют еще «Зографская» по названию монастыря на Афоне, за стенами которого она хранится уже много лет. Днем для почитания иконы считается 10 октября.

Свою знаменитость икона получила в XIII веке, когда принадлежала одному старцу, ведущему отшельнический образ жизни. Он держал икону у себя в келье и не переставая читал перед ней Акафист Богородице. И вот, во время очередного такого действа, она сообщила ему о нападении на монастырь латинян и предрекла смерть инокам. Старец немедленно известил обо всем братию обители. Благодаря этому многие ее члены выжили, а некоторые были сожжены заживо в монастырской башне. Нашли Акафистную икону на пепелище без единой царапины.

Дату создания иконы ученые относят к XVIII веку, а ее иконографию – к типу «Одигитрия». Изображение святыни следующее: на руках Богоматери сидит младенец, держащий в левой руке свиток, а правой дающий благословение. Икона Акафистной Божией Матери покрыта серебром, а на ее раме красуется с десяток праздничных композиций. Оклад был пожертвован в 1846 году купцом С.М.Комаровым из Санкт-Петербурга. Величина иконы, если не брать во внимание раму, составляет около 36x28 см. Сейчас образ содержится в храме Успения Богородицы на территории Зографского монастыря, с левой стороны от царских ворот.

Вторая разновидность Акафистной иконы Божией Матери - «Хилендарская», ее церковь почитает 12 января. Хранится она в Хилендарском монастыре на горе Афон. Откуда здесь появилась данная икона и чем заслужила свою славу, точно никому не известно. Первое упоминание о ней относится к концу XII столетия, и связано оно со святым Саввой Сербским, который вымолил у иконы материальные средства для завершения строительства обители. Между тем, доказательств этому не встречается ни в одном из исторических документов.

Но не все так туманно - одно подтвержденное очевидцами письменное упоминание об Акафистной иконе все же имеется. В 1837 году в храме Хилендарского монастыря произошел пожар, который случился по вине экклесиара (он следил за порядком во время богослужений). Из-за сильного огня иконостас почти сгорел, однако икона Божией Матери осталась нетронутой. В результате этого события и началось почитание Акафистной Хилендарской иконы.
По мнению исследователей, иконографический стиль, в котором она выполнена, можно отнести к типу «Умиление». Кроме того, эта икона греческая, созданная в XVI веке, и хорошо сохранившаяся до наших дней. Сюжет иконы очень прост: Божия Матерь держит на руках младенца, ее левая рука опущена вниз, а правая поднята для благословения. На серебряном окладе иконы написано «Коневская Богоматерь», а на искусно выполненной раме изображены кондаки и икосы (каждых по дюжине) Акафиста Богородицы. Размер иконы в чистом виде составляет около 80х60 см. Хранится святыня в Веденском соборе Хиландарского монастыря.

Источник прп. Саввы Освященного

Преподобный Савва родился в пятом веке в Иерусалиме. Сын благоверных христиан Софии и Иоанна, Савва воспитывался в благочестии и послушании при монастыре. Монастырская жизнь Саввы началась, когда его родители вынуждены были надолго уехать из дома. Отрок по настоянию родного дяди, которому родители поручили присматривать за мальчиком, в возрасте восьми лет устроился в монастырь Флавианы, где обучился чтению. Святое Писание стало для молодого юноши главным духовным источником. Савва буквально знал Евангелие наизусть. Оно настолько покорило сердце преподобного, что Савва принял решение уйти в монастырь пожизненно, без оглядки на мир отдать жизнь в руки Господу Иисусу Христу, чьи слова глубоко запали в душу молодого Саввы. Сколько мать София и отец Иоанн пытались вернуть сына, постоянно беседуя о том, что благочестие возможно стяжать в миру, знает лишь один Бог. Родные тщетно уговаривали Савву вернуться, вступить в брак, создать семью. Единственный сын был непреклонен. Решение было принято однозначно.
Семнадцать лет довольно юный возраст, однако, Савва захотел принять иноческий, а затем монашеский постриг. Савва мечтал уйти в затвор, освятить свой жизненный путь подвигом, непрестанной молитвой, трудом во славу Божью. Преподобный перешел в монастырь Великого Евфимия. В монастыре был заведен строгий устав. Святая обитель стала прибежищем Саввы до исполнения тридцатилетия. Смерть наместника обители Евфимия изменила судьбу монаха. Великий подвижник по благословению покинул монастырь. Святой поселился в пещере, в уединении молился Господу, чтобы Бог открыл ему дорогу и привел на путь угодный Христу. Пещера, где обитал святой пять лет, стала началом нового этапа жизни преподобного. Пустыня, посещаемая монахом, находилась рядом с монастырем, основателем монастыря был Герасим Иорданский, ныне прославленный в лике святых. Из обители постоянно приходили к Савве Освещенному несколько учеников, они стали приводить других. Великая Лавра зародилась, когда количество учеников преподобного Саввы начало возрастать, необходимостью стало увеличение площади обитания для желающих освоить иноческий образ жизни. В пещере была основана церковь. Молитва и пост стали главными в иноческом подвиге отшельников. Святой Савва возглавлял путь спасения теперь для целой армии подвижников. Преподобный следил за духовной жизнью братии, укреплял в вере, утешал, наставлял в благочестии, учил основам христианства.
Иерусалимский Патриарх, знакомый с образом жизни и духовной мудростью подвижника, пригласил святого в Иерусалим принять участие в богословских спорах, коими Иерусалим тогда кипел в изобилии. Савва принял приглашение патриарха, подвижник активно участвовал в дискуссиях с представителями духовенства. Святой оппонировал многим приевшимся, укоренившимся, противным христианству обычаям, обличал ошибочность некоторых представлений, вызвав недовольство императора. Палестинский император прогневался на Савву за его духовные взгляды, отличающиеся в корне от представлений монофизитства, которому император отдавал предпочтение. Монаху недолго пришлось находиться в Иерусалиме. После непродолжительных гонений и споров Савва вернулся в монастырь. Продолжая исполнять данные Богу обеты, святой активно подвизался в молитве, строго постился. Стяжая дух мирен, святой исполнился духовной мудрости. Господь послал святому дар чудотворения за его веру. Им были явлены многие чудеса, исцеления. Преподобный изгонял бесов из одержимых злым духом людей силой своей святой молитвы. Быль повествует, что однажды, по молитвам святого среди засухи начался продолжительный дождь, а в центре Великой Лавры появился святой источник. Являя собор пример высокой духовности, показывая не только словами, но и делом преданность Господу Богу, Святой при жизни сподобился основать несколько лавр. Под его святым руководством юные иноки обретали истинную веру, стремясь к богопознанию становились настоящими подвижниками благочестия. Преподобным было составлено церковное правило. Церковная служба, составленная подвижником (или Иерусалимский устав) единодушно принята монастырями, находящимися в Палестине.
Полное имя святого Савва Освященный. Называть преподобного Савву так стали еще при жизни, память совершается святой Церковью 18 декабря. Декабрь стал последним месяцем земного пребывания святого (январь - сретением с Господом, если учитывать сорокодневный срок посмертных мытарств). Мощам святого верующие поклоняются с великим трепетом, наблюдая силу Божью, являющую совершенное нетление телам угодников Божьих. Молитвами Саввы Освященного происходят чудеса и современные христиане высоко почитают подвижника, прикладываясь к святым мощам, принося через угодника свои молитвы к Господу.

Икона Божией Матери "Троеручица"

В появлении Иконы Божьей Матери "Троеручница" большую роль сыграл защитник веры православной, преп. Иоанн Дамаскин. В византийские времена, во время правления императора Льва Исаврянин (717 г.) начались гонения на православных, которое вылилось в иконоборчество. В Дамаске в это же время жил советник халифа, который начал яростно обличать иконоборец, упрекая их в ереси и цитируя при этом Евангелие. Это был Святой Иоанн.
Взвешенные и глубокие письма Иоанна не давали покоя Льву Исаврянину, и так как их автор находился далеко, император не могу ничего придумать как бы прекратить эту деятельность и решил его оклеветать. Так вскоре было сфабриковано письмо, в котором помощник халифа якобы предлагал императору Льву содействие нападении на Дамаск. Поле того, как его прочел халиф, он дал указ немедленно найти Иоанна, сократить с должности и наказания лишить его кисти одной руки, после чего повесить ее на центральной площади города.
Этот приказ был приведен в исполнение. После того, как преподобный Иоанн лишился руки, он направил князю письмо с просьбой вернуть ему повешенную на городской площади руку, так как из-за этого он больше всего страдает. Сжалившись, правитель, дал приказ сделать то, о чем просил Иоанн.
Когда ему вернули кисть руки преподобный, закрывшись в келье долго смиренно и неистово молился об Божьей Матери о своем исцелении. По молитвам было дано ему: утром его рука была на своем месте, был виден лишь маленький рубец в том месте, где ее отрезали. Это событие поразило всех жителей, в том числе и халифа, который просил прощения за то, что поверил клевете на своего верного помощника. Однако Иоанн теперь желал только одного – служить Богу. Он уж давно думал о том, чтобы стать монахом и, не поддаваясь на уговоры халифа и его просьбы вернуть прежнюю дружбу, оставил все в миру и ушел в монастырь Саввы Освященного. Вскоре он стал монахом. В качестве своей благодарности за произошедшее чудо Иоанн приделал к иконе Богоматери изваяние руки, выполненное из серебра. Именно поэтому впоследствии икону назовут «Троеручницей».
История перемещения иконы Божьей Матери «Троеручница», говорит о том, что в 13 веке она была подарена святителю Савве Сербскому, который перевез ее в Сербию. Когда там было турецкое нашествие, чтобы уберечь икону «троеручницу» от поругания, ее привязали к ослу и отпустили его, надеясь на Волю Божью. Так, осел дошел со святыней до святого Афонского монастыря, где она была встречена монахами.
Спустя время в обители умер игумен. Начался поиск нового насельника. Но братия никак не могла прийти к решению по кандидатуре, которое бы было одобрено всеми. И в один из дней, омраченных сложным выбором наставника, монахи лицезрели на месте игумена икону Божией Матери «Троеручница». Ее унесли на место, однако вскоре она опять чудесным образом переместилась на игуменское место. Усомнившись в том, что она могла переместить сама, монахи решили запечатать все двери храма, но «Троеручница» вскоре опять была на месте игумена. В эту же ночь, одному монаху из числа братии явилась Божья Матерь и сказала, что не нужно искать насельника монастырю, ибо она Сама хочет управлять святой обителью. Именно с тех вор в Хилендарском афонском монастыре не существует должности игумена и для выполнения каких-то работ по обители или для получения благословения на послушания братия прикладывается к руке Богородицы.
В период греко-турецких воин Афон чудесным образом оставался нерушимым. Когда турки подходили к обители они видели таинственную женщину - ее не могли схватить, она была недосягаема. Это Богородица охраняла святую обитель.
В 17 веке (1661 г.) копия иконы появилась в России. Патриарх Никон благословил ей находиться в Новоиерусалимском монастыре. Сегодня в Подмосковном музее есть список, который был написан с той первой иконы (1854 г.), а сам же образ исчез. Еще один список иконы есть в Успенском Храме Болгарского подворья, а также – в Свято-Даниловом монастыре.
Интересна и судьба третьего списка иконы. Он находился в Екатеринбургском ипатьевском доме в то время, когда там находилась царская семья. Как говорят историки, этот список принадлежал не царской семье, а скорее прислуге, о чем говорила не очень богатая и искусная роспись иконы. Однако именно она стала свидетельницей мучений, которым подверглась императорская семья. Позже эту икону передали материли Николая I – императрице Марии Федоровне. После ее смерти образ была передан по наследству ее дочери - Ольге. Когда не стало и ее, хранителем святого образа стал сын княгини – Тихон, обещавший передать «Троеручницу» в Храм –на-Крови в Екатеринбурге, когда он будет построен. Это завещание впоследствии (в 2003 году) было исполнено его вдовой – Ольгой. Сейчас икона хранится в екатеринбургком Храме-на-Крови во имя всех святых в Российской земле просиявших.

В чем может помочь икона Божьей Матери «Троеручница»?

Перед иконой просят заступничества и исцеления при хворях конечностей и при заболеваниях, связанных с глазами. Регулярное прославление Пресвятой Богородицы в честь иконы «Троеручица» помогает избавиться от тоски и уныния. Также икона покровительствует ремесленникам, труженикам и тем, кто занимается рукоделием и ручным трудом. Образ Божьей матери «Троеручница» укрепляет семью и помогает защитится от злых и недобрых помыслов людей.
Известны истории чудодейственной силы этой иконы. В 1889 году в Киеве была эпидемия тифа и основатель Свято-Троицкого монастыря, преп. Иона отслужил молебен перед «Троеручницей». Молитвы его были услышаны и в этот же день эпидемия прекратилась. Этот список иконы и сегодня находится в монастыре. Уже в наши дни – в 90-х гг. – мощи Ионы, которые захоронены на территории монастыря, исцеляют просящих. Известно, что они помогли исцелиться женщине, которая обожгла свои руки кислотой.
В изображении иконы использован образ младенца Иисуса, сидящего на руках Богоматери. Своей рукой он благословляет каждого кто, поклонится перед святым образом. Его изображение на иконе символизирует путь ко спасению и то, что каждому открыть путь в Царство Небесное.
Появление этого образа и почитание его связано с тяжелым историческим периодом христианства – временем иконоборчества. В те времена, было искаженное понимание значимости святых икон. От них могли отламывать куски, сдирать краску и поклонялись при это не самому первообразу и именно изображению. Свою любовь и благоговение следует отдавать не иконе, а тому, кто на ней изображен. Именно так, с особым трепетом, нужно подходить и к иконе Божьей Матери «Троеручница». Икона как бы говорит нам: рука преп. Иоана – это доказательство того, что Богородица всегда поможет тем, кто истинно просит ее заступничества

Скит прп. Иоанна молчальника, еп. Колонийского

Скит (пещерная келья) к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.
Над скитом - "каменный лоб", на котором св. Иоанн вырастил смоковницу. Слева видна каменная стенка, которой перегородили верхнюю тропу в скит от пастухов-бедуинов.

Так описывает скит прп. Иоанна Молчальника Леонтий Дамаскин в своем житии Стефана Савваита: «Место, в котором святой старец вел затворническую жизнь, имеет к западу высокий обрыв, на который опирается крыша кельи». Кирилл Скифопольский указывает, что обрыв был гладкой скалой без единой трещины, подчеркивая тем самым чудесный характер произрастания смоковницы. Все эти описания совпадают с особенностями указываемого места. Скит частично высечен в скале, частично встроен в вертикальную скальную расщелину и состоит из двух частей: с запада башня, имевшая три яруса, сообщение между которыми осуществлялось по приставным лестницам, а с востока в глубине скалы высеченные в ней келья Иоанна, водяная цистерна на уровне третьего яруса башни и часовня над кельей. Внешняя стена башни, закрывающая расселину в скале, имеет высоту в 11, 5 м. Толщина стены у основания около метра, на уровне третьего яруса скита около 75 см. Нижний вход в башню расположен на высоте более трех метров от ее основания. В 3, 5 метрах выше пола нижнего яруса в башне были деревянные перекрытия второго яруса, от которых сохранились пазы глубиной в 30 см. На втором ярусе имеются четыре разноразмерных окна. Высота второго яруса составляла 2, 2 м, судя по пазам, сохранившимся от перекрытий третьего и последнего яруса. На уровне третьего яруса древняя внешняя стена башни обрушилась, но в настоящее время восстановлена монахами. Здесь был верхний вход в скит, к которому с севера вела тропа по укрепленному скальному карнизу. Под камнями, которыми вымощена тропа, проходит акведук, снабжавший водой водяную цистерну скита. Он идет от двух больших цистерн, обнаруженных в скале в сорока метрах к северу. Как видно на фотографии, сегодня нижний вход закрыт запертой железной дверью, верхний же открыт, однако в трех метрах от него тропа перегорожена каменной стеной современной постройки, вероятно, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в скит пастухов-бедуинов. Восточная скальная часть скита, ограниченная внутренней стеной башни, имеет два яруса. Келья Иоанна отделялась полуобрушенной ныне внутренней стеной от третьего яруса башни. Келья имеет 4 м в длину и около 2 м в ширину. В восточном ее конце квадратное отверстие ведет в водяную цистерну размерами 3 х 1, 8 х 2 м, сегодня полузасыпанную камнями и мусором. Стены цистерны покрыты розоватой водоупорной штукатуркой, характерной для византийского периода. До строительства башни вход в часовню над кельей осуществлялся по приставной лестнице через отверстие в потолке кельи с южной стороны. На втором этапе строительства скита, когда башня была возведена, этот проем был заделан, а вход в часовню проделан с запада с площадки наверху башни. При этом часовня была расширена. Она имеет размеры 4 х 2, 8 м без апсиды. Апсида подковообразной в плане формы шириной 2, 25 м покрыта белой штукатуркой. В апсиде сохранилась фреска, изображающая три фигуры. Одежды фигур рисованы красной краской, нимбы над головами – охрой. Лица святых преднамеренно уничтожены, вероятно, бедуинами. Сами фигуры довольно бесформенны из-за позднейших поновлений. Около каждой фигуры имеется надпись, идущая снизу вверх: Ο ΑΓΙΟΣ ΑΝΑΝΙΑΣ (св. Анания), Ο ΑΓΙΟΣ ΖΑΧΑΡΙΑΣ (св. Захария), Ο ΑΓΙΟΣ ΜΙΣΑΗΛ (св. Мисаил). Два из имен – это имена отроков, ввергнутых Навуходоносором в пещь огненную. Слева от фигур имеется еще одна, уже горизонтальная надпись, сделанная охрой: ΙΩΑΝΝΟΥ ΚΟΛΟΝΙΑΣ – <часовня> Иоанна из Колонии.

Св. мощи прп. Саввы Освященного

Мощи святого Саввы находятся в Благовещенском соборе Лавры преподобного Саввы Освященного.
Преподобный Савва известен тем, что написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями.

Родился Святой в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского († 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей.
Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.

Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

Гробница прп. Саввы Освященного

Гробница прп. Саввы Освященного расположена в часовне усыпальнице Саввы Освященного в центральной части монастыря. Она была построена в VII веке. В ней хранились нетленные мощи Святого до тех пор, пока в 1256 году крестоносцы не вывезли их в Венецию, где они были помещены в Церковь Сан-Антонио. В Венеции сегодня хранится только монашеский крест Преподобного Саввы, который был сделан из Древа Животворящего Креста Господня. Мощи Святого были возвращены обратно только в 1965 году волеизъявлением Папы Павла VI и помещены в Благовещенском Соборе Лавры: https://elitsy.ru/holy/334/

Часовня-усыпальница имеет форму шестигранника со сводом в виде купола. В нее можно попасть с восточной стороны. Вход украшен порталом с 2-мя колоннами, на верхней части которых красуются резные капители. Над порталом расположена надпись, выполненная на греческом языке: «Гробница Святого Саввы». Та стена Часовни, что с юго-западной стороны, абсолютно глухая, другие стены имеют окна.

Преподобный Савва Освященный мирно преставился к Богу 5 декабря 532 года, дожив до 94 лет, из них 86 он провел в отшельничестве и монастыре.

Неподалеку от гробницы прп. Саввы Освященного находится его скит. Он расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5, 5 на 3, 2 метра, высота 2, 7 метра.

Скит, первая келья прп. Саввы Освященного

Отшельническая келья прп. Саввы Освященного находится в естественной пещере, расположенной в верхней части вертикальной расселины в скале высотой свыше 6 м. Местонахождение ее - на восточном берегу Кедрона, напротив монастыря Мар-Сабба, к юго-востоку от него.
По преданию, именно эта пещера была указана Савве ангелом для монашеского подвига, если он пожелает «обратить пустыню в град». Сегодня вход в келью через нижнюю пещеру по двум приставным лестницам. В нижней пещере площадью 3, 1х2, 8 м сделана бетонная стена с железной дверью. К двери от нижних ворот Мар-Саббы ведет мощеная тропа. Савва входил в свою келью через верхний вход, приладив к порогу веревку. Сегодня этот вход расширен, забран решеткой, к который приварен железный ставень с крестом, по сторонам которого изображены копье и губка, напоминающие о распятии Христа. Крест окружен рамкой также в форме креста, по сторонам её буквы А и Σ (начальные буквы греческих слов «святой Савва»). Верхняя пещера, в которой Савва оборудовал свою келью, имеет размеры 5, 5х3, 2 м, высота в восточной части 2, 7 м. По-видимому, поначалу в пещере были проведены самые незначительные работы по ее оборудованию и приспособлению под келью, что отражает первоначальные аскетически суровые условия жизни монахов лавры (уже через пятьдесят лет стали оборудоваться намного более комфортабельные и приспособленные для жизни кельи). Выступ скалы внутри пещеры служил скамьей, с востока была высечена полукруглая ниша для молитв (своего рода апсида), сегодня в ней поставлена икона, изображающая египетских святых, отцов лаврского монашества – свв. Макария и Антония. Пол в позднейший период был зацементирован, провал в вертикальную расселину заделан заливкой бетона, оставлен лишь небольшой прямоугольный люк, связывающей верхнюю пещеру с «сенями» внизу.

Св. мощи прпп. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных

Преподобномученики лавры Саввы Освященного - монахи лавры Саввы Освященного, замученные персами в 614 году.

В правление шахиншаха Хосрова II Парвиза (591-628), воспользовавшись временной слабостью византийской империи и её новопоставленного православного императора Ираклия I (610-641), персидские завоеватели, захватившие разбойным набегом Палестину в 614 году, явились в монастырь с целью его грабежа, так как считали, что монахи хранят многочисленные сокровища. Но оказалось, что у иноков, ничего, кроме духовных богатств и добродетелей нет. Тогда персы решили заставить преподобных отцов отречься от Христа. Братия монастыря отвергла это требование пришельцев с востока. В ответ обозлённые персидские воины казнили всех монахов древней христианской обители.

Казнь была произведена варварскими способами: "Одни были обезглавлены, другие рассечены пополам, прочие изрублены на куски или истязаемы гвоздями." Предание повествует, что в пытках и мучениях погибло 44 монаха. Их келии были разграблены и разорены, а имена преподобномучеников остались неизвестными в истории.

Трагическое событие осталось в памяти православной церкви. В Русской церкви оно носит название "Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614)" и воспоминается 16 мая (по юлианскому календарю)/29 мая (по григорианскому календарю). В РПЦ память преподобномучеников Лавры Саввы Освященного относится к соборным праздникам. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме включает празднование преподобномученикам в "Собор Палестинских святых", воспоминаемых в Святой земле во второе воскресенье по Пятидесятнице.

В 2014 году в РПЦ, Греческой православной церкви, Иерусалимской православной церкви и непосредственно в ныне действующей Лавре Саввы Освященного проводятся юбилейные богослужения, посвящённые духовному подвигу преподобномучеников в связи с 1400-летием трагического события.

Части мощей и главы замученных иноков хранятся в специальной усыпальнице лавры Саввы Освященного.
В России в церкви святителя Николая (село Мансурово, Истринский район, Московская область) также хранятся частицы мощей преподобных отцов, в лавре Саввы Освященного избиенных.

Гробница прп. Иоанна Дамаскина, песнописца

Преподобный Иоанн Дамаскин скончался около 780 года и был погребён в лавре прп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне возле раки с мощами преподобного Саввы Освященного.
Гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина, вход в которую расположен у раки с мощами, - одна из величайших святынь лавры.
Именно в этой пещере он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру.
Над входом в часовню с гробницей Святого — икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).
Во время правления Византией императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.) святые мощи прп. Иоанна Дамаскина были перенесены в столицу империи Константинополь (ныне Стамбул).
Помимо лавры прп. Саввы Освященного нетленные св. мощи святого преподобного Иоанна покоятся еще в монастыре Георгия Аламана (с. Пендакомо, Кипр), в монастыре апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция)

Преподобный Иоанн Дамаскин прожил 104 года, преставился он около 780 г.

Пещера (келья) прп. Иоанна Дамаскина, песнописца

Пещера в Лавре Саввы Освященного, где прожил и творил свои последние 50 лет жизни величайший богослов и автор множества церковных песнопений Иоанн Дамаскин (675-753). В часовне монастыря, рядом со входом в пещеру, покоятся святые мощи Иоанна Дамаскина.
Келья имеет совсем крошечные размеры, туда с трудом могут протиснуться 2 человека. В ней хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преподобному Иоанну Дамаскину отрубили руку.
Ложе из камня в скале, рядом углубление для того, чтобы поставить чашу с водой и свечу — вот и все, что нужно было этому человеку для земной жизни в вере.
Над кельей Иоанн Дамаскин устроил маленькую церковь во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник и был похоронен, но его мощи впоследствии увезли крестоносцы.

Лавра прп. Саввы Освященного

Если вам, как туристу, уже больше нечего смотреть в Иерусалиме, можно отправиться за его пределы. Например, в Иудейскую пустыню, которая находится в 14 километрах от города в долине Кедрон. Вы спросите зачем? Дело в том, что в ее пределах располагается еще одна из самых почитаемых и чудотворных христианских святынь – Лавра Саввы Освященного. Из всех ранее существовавших здесь монастырей с V-VI веков, этот является последним из уцелевших. Ежегодно сюда съезжаются сотни тысяч паломников со всего мира, желающих прикоснуться к истории и впитать силу этого места.

Основателем всемирно известной обители является великий подвижник преподобный Савва Освященный, которому было суждено родиться в семье военачальника. Когда его отца отправили на службу в Александрию, мальчика взял к себе на воспитание дядя. В 8 лет Савва уже точно для себя решил, что будет служить Господу, поэтому он собрал свои вещи и ушел в монастырь Святой Флавианы. Как только родственники не уговаривали его вернуться, ничего у них не получилось. В 17 лет Савва стал монахом и долгие годы служил при монастыре Святого Евфимия Великого. Однако в 473 году, после смерти наместника обители, покинул ее и ушел жить в пещеру. Спустя какое-то время уединение отшельника закончилось – к нему решили присоединиться его ученики. Так бы они все и жили, посвящая свой каждый день лишь молитвам к Богу, пока в 484 году к Савве не пришло озарение – устроить в пещере церковь в честь святого Николая.

Слухи о появлении нового святилища тут же дошли до императора Юстиниана I, который впоследствии стал оказывать ему всяческую поддержку. Так, в 531 году, на выделенные им деньги, появилось первое строение будущей Лавры Саввы Освященного – сторожевая башня, которая стала самой высокой ее точкой. Вслед за этим были построены мощные высокие стены, которые стали служить надежной защитой монастырю.

Также на развитие обители повлияли чудеса, которые начали происходить в ее окрестностях. Много лет назад, еще до появления монастыря, в этом месте пропал водный источник. Пришедшие жить в пещеру монахи носили воду откуда-то издалека. Конечно же, это было очень неудобно. В конечном итоге Савва обратился за помощью к Господу. После молитвы до него тот час же донесся шум от русла некогда высохшего ручья. Рядом с ним стоял осел и бил со всей силы копытом по земле до тех пор, пока из образовавшейся ямки не полилась вода. Таким образом, в обители появился свой водный источник, который снабжает ее и поныне.

Однако не все всегда было так радужно в истории существования Лавры Саввы Освященного. На его долю выпало не мало разрушений и смертей. Испытания начались в 636 году, когда Палестину захватили арабы, и жизнь православных монастырей в стране стала ухудшаться. На их поселения с целью грабежа стали регулярно совершаться набеги местными бедуинами. Самое страшное, что халифат никак не контролировал их действия.
Долгие годы обитель Саввы Освященного выдерживала вражеские нападения, пока в 786 году ее стены не взяли штурмом. Монастырь был разграблен и разгромлен, а все монахи перерезаны. Позже его восстановлением занимался Константинополь.
Когда в 1187 году Иерусалим завоевал Саладин, то святилище вновь пострадало. Ее значительная часть была разрушена, не обошлось и без человеческих жертв.
Испугавшись очередного зверского нападения со стороны бедуинов, последние монахи, жившие в монастыре, покинули его в 1440 году. После этого здесь никто не жил около 100 лет! Потом власть в Палестине перешла к турецко-османскому султану Сулейману II, указы которого позволили Лавре Саввы Освященного восстановить свою былую жизнь.
Просуществовать в спокойствии удалось почти четыре столетия. В 1837 году монастырь был вновь разрушен, а его ценности расхищены бедуинами. Через три года последовала новая беда – землетрясение, которое также принесло обители огромный урон.
Очередной длительный мирный этап для монастыря начался в 1840 году, когда его восстановление полностью осуществлялось на средства Российской империи.

Нужно отметить, что Лавра Саввы Освященного всегда имела огромное духовное значение для христиан, равно как Афонская и Синайская обители. Из ее стен вышли свыше двух десятков святых, которые затем стали почитаться Православной Церковью. Одними из самых известных среди них являются великий богослов преподобный Иоанн Дамаскин и историк Кирилл Скифопольский. Также в святилище не раз принимало у себя в гостях славянских единоверцев – первого русского паломника в Палестине игумена Даниила, святителей Савву Сербского и Феофана Затворника.
И сегодня отношение к монастырю не изменилось. Как и прежде она дает духовную помощь и образование окрестным беднякам. А участие ее монахов в литании Святого огня в храме Гроба Господня является обязательным условием!

Так что же представляет собой Лавра Саввы Освященного в наши дни? На этот вопрос легко ответить, побывав здесь. Уже при входе во двор святилища можно увидеть каменную часовню, по форме напоминающую восьмигранник. Именно в ней покоятся мощи преподобного Саввы (умер в 94 года). Говорят, что они обладают чудотворной силой – благодаря им многие паломники от многих заболеваний, в том числе и от рака.
Неподалеку от этого строения располагается огромное подземелье, в котором захоронены останки других монахов, когда-либо проживающих в монастыре.

Пещера, в которой жил Савва, находится в южной части монастыря. При входе в нее сразу же бросается в глаза большое количество икон вокруг, а также чувствуется непередаваемая умиротворенность. Здесь же располагается Церковь Святого Николая, где хранятся почитаемая христианами икона преподобного Андрея Критского и останки монахов, убитых персами в 614 году.
Если увидеть эту пещеру покажется недостаточным, можно зайти еще в одну, соседствующую над ней. Эта келья когда-то принадлежала преподобному Иоанну Дамаскину. Все, что осталось тут от него – это крест и камень, на котором ему отрубили руку, а также две иконы Воскресения и икона Богородицы Троеручницы. Мощи святого покоятся еще этажом выше – в Церкви Иоанна Предтечи.

Главным строением монастыря считается храм Благовещения Пресвятой Богородицы, воздвигнутый императором Юстинианом в VI веке. Наиболее известными в нем являются икона «Верую» и Акафистная икона Божией матери. Особый художественный интерес вызывают изображения палестинских подвижников на царских воротах.

Также в обители находится святой источник. Воду из него употребляют только в качестве питья и дают для благословения гостям. Если верить паломникам, то она исцеляет от многих недугов. Испить живительную водицу можно прямо на месте либо налить ее в бутылочку и увезти с собой.

Есть на территории монастыря и свой фруктовый сад, который тоже считается чудотворным. По преданию, в нем растет посаженное самим Саввой финиковое дерево, плоды которого помогают семейным парам, у которых не получается зачать ребенка.

Лавра Саввы Освященного является одним из древнейших мужских общежительных монастырей в мире. Изначально с Саввой здесь проживало всего несколько учеников, а к концу его жизни их количество увеличилось до пяти тысяч человек! Сегодня их, конечно же, значительно меньше. В многочисленных жилых зданиях, расположенных на склоне скалы, обитают порядка 60 монахов (греки, румыны, русские). Из-за постоянной жары в пустыне они не могут все время находиться в своих каменных кельях, которые под действие высокой температуры сильно нагреваются.

К слову сказать, устав обители считается самым строгим из всех монастырей на Святой Земле. В этом нет ничего удивительного, ведь во главе святилища стоит никто иной, как сам патриарх Иерусалимский. Однако повседневными делами здесь управляет не он, а выбранный им наместник с двумя помощниками.

Среди строгих правил монастыря является то, что женщины на его территорию не допускаются! Представительниц прекрасного пола могут впустить лишь в так называемую «женскую башню» - гостиницу, которая находится за пределами стен обители. Из ее окон можно полюбоваться на открывающийся вид Лавры. Появилась здесь эта постройка не случайно, а по указу Саввы, который поселил в ней свою мать, которая изъявила желание жить рядом со святилищем.

Еще более страшное правило существует для попавших на территорию монастыря – здесь нельзя пользоваться фотоаппаратом. Печально, но это факт: запечатлеть понравившиеся моменты во время экскурсии по обители и вправду не получится, за этим здесь строго следят. Но не стоит из-за всего этого сильно расстраиваться. В конце концов, самое главное, что привозишь с собой из любого путешествия – это полученные в ходе него впечатления, которые останутся с вами на долгие-долгие годы!

Также в основанном Саввой монастыре до сих пор не удосужились провести электричество. Монахи считают его ненужным для аскетического существования. Днем внутренние помещения обители освещаются естественными солнечными лучами, а ночью – свечами и керосиновыми лампами. Живут же люди! Кстати, сотовая связь и интернет здесь тоже не работают, поэтому все гаджеты паломникам лучше оставить в гостинице.

Посетить Лавру Саввы Освященного можно в течение всего года. Он работает с 9 часов утра в летнее время, и с 10 часов – в зимнее вплоть до наступления темноты. Правда, открыт монастырь не на протяжении всей недели. Выходными для него являются среда и пятница. Исключение составляют только крупные религиозные праздники, выпадающие на эти дни. К ним относятся Рождество, Крещение, Страстная и Светлая пятницы.

Добираться до монастыря лучше всего на арендованном автомобиле, так как он находится далеко от Иерусалима. Вооружившись картой, вы с легкостью его найдете, а возвращаясь обратно, сможете в тишине осмыслить все вами увиденное во время прогулки по обители. Да и потом есть в этом что-то романтическое – находиться наедине с пустыней.

Если же вы хотите шумной поездки, тогда вам лучше присоединиться к какой-нибудь экскурсионной группе. Но повезут вас, скорее всего, не на просторном туристическом автобусе, а на каком-то менее габаритном транспорте. Многие паломники выбирают именно этот вариант, когда не хотят путешествовать самостоятельно. Кроме того, это чудесный способ познакомиться с кем-нибудь во время пути, ну и, конечно же, получить много ценной информации от гида. Приятного путешествия!

Партнеры проекта