8 святынь

Синайский монастырь св. вмц. Екатерины Александрийской

Иисус Христос сказал: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Небесное", для монахов живущих на Синайском полуострове это изречение Спасителя стало одним из главных смыслов отделения от мира. Чтобы не поддаться соблазнам мира, полного искушений, будущие монахи покидали свои дома, отправлялись в пустыню, становились отшельниками. Казалось бы невозможно выбраться из греховной пропасти, которую сам Бог сравнивает с игольным ухом. Но там где есть вход, должен быть выход. И здесь в качестве веревки, в качестве такого невидимого каната выступает божий промысел, некая невидимая рука, направляющая на путь истины. И как, однако, трудно было молодым, красивым, сильным юношам оставить все и стать отшельниками? Почему они выбрали узкий путь спасения, а не прелести богатства, сулящие мирские утешения? Понять это мы сможем только побывав на месте их подвига. Посетив монастырь Святой Екатерины только один раз, становиться понятно желание остаться там навсегда.
Около III века монахи начали селиться маленькими группами вокруг горы Хорив — возле будущего монастыря Святой Екатерины, в оазисе Фиран Фаран и других местах южного Синая. Главным их деланием был подвиг отшельничества. Спустя некоторое время община собрала настолько много братии, что возник вопрос о строительстве монастыря. Монахи города Синая обратились к матери императора Константина святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви в честь Богоматери, также башни для укрытия монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено. Следующий шаг в развитии синайский монастырь Святой Екатерины сделал в VI веке. Император Юстиниан I приказал построить защитные стены, окружившие уже имеющиеся постройки святой Елены, церковь, которые сохранились до настоящего времени. Затем он послал на Синай отряд своих воинов для защиты насельников монастыря. Завершение строительства монастыря Святой Екатерины датировано 557 годом.
Одним из игуменов синайского монастыря Святой Екатерины стал Иоанн Лествичник, известный своим бессмертным духовным творением "Лествицей". В своем творении он будто раскрыл формулу прохождения сквозь те врата, которые сам Иисус Христос называет игольным ухом, по полочкам спасения разложил на ступеньки путь восхождения по божественной лестнице, ведущей к самому Спасителю, в Царствие Небесное. Ведь, именно препятствие в виде ворот игольной величины становиться главным на пути к Небесному Иерусалиму. Иоанн Лествичник, примеривший на себя аскетический образ жизни, все тяготы монашеского бытия, отказа от плотских удовольствий и земных удобств, прошел сам, своими ногами тот путь, который он описал в своем произведении. Чтобы пройти крестный путь обязательно надо скинуть с себя груз, тянущий обратно в бездну, привязанность ко всему земному, забыть вкус богатства, ведь, "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" - эта фраза сказана самим Спасителем. Все земное неминуемо тянет за собой к земле, как груз, привязанный к ноге утопленника. И той веревкой, кинутой в пропасть погибели и является "Лествица", книга, описывающая как маленькими шажками добраться до заветных ворот Царствия Небесного, как по ступенькам взойти по Небесной лестнице в дом к самому Спасителю, поселиться в жилище самого Бога Иисуса Христа!
Ощутить ту атмосферу, где была создана "Лествица", вдохнуть воздух, буквально наполненный молитвами святых подвижников, пройти по земле, пропитанной их слезами и трудами, ощутить благодать святого места, приклонить колено перед обителью, вырастившей целое поколение молитвенников, мы можем, божьей милостью, сегодня, побывав на Синайском полуострове в монастыре Святой Екатерины. Время будто замирает, находясь в обители забывается мирская суета, чувствуется божественная близость, божественная сила, невидимая энергия, заставляющая выкинуть из головы все лишнее, все мелочи временного земного бытия и вспомнить о своем высоком предназначении, вспомнить зачем мы пришли в мир. Посетив монастырь Святой Екатерины однажды, вы уже не сможете его забыть.

Неопалимая купина. Куст, на котором Господь в виде огня явился Моисею

Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божьего.

"В начале долины было много келий отшельников, и ещё церковь с кустом. Куст растёт до сих пор и даёт отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растёт куст, разбит очень приятный сад".

Такое описание этого места дала паломница из Испании по имени Этерия, посетившая его в конце IV века. Примерно так же выглядит оно и сейчас. Часовня Неопалимой купины находится за алтарём главной церкви. Паломники входят в это самое святое место монастыря без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5).

Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на ту же тему. На других иконах - изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.

Святой алтарь часовни расположен не как обычно - над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни - мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.

Куст буйно растёт в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями.

Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Св. мощи св. вмц. Екатерины Александрийской

Долгое время святые мощи Великомученицы Екатерины пребывали в неизвестности и были открыты лишь через двести с лишком лет после ее кончины. Сегодня мощи святой (глава и левая рука) находятся в монастыре св. вмч. Екатерины у подножья горы Синай.

Долгое время святые мощи великомученицы Екатерины пребывали в неизвестности и были открыты лишь через двести с лишком лет после ее кончины. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30—40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом за 800 верст от Александрии, были чудесно извещены свыше, что мощи Святой Великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря.
Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, им указанной. Рассказ об обретении мощей приводит первый русский паломник, описавший путешествие на Синай, священноинок Варсонофий: «И лежало тело ея на святой горе больше трех сот лет, никому не видимо, дондеже проявил Господь Бог святому старцу в Раифском монастыре: на высоце горе лежат мощи; и повеле мощи ея положити во святей церкви, монастыре святые горы Синайския. И пошед же старец во святый монастырь Синайский, и сказа им глаголющим между собою: где есть высокая гора?

И отпустиша священницы и клирики со всеми кандилы, со свещами на взыскание, отпустиша их по числу восемь. И егда изыдоша из монастыря и недоумеющимися им, куда пойти, срете их святый ангел в монашеском образе и рече им: аз вем путь к высоким горам. И поведе их ангел. Егда возведе их на гору высокую, идеже лежат мощи святыя Екатерины, и невидим бысть от них. Святии же отцы с радостию и со страхом взяша святыя мощи великия мученицы Екатерины и несоша во святый монастырь Синайский и с псалмы и песнями, и положиша в велицей церкви близ святаго престола на правой стране, идеже и доныне лежат».

В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина) по традиции обретения мощей и их опознания по кольцу Екатерины.

Партнеры проекта