3 святыни

Икона Божией Матери "Валаамская"

Еще до революции с подлинной Валаамской иконы был сделан первый ее список. Первоначально он был помещен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в часовне, принадлежавшей Валаамскому монастырю, а затем его перенесли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Список быстро приобрел известность, и люди стали стекаться к нему на поклонение. Почитание святого образа стало особенно заметным в последнее время, о чем свидетельствуют устроенные в 1992 году торжества по его перенесению из Смоленской церкви в Валаамский монастырь. В настоящее время этот чтимый список иконы Божией Матери «Валаамская» занимает почетное место в древней Валаамской обители. Сделаны также копии с него, находящиеся на подворьях монастыря в Санкт-Петербурге и Москве. Все они также пользуются благоговейным почитанием верующих.

Св. мощи вмч. и целителя Пантелеимона

Частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона доступна для поклонения в подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Санкт-Петербурге, в храме Казанской иконы Божией Матери.
Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона — родовая святыня бояр Нащокиных.
По семейному преданию, крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище «Нащока» и стал родоночальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз.
Ученые — искусствоведы, реставраторы, — долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.
Вполне возможно, что родина святыни — вольный северный город. Кто знает, может быть, и здесь проявилось знамение Промысла Божия… Ведь с XII века Карелия входила в Новгородское княжество, и Валаам находился в попечении новгородских владык.
Много бурь пронеслось над Северным Афоном за это время, много святынь утратила обитель в лихолетиях, внешних смутах, пожарах и разрушениях. И сейчас, когда восстанавливаются жестоко порушенные, поруганные и разграбленные уже в ХХ веке храмы Валаамского монастыря, когда великими трудами воссоздается былое благолепие, неудивительно, что архимандрит Панкратий, игумен Святой обители, со вниманием отнесся к рассказу насельника монастыря о том, что в одной из частных коллекций Москвы находится редчайший крест-мощевик.
Таких крестов сохранилось всего несколько. Исследователи впервые увидели эту реликвию в 1994 году, но вскоре после экспертизы она вдруг исчезла из их поля зрения. Встревоженные ученые даже предположили, что святыня с такой на редкость большой частицей мощей святого целителя могла быть украдена. И вот, наконец, стечением многих дивных обстоятельств этот ныне уже Валаамский крест буквально за считанные дни вышел из многовекового затворничества.
Размер этого дубового креста — 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом. Известный ставрограф (специалист по крестам), кандидат искусствоведения, заведующая отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова подчеркивает: «Святыня никогда не передавалась в храмы или монастыри. Она делалась для семьи и оставалась семейной святыней. Крупная частица мощей великомученика Пантелеимона (одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца) не скрыта, как это принято, кусочком слюды, хрусталя, стекла или металлической пластинкой. Она открыта и крепится ко кресту лишь специальной восковой мастикой».
Узоры серебряной скани, покрывающие оборотную сторону креста (русские мастера старались не для зрителя: они украшали саму святыню), почти не повреждены за семь веков. Судя по всему, крест хранился в специальном ящичке с крышкой. И лишь в тяжелом ХХ веке была утрачен ларец, а с ним и величайшие святыни, которые нес на себе, кроме частицы мощей целителя Пантелеимона, древний крест.
Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало.
Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ.
Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны «Крест в России» получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич («многая лета» которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя.
Для братии же Валаамского монастыря обретение этой святыни имеет особый смысл. После молебна на Московском подворье при передаче святыни северной обители архимандрит Панкратий, поблагодарив всех благотворителей и друзей Валаама, сказал: «Дай Бог, чтобы нам не только восстановить храмы и украсить их святынями, но и самим последовать за Христом, взяв свой крест». И добавил: «Ведь это не только святыня, это и образ Креста Христова. Это напоминание следовать за Христом, неся свой крест».
Валаам никогда не сбрасывал с плеч тяжелый крест — по молитвам преподобных Сергия и Германа и заступничеству Богородицы, особо ярко проявленному в даровании обители Ее чудотворного Валаамского образа. Символично, что одновременно с крестом-реликварием обитель получила в дар еще от одного друга Северного Афона Сергея Юрьевича точную копию Валаамской иконы Божией Матери, находящейся ныне в Финляндии.
Господь послал северной обители бесценную святыню-крест, а Божия Матерь снова простерла над Валаамом Свой спасительный омофор.

Партнеры проекта