7 святынь

Св. мощи прп. Силуана Афонского

Частицы мощей преподобного Силуана Афонского доступны для поклонения в Храме Воскресения Христова в Белой Холунице.

Силуан Афонский был воспитан в православной вере, которую очень полюбил с детства. Еще в юношеском возрасте он пожелал всем сердцем стать монахом, искренне хотел поступить Киево-Печерскую Лавру.
Между тем, отец, предостерегая сына от поспешности принятия столь важного решения, заботливо настаивал, чтобы тот, для начала, испытал себя на воинской службе, а затем определился, как поступить.
Подчиняясь воле родителя, Симеон отложил свои планы. Постепенно мирские соблазны и удовольствия стали затягивать его всё сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план.
Но вскоре Благость Божия напомнила о себе. Однажды, когда Симеон возвратился с очередного гулянья и заснул, не то в полудрёме, не то в тонком сонном видении он вдруг увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал отвратительный змий.
Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Матери Божьей. Богородица разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь.
В результате такого необычайного вразумления Симеон осознал свою неправоту, сердечно раскаялся, возблагодарил Небесную Царицу за внимание и доброту. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе, загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью.
Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба, которую он проходил в Санкт-Петербурге, способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от мирских соблазнов и бессмысленной суеты.
Несколько раз Симеон жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.
Когда срок воинской службы близился к концу, Симеон решил посетить Иоанна Кронштадтского, испросить у него благословения на монашество и получить пастырское напутствие. Не застав отца Иоанна на месте, он написал и оставил ему записку, в которой просил о молитвах. А уже на следующий день, пребывая в расположении части, Симеон почувствовал, будто находится в средоточии гудящего адского пламени. Это чувство помогло ему утвердиться в желании оставить мир и предаться служению Богу.
Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Шёл 1892-й год.
Прибыв на Святую Гору, он поступил в Русскую Пантелеймонову обитель.

Св. мощи прп. Афанасия Афонского

Частица мощей преподобного Афанасия Афонского доступна для поклонения в Храме Воскресения Христова в Белой Холунице.
Преподобный Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.
После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.
В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги Преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.
Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.
Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.
Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.
В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.
Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.
Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» - тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», - отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?», - спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», - отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.
Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как Преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся.

Св. мощи прп. схиигум. Амфилохия Почаевского

Частица мощей преподобного Схиигумена Амфилохия Почаевского доступна для поклонения в Храме Воскресения Христова в Белой Холунице.

Схиигумен Амфилохий (Яков Варнавович Головатюк) родился в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в многодетной семье благочестивого крестьянина Варнавы Головатюка и был назван в Святом Крещении Иаковом.
В 1912 г. был призван в Русскую армию. Во время Первой Мировой войны Яков Головатюк храбро служил Царю и Отечеству, и был промыслительно назначен на фельдшерскую службу. В конце войны попал в австрийский плен. В 1919 г. с помощью Божией бежал, вернулся домой и помогал родителям в тяжелом крестьянском труде. В 1925 г. поступил в Почаевскую Лавру. Достойно пройдя все послушания, 8 июля 1932 г. был пострижен в монашество с именем Иосиф.
Очень быстро по всей Волыни пронеслась слава об отце Иосифе как о строгом подвижнике и искусном костоправе и лекаре. К древним стенам Лавры потянулись крестьянские повозки с больными не только из Волыни, но и из Буковины, Бессарабии и Галиции. Чтобы отцу Иосифу удобно было принимать страждущих, монастырское начальство перевело его из Лавры в домик на монастырском кладбище. Отец Иосиф воспринял это как великую милость Божию, позволившую ему вести в уединении жизнь исполненную тайных духовных подвигов. С первых дней своей жизни в монастыре он стал строгим постником.
Вскоре отец Иосиф, по неотступным просьбам приходящих, начал молиться об исцелении тяжелых и неисцельных недугов, и Бог посылал исцеления. Сам о.Иосиф всячески сдерживал распространяющуюся славу о своих чудесах: «Бог за ваше усердие к Почаевским святыням и за ваши слезные молитвы послал вам исцеление, а я, грешный человек, даже не дерзаю молиться ни о чем другом, как только о прощении моих грехов».
По молитвам отца Иосифа исцелялись многолетние неисцельные калеки, глухие и слепые. Многие после беседы с батюшкой получали утешение в скорби и разрешение трудных жизненных проблем. Но особенно много людей стекались к нему для исцеления от душевных недугов и избавления от злых духов.
Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве веры предков. В конце войны в Почаев на монашеское кладбище прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять отца Иосифа. Но крестьяне узнав об этом дали знать в Лавру и братия, рискуя жизнью, укрыли его. После этого отца Иосифа перевели в Лавру.
После войны, когда начали усиливаться гонения на Церковь, отец Иосиф мужественно обличал безбожие и утверждал колеблющихся в православной вере. Многие высокопоставленные советские чиновники, после исцеления по молитвам старца своих близких, стали благочестивыми христианами, тысячи людей после общения со старцем пришли к вере.
В 1963 г. местные власти приняли решение о закрытии Почаевской Лавры. Монахи, как и простые верующие и паломники, подвергались репрессиям, ссылались и заключались в тюрьмы. Первым решили закрыть для богослужений построенный митрополитом Волынским Антонием (Храповицким) Троицкий собор, который своей византийской архитектурой и внутренним убранством был особенно ненавистен безбожникам. Почаевской обители судилось стать единственной Лаврой Руси в которой никогда не прерывалась молитва. Ее одну верующим удалось отстоять.
Отец Иосиф был одним из вдохновителей сопротивления народного сопротивления закрытию Лавры. Он круглосуточно служил в Троицком соборе акафисты и молебны над болящими. За это его однажды ночью схватили и, раздев донага, поместили в психиатрической больнице в палату для буйных душевнобольных. С большим трудом, благодаря заступничеству высокопоставленных людей, исцеленных по его молитвам, и ставшими его духовными чадами, все же удалось освободить отца Иосифа.
Обретя свободу, отец Иосиф поселился у родственников в родном селе. Очень скоро массы народа начали стекаться в это село. Власти установили у домика, где он жил, круглосуточный милицейский пост. Под воздействием «работы», проведенной милицией с одним из его родственников, тот вывез отца Иосифа в глухие места, и, жестоко избив, бросил его в декабрьские холода в воду. Утром отца Иосифа чудом нашли еле живого. Надежды на то, что он доживет до утра, почти не было и его ночью постригли в схиму с именем Амфилохий. Но Богу было угодно исцелить его.
Дабы не подставлять под гнев властей Лавру, отец Амфилохий уехал к родственникам. И опять люди ехали к нему из Грузии, из Молдавии, из Москвы, из Средней Азии, и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более 500 человек. После молебнов он всех усаживал за огромный стол, сооруженный во дворе для братской трапезы, после которой все пели церковные песнопения и духовные стихи.
Имея прекрасный бархатный баритон, отец Амфилохий знал их множество и все восхищались красотой его пения. Посвящая дни трудам, он целые ночи проводил в поклонах и слезной молитве. Отец Амфилохий учил, что корень безбожия в ожесточении человеческих сердец, неспособных вместить любовь Божию: «Грех, как сеть, опутывает сердце и злоба, как оковы, сковывает его. Злые люди убили праведного царя, злые люди глумяться над православным народом. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной стране, от православных родителей, в православной вере, а многие народы не знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость к нам!».
Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить. Однажды, он после молитвы, перекрестил тарелку с предложенным ему супом, и она тотчас треснула. Не сказав ни слова и не глядя на хозяев, он тотчас ушел из их дома. За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал: «Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба». 1 января 1971 г. он скончался.
Множество людей прибыли в Лавру со всех концов Советского Союза, несмотря на новогодние праздники. Почта была завалена телеграммами с просьбами отложить похороны, так как люди не успевали приехать.
И с тех пор, на протяжении более 30 лет, не было дня, чтобы на могиле старца не горели свечи, не служили панихиды, не молились паломники. Все это время не прекращались чудесные исцеления на его могиле.

Партнеры проекта