3 святыни

Место подвигов прп. Антония Леохновского, Новгородского

Место подвигов прп. Антония Леохновского, Новгородского доступно для поклонения и паломничества верующих в д. Леохново (См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Рублевская пустынь находится примерно в четырех километрах от села Леохново вблизи деревни Рублево, в которой ныне сохранилось только два ветхих дома. В пустыне при жизни преподобного раскидывался по горам огромный лес. Ныне же место это частью покрыто молодым лесом, частью представляет луга. Под названием "Рублевская пустынька" существует лишь небольшая роща, состоящая из березы и ольхи, на несколько сот метров простирающаяся в длину и ширину, и огражденная каменным валом. Она расположена на нескольких горах, разделенных между собой небольшими оврагами. По дну одного оврага в начале столетия пролегала дорога. В одной из гор, примыкающей к дороге, недалеко от входа в пустынь в 1859 году открыта пещера, в которой, по преданию, жил преподобный. В ней заметны остатки печи, в которой преподобный Антоний готовил себе скудную пищу. Над пещерой находилась часовня, к которой вела деревянная лестница. Недалеко от пещеры под горой находится родник и колодец, по преданию тот самый, из которого черпал себе воду святой. Вода в нем всегда бывает чистая и приятная. Вверх по ручью — еще два родника, ныне заросших. На противоположном пещере берегу оврага на горе находилась деревянная церковь. До 1873 года она была часовней и построена усердием прихожан Леохновской и соседних с нею церквей, а в 1873 году 30 августа была освящена и приписана к Леохновской церкви. Служба в ней бывала в праздник Вознесения Господня, в праздник перенесения мощей преподобного Антония и 30 августа/12 сентября, в день освящения церкви. Около церкви с северной стороны находились две часовни, в одной из которых хранилась колодина, которая, по преданию, служила преподобному во время сна изголовьем. Приходящие богомольцы грызли колодину "для здоровья". Все деревянные строения в пустыне разобраны перед войной. Позади церкви заметны следы гумна, по преданию устроенного самим преподобным для обмолота хлеба, добываемого им своими руками. От гумна сохранилась каменка, над которой стояла прежде икона Вознесения Господня.

На все праздники преподобного Антония в пустыне бывало много богомольцев, ибо почти каждый, приходя в село Леохново, считал своим долгом посетить и Рублевскую пустыню. Ныне редкие паломники могут найти в пустыне крест с образом преподобного Антония близ пещеры, обветшалый святой колодец под горой и каменное основание бывшей церкви, поросшее березами, образующими подобие живых стен. За колодцем следил до последнего времени местный уроженец Михаил Зайцев, прах которого ныне мирно покоится в Леохново. Не изменился в пус-тыньке лишь благодатный Дух святого места, водворяющий в душах верующих удивительный мир и благоговение, действующий здесь и поныне молитвами преподобного Антония. Сейчас в пустыни построен храм, св. источник и купальня.

Св. мощи прп. Антония Леохновского, Новгородского

Святые мощи преподобного Антония Леохновского, Новгородского доступны для поклонения в Спасо-Преображенскрм храме д. Леоново.

Житие преподобного Антония Леохновского.

Издавна Новгород и его пределы славились людьми, которые преуспевали в святой вере и добродетельной жизни. Святостью жизни отличались и князья, и владыки, и простые люди. Но пределы Новгородские служили местом подвигов не для одних только своих коренных обитателей. Издавна из разных концов земли русской люди, жаждущие спасения и возлюбившие уединение, приходили в дремучие леса Новгородской области и, выбрав удобное для себя место, строили убогие хижины или выкапывали пещеры и здесь, не развлекаемые мирской суетою, вдали от соблазнов, в безопасности со стороны внешних врагов служили Господу, соделывая свое спасение и воссылая Ему непрестанные молитвы за христиан православных. К числу пустынников, которые спасались в Новгородских пределах, но сами не были уроженцами Новгородской земли, принадлежит и преподобный Антоний Леохновский.

Преподобный Антоний, по прозванию Вениаминов, по происхождению боярский сын, родился около 1526 года в городе Твери от благочестивых родителей, которые воспитали его в страхе Божием и внушили ему любовь к добродетели. Доброе воспитание принесло добрые плоды: Антоний еще в отрочестве обнаруживал в себе особенную ревность к благочестию, когда же пришел в более зрелый возраст, то уже не довольствовался обыкновенными подвигами благочестия, но стремился к большим и труднейшим. Наконец, презрев знатность и земные почести, которые мог бы приобрести, живя в мире, Антоний возгорелся желанием — всецело посвятить себя на служение Богу, и постоянно помышлял о том, как ему избегнуть житейских треволнений, поселиться в какой-либо уединенной пустыне и принять иноческий образ. Вот как повествует о сем рукопись:

"Прииде некогда Антоний в страх Божий, и помысли, како бы ему избежати от суетнаго мира и попечений житейских; ведяше блаженный, коликих наполняется зол и болезней прилепляющийся к человеком и к суете мира сего, и коликих благ от сего лишается всяк человек; многажды отпадает от Создателя своего Бога, прогневляя Его на всякий день многими неправдами; повинен вечной муке бывает. Многие живущие во благочестии печаль многу о сих имеют, и часто в рассмотрении своего жития поучаются, како пребывают души их; яко же и сей блаженный Антоний сотвори. Преуспевал блаженный в делах благих возраста своего; а потому и был любим от сродников своих, и от соседов ближних. Он же паче о сем велику печаль имел, и молил всегда Всемилостиваго Бога, и на помощь призывал Пречистую Богородицу, дабы ему избежати от мирския красоты века сего, и сподобитися иноческаго образа, ибо на сие наипаче было у него хотение о Бозе, как и Писание глаголет: "печаль мужу покаяние и раскаяние наводит, и обращение еже к Богу", как и на сем Преподобном сбылось".

И вот однажды улучив удобное время, он тайно оставляет родительский дом и отправляется, сам не зная куда, но вполне вверяя себя руководству Божия Промысла. Достигнув пределов Новгородских, в конце, называемом Шелонским, верстах в 100 от Новгорода (сухим путем, а через озеро Ильмень в 50 верстах), он находит себе пристанище при реке Переходе — на месте, носящем название "Рублева пустошь". Местность, где поселился святой Антоний, была гориста и покрыта огромным лесом. В одной из гор он выкопал себе тесную пещеру и начал вести строгую подвижническую жизнь. Сырая земля, служившая полом пещеры, была для него постелью, а деревянная колодина, ничем не покрытая, служила ему изголовьем.

Сон его не был продолжителен, ибо он рано покидал свое ложе для молитвы. Обыкновенною пищею его был хлеб и иногда немного овощей, но большею частию один хлеб, который он принимал по захождении солнца и то в меру, только для подкрепления изнемогающего тела. Питьем его была простая колодезная вода. Помня заповедь Божию, изреченную первому человеку: "в поте лица твоего будешь есть хлеб", он сам расчищал лес и возделывал землю, сколько нужно было для его скудного пропитания и сам молотил свой хлеб на гумне, которое устроил недалеко от своей пещеры. Питаясь почти одним хлебом, он часто лишал себя и этой пищи, налагая на себя самый строгий пост. Борясь со своею плотью, он в то же время вел непрестанную борьбу с пустынными страхованиями и врагом рода человеческого, который, не желая, чтобы кто-нибудь получил спасение, всегда старается совратить праведного с истинного пути. Сколько нужно было святому Антонию терпения, чтобы вести эту борьбу, сколько нужно было ему пустынных подвигов бодрствования, сколько пролито им слез во время сердечных воздыханий к Богу в коленопреклонной молитве, все это известно лишь одному Богу, хранителю раба своего, озарявшему его своею благодатию и укреплявшему в борьбе. Так подвизался святой Антоний в Рублевской пустыне!

Между тем домашние его, узнав об его уходе, много плакали и повсюду искали его. Две сестры, ища его, узнали о его местопребывании и пришли в Рублевскую пустыню. Долго они ходили по пустыне, со слезами ища своего брата, но он не показался им — так отрешился он от мира и того, что в нем. С тех пор ручей, протекающий в пустыне, прозвали Плаксиным.

Подвизаясь в Рублевской пустыне, святой Антоний уже настолько успел в духовной жизни, что имел дар чудотворения. Как ни уединялся он, но слава о нем, как строгом подвижнике, распространилась уже далеко. Некто инок Нифонт (какого монастыря он был иноком — житие умалчивает об этом), услышав о пустыннике Антонии, захотел посетить его. От одного купца в Новгороде он узнал, где находится пустыня, в которой подвизается святой Антоний.

"Сказал нам монах Нифонт: пришедши я в Новгород спросил у купца о пустыне Преподобного Антония, на что в ответ получил: пятьдесят поприщ, или немного более от Великаго Новаграда. После того я пришел в обитель Преподобнаго Ефрема Перекомскаго; и на другой день дошел до пустыни на реку Переходу, где жил Преподобный Антоний, и пришел к Его келии, и молитву сотворил. Когда же вышел Святый к дверям келии, я увидел плоть его, как зверя, и ужаснулся, пристрашен был, и вострепетал. И Святый сказал мне: чадо, не бойся вида телесе моего, и воззвал меня именем: чадо Нифонте, зачем сюда ты пришел; благословил меня, и целовал, и сказал: не размысли в сердце своем. И по произнесении сих от Святаго слов, взялась нечаянно гора. Я же это увидев, от страха на землю пал. Святый взял меня за руку, и молитву сотворил. По окончании молитвы возвратился в келию, и сказал во услышание кому-то: Предложи, чадо, трапезу. Когда же мы взошли в келлию, я увидел два стола стоящих, и на них хлеб и овощи, и две рыбы испеченныя. Когда же мы поели, опять Святый сказал: возьми, чадо, сия отсюда. И вдруг сама собою взялась трапеза".

День провел Антоний с Нифонтом в рассуждении "по учению Евангелия, о силе веры" и в молитве.

"Вечером того же дня, по принятии нами пищи, сказал Святый: днесь разлучается душа моя от страстей плотских. И сряду, молитву сотворив, благословил меня. Тогда час ночи был шестый. По молитве никого я не увидел. Поутру же приняв благословение я отправился, славя Бога, прославляющаго Угодники Своя, дающа благая рабом Своим".

Подвизаясь в Рублевской пустыне, святой Антоний постоянно молился Всемилостивейшему Богу, чтобы сподобил его получить иноческий образ, ибо хотя он и пребывал вдали от людей, но был еще мирянином. Молитва его не осталась не услышанной. Однажды, в праздник Вознесения Господня, явился ему ангел Господень и сказал: "Антоний! иди на место, называемое Леохна, на три поприща отсюда". Беспрекословно повинуясь воле Божией, немедленно оставил он свое уединение и отправился на указанное место. Придя в Леохново, он нашел здесь священноинока Тарасия, который и постриг его в монашество. Проходя трудный путь иноческой жизни, они построили храм, с благолепием украсили его иконами, снабдили книгами и всем необходимым. Когда церковь была совершенно готова, они отправили посла к новгородскому архиепископу просить, чтобы он дозволил им освятить построенный храм и прислал им антиминс. Услышав от посла имя преподобного, архиепископ поспешил исполнить просьбу иноков, преподал благословение преподобному Антонию и отправил с посланным антиминс. Храм был освящен 6 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это было не позднее 1556 года.

С течением времени к Леохновским подвижникам мало-помалу начали собираться ревнители подвижнической жизни. Многие из приходящих, подобно самому Антонию, были благородного происхождения, оставляли родителей и родственников и, ревнуя о спасении, селились в обители преподобного. Таким образом возник Леохновский монастырь и место, прежде бывшее пустынным, наполнилось строгими подвижниками. Преподобный Антоний, будучи настоятелем, служил для братии образцом строгого подвижничества. Сам он исполнял все черные монастырские работы, иногда сам пек хлеб для братии и готовил кушанье. Проводя день в непрестанных трудах, он часто всю ночь проводил без сна в молитве и изнурял плоть свою строгим постом. Хотя и не имел он высокого книжного образования, но здравый ум и душевная доброта восполняли недостаток учености. Как и соименный ему отец иноков Великий Антоний, он говорил своим ученикам: "не требует иных душа человеческая, как только здравого ума". Сам он во всем был последователем древних великих отцов иночества. Непрестанно внушая своим ученикам удаляться от страстей и мирских соблазнов, соблюдать все заповеди Христовы и свято проводить иноческую жизнь, он указывал им на жизнь древних святых отцов-пустынников. Часто напоминал им слова Исидора Пелусиота: "для чего мы называем отцами прежде нас бывших черноризцев, если сами не хотим, как истинные сыны их, последовать их отеческим нравам и украшаться их обычаями? Не могут нам быть отцами те, нравам которых не подражаем. Поревнуем, братия, житию отцов наших, которые, окрылившись любовию к Богу, возлетели от видимого превыше всего земного, чтобы вкусить сладости небесной; бездомовные, безъименные, в пустынях и разселинах земных, они покорили плоть свою духу и уже на земле явили себя не человеками, но ангелами; поревнуем им, чтобы вместе с ними прославиться на небесах". Братия с радостию принимала наставления своего учителя и подражала ему во всем. В церкви соблюдалось строгое благочиние, все стояли, не разговаривая между собою, но с великим вниманием слушая чтение и пение церковное, поучаясь в заповедях Господних. Вне храма братия, подражая своему учителю, трудилась, исполняя различные работы и предпринимая подвиги для спасения души.

"Преподобный же Отец наш Антоний, видев сия добродетели в братстве, радовашеся душею и сердцем веселяшеся, что плоды трудов его возрастали, по советам его и благословению, и по обещанию вся исправляются, и волею спасаются. По молитвам его собралось уже немалое число братии, до пятидесяти; и было восхитительно видеть и слышать, как позналася Божия любовь в них, и заповеди Христовы были исполняемы, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание, — яко рече Апостол, на таковых несть закона, а иже Христовы суть, плоть свою распяша со страстьми и похотьми; иже живуще духом, духом и ходиша, друг друга тяготы носяще, и тако исполниша закон Христов."

Удостоенный от Бога дара чудотворения еще в Рублевской пустыне, преподобный Антоний неоднократно обнаруживал сей дар и тогда, когда жил в устроенной им обители.

Однажды в смутное время междоусобной брани, в которую вовлекли Русь самозванцы, преподобный, стоя на молитве, провидел прозорливым оком сражение под Оршею и сказал своему келейнику: "сего дня, брат, под Оршею множество православных побито ради наших грехов". И действительно, через несколько дней дошла до монастыря печальная весть о бывшем в тот самый день поражении русских.

В другой раз загорелась крыша на монастырской трапезе. Сильный ветер направлял пламя на окрестные кельи. Опасность угрожала всему монастырю. Келарь в недоумении побежал в келью к преподобному и, встретив его в дверях кельи, пал к его ногам, со слезами прося его обратиться к Господу и Его Пречистой Матери о спасении обители. Блаженный Антоний, обратившись к иконе Всемилостивого Спаса, находящейся в его кельи, так молился со слезами: "Господи, Ты благоволил полюбить место сие, попусти же наказание с милостию". За сим, обратившись со слезами на глазах к келарю, сказал: "не бойся, брат, не оскорбит нас Всемилостивый Господь Бог наш свыше нашей меры". Лишь только произнес он эти слова, пламень вследствие перемены ветра обратился в другую сторону, и пожар скоро прекратился, не сделав большого вреда обители.

Некогда юноша пас стадо овец недалеко от монастыря и так был ужален змеею, что уже отчаялся и жить. В это самое время приходит к нему преподобный Антоний и говорит: "иди к источнику близ монастыря и принеси воды". Юноша исполнил приказание. Тогда преподобный влил воду в рот юноше со словами: “во имя Святой Троицы силою Христовою исцеляет тебя раб Христов — старец Антоний". Юноша наклонился, и у него сделалась такая рвота, что даже сам преподобный удивился. Рвота продолжалась очень долго, и когда кончилась, юноша почувствовал себя здоровым. Он хотел уже гнать свое стадо, но преподобный Антоний остановил его и спросил: "скажи, для чего клялся ты вчера бедной вдове, что волк съел ее овцу, которую она дала тебе пасти, и которую ты сам продал за три сребренника?" Юноша ответил: "точно так, солгал я ей, отец!" Но изумленный тем, что старец знает его поступок, он спросил: "ты, отец, как узнал об этом?" Тот отвечал: "когда я сидел в келье, приехал ко мне всадник на белом коне и сказал: Антоний! встань и иди скорее на южную сторону, где источник, там увидишь человека, ужаленного змеею, скажи ему: не клянись Именем Божиим, ни Святыми, не делай неправды и отдай вдове овцу, чтобы не было тебе хуже". Тогда юноша, пав к ногам преподобного, подробно признался в своем поступке. "Точно, — сказал он, — продал я овцу той женщины за три сребренника, а ей сказал, что волк съел. Вдова, услышав это, не поверила мне и сказала: "разве ты не знаешь, что я бедная вдова; но делай как хочешь". Прошу тебя, отец, помолись о мне Господу Богу, чтобы Он простил грех мой, а я отдам той вдове овцу; в обитель же на праздник Преображения Господня и убогим буду отдавать ежегодно до смерти десятую часть от своего стада". Преподобный, еще раз напомнив, чтобы он отдал вдове овцу и остерегался совершать худые дела, чтобы не пострадать еще более, отпустил его. Юноша же прославил Бога и Его святого угодника за свое исцеление.

Слава о строго подвижнической жизни преподобного и его чудесах далеко распространилась и достигла Москвы. Царь Иоанн Васильевич, много наслышавшись о подвижнической жизни преподобного Антония, чрезвычайно желал его видеть, почитая его, как единого от Святых. Желание царя увенчалось успехом. Однажды по делам обители преподобный Антоний прибыл в Москву. Царь, узнав о его прибытии, чрезвычайно обрадовался, призвал к себе, принял с великою честию, прося у него молитв и благословения и дал ему много милостыни в обитель и жалованные грамоты, за своим царским подписом, на земли и рыбные ловли на озере Ильмене, хотя преподобный и не радел о земной славе и богатстве, труждаясь в пустыне, как один из древних отцов.

"Возрастом Преподобный умерен, лицем благообразен, браду имея продолгу, мерну, густу, и сединами украшену; наипаче же украшен он милостию и добродетели”; в сретении весел и благоуветлив, и милостив ко всем. Слава велия о нем проходила повсюду. Христолюбивые же люди прославляли его житие".

Прожил на земле преподобный Антоний 86 лет, из коих 56 лет провел в иночестве, строго исполняя обеты иноческие. Промысел Божий распорядился так, что кончина его последовала не в созданной им обители, а в Новгороде. Когда в 1611 году шведы под предводительством Делагарди вторглись в пределы новгородские и начали предавать огню и мечу окрестности Новгорода, не щадя ни сел, ни монастырей, новгородский митрополит Исидор вызвал преподобного Антония в Новгород. Находясь в Новгороде, он заболел и, чувствуя приближение смерти, которой он не только не страшился, но ожидал с радостью, в день праздника Воздвижения честного Креста причастился Святых Тайн.

"Блаженный Отец наш Антоний приобщился Пречистых Святых и Животворящих Христовых Тайн, с радостным сердцем и душею, преподал мир и благословение, и конечное прощение; и призвав к себе пономаря Церкви Святаго Апостола и Евангелиста Луки, именем Корнилия, сказал ему пророчески: брате Корнилие! будет вам знамение, чтобы меня положили в моем монастыре Боголепнаго Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Преставился Преподобный отец наш Антоний в 9-м часе нощи".

Сам митрополит торжественно предал тело его земле. Он был погребен в Новгороде на Редятине улице в церкви святого Евангелиста Луки, по правую сторону алтаря, где сам избрал себе место, потому что вследствие шведского разорения нельзя ему было возвратиться в свою обитель. Время кончины преподобного относится к 1611, 1612 или 1613 году.

Не долго тело преподобного Антония покоилось вдали от основанной им обители, мощи через несколько лет после его кончины были перенесены в устроенный им Леохнов монастырь. Шведы, разоряя окрестности Новгорода, не пощадили и обители Леохновской. Пожар скромные кельи иноков обратил в груду пепла, сами же иноки под ударами меча в жестоких страданиях перешли из здешней жизни в жизнь вечную. Из всей братии только одному ученику преподобного, по имени Григорию, удалось скрыться в лесу при нападении шведов на обитель и таким образом остаться в живых. Во все время, пока шведы были в России, он скитался по разным лесам, не смея возвратиться в свою обитель. Когда же шведы были изгнаны и окрестные жители, также скитавшиеся по лесам, начали возвращаться на прежние места своего жительства, пришел и инок Григорий на то место, где была его обитель. Но вместо обители он увидел лишь пепелище и не преданные еще земле тела убитых иноков. Со слезами исполнив долг христианский, он поставил себе на пепелище маленькую келью и часовню и начал свои подвиги, непрестанно моля Всемилостивого Бога, чтобы не запустело это место. Через несколько лет явился ему во сне преподобный Антоний и сказал: "отец Григорий, поди в Великий Новгород и скажи преосвященному Киприану митрополиту и вельможам города, чтобы положили меня в построенной мною обители Боголепного Преображения Господня". Но старец Григорий не обратил на это внимания. Явление повторилось, но старец и теперь не решился исполнить, чего требовал преподобный. Наконец, в третий раз преподобный Антоний явился своему ученику, испуская огненные лучи, и сказал: "если не исполнишь моих слов, явлюсь в другом месте, ты же погибнешь страшным образом". Это последнее явление навело такой страх на Григория, что он упал как мертвый и долго находился в обмороке. Когда же пришел в чувство, немедленно отправился в Новгород и рассказал митрополиту и вельможам города, как являлся ему преподобный и чего требовал.

"Митрополит, взяв честныя Кресты, пошел со всем освященным Собором, и с начальниками града, и со множеством народа на указанное место. И когда землю откопали, и гроб открыли, тогда тело Преподобного Антония нашли целым и нетленным, нисколько не поврежденным, как вчера погребенное. То предивное чудо весь народ Великого Новаграда видев, воздал хвалу Богу и Пресвятой Богородице, радостною душею, и со слезами, и благодарение возсылал за обретение безценнаго сокровища. И повелел Митрополит святыя Преподобнаго мощи нести со святыми иконами и Крестами, молебное совершая пение. Митрополит же со всем освященным Собором, с начальниками града, со множеством народа, вместе с их женами и детьми, вслед Святаго Антония шли, и к новоявленным чудотворным мощам приближаясь, стеснялись, другие же по головам их ходили, и к мощам прикасались. В это время показал Преподобный Отец Антоний чудо, а именно, исцелил убогаго человека Иосифа именем, три года своими глазами нимало не видевшаго. Таким образом святые мощи Его проводили от града два поприща до Аркажскаго монастыря, совершая молебное пение. Святый другое явил чудо, болевшаго глазами некотораго человека именем Стефана, исцелил от болезни."

Митрополит Киприан велел архимандриту Юрьева монастыря Дионисию со всеми новгородскими игуменами с великою честию проводить честные мощи преподобного Антония на место его подвигов. Множество народа следовало за мощами, которые и были положены в его монастыре, и многие исцеления истекали от святых мощей; здесь почивают они и доныне под спудом и подают исцеления всем с верою приходящим. Обретение и перенесение мощей было около 1630 года.

"И нужно ли много говорить и писать о чудесах и исправлениях добродетелей Святаго Преподобнаго чудотворца Антония, бывшия в житии, и по кончине Его, ибо Человеколюбец Бог от многих лет показал, что на месте сем прославится Его святое имя. По тому вкратце и отчасти о сем написано, чего по достоинству и по числу сказать словом отнюдь не возможно; как и звезды небесныя и песок земный изчислить неможно, так и Святых чудеса кто может подробно сказать, или списать, поелику по вся дни, как от источника почерпая, исцеление приемлем."

Партнеры проекта