Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

11 святынь

Икона Божией Матери "Отрада и Утешение" (Ватопедская)

Образ Божией Матери «Отрада и Утешение» связан с афонским Ватопедским монастырем. На этом месте в 395 году был обретен чудесно спасшийся после морской бури сын императора Феодосия Великого Аркадий. Царевич, спавший в тени куста, рассказал, что его спасло заступничество Богоматери, к Которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма установили икону Пресвятой Богородицы и назвали образ «Отрада». Спустя годы к названию иконы добавилось еще одно слово – «Утешение», что было связано с чудесным спасением обители от разбойников. В 807 году Матерь Божия явилась игумену монастыря и повелела, чтобы в тот день не открывали монастырских ворот, а взошли на стены и разогнали разбойников. Настоятель заметил, что на иконе лики Богоматери и Младенца ожили. Младенец произнес: «Нет, Мати моя, путь они будут наказаны». Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Братия монастыря заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе. С того времени «Ватопедская» икона получила название «Отрада и Утешение». Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. На левой руке Богоматери, как на престоле, восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа – величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Царица Небесная склонилась к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами. Этот образ представляет Христа как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость» благодаря заступничеству Царицы Небесной, как поется в акафисте: «Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая».

Икона, именуемая «Отрада и Утешение», являлась главной святыней Новодевичьего Воскресенского монастыря, основанного в 1849 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Николая I. Первой настоятельницей обители была назначена игумения Феофания (Готовцева), ученица Новоезерского старца Феофана (Соколова), которая пользовалась советами многих духовных лиц, в том числе Игнатия Брянчанинова, Георгия Затворника и др.

Из истории монастыря известно, что в 1850 году возрождаемую обитель посетил иеромонах Серафим (Веснин), автор «Писем Святогорца». Через два года, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, он прислал в обитель список с чудотворной афонской иконы «Отрада и Утешение». В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона. Празднование в честь иконы и по сей день торжественно отмечается в обители 3 февраля (21 января по ст. ст.).

После революции Новодевичий монастырь был закрыт, разграблен и разрушен, монахини разогнаны.

В 90-х годы жители Тамбова передали в дар в Успенский Вышенский монастырь икону, именуемую «Отрада и Утешение». Икона хранилась в келье настоятельницы монастыря игумении Нонны до восстановления Казанского собора. После освящения собора поклониться святому образу смогли многие богомольцы. Однако никто не задумывался о том, что эта икона может иметь свою историю и является главной святыней возрожденного в 1996 году Новодевичьего монастыря.

Когда старший клирик Вышенского монастыря игумен Пимен решил отреставрировать старый киот, достав икону, с обратной стороны он прочитал надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистыя Матери, да будет благословение Святой Афонской Горы и Старцев Руской Понтелеймоновой обители на месте идеже волею Августейшаго монарха Николая I-го по благоволению свыше воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего Пресвятаго Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».

Прочитав надпись, игумен Пимен понял, что эта икона – главная святыня Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга, о чем поставил в известность настоятельницу Вышенского монастыря игумению Веру. Было принято решение обратиться за благословением к правящему епискому Скопинскому и Шацкому Владимиру, чтобы сообщить о найденной святыне настоятельнице Новодевичьего монастыря игумении Софии.

26 апреля 2014 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне, начнется крестный ход с вышенскими святынями – чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана – в Санкт-Петербург. Вместе с вышенскими святынями для торжественной передачи в Воскресенский Новодевичий монастырь в северную столицу будет доставлен образ Божией Матери «Отрада и Утешение».

Св. мощи св. равноап. влк. кнг. Российской Ольги

В день памяти равноап. вел. кн. Ольги 24 июля 2015 года Воскресенскому Новодевичьему монастырю был передан в дар ковчежец с частицей мощей вел. кн. Ольги. Ковчег находится в Казанском храме монастыря.

Учение Церкви о молитвенном призывании святых.

Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:

«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».

«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».

Скульптурный образ Спасителя

Несмотря на то, что на кладбище Воскресенского Новодевичьего Монастыря в Санкт-Петербурге захоронен прах многих известных людей, пожалуй самым знаменитым и посещаемым остаётся надгробие А.А. Вершининой (1858-1914).
Анна Акимовна Вершинина - дочь генерал-майора Акима Акимовича Карпова, внучка генерала А.А. Карпова, командовавшего в 1812 году казачьим отрядом и за успешное ведение боев удостоенного многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Анна Акимовна стала женой генерала от кавалерии Алексея Львовича Вершинина (1857-1922), умерла в возрасте 56 лет и любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя (скульптор П.И. Кюфферле), которая с самого начала стала привлекать к себе множество паломников. В безбожное время памятник не находился под государственной охраной, однако выстоял даже тогда, когда в сентябре 1968 года Ленгорисполком принял решение N 793, на основании которого на Новодевичьем кладбище началась ликвидация сооружений, "не представляющих художественной и исторической ценности". Только за 1969 год было уничтожено около 400 надгробий кладбища.

Сегодня скульптурный образ Спасителя находится под государственной охраной. Надгробие А.А. Вершининой входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)

Икона Божией Матери "Казанская"

Чудотворный образ иконы Казанской Божией Матери доступен для поклонения в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в городе Санкт-Петербурге.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив многих владельцев, икона Казанской Божией Матери в середине 1970-х годов была передана в Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге.

К иконе была приложена записка следующего содержания:
«Образ некогда находился в одном женском монастыре, был местной храмовой иконой. При ликвидации монастыря одна из стариц-монахинь взяла образ себе, а перед смертью благословила им свою келейницу. Девушка переехала в Ленинград, содержала образ в благолепии, но заболела, умерла, и образ бросили в выгребную яму. Его взяла одна боголюбивая старушка, которая в 1958 году, узнав, что я желал бы иметь икону Богоматери, вручила его мне, взяв с меня обещание хранить и беречь его. Болея неизлечимой болезнью и приближаясь к концу своего бытия, я желаю, чтобы образ обрел себе достойное место (А. Терентьев)».

Пострадавшую от копоти и грязи икону поставили в служебном помещении собора. Согласно завещанию решили передать ее в достойное место – Казанский храм Новодевичьего монастыря, где она могла бы стать храмовой святыней. Предполагалось, что художник очистит и отреставрирует икону. Но дивный образ обновился сам.

«Случилось это 6 ноября 1996 года, в праздник иконы "Всех скорбящих Радость ", – рассказывает свидетельница чуда. – В этот день, будучи в скорбном состоянии духа, зажигая перед иконой лампадку, я душой воззвала к ней: "Божия Матерь, как мне тяжело…". Поднимаю глаза – и вдруг вижу, что лик ожил, Божия Матерь улыбается так светло, и краски вмиг просветлели. У меня – слезы градом от страха… За двадцать лет, что икона у нас, ничего подобного не было. Зашла другая женщина, спросила: "Ты что, почистила ризу? " Смотрю – риза тоже стала светлая…».

Перед образом – благословением Царицы Небесной новоустроенной обители – теплится неугасимая лампада, повседневно насельницы читают акафист, а по средам служат общий молебен с акафистным пением. Праздничные богослужения и крестные ходы в памятные дни Казанской иконы Божией Матери исполнены особой торжественности.

И не медлит с помощью Пресвятая Владычица: обращает к покаянию, укрепляет в духовной брани, врачует души, дарует исцеления, ибо сказано: «По вере вашей да будет вам».

Ко всем притекающим к чудотворному образу Царицы Небесной Воскресенской обители обращены слова святителя Илариона:
«Я знаю, как ты, и не будучи монахом, любишь Пресвятую Деву, как молишься Ей, чистой и кроткой, как Она миром, чистотой и радостью озаряет Твою прекрасную душу, полную звуков небес, Она, Мать и Дева, да покроет Тебя от всякого зла Своим честным омофором».

Икона Божией Матери "Ахтырская"

Чудотворный подлинный образ иконы Ахтырской Божией Матери доступен для поклонения в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в городе Санкт-Петербурге.

Ахтырская икона Божией Матери была обретена в г. Ахтырка Харьковской губернии 2 июля 1739 г. Священник Василий Данилов, отличавшийся своей праведной жизнью, обнаружил сияющую неземным светом икону в высокой траве во время сенокоса. На иконе была изображена Богородица, молящаяся перед распятым Господом Иисусом Христом.

Икона три года хранилась у священника дома. Однажды он увидел сон, в котором Богородица велела омыть свою икону чистой водой. Священник выполнил указание, но той же ночью увидел второй сон. Ему снилось, что он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. О. Василий услышал голос Божией Матери: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Священник дал испить воды своей больной дочери, которая сразу же излечилась от лихорадки. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, о. Василий перенес ее в Покровскую церковь, где сам служил.

Слухи о чудесах, творимых от иконы, быстро разнеслись и дошли до высочайшего двора. В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее Комитету Русской Православной молодежи.

В июле 2010 года Президентом РФ В. Медведевым чудотворный образ был предан Воскресенскому Новодевичьему монастырю, где ныне и пребывает. Икона Царицы Небесной хранится в Казанском храме монастыря, в специально сооруженной для нее сени.

(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Св. мощи сщмч. Илариона Троицкого архиеп.

Святые мощи архиепископа Илариона (Троицкого) доступны для поклонения в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в городе Санкт-Петербурге.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
24 июня 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялось знаменательное событие – обретение мощей священномученика на Новодевичьем кладбище. В этот день мощи торжественным крестным ходом были перенесены в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря, где и оставались до 9 мая 1999 года, когда были переданы Московскому Сретенскому мужскому монастырю, поскольку Владыка служил его настоятелем.

В Новодевичьем монастыре в прежней раке осталась часть мощей (десница), архиерейское облачение, крест и панагия священномученика Иллариона (причисленного 10 мая 199 г. к лику святых и канонизированного Архиерейским Собором 13 — 16 августа 2000 г. ).

И сегодня все люди, которые прибегают к мощам — святым останкам, освященным Духом Святым через подвиг и мученическую, исповедническую кончину человека, прошедшего лагеря, ссылки, клевету, с особым чувством молятся у останков святителя Иллариона. Потому что это ныне бездыханное тело, ставшее сосудом Святого Духа, прежде, будучи вместилищем его прекрасной души, было соучастником удивительных христианских поступков и невыносимых по человеческим силам подвигов.

Св. мощи свт. Спиридона Тримифунтского

Святые мощи Святителя Спиридона Тримифунсткого доступны для поклонения в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в городе Санкт-Петербурге.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
В канун дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского нашему монастырю была передана частица его святых мощей. Реликварий с частицей мощей и тапочками святителя были доставлены из г. Рима силами Жимирова Вадима Николаевича, председателя Совета Директоров ОАО «АВРОРА».

Игумения София выразила слова признательности и благодарности Вадиму Николаевичу за проявленную заботу о сестрах и прихожанах монастыря. "Несколько лет назад мы с радостью принимали в нашей обители на малое время мощи святого Спиридона. Сегодня с еще большей радостью и особым трепетом встречаем частицу мощей святого, принесенные вами для постоянного пребывания в монастыре. Это предоставляет возможность верующим нашего города, особенно людям с ограниченными возможностями, прибегать с молитвами к святому перед его честными мощами в подходящий для них день в течение всего года."

Мощи святителя Спиридона доступны для всех верующих ежедневно в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Партнеры проекта