Святыня

Скит св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

О святыне

Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Каракалом, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.
Скит святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы – древнейший (основан в XIV веке) и крупнейший на святой горе Афон. Он известен строгостью своего устава (монахи не спят ночью перед причастием, не выезжают в мир в Великий пост, иеромонахи не служат за пределами Афона.), и тем, что отсюда вышел целый сонм новомучеников, пострадавших за Христа во время турецкого владычества.
Можно здесь помолиться и перед чудотворным образом родительницы Царицы Небесной, святая Анна имеет особую благодать предстательствовать за бесплодных супругов, страждущих младенцев. От мощей святой Анны и ее иконы проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия.
Кириакон был построен стараниями Вселенского патриарха Дионисия III. В 1680 году Вселенский патриарх Дионисий III для нужд увеличившейся братии воздвиг большой храм, в котором была положена левая стопа святой Анны, принесенная некогда на Афон из Азии. Главная святыня скита – бережно сохраняемая стопа праведной Анны. Было замечено, что подобно другим мощам — руке святой равноапостольной Марии Магдалины и руке святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, — остается постоянно теплой и стопа святой Анны.
Кириакон в 1752 году был отреставрирован стараниями старца Филофея Пелопонесского, а в 1757 году расписан известными иконописцами Филофеем и Афанасием. Католикон был построен в 1754 г., расписан то же самое время, он посвящен Святой Анне. В 1774 году была возведена колокольня. Обитатели скита занимались резьбой по дереву, переплетным делом, переписыванием книг, изготовлением камилавок и четок, разводили скот.
Широко известно первостепенное, в аскетическом отношении, место Скита на Афоне. Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.
В скиту подвизалось много прославленных Церковью подвижников и современных старцев. Например, архимандрит Херувим – автор книг «Из удела божией Матери» и «Афонские Подвижники». Он основал недалеко от Афин знаменитую обитель Параклита, следующую афонскому уставу и ставшую одним из наиболее известных монастырей на Балканах. Ученики архимандрита Херувима основали ещё несколько обителей в разных частях Греции.
Из скита вышли 7 преподобных: Геронтий (XIV в.), Нифонт Афонский (XIV в.), Герасим Новый Кефалонский († 1579), Дионисий Ритор († 1605), Митрофан (XVII в.), Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и 9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).
В XX в. в скиту подвизались старцы Елевферий († 1933), Андрей Постник († 1934), Никандр († 1938), Леонтий Исповедник († 1938), Харалампий († 1945), Феодосий († 1950), Иоаким († 1950), Гавриил (Картонас) († 1956), Никодим Киприот († 1960). Один из отцов скита иером. Савва Новый, скончавшийся на о-ве Калимнос (1862 — 25 марта 1948), был причислен к лику святых в 1987 г.
В алтаре кириакона покоятся мощи Патриарха Константинопольского Кирилла V (1748-1757), скончавшегося в келлии св. Апостолов, а также частицы мощей прмч. Нектария Нового (часть главы), новомучеников Игнатия, Евфимия и Акакия (из Иверского скита), вмч. Пантелеимона, вмч. Димитрия, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Меркурия и др.
В библиотеке кириакона хранится 250 рукописей (из них 3 пергаменные), каталогизированные мон. Герасимом Микраяннанитом.
Все эти святыни, с благоговением хранятся в соборном храме, находящемся на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря. Именно сюда, по высоким скалам и горным тропам, поднимаются мулы, везя на своих спинах смолы и ароматические вещества для изготовления афонского ладана, который, как и в старые времена, изготовляется с молитвой и благоговением. Именно старцы Большого скита св. Анны учили монахов Ватопедского монастыря сложнейшему процессу варки ладана. Будучи носителями высоко-духовного образа жизни, они не смогли подобно братии Ватопеда, коммерциализироваться и вывести свой ладан на мировой рынок. Одним из отличий ладана Скита от ладана Ватопеда, является ручной процесс изготовления в тишине и молитве.
В настоящее время здесь находится 58 келлий (51 из них имеет свой храм), из которых заселены только 35, в них живут 78 монахов.
Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.
Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.
На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами.
Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия. Он был построен по плану известного Павла Милона, который посвятил большую часть своей жизни храмостроительству на Святой Горе. Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг).
В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV веке подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.

Читать далее
добавлено 14 авг 2015 14:22

Описания | 0

    Партнеры проекта