22 мая - празднование в честь Николая Чудотворца. Подать записку святителю Николаю о даровании духовных и физических сил за себя, родных и близких. Подать записку

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Свв. прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Вопросы и ответы. Часть 1

Как различать помыслы: который от Бога, который от естества и который от демонов?

59. Другой брат спросил того же великого старца, как различать помыслы: который (происходит) от Бога, который от естества и который от демонов.

Ответ.
Сын мой Феодор!
Спрашивая о сем, вникни хорошенько, о чем ты спрашиваешь, и приготовь себя к исполнению этого на деле.
Ибо в Писании сказано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим. 12, 16).
То, о чем ты спрашиваешь, относится к людям, достигшим великой меры (духовного возраста).
Если внутреннее око не будет очищено многими врачеваниями, то оно не может избавиться от терний и волчцев и собрать грозд винограда, укрепляющий и веселящий сердце.
Если человек не достигнет сей меры, то не может различать (оных помыслов), но будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им: потому что они изменяют вещи как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их.
Возлюбленный!
Уповай на Господа, и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36, 4).
Говори Ему во всех случаях: да будет, Господи, не еже Аз хощу, но еже Ты (Мк. 14, 36); и Он сотворит с тобою по воле Своей.
Теперь выслушай, сын мой, какое различие помыслов, о которых ты спросил.
Когда внушает тебе помысл сделать что-либо по воле Божией, и ты находишь в сем деле радость, и в то же время скорбь, ей противоборствующую, то знай, что сей помысл от Бога, и понудь себя претерпеть, по слову апостола: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь буду (1 Кор. 9, 27), и исполни волю Божию.
Если же придет тебе естественный помысл, то есть желание естественное, рассмотри его прилежно и будешь в состоянии рассудить о нем;
ибо Божественное Писание говорит: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2, 24).
Апостол, зная, что воля Божия состоит в том, чтобы мы оставили не только демонское, но и естественное, сказал: плоть не пользует ничтоже (Ин. 6, 63).
Но прилепляющийся к жене плоть есть, а прилепляющийся к Богу дух есть (1 Кор. 6, 17).
Посему желающим быть духовными надобно отвергаться плоти: ибо что не полезно, то и вредно; а вредное должно отвергать.
Желающим же в мире жить благочестиво сказал апостол: честна женитва (Евр. 13, 4), и проч.
А помыслы, происходящие от демонов, прежде всего бывают исполнены смущенья и печали и влекут вслед себя скрытно и тонко;
ибо враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли, по-видимому правые, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7, 15), то есть восхищают и прельщают сердца незлобивых (Рим. 16, 18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. –
Писание говорит о змие, что он мудрейший, а посему и блюди всегда его главу (Быт. 3, 1, 15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опустошения.
Итак, если и ты желаешь сделаться духовным, отложи плотское;
ибо от чего кто отрекается, то и отвергает;
и внимай слову Самого Господа: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24).
А как отрекается от себя человек? –
Лишь тем, что оставляет естественные желания и последует Ему.
Посему-то и говорит Он (здесь) собственно о естественном, а не о неестественном; ибо если кто оставит (только) неестественное, то он не оставил еще ничего из своего собственного, ради Бога;
потому что противоестественное не принадлежит ему.
А тот, кто оставил естественное, всегда взывает с апостолом Петром: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом, что убо будет нам? (Мф. 19, 27), и слышит блаженный глас Его, и обетованием удостоверяется в наследовании жизни вечной. Что оставил Петр, будучи небогат, и чем хвалился, если не оставлением естественных своих желаний?
Ибо, если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть (душою).
Как в мертвеце вовсе нет желаний естественных, так нет их и в духовно-умершем для плоти.
Если же ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись пред учителем – да накажет тя милостию (Пс. 140, 5), и без совета ничесоже твори (Сир. 32, 21), хотя бы что и казалось тебе по-видимому добрым;
ибо свет демонов обращается впоследствии во тьму.
Итак, ежели тогда, как ты что-либо слышишь, мыслишь, или видишь, хотя мало смутится сердце твое, то это демонское.
Приими же написанное тебе вкратце, веруя, что если потрудишься получить в сем успех, то Бог, Который всем дает бытие, даст и тебе, вместе с ними, наследовать благая Его о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому да будет слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков аминь.