- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 67537
- |
- Видео 4875
- |
- Мероприятия 9
Преподобная Женевье́ва (Генове́фа) Парижская 16 ЯНВАРЯ (ОКОНЧАНИЕ)
Затем святая Геновефа вернулась в Арсис. В течение тех нескольких дней, которые она там провела, исцеленная ею жена трибуна не отходила от нее и провожала на корабль. На обратном пути святую Геновефу и ее спутников ожидала новая опасность: ветер погнал суда на деревья и подводные камни. Они уже лежали на боку и, наполняясь водой, неизбежно должны были пойти ко дну. Видя эту беду, святая Геновефа, воздев руки, призвала Спасителя. Господь услышал ее молитву, и все наполненные хлебом одиннадцать кораблей остались целы. Когда перепуганный насмерть пресвитер Бессус, бывший также участником этого путешествия, увидел, что всякая опасность миновала, он не мог сдержать своей радости и воспел: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Остальные присоединились к нему и громко воспели хвалу Богу.
Святая благополучно вернулась в Париж и приступила вместе с бывшими под ее духовным руководством девами к раздаче провианта. Всех оделяла она как могла, но больше всего заботилась о бедняках, особенно пострадавших от голода. Ее «послушницы», приходя рано утром в пекарню, не раз недосчитывались хлебов (они сами и пекли их), но встречавшиеся им на улицах бедняки, которые, благословляя святую Геновефу, несли домой еще дымящийся хлеб, служили объяснением этих загадочных недостач.
Хлодвиг взял Париж. К святой Геновефе он относился с еще большим, чем его отец, уважением и любовью, и не мог ни в чем ей отказать: осужденные на смертную казнь в самый последний момент освобождались королем по ходатайству святой покровительницы взятого им города, которому надлежало в скором времени стать столицей христианской Франции. В это время большая часть Галлии была охвачена ересью Ария. Только провинции, занятые франками, оставались еще незараженными, и галльские епископы, во главе со святым Ремигием, епископом Реймсским, молили, вместе со святой Геновефой, Бога об обращении короля франков, язычника Хлодвига, в христианство, надеясь найти в нем защитника и поборника истинной веры. Их сердца исполнились радостью, когда он в 493 году женился на дочери бургундского короля, Клотильде, которая была не только пламенной христианкой, но единственной в своей арианской семье поборницей Православия.
Молодая королева Клотильда, окруженная при дворе Хлодвига язычниками, была, по словам летописца, «как овца среди волков», но она нашла поддержку, руководство и утешение в святой Геновефе. С этого времени и возникла между ними духовная дружба, которая не могла не сказаться на судьбах Франции. Хлодвиг разрешил Клотильде крестить своих сыновей; смерть первого из них поколебала его решение перейти в веру своей жены, но после исцеления второго сына – Хлодомера и блестящей победы над арианами, одержанной после молитвенного обращения к Богу Клотильды, он окончательно утвердился в этом решении. В 498 году [прим.: по другим данным в 496 году] над королем Хлодвигом и его верной дружиной было совершено святым Ремигием в Реймсском соборе таинство крещения, и он стал преданным сыном Церкви и ревностным ее устроителем.
По совету святого Ремигия Хлодвиг с целью искоренения арианства собрал в 501 году епископов в Лионе. Желая воздать благодарение Богу за чудесное исцеление, происшедшее с ним после этого собора, он решил изгнать из Галлии ариан-вестготов, которые во главе с королем Аларихом занимали провинции Аквитанию и Пуату [прим.: произошло это по некоторым данны в 507 г.]. Святая Геновефа просила Хлодвига воздвигнуть на холме Левкотитиуса храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, так как хотела поставить столицу Франции под их защиту. Вот что рассказывает по этому поводу летописец: «Хлодвиг, гуляя незадолго до своего похода на Алариха с Клотильдой на холме, чтобы обозначить пространство, которое должен был занимать будущий величественный храм, далеко бросил свою палицу и воскликнул: «Пусть воздвигнется храм святым апостолам Петру и Павлу, если я живым и здоровым вернусь из похода на ариан», – такая вера горела в сердце этого неофита. Но он не ограничился обещанием воздвигнуть храм после своего опасного похода и в этом же году положил ему основание. Победа над Аларихом была полной, и Франция полностью была очищена от ариан».
Влияние и духовный авторитет святой Геновефы были настолько сильны, что дочь и сестра Хлодвига принесли обеты безбрачия и, по примеру святой Геновефы и под ее руководством, стали посвященными Богу девами. Находясь в постоянном общении, святой Ремигий, святая Геновефа и королева Клотильда были советниками короля в делах устроения христианского государства и Церкви. В 511 году им был созван еще один поместный собор в Орлеане, каноны которого утвердили право убежища в Церкви и крестные ходы. Но в этом же году король Хлодвиг умер и был погребен в недостроенном еще храме святых апостолов Петра и Павла [прим.: после революции 1789 года его могила была перенесена в собор сщмч. Дионисия, т. е. в Сен-Дени]. Всего лишь на несколько недель пережила его святая Геновефа: она почила 3 января 512 года 89 лет от роду и была погребена в древней крипте, находившейся под главным престолом храма святых апостолов [прим.: в других источниках утверждается, что святая Геновефа умерла раньше Хлодвига, около 500 г.]. И вот рядом покоились тот, кто создал христианскую Францию, и та, которая была ее ангелом хранителем. Королева Клотильда продолжала и закончила начатую ее супругом величественную постройку, где и была также погребена. Но народное благочестие вскоре переименовало храм святых апостолов Петра и Павла в базилику святой Геновефы – ее святые мощи покоились в ней, – а возвышенность, на которой стояла она, и по сей день называется «Гора святой Геновефы». «Вход в базилику был увенчан тройным портиком с изображением патриархов, пророков, мучеников и исповедников, о которых мы знаем как из Священного Писания и Предания, так и из жития святых», – пишет агиограф святой Геновефы.
В течение своей долгой жизни святая Геновефа охраняла, умиряла и просвещала своей святостью еще полуязыческую Галлию. Последние же годы ее жизни протекали в первом на Западе христианском государстве – молодой Франции. Как преподобный Сергий на Руси по отношению к московскому князю, была она мудрой советницей в делах устроения Церкви Христовой у короля Хлодвига. Так же, как и преподобный Сергий, является она покровительницей всех учащихся. На площади Пантеона, где когда-то была ее базилика, находится прекрасная «Библиотека святой Женевьевы», а на мосту, соединяющем остров Ситэ с «левым берегом», или «латинским кварталом», высоко над Сеной, по которой она столько раз плавала, и над городом, в котором она так долго жила, высится ее статуя в самом сердце Парижа, в самом сердце Франции. Закончим и мы словами агиографа житие православной галльской святой: «Мы же, исповедывающие Отца, Сына и Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную, всегда будем молить святую Геновефу, чтобы она испросила нам у Бога прощение грехов, и чтобы мы чистым сердцем славили Спасителя нашего Иисуса Христа, царствующего и пребывающего во веки веков. Аминь».
Васильев А. Житие преподобной Геновефы Парижской. //
Журнал Московской Патриархии. 1957, №1
Популярное видео
-
03:31
Sainsbury’s OFFICIAL Christmas Advert 2015 – Mog’s Christmas Calamity
Вероника Янина · 1418 просмотров -
04:13
Когда именины у Кактуса? [Святая правда]
❃☧◦.¸¸.◦П❤А❤В❤Е❤Л◦.¸¸.◦☧❃ · 2060 просмотров -
Рекомендую ! Суворов | Курс Владимира Мединского | XVIII век
Громовы Валерий и Людмила · 549 просмотров