ВЕЧНАЯ монастырская молитва за вас, ваших близких (живых и упокоенных). Закажите Именной Кирпичик в монастыре. Имена с Именных кирпичиков поминаются в монастыре вечно, пока стоит монастырь. Заказать кирпичик

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Молимся вместе

Преподобная Женевье́ва (Генове́фа) Парижская 16 ЯНВАРЯ (ОКОНЧАНИЕ)

За­тем свя­тая Ге­но­ве­фа вер­ну­лась в Ар­сис. В те­че­ние тех несколь­ких дней, ко­то­рые она там про­ве­ла, ис­це­лен­ная ею же­на три­бу­на не от­хо­ди­ла от нее и про­во­жа­ла на ко­рабль. На об­рат­ном пу­ти свя­тую Ге­но­ве­фу и ее спут­ни­ков ожи­да­ла но­вая опас­ность: ве­тер по­гнал су­да на де­ре­вья и под­вод­ные кам­ни. Они уже ле­жа­ли на бо­ку и, на­пол­ня­ясь во­дой, неиз­беж­но долж­ны бы­ли пой­ти ко дну. Ви­дя эту бе­ду, свя­тая Ге­но­ве­фа, воз­дев ру­ки, при­зва­ла Спа­си­те­ля. Гос­подь услы­шал ее мо­лит­ву, и все на­пол­нен­ные хле­бом один­на­дцать ко­раб­лей оста­лись це­лы. Ко­гда пе­ре­пу­ган­ный на­смерть пре­сви­тер Бес­сус, быв­ший так­же участ­ни­ком это­го пу­те­ше­ствия, уви­дел, что вся­кая опас­ность ми­но­ва­ла, он не мог сдер­жать сво­ей ра­до­сти и вос­пел: «Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой, ко­го убо­ю­ся». Осталь­ные при­со­еди­ни­лись к нему и гром­ко вос­пе­ли хва­лу Бо­гу.

Свя­тая бла­го­по­луч­но вер­ну­лась в Па­риж и при­сту­пи­ла вме­сте с быв­ши­ми под ее ду­хов­ным ру­ко­вод­ством де­ва­ми к раз­да­че про­ви­ан­та. Всех оде­ля­ла она как мог­ла, но боль­ше все­го за­бо­ти­лась о бед­ня­ках, осо­бен­но по­стра­дав­ших от го­ло­да. Ее «по­слуш­ни­цы», при­хо­дя ра­но утром в пе­кар­ню, не раз недо­счи­ты­ва­лись хле­бов (они са­ми и пек­ли их), но встре­чав­ши­е­ся им на ули­цах бед­ня­ки, ко­то­рые, бла­го­слов­ляя свя­тую Ге­но­ве­фу, нес­ли до­мой еще ды­мя­щий­ся хлеб, слу­жи­ли объ­яс­не­ни­ем этих за­га­доч­ных недо­стач.

Хло­двиг взял Па­риж. К свя­той Ге­но­ве­фе он от­но­сил­ся с еще боль­шим, чем его отец, ува­же­ни­ем и лю­бо­вью, и не мог ни в чем ей от­ка­зать: осуж­ден­ные на смерт­ную казнь в са­мый по­след­ний мо­мент осво­бож­да­лись ко­ро­лем по хо­да­тай­ству свя­той по­кро­ви­тель­ни­цы взя­то­го им го­ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жа­ло в ско­ром вре­ме­ни стать сто­ли­цей хри­сти­ан­ской Фран­ции. В это вре­мя боль­шая часть Гал­лии бы­ла охва­че­на ере­сью Ария. Толь­ко про­вин­ции, за­ня­тые фран­ка­ми, оста­ва­лись еще неза­ра­жен­ны­ми, и галль­ские епи­ско­пы, во гла­ве со свя­тым Ре­ми­ги­ем, епи­ско­пом Реймс­ским, мо­ли­ли, вме­сте со свя­той Ге­но­ве­фой, Бо­га об об­ра­ще­нии ко­ро­ля фран­ков, языч­ни­ка Хло­дви­га, в хри­сти­ан­ство, на­де­ясь най­ти в нем за­щит­ни­ка и по­бор­ни­ка ис­тин­ной ве­ры. Их серд­ца ис­пол­ни­лись ра­до­стью, ко­гда он в 493 го­ду же­нил­ся на до­че­ри бур­гунд­ско­го ко­ро­ля, Кло­тиль­де, ко­то­рая бы­ла не толь­ко пла­мен­ной хри­сти­ан­кой, но един­ствен­ной в сво­ей ари­ан­ской се­мье по­бор­ни­цей Пра­во­сла­вия.

Мо­ло­дая ко­роле­ва Кло­тиль­да, окру­жен­ная при дво­ре Хло­дви­га языч­ни­ка­ми, бы­ла, по сло­вам ле­то­пис­ца, «как ов­ца сре­ди вол­ков», но она на­шла под­держ­ку, ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние в свя­той Ге­но­ве­фе. С это­го вре­ме­ни и воз­ник­ла меж­ду ни­ми ду­хов­ная друж­ба, ко­то­рая не мог­ла не ска­зать­ся на судь­бах Фран­ции. Хло­двиг раз­ре­шил Кло­тиль­де кре­стить сво­их сы­но­вей; смерть пер­во­го из них по­ко­ле­ба­ла его ре­ше­ние пе­рей­ти в ве­ру сво­ей же­ны, но по­сле ис­це­ле­ния вто­ро­го сы­на – Хло­до­ме­ра и бле­стя­щей по­бе­ды над ари­а­на­ми, одер­жан­ной по­сле мо­лит­вен­но­го об­ра­ще­ния к Бо­гу Кло­тиль­ды, он окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в этом ре­ше­нии. В 498 го­ду [прим.: по дру­гим дан­ным в 496 го­ду] над ко­ро­лем Хло­дви­гом и его вер­ной дру­жи­ной бы­ло со­вер­ше­но свя­тым Ре­ми­ги­ем в Реймс­ском со­бо­ре та­ин­ство кре­ще­ния, и он стал пре­дан­ным сы­ном Церк­ви и рев­ност­ным ее устро­и­те­лем.

По со­ве­ту свя­то­го Ре­ми­гия Хло­двиг с це­лью ис­ко­ре­не­ния ари­ан­ства со­брал в 501 го­ду епи­ско­пов в Ли­оне. Же­лая воз­дать бла­го­да­ре­ние Бо­гу за чу­дес­ное ис­це­ле­ние, про­ис­шед­шее с ним по­сле это­го со­бо­ра, он ре­шил из­гнать из Гал­лии ари­ан-ве­ст­го­тов, ко­то­рые во гла­ве с ко­ро­лем Ала­ри­хом за­ни­ма­ли про­вин­ции Ак­ви­та­нию и Пу­а­ту [прим.: про­изо­шло это по неко­то­рым дан­ны в 507 г.]. Свя­тая Ге­но­ве­фа про­си­ла Хло­дви­га воз­двиг­нуть на хол­ме Лев­ко­ти­ти­уса храм в честь пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, так как хо­те­ла по­ста­вить сто­ли­цу Фран­ции под их за­щи­ту. Вот что рас­ска­зы­ва­ет по это­му по­во­ду ле­то­пи­сец: «Хло­двиг, гу­ляя неза­дол­го до сво­е­го по­хо­да на Ала­ри­ха с Кло­тиль­дой на хол­ме, чтобы обо­зна­чить про­стран­ство, ко­то­рое дол­жен был за­ни­мать бу­ду­щий ве­ли­че­ствен­ный храм, да­ле­ко бро­сил свою па­ли­цу и вос­клик­нул: «Пусть воз­двиг­нет­ся храм свя­тым апо­сто­лам Пет­ру и Пав­лу, ес­ли я жи­вым и здо­ро­вым вер­нусь из по­хо­да на ари­ан», – та­кая ве­ра го­ре­ла в серд­це это­го нео­фи­та. Но он не огра­ни­чил­ся обе­ща­ни­ем воз­двиг­нуть храм по­сле сво­е­го опас­но­го по­хо­да и в этом же го­ду по­ло­жил ему ос­но­ва­ние. По­бе­да над Ала­ри­хом бы­ла пол­ной, и Фран­ция пол­но­стью бы­ла очи­ще­на от ари­ан».

Вли­я­ние и ду­хов­ный ав­то­ри­тет свя­той Ге­но­ве­фы бы­ли на­столь­ко силь­ны, что дочь и сест­ра Хло­дви­га при­нес­ли обе­ты без­бра­чия и, по при­ме­ру свя­той Ге­но­ве­фы и под ее ру­ко­вод­ством, ста­ли по­свя­щен­ны­ми Бо­гу де­ва­ми. На­хо­дясь в по­сто­ян­ном об­ще­нии, свя­той Ре­ми­гий, свя­тая Ге­но­ве­фа и ко­роле­ва Кло­тиль­да бы­ли со­вет­ни­ка­ми ко­ро­ля в де­лах устро­е­ния хри­сти­ан­ско­го го­су­дар­ства и Церк­ви. В 511 го­ду им был со­зван еще один по­мест­ный со­бор в Ор­ле­ане, ка­но­ны ко­то­ро­го утвер­ди­ли пра­во убе­жи­ща в Церк­ви и крест­ные хо­ды. Но в этом же го­ду ко­роль Хло­двиг умер и был по­гре­бен в недо­стро­ен­ном еще хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла [прим.: по­сле ре­во­лю­ции 1789 го­да его мо­ги­ла бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор сщ­мч. Ди­о­ни­сия, т. е. в Сен-Де­ни]. Все­го лишь на несколь­ко недель пе­ре­жи­ла его свя­тая Ге­но­ве­фа: она по­чи­ла 3 ян­ва­ря 512 го­да 89 лет от ро­ду и бы­ла по­гре­бе­на в древ­ней крип­те, на­хо­див­шей­ся под глав­ным пре­сто­лом хра­ма свя­тых апо­сто­лов [прим.: в дру­гих ис­точ­ни­ках утвер­жда­ет­ся, что свя­тая Ге­но­ве­фа умер­ла рань­ше Хло­дви­га, око­ло 500 г.]. И вот ря­дом по­ко­и­лись тот, кто со­здал хри­сти­ан­скую Фран­цию, и та, ко­то­рая бы­ла ее ан­ге­лом хра­ни­те­лем. Ко­роле­ва Кло­тиль­да про­дол­жа­ла и за­кон­чи­ла на­ча­тую ее су­пру­гом ве­ли­че­ствен­ную по­строй­ку, где и бы­ла так­же по­гре­бе­на. Но на­род­ное бла­го­че­стие вско­ре пе­ре­име­но­ва­ло храм свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в ба­зи­ли­ку свя­той Ге­но­ве­фы – ее свя­тые мо­щи по­ко­и­лись в ней, – а воз­вы­шен­ность, на ко­то­рой сто­я­ла она, и по сей день на­зы­ва­ет­ся «Го­ра свя­той Ге­но­ве­фы». «Вход в ба­зи­ли­ку был увен­чан трой­ным пор­ти­ком с изо­бра­же­ни­ем пат­ри­ар­хов, про­ро­ков, му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, о ко­то­рых мы зна­ем как из Свя­щен­но­го Пи­са­ния и Пре­да­ния, так и из жи­тия свя­тых», – пи­шет агио­граф свя­той Ге­но­ве­фы.

В те­че­ние сво­ей дол­гой жиз­ни свя­тая Ге­но­ве­фа охра­ня­ла, уми­ря­ла и про­све­ща­ла сво­ей свя­то­стью еще по­лу­язы­че­скую Гал­лию. По­след­ние же го­ды ее жиз­ни про­те­ка­ли в пер­вом на За­па­де хри­сти­ан­ском го­су­дар­стве – мо­ло­дой Фран­ции. Как пре­по­доб­ный Сер­гий на Ру­си по от­но­ше­нию к мос­ков­ско­му кня­зю, бы­ла она муд­рой со­вет­ни­цей в де­лах устро­е­ния Церк­ви Хри­сто­вой у ко­ро­ля Хло­дви­га. Так же, как и пре­по­доб­ный Сер­гий, яв­ля­ет­ся она по­кро­ви­тель­ни­цей всех уча­щих­ся. На пло­ща­ди Пан­тео­на, где ко­гда-то бы­ла ее ба­зи­ли­ка, на­хо­дит­ся пре­крас­ная «Биб­лио­те­ка свя­той Же­не­вье­вы», а на мо­сту, со­еди­ня­ю­щем ост­ров Ситэ с «ле­вым бе­ре­гом», или «ла­тин­ским квар­та­лом», вы­со­ко над Се­ной, по ко­то­рой она столь­ко раз пла­ва­ла, и над го­ро­дом, в ко­то­ром она так дол­го жи­ла, вы­сит­ся ее ста­туя в са­мом серд­це Па­ри­жа, в са­мом серд­це Фран­ции. За­кон­чим и мы сло­ва­ми агио­гра­фа жи­тие пра­во­слав­ной галль­ской свя­той: «Мы же, ис­по­ве­ды­ва­ю­щие От­ца, Сы­на и Ду­ха Свя­то­го, Тро­и­цу Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную, все­гда бу­дем мо­лить свя­тую Ге­но­ве­фу, чтобы она ис­про­си­ла нам у Бо­га про­ще­ние гре­хов, и чтобы мы чи­стым серд­цем сла­ви­ли Спа­си­те­ля на­ше­го Иису­са Хри­ста, цар­ству­ю­ще­го и пре­бы­ва­ю­ще­го во ве­ки ве­ков. Аминь».

Ва­си­льев А. Жи­тие пре­по­доб­ной Ге­но­ве­фы Па­риж­ской. //
Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1957, №1