- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 56
- |
- Видео 5
- |
- Мероприятия 0
Пасхальное послание игумена монастыря преподобного Григория на Св. Горе Афон
Живоносная жертва нашего Господа на Кресте останется бездейственной, если и мы не будем ей содействовать, принося каждый день в жертву нашу эгоистическую волю, наши страстные желания и противные Богу движения нашей души, и таким образом соделывая самих себя благоприятной жертвой Богу.
ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС ЖЕРТВОПРИНОСИТЕЛЬ И ЖЕРТВА
«Яко единолетный агнец, благословенный нам венец благий, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце» (Пасхальный канон, песнь 4).
При выходе из египетского рабства Бог повелел израильскому народу вкушать пасхального агнца (Исх. 12:3-10), который прообразовал истинную Пасху, «Агнца Божия, Берущего [на Себя] грех мира (ср. Ин. 1:29) и приносимого в жертву за жизнь и спасение мира. В Великую Пятницу мы снова узрим нашего Господа вознесенным на древо Крестное, израненным и страдающим.
Православная иконография Распятия изображает Его не каким-то несчастным, осужденным на мучительную и позорную смерть на кресте, а Богочеловеком Господом, Который испытывает боль и страдает, как совершенный человек, но, как Господь славы, владычествует над болью и смертью. А потому и предпочитает вместо надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» надпись «Царь Славы».
И в самом деле, Господь наш добровольно взошел на Крест, как Царь, который жертвует Собой ради своих подданных. Но Он же является одновременно и Великим Архиереем, Который приносит единственно истинную и спасающую жертву, освящающую весь мир. Крест есть жертвенник, на котором приносит искупительную для мира жертву Тот, кто одновременно есть и Жертва, и Жертвоприноситель. Он приносит Себя в жертву от безграничной любви к Своему творению. Преподобный Никодим Святогорец говорит нам, что, хотя Он и мог спасти нас, употребив более простой способ, тем, не менее, предпочел эту мучительную и позорную смерть, чтобы показать безмерную любовь к Своему разумному творению и побудить нас не предпочитать ничего, кроме Него.
В Своей Первосвященнической молитве незадолго до крестных Страданий Господь говорит: «За них Я посвящаю Себя» (Ин. 17:19), что, по толкованию святителя Кирилла Александрийского означает, что я приношу себя в жертву, как жертва непорочная, посвященная Богу, на крестном жертвеннике, чтобы кровью Моей жертвы все ученики стали причастниками освящения и спасения, имеющего источник в этой жертве (PG 74, 544).
Далее освящаемые верующие и сами становятся святыми жертвами, посвященными Богу (Ἰω. Χρυσ., ΕΠΕ 14, 592), как говорит Апостол: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1).
И хотя Господь пострадал и умер ради освящения и спасения мира, многие остались чуждыми Его Благодати, освящения и спасения. По словам преподобного Никодима Святогорца, именно это и причиняло Ему величайшую боль. Так преподобный Никодим пишет, что если, взирая на Иерусалим, Он так сильно печалился, что «плакал и рыдал о пленении и разрушении, которым должны были подвергнуть его римляне…то насколько же тогда больше Он печалился и плакал из-за распявших Того, Кто собирался их спасти».
Однако намного более злобы Его распинателей «печалила душу Господа неблагодарность христиан, потому что Он размышлял о том, сколькие из тех верующих и искупленных Его кровью христиан будут попирать вот эту Его пречистую кровь и страдания, сколькие будут презирать Его заповеди, и скольких приобретет диавол» (Πνευμ. Γυμνάσματα, ΜελέτηΛΑ΄). А потому тем женщинам, которые плакали, видя Его несущим Крест, Он говорил: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28).
И в самом деле, живоносная жертва нашего Господа на Кресте останется бездейственной, если и мы не будем ей содействовать, принося каждый день в жертву нашу эгоистическую волю, наши страстные желания и противные Богу движения нашей души, и таким образом соделывая самих себя благоприятной жертвой Богу.
Как говорит блаженный Августин, на Голгофе было три креста: Крест Безгрешного, который непонятен и непостижим для нашего конечного разума, крест раскаявшегося разбойника, который приличествует всем подвизающимся христианам, что с помощью покаяния соделывают себя святой жертвой Богу, и крест нераскаянного разбойника, который в своем эгоизме не дает человеку вкусить радости грядущего славного и светоносного Воскресения.
До сего дня наш Господь не перестает тревожиться, испытывать боль и заботиться о нашем спасении, как Он Сам прекрасно сказал об этом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). По свидетельству святых отцов, Господь не перестает промышлять о Своем творении, сохранять его и управлять им, но, главным образом, не перестает заботиться об освящении созданного по Его образу творения.
Причастниками этого тревожного ожидания и боли нашего Господа являются все Его верные рабы. Преподобный Силуан Афонский всю свою жизнь не переставал испытывать боль и плакать за всего Адама, то есть за человеческий род. И более того, чем больше подвизается кто-либо, тем больше возрастают его страдания за спасение людей.
И как же тогда могут сегодня верующие христиане сидеть спокойно, видя господство греха и тьмы? «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой», - восклицают они со скорбью вместе с царем и пророком Давидом (Пс. 118). Боль их становится еще сильнее, когда они видят, как оскудевает вера в Воскресшего Христа. А еще, когда они видят, как «омакается трость изречения от судей неправедных» против Господа Славы, Который в Панрелигии уравнен с ложными «богами» язычников, и против людей – братьев Господа. Страстная Седмица и Святая Пасха проходят, но нет поразительного ощущения того, что Сам Сын Божий и Бог, Вочеловечившееся Предвечное Слово Отца, страдает, распинается, умирает и погребается как смертный человек, чтобы, как бессмертный Бог, воскресить нас от тления и смерти, что по своему человеколюбию Он принимает на Себя наши ежедневные страдания и нашу ежедневную самую разнообразную смерть, чтобы мы могли жить свободные от отчаяния. Потому что конечный акт истории это не крест, не страдания, не тревожное ожидание и боль. Это воскресение.
Господь наш, умерев на Кресте, воскрес через три дня и наполнил весь мир пресветлым Светом Своего Воскресения, даруя радость Своего Воскресения тем, кто ежедневно сопутствует и сораспинается Ему. А непоколебимая вера во Христа есть крест и воскресение.
Несомненность исторического события Воскресения Христова рассеивает всю тьму греха, боли и смерти. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9).
Оставим же и мы, братия, мертвые дела греха, очистимся слезами покаяния, принесем наши тела и души чистыми от всякой скверны, устремимся соединиться с единственным Победителем смерти и греха, чтобы и нам вкусить нескончаемой радости Его Воскресения и, особенно, сегодня, когда все нам кажется лишенным света, радости и перспектив.
Вместе с этим не престанем волноваться и скорбеть о наших братьях, сидящих «во тьме и сени смертной», прося Господа Славы открыть им очи душевные, дабы и они просияли нетварным Светом Его Воскресения, и все вместе мы бы прославляли во веки веков Воскресшего Господа и Бога нашего, вкушая неизреченной, «превосходящей всякий ум» сладости единения с Ним.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Настоятель монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон
† Архимандрит Георгий
Святая Пасха
2013 год