- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 893
- |
- Видео 112
- |
- Мероприятия 0
Иоанн Златоуст.
5: 2.
Но о чем же следует теперь говорить?
«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит».
Достойно чуда и достойно самого себя воскликнул ангел, говоря: «А все сие произошло».
Он видел море и бездну человеколюбия Божия; видел явленным на деле то, осуществления чего никогда нельзя было и ожидать; видел, как законы природы нарушились, примирение совершилось, – Превысший всех нисходит к тому, кто всех ничтожнее, средостение рушится, преграды упраздняются; видел еще и больше того – и в немногих словах выразил чудо: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом».
Не думай, говорит он, будто это ныне только определено; это в древности было предобразовано, – как то и Павел старался везде показать.
Затем, (ангел) отсылает Иосифа к Исайи, чтобы, пробудившись, если и забудет его слова, как совершенно новые, будучи вскормлен Писанием, вспомнил слова пророческие, а вместе с ними привел на память и его слова.
Он не сказал этого жене, потому что она, как отроковица, была еще неопытна; а предлагает пророчество мужу, как человеку праведному, который углублялся в писания пророков.
И сперва говорит он Иосифу: «Марию, жену твою»; а теперь, приводя слова пророка, вверяет ему тайну, что она Дева.
Иосиф не так скоро успокоился бы мыслями, слыша от ангела, что она Дева, если бы прежде не услышал того от Исайи; от пророка же он должен был выслушать это не как что-либо странное, но как нечто известное и долго его занимавшее.
Потому-то ангел, чтобы слова его удобнее были приняты, приводит пророчество Исайи; и не останавливается на том, но возводит пророчество к Богу, говоря, что это слова не пророка, но Бога всяческих.
Потому и не сказал он: да сбудется реченное Исайею, но говорит: «Да сбудется реченное Господом».
Уста были Исайи, но пророчество дано свыше.
Какое же это пророчество?
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил, а – Иисус Христос?
Потому, что не сказано «наречешь», но «нарекут», т. е. народы и самое событие.
Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию – происшествия употреблять вместо имен.
Итак, слова: «нарекут Еммануил» означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками.
Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно.
Если же иудеи бесстыдно будут упорствовать, то спросим их, какой младенец назван: «Магер-шелал-хаш-баз» («скоро пленил, нагло расхитил»)?
На это они ничего не могут сказать.
Как же пророк сказал: «Нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз» (Ис. 8:3)?
Так как после рождения Его случилось, что взяты и разделены добычи, то самое происшествие, при нем бывшее, дается ему вместо имени.
Равным образом и о городе говорит пророк, что он наречется «город правды, столица верная» («град правды, мать городов, верный Сион») (Ис. 1:26); и, однако, нигде не видно, чтобы город этот назывался «правдою», он продолжал называться Иерусалимом.
Но так как Иерусалим действительно таковым учинился, когда исправился, то и сказал пророк, что он так назовется.
Таким образом, если какое-либо происшествие яснее самого имени показывает того, кто его совершил, или им воспользовался, то Писание действительность события вменяет ему в имя.
Если же иудеи, будучи опровергнуты в этом, найдут другое возражение против сказанного о девстве, и представят нам других переводчиков, говоря: они перевели не «дева», а «молодая женщина» (νεανις), – то наперед скажем им, что семьдесят толковников, по справедливости, пред всеми прочими заслуживают большего вероятия.
Те переводили после пришествия Христова, оставаясь иудеями; а потому справедливо можно подозревать, что они сказали так больше по вражде, и с намерением затемнили пророчество.
Семьдесят же, которые за сто лет до пришествия Христова, или даже более, предприняли это дело, и притом таким большим обществом, свободны от всякого подобного подозрения; они и по времени, и по многочисленности, и по взаимному согласию, преимущественно заслуживают вероятия.
Интересные личности
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей
- Священник