- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 893
- |
- Видео 112
- |
- Мероприятия 0
Иоанн Златоуст.
4: 5.
Вот почему Дева вовсе не говорит Иосифу, а ангел является, когда потребовали обстоятельства.
Почему же, скажут, не также поступлено и с Девою, почему и Ей возвещено не после зачатия?
Чтобы предохранить Ее от смущения и большего смятения.
Не зная дела ясно, Она естественно могла бы решиться сделать с собою худое, и, не перенесши стыда, прибегнуть к петле или к мечу.
Поистине, Дева была во всем достойна удивления; и евангелист Лука, изображая Ее добродетель, говорит, что, когда услышала приветствие, не вдруг предалась радости и поверила сказанному, но смутилась и размышляла: «Что бы это было за приветствие» (Лк.1:29)?
Будучи таких строгих правил, Дева могла бы от печали лишиться ума, представив стыд и не видя надежды, чтобы кто-нибудь поверил Ее словам, что Ее беременность не следствие прелюбодеяния.
Итак, чтобы этого не случилось, ангел пришел к ней до зачатия.
Надобно было, чтобы не знала смущения та, в чью утробу взошел Творец всяческих; чтобы свободна была от всякого смятения душа, удостоившаяся быть служительницею таких тайн.
Вот почему ангел возвещает Деве до зачатия, а Иосифу во время беременности Ее.
Многие по простоте и по недоразумению находили разногласие в том, что ев. Лука упоминает о благовествовании Марии, а св. Матфей о благовествовании Иосифу, не зная, что было то и другое.
Тоже самое необходимо наблюдать и во всем повествовании; таким образом мы решим многие кажущиеся разногласия.
Итак, ангел приходит к смущенному Иосифу.
Доселе явления не было как по сказанной выше причине, так и для того, чтобы обнаружилось любомудрие Иосифа.
А когда дело приблизилось к исполнению, ангел, наконец, является.
Мф.1:20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень является Иосифу во сне.
Примечаешь ли кротость этого мужа?
Не только не наказал, но и не сказал никому, даже самой подозреваемой, а размышлял только с собою, и от самой Девы старался скрыть причину смущения.
Не сказал евангелист, что Иосиф хотел Ее выгнать, но – отпустить: так он был кроток и скромен!
«Но когда он помыслил это», ангел является во сне.
Почему же не наяву, как является пастырям, Захарии и Деве?
Иосиф имел много веры; для него не нужно было такого явления.
Для Девы нужно было необыкновенное явление прежде события, потому что благовествуемое было весьма важно, важнее, нежели благовествуемое Захарии; а для пастырей нужно было явление, потому что это были люди простые.
Иосиф получает откровение по зачатии, когда душа его объята уже была худым подозрением, и вместе готова перейти к благим надеждам, если бы только явился кто-нибудь и указал удобный к тому путь.
Для того благовествуется после зародившегося подозрения, чтобы это самое послужило доказательством сказанного ему.
О чем никому не говорил, но только помыслил в уме, о том услышать от ангела служило несомненным признаком, что ангел пришел и говорит от Бога, потому что одному Богу свойственно знать сердечные тайны.
Видишь, сколько достигается целей!
Обнаруживается любомудрие Иосифа; благовременность сказанного помогает ему в вере; самое повествование делается несомненным, так как показывает, что Иосиф был точно в таком положении, в каком следовало быть.