Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Борьба с древом греха

МНЕНИЕ

"Мнение" составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия.
Ощущения эти, постоянно усваиваясь сердцу и усиливаясь в нем, питают и умножают ложные понятия: естественно, что от такого неправильного подвига образуются самообольщение и бесовская прелесть - "мнение".
"Мнение не допускает быть тому, что мнится", - сказал святой Симеон Новый Богослов. Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себя и потешающий себя "мнением", заграждает этим мнением вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям, и Божественной благодати - но открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному возрастанию в зараженных "мнением": они уничтожили эту способность, принесши на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения - понятия об истине. Необыкновенная напыщенность является в страдающих этой прелестью: они как бы упоены собой, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное.
Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам.
Зараженные прелестью "мнения" встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, ВСЯКИЙ, НЕ ДЕРЖАЩИЙСЯ НЕУКЛОННО УЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО РАССУЖДАЮЩИЙ О КАКОМ-ЛИБО ДОГМАТЕ ИЛИ ПРЕДАНИИ ПРОИЗВОЛЬНО, ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ ИЛИ ПО УЧЕНИЮ ИНОСЛАВНОМУ, НАХОДИТСЯ В ЭТОЙ ПРЕЛЕСТИ. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести.
Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие его есть неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность, зло, несмотря на ясность его и обширность, мало замечаемое и мало понимаемое.
Общий признак состояний духовных - глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением евангельской любовью ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к удалению от мира.
"Мнению" тут мало места: потому что смирение состоит в отречении от всех собственных достоинств, в существенном исповедании Спасителя, в соединении в Нем всей надежды и опоры, а "мнение" состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств несуществующих. Оно связано с надеждой на себя, с хладным, поверхностным исповеданием Спасителя. Бог прославляется для прославления себя, как был прославлен фарисеем. (Лк. 18:11-12).
Одержимые "мнением" по большей части преданы сладострастию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от грубого порабощения сладострастию, - воздерживаются единственно по преобладанию в них греха из грехов - гордости.
Свт. Игнатий Брянчанинов
"Алфавит духовный", Москва, 2012.