Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православный ювелир

СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ ИЛИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

При­сту­пая к из­ло­же­нию жи­тия свя­то­го Илии, Бо­го­вид­ца и слав­но­го рев­ни­те­ля по Бо­ге, без­за­кон­ных ца­рей об­ли­чи­те­ля, от­сту­пив­ших от Бо­га лю­дей на­ка­за­те­ля, лож­ных про­ро­ков каз­ни­те­ля, див­но­го чу­до­твор­ца, ко­то­ро­му по­ви­но­ва­лись сти­хии, ко­то­ро­го слу­ша­ло небо, ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия, до сих пор пре­бы­ва­ю­ще­го во пло­ти и име­ю­ще­го прид­ти на зем­лю пред Вто­рым При­ше­стви­ем Хри­сто­вым, – для бо­лее яс­но­го и силь­но­го до­ка­за­тель­ства рев­но­сти его, ко­то­рою он по­рев­но­вал по Гос­по­де Бо­ге, в крат­ких сло­вах пред­ло­жим те со­бы­тия, ко­то­рые слу­чи­лись преж­де него.

Из­древ­ле из­бран­ные лю­ди Бо­жии, от две­на­дца­ти сы­но­вей Из­ра­и­ля раз­мно­жив­ши­е­ся в две­на­дцать пле­мен, на­зы­ва­е­мых ко­ле­на­ми, со­став­ля­ли од­но цар­ство, управ­ля­е­мое нераз­дель­но и еди­но­власт­но од­ним во­ждем, на­чи­ная от Мо­и­сея и Иису­са На­ви­на и про­чих су­дей Из­ра­иль­ских до ца­рей Да­ви­да и Со­ло­мо­на[1]. Ко­гда же по смер­ти Со­ло­мо­на на цар­ство всту­пил сын его Ро­во­ам и ко­гда он в управ­ле­нии цар­ством, не сле­дуя, по мо­ло­до­сти сво­ей, со­ве­там опыт­ных стар­цев, а слу­шая по­доб­ных се­бе юно­шей, ока­зал­ся тя­же­лым для под­дан­ных сво­их, ибо отя­го­щал их чрез­мер­ны­ми на­ло­га­ми и ра­бо­та­ми, же­сто­ко на­ка­зы­вал их, да­же неред­ко от­прав­лял в ссыл­ки; то­гда де­сять ко­лен от­ло­жи­лись от него и из­бра­ли се­бе в ца­ри дру­го­го, по име­ни Иеро­воама. Иеро­во­вам преж­де был ра­бом Со­ло­мо­на. Од­на­жды Со­ло­мон хо­тел пре­дать его смер­ти за неко­то­рую с его сто­ро­ны ви­ну, но Иеро­во­ам убе­жал в Еги­пет, где и про­был до смер­ти Со­ло­мо­на[2]. По смер­ти же Со­ло­мо­на он воз­вра­тил­ся в зем­лю Из­ра­иль­скую и был из­бран ца­рем ко­ле­на­ми из­ра­иль­ски­ми, от­ло­жив­ши­ми­ся от Ро­воама. Ро­во­ам, сын Со­ло­мо­нов, цар­ство­вал в Иеру­са­ли­ме над дву­мя толь­ко ко­ле­на­ми – Иуди­ным и Ве­ни­а­ми­но­вым; Иеро­во­ам же, раб Со­ло­мо­нов, цар­ство­вал над де­ся­тью ко­ле­на­ми Из­ра­иль­ски­ми, про­жи­вая в го­ро­де Си­ки­ме[3], ко­то­рый им был вос­ста­нов­лен и воз­об­нов­лен, так как до это­го вре­ме­ни был в раз­ру­ше­нии. Остав­ши­е­ся вер­ны­ми сы­ну Со­ло­мо­но­ву два ко­ле­на бы­ли на­зва­ны цар­ством Иудей­ским; а де­сять ко­лен, пе­ре­шед­шие к ра­бу Со­ло­мо­но­ву, со­ста­ви­ли цар­ство Из­ра­иль­ское.

Но так как ко­ле­на Из­ра­иле­вы, хо­тя и раз­де­ли­лись на два цар­ства, од­на­ко все вме­сте слу­жи­ли од­но­му Бо­гу, со­тво­рив­ше­му небо и зем­лю, ибо не мог­ли иметь ни дру­го­го хра­ма, кро­ме Иеру­са­лим­ско­го, по­стро­ен­но­го Со­ло­мо­ном, ни дру­гих свя­щен­ни­ков, кро­ме по­став­лен­ных Бо­гом; по­это­му во вся­кое вре­мя из цар­ства Из­ра­иль­ско­го лю­ди во мно­же­стве хо­ди­ли в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния и жерт­во­при­но­ше­ния Гос­по­ду Бо­гу сво­е­му. Ви­дя это, Иеро­во­ам, царь Из­ра­иль­ский, на­чал бес­по­ко­ить­ся, го­во­ря:

– Ес­ли эти лю­ди все­гда так бу­дут хо­дить в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния Бо­гу, то за­хо­тят опять пе­рей­ти к пер­во­му сво­е­му ца­рю, сы­ну Со­ло­мо­но­ву, а ме­ня убьют.

Раз­мыш­ляя об этом, он на­чал отыс­ки­вать сред­ства, как бы от­вра­тить из­ра­иль­тян от Иеру­са­ли­ма, чтобы они не хо­ди­ли в Иеру­са­лим. И на­ду­мал он преж­де все­го от­вра­тить их от Бо­га.

– Невоз­мож­но, – ска­зал он, – оста­вить им Иеру­са­лим, ес­ли сна­ча­ла они не оста­вят Бо­га.

Зная же, что на­род тот, из­ра­иль­тяне, лег­ко скло­нен к идо­ло­по­клон­ству и ко вся­ко­му нечи­сто­му без­за­ко­нию, Иеро­во­ам при­ду­мал для их бо­го­от­ступ­ле­ния та­кую ко­вар­ную хит­рость. Он вы­лил из зо­ло­та двух мо­ло­дых те­лиц, по­доб­но то­му, как древ­ние из­ра­иль­тяне, по вы­хо­де сво­ем из Егип­та, из­ва­я­ли се­бе в пу­стыне зо­ло­то­го тель­ца, ко­то­ро­му и по­кло­ня­лись вме­сто ис­тин­но­го Бо­га (Исх.32 гл.). Со­звав к се­бе весь на­род из­ра­иль­ский и ука­зы­вая со­брав­шим­ся на тех двух те­лиц, Иеро­во­ам ска­зал:

– Из­ра­иль! это – бо­ги твои, ко­то­рые вы­ве­ли те­бя из зем­ли Еги­пет­ской. Не хо­ди­те бо­лее в Иеру­са­лим, а сим бо­гам по­кло­няй­тесь.

И по­ста­вил он тех те­лиц в раз­лич­ных ме­стах: од­ну в Ве­фи­ле, а дру­гую в Дане[4], по­стро­ив для них пре­крас­ные хра­мы, уста­но­вив в честь их празд­не­ства и мно­гие жерт­во­при­но­ше­ния и на­зна­чив для них жре­цов; и да­же сам ис­пол­нял обя­зан­но­сти жре­ца. Для боль­ше­го со­блаз­на гре­хо­лю­би­вых лю­дей Иеро­во­ам при­ка­зал, чтобы при тех вы­ли­тых из зо­ло­та те­ли­це­об­раз­ных идо­лах в дни уста­нов­лен­ных в честь их празд­ни­ков со­вер­ша­лись вся­кие без­за­ко­ния.

Так нече­сти­вый царь ра­ди вре­мен­но­го цар­ство­ва­ния и сам от­пал от Бо­га, и все де­сять ко­лен Из­ра­иле­вых от­вра­тил от Него. По­сле это­го ца­ря и дру­гие ца­ри Из­ра­иль­ские со все­ми под­дан­ны­ми сво­и­ми дер­жа­лись то­го же нече­сти­во­го идо­ло­по­клон­ства, как то­му на­учи­лись и при­вык­ли при Иеро­во­аме.

Пре­ми­ло­сер­дый же Гос­подь, не остав­ля­ю­щий и оста­вив­ших Его лю­дей, но по Сво­ей бла­го­сти ищу­щий их об­ра­ще­ния, по­сы­лал к из­ра­иль­тя­нам Сво­их свя­тых про­ро­ков, чтобы они об­ли­ча­ли за­блуж­де­ния их и уве­ще­ва­ли их, из­ба­вив­шись от диа­воль­ских се­тей, воз­вра­тить­ся опять к бла­го­че­сти­во­му по­чи­та­нию ис­тин­но­го Бо­га. Меж­ду про­ро­ка­ми, в раз­ные вре­ме­на по­сы­ла­е­мы­ми Бо­гом к Из­ра­и­лю, был по­слан и ве­ли­кий из про­ро­ков, свя­той Илия, о жиз­ни ко­то­ро­го и пред­сто­ит нам сло­во.

По до­сто­вер­ным ска­за­ни­ям, ро­ди­ной свя­то­го про­ро­ка Бо­жия Илии бы­ла стра­на Га­ла­ад­ская, по ту сто­ро­ну Иор­да­на[5], по­гра­нич­ная Ара­вии; го­род же, в ко­то­ром ро­дил­ся он, на­зы­вал­ся Фе­свит, от­че­го Илия и про­зван Фе­сви­тя­ни­ном[6]. Про­ис­хо­дил Илия из ро­да Ааро­но­ва, от от­ца, по име­ни Са­ва­ха. Рож­де­ние Илии бы­ло озна­ме­но­ва­но ви­де­ни­ем его от­цу. В то са­мое вре­мя, ко­гда мать Илии рож­да­ла его, Са­вах уви­дел бла­го­об­раз­ных му­жей, ко­то­рые раз­го­ва­ри­ва­ли с мла­ден­цем, пе­ле­на­ли его ог­нем и кор­ми­ли его, вла­гая в уста его пла­мень ог­нен­ный. Устра­шен­ный та­ким ви­де­ни­ем, Са­вах по­шел в Иеру­са­лим и рас­ска­зал о ви­де­нии свя­щен­ни­кам. То­гда один из них, муж про­зор­ли­вый, ска­зал Са­ва­ху:

– Не бой­ся ви­де­ния от­но­си­тель­но тво­е­го сы­на, но знай, что мла­де­нец тот бу­дет со­су­дом бла­го­да­ти Бо­жи­ей: сло­во его бу­дет как огонь, силь­но и дей­ствен­но, бу­дет ве­ли­ка и рев­ность его по Гос­по­де, и жизнь его бу­дет бла­го­угод­на Бо­гу, и бу­дет су­дить он Из­ра­и­ля ору­жи­ем и ог­нем.

Та­ко­во бы­ло при рож­де­нии Илии зна­ме­ние и пред­ска­за­ние о нем, ука­зы­ва­ю­щее на то, ка­ким он бу­дет, ко­гда воз­му­жа­ет. Вос­пи­та­ние и обу­че­ние свое Илия, как про­ис­хо­дя­щий из свя­щен­ни­че­ско­го ро­да, по­лу­чил меж­ду свя­щен­ни­ка­ми; с са­мых юных лет пре­дав­ши се­бя Бо­гу, воз­лю­бил он дев­ствен­ную чи­сто­ту, в ко­то­рой пре­бы­вал, как Ан­гел Бо­жий, непо­роч­ный пред Бо­гом, чи­стый ду­шой и те­лом. Лю­бя же раз­мыш­лять о Бо­ге, он ча­сто уда­лял­ся для без­мол­вия в пу­стын­ные ме­ста, где по­дол­гу бе­се­до­вал на­едине с Бо­гом в теп­лой к Нему мо­лит­ве, пы­лая к Нему, как Се­ра­фим[7], пла­мен­ною лю­бо­вью. И сам Илия был лю­бим Бо­гом, так как Бог лю­бит лю­бя­щих Его. Илия спо­доб­лял­ся ми­ло­сти­вой бе­се­ды с Бо­гом и, вслед­ствие сво­ей рав­но­ан­гель­ской жиз­ни, при­об­рел к Нему ве­ли­кое дерз­но­ве­ние: всё, что про­сил Илия у Бо­га, он по­лу­чал, как об­рет­ший пред Ним бла­го­во­ле­ние. Слы­ша же и ви­дя, с од­ной сто­ро­ны, со­вер­ша­ю­щи­е­ся в раз­вра­щен­ном Из­ра­и­ле без­за­ко­ния: ца­рей – пре­бы­ва­ю­щи­ми в бо­го­про­тив­ном нече­стии, су­дей и ста­рей­шин – по­сту­па­ю­щи­ми не по прав­де, на­род – слу­жа­щим мер­зо­стям идоль­ским и кос­не­ю­щим во вся­ких ду­хов­ных и те­лес­ных по­ро­ках без стра­ха и бо­яз­ни Бо­га, при­но­ся­щим сы­но­вей и до­че­рей сво­их в жерт­ву бе­сам; а с дру­гой, – рев­ност­ных чти­те­лей ис­тин­но­го Бо­га пре­тер­пе­ва­ю­щи­ми вся­че­ские при­тес­не­ния и го­не­ния, да­же до смер­ти – о всём этом про­рок Бо­жий силь­но бо­лел серд­цем: он то опла­ки­вал по­ги­бель столь бес­чис­лен­но­го мно­же­ства душ че­ло­ве­че­ских, то се­то­вал на же­сто­кое го­не­ние пра­вед­ных; осо­бен­но же он скор­бел и стра­дал ду­шою о бес­че­стии, на­но­си­мом ис­тин­но­му Бо­гу со сто­ро­ны нече­сти­вых лю­дей, и всё бо­лее и бо­лее ис­пол­нял­ся рев­но­стью о сла­ве Бо­жи­ей. Преж­де все­го Илия мо­лил Бо­га, дабы об­ра­тил Он греш­ни­ков к по­ка­я­нию. Но так как Бог тре­бу­ет от греш­ных лю­дей доб­ро­воль­но­го об­ра­ще­ния, а в оже­сто­чен­ных серд­цем из­ра­иль­тя­нах не бы­ло та­ко­го стрем­ле­ния к доб­ру, то про­рок Илия, силь­но возрев­но­вав о сла­ве Бо­жи­ей и о спа­се­нии лю­дей, про­сил Бо­га на­ка­зать из­ра­иль­тян вре­мен­но, чтобы хо­тя та­ким сред­ством от­вра­тить их от нече­стия. Но зная в то же вре­мя, что Гос­подь, по Сво­е­му че­ло­ве­ко­лю­бию и дол­го­тер­пе­нию, не скор к на­ка­за­нию, Илия, по ве­ли­кой сво­ей рев­но­сти о Нем, осме­лил­ся про­сить Бо­га по­ве­леть ему, Илии, на­ка­зать за­ко­но­пре­ступ­ни­ков, в той мыс­ли, что не об­ра­тят­ся ли они к по­ка­я­нию, ко­гда бу­дут на­ка­за­ны че­ло­ве­ком. И неот­ступ­но про­сил о сем Илия Бо­га, по­ка не по­лу­чил про­си­мое от все­щед­ро­го Гос­по­да: пре­ми­ло­сти­вый Гос­подь, как ча­до­лю­би­вый отец, не хо­тел опе­ча­лить лю­би­мо­го слу­гу Сво­е­го, сы­новне Ему слу­жа­ще­го и да­же са­мой ма­лой Его за­по­ве­ди не на­ру­шив­ше­го; но так как Илия во всём был по­слу­шен Ему и ни­ко­гда ни­чем не про­гне­вал Его, то Он и вни­мал про­ше­ни­ям и мо­лит­вам вер­но­го ра­ба Сво­е­го, не опе­ча­ли­вая его неис­пол­не­ни­ем их.

В то вре­мя в Из­ра­и­ле цар­ство­вал без­за­кон­ный царь Ахав, имея столь­ным го­ро­дом сво­им Са­ма­рию (этот го­род был уже тре­тьей сто­ли­цей цар­ства Из­ра­иль­ско­го: пер­вою сто­ли­цей был Си­хем, в ко­лене Еф­ре­мо­вом, вто­рой – Ферс, в ко­лене Ма­нас­си­и­ном, тре­тье – Са­ма­рия, опять в Еф­ре­мо­вом ко­лене). Ахав же­нил­ся на Ие­за­ве­ли, до­че­ри ца­ря Си­дон­ско­го Еф­ва­а­ла. Ие­за­вель как языч­ни­ца при­нес­ла с со­бой в но­вое оте­че­ство свое идо­ла Си­дон­ско­го, бо­га Ва­а­ла[8]. Ахав же по­стро­ил для него в Са­ма­рии ка­пи­ще и по­ста­вил там жерт­вен­ник ему, сам по­кло­нял­ся Ва­а­лу как бо­гу и всех из­ра­иль­тян при­нуж­дал кла­нять­ся се­му идо­лу. Чрез это он вско­ре до край­но­сти раз­вил в сво­ем цар­стве идо­ло­по­клон­ство, чем бо­лее всех ца­рей, цар­ство­вав­ших до него над Из­ра­и­лем, про­гне­вал Гос­по­да Бо­га Выш­не­го. И вот к это­му-то ца­рю и при­шел про­рок Бо­жий Илия, ис­пол­нен­ный рев­но­сти по Бо­ге, и об­ли­чал его в за­блуж­де­нии, – что он, оста­вив­ши Бо­га Из­ра­иле­ва, сам кла­ня­ет­ся бе­сам и вме­сте с со­бой весь на­род свой вле­чет к по­ги­бе­ли. Ви­дя же, что царь не слу­ша­ет его уве­ща­ний, свя­той про­рок к сло­вам при­ло­жил де­ло, пре­дав на­ка­за­нию ца­ря – бо­го­про­тив­ни­ка и под­дан­ных его. Он ска­зал:

– Жив Гос­подь Бог все­мо­гу­щий, Бог Из­ра­илев, пред Ко­то­рым я стою[9], – ес­ли в эти го­ды бу­дет на зем­лю ро­са или дождь, то не ина­че, как толь­ко по мо­е­му сло­ву.

Ска­зав­ши это, Илия ушел от Аха­ва, и, по сло­ву про­ро­ка, небо за­клю­чи­лось и на­ста­ла за­су­ха: ни од­на кап­ля до­ждя или ро­сы не упа­ла на зем­лю. Вслед­ствие за­су­хи был пол­ный неуро­жай хле­бов, и на­сту­пил го­лод. Ибо, ко­гда со­гре­ша­ет один царь, и на всех под­дан­ных гнев Бо­жий при­хо­дит (как и преж­де вслед­ствие гре­хо­па­де­ния од­но­го Да­ви­да стра­да­ло всё цар­ство[10]). Про­рок же Бо­жий Илия ожи­дал, что Ахав, царь Из­ра­иль­ский, бу­дучи на­ка­зан, со­зна­ет свое за­блуж­де­ние, об­ра­тит­ся к Бо­гу с по­ка­я­ни­ем, а вме­сте с со­бой об­ра­тит на путь ис­тин­ный и раз­вра­щен­ный им на­род. Но ко­гда свя­той Илия уви­дал, что Ахав, по­доб­но фа­ра­о­ну, оста­ет­ся оже­сто­чен­ным, не толь­ко не ду­ма­ет оста­вить нече­стие, но, на­обо­рот, бо­лее и бо­лее по­гру­жа­ет­ся в без­дну зла, пре­сле­ду­ет и да­же уби­ва­ет лю­дей, бла­го­уго­жда­ю­щих Бо­гу сво­ею жиз­нью, то про­дол­жил на­ка­за­ние на дру­гой и на тре­тий год. В это вре­мя ис­пол­ни­лось сло­во пер­во­го Бо­го­вид­ца, свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея, ска­зан­ное Из­ра­и­лю:

– Бу­дет небо над то­бою ме­дью, а зем­ля под то­бою же­ле­зом (Втор.28:23); по­то­му что при за­клю­чив­шем­ся небе зем­ля не име­ла вла­ги[11] и не да­ва­ла ни­ка­ко­го пло­да.

Так как воз­дух был все­гда зно­ен, и вся­кий день от па­ля­ще­го солн­ца сто­я­ла силь­ная жа­ра, то все де­ре­вья, цве­ты и тра­ва за­вя­ли, – пло­ды по­гиб­ли, са­ды, ни­вы, по­ля сде­ла­лись со­вер­шен­но пу­сты, и не бы­ло на них ни па­ха­ря, ни се­я­те­ля. Во­да в ис­точ­ни­ках ис­сяк­ла, ма­лые ре­ки и по­то­ки со­всем вы­сох­ли, а в боль­ших ре­ках ко­ли­че­ство во­ды умень­ши­лось, вся зем­ля сде­ла­лось без­вод­ной и су­хой, и уми­ра­ли от го­ло­да лю­ди, скот и пти­цы. Та­кое на­ка­за­ние по­стиг­ло не толь­ко Из­ра­иль­ское цар­ство, но и окрест­ные стра­ны. Ибо ко­гда в го­ро­де за­го­рит­ся один дом, по­жар рас­про­стра­ня­ет­ся и на со­сед­ние до­ма. Так слу­чи­лось и в под­не­бес­ной: один на­род из­ра­иль­ский на­влек на се­бя гнев Бо­жий, а стра­да­ла вся все­лен­ная. Но всё сие про­изо­шло не столь­ко от гне­ва Бо­жия, сколь­ко по рев­но­сти о сла­ве Бо­жи­ей про­ро­ка Илии. Ибо пре­ми­ло­сер­дый и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь, по без­мер­ной бла­го­сти Сво­ей, ви­дя бед­ствие лю­дей и ги­бель вся­ких жи­вот­ных, уже го­тов был по­слать дождь на зем­лю, но Он удер­жал­ся от се­го, чтобы ис­пол­нить ре­ше­ние Илии и чтобы не ока­за­лись лож­ны­ми сло­ва про­ро­ка:

– Жив Гос­подь, – от се­го вре­ме­ни не упа­дет на зем­лю дождь или ро­са, раз­ве толь­ко по мо­е­му сло­ву.

Ска­зав­ший же это на­столь­ко был объ­ят рев­но­стью по Бо­ге, что и се­бя не ща­дил, ибо знал, что, ко­гда ис­то­щит­ся на зем­ле за­пас пи­щи, и ему, как и всем лю­дям, пред­сто­ит тер­петь го­лод. Но он пре­не­бре­гал этим, ибо пред­по­чи­тал луч­ше уме­реть от го­ло­да, неже­ли по­ми­ло­вать нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, враж­ду­ю­щих про­тив Бо­га.

Что же тво­рит все­бла­гой Бог? Он по­сы­ла­ет про­ро­ка Илию в неко­то­рое уеди­нен­ное ме­сто, да­ле­кое от жи­лищ че­ло­ве­че­ских, го­во­ря:

– Иди на во­сток и скрой­ся у по­то­ка Хо­ра­фа[12], что про­тив Иор­да­на. Из это­го по­то­ка ты бу­дешь пить, а во­ро­нам Я по­ве­лел кор­мить те­бя там (3Цар.17:3-4).

Сде­лал же сие Гос­подь для то­го, чтобы из­ба­вить Илию от уби­е­ния его Ие­за­ве­лью, чтобы Илия не по­гиб от го­ло­да и чтобы по­сред­ством во­ро­нов и Хо­раф­ско­го по­то­ка воз­бу­дить в Илии со­стра­да­ние к лю­дям, стра­да­ю­щим и по­ги­ба­ю­щим от го­ло­да и жаж­ды. Во­ро­ны в срав­не­нии с дру­ги­ми пти­ца­ми об­ла­да­ют осо­бен­ным свой­ством (Пс.146:9): они очень про­жор­ли­вы и не име­ют ни­ка­ко­го чув­ства жа­ло­сти да­же к птен­цам сво­им, ибо во­рон лишь толь­ко вы­ве­дет птен­цов сво­их, по­ки­да­ет их в гнез­де, уле­тая в дру­гое ме­сто и об­ре­кая птен­цов на смерть от го­ло­да. Толь­ко Про­мысл Бо­жий, пе­ку­щий­ся о каж­дой тва­ри, спа­са­ет их от смер­ти: в рот к ним са­ми со­бой при­ле­та­ют му­хи, ко­то­рых птен­цы и про­гла­ты­ва­ют. И вся­кий раз, ко­гда во­ро­ны, по по­ве­ле­нию Бо­жию, при­ле­тая каж­дый день к про­ро­ку, при­но­си­ли ему пи­щу, – утром хлеб, а ве­че­ром мя­со, со­весть в Илии, – этот внут­рен­ний в че­ло­ве­ке го­лос Бо­жий, – взы­ва­ла к его серд­цу:

– Смот­ри, во­ро­ны, бу­дучи по при­ро­де ди­ки­ми, ла­ко­мы­ми, про­жор­ли­вы­ми, не лю­бя­щи­ми сво­их птен­цов, как за­бо­тят­ся о тво­ем про­пи­та­нии: са­ми го­лод­ны, а те­бе при­но­сят пи­щу. Ты же, сам че­ло­век, не име­ешь со­стра­да­ния к лю­дям, и не толь­ко лю­дей, но и скот и птиц хо­чешь умо­рить го­ло­дом.

Так­же, ко­гда чрез неко­то­рое вре­мя уви­дал про­рок по­ток вы­сох­шим, Бог ска­зал ему:

– Вре­мя уже по­ми­ло­вать му­чи­мую тварь и по­слать ей дождь, чтобы и те­бе са­мо­му не уме­реть от жаж­ды.

Но рев­ни­тель Бо­жий кре­пил­ся, – на­про­тив, он мо­лил Бо­га, чтобы не бы­ло до­ждя до тех пор, по­ка бу­дут на­ка­за­ны еще не на­ка­зан­ные, и по­ка по­гиб­нут на зем­ле все вра­ги Бо­жии. То­гда опять Гос­подь, пре­муд­ро скло­няя Сво­е­го ра­ба к ми­ло­сер­дию, по­слал его в Са­реп­ту Си­дон­скую[13], на­хо­див­шу­ю­ся не под вла­стью ца­ря Из­ра­иль­ско­го, к бед­ной вдо­ве, чтобы он раз­мыс­лил в се­бе, ка­кое бед­ствие на­нес он не толь­ко лю­дям бо­га­тым и со­сто­я­щим в су­пру­же­стве, но и бед­ным вдо­вам, ко­то­рые не толь­ко во вре­мя го­ло­да, но и в го­ды уро­жа­ев хле­ба и вся­ко­го зем­но­го оби­лия ча­сто не име­ют днев­но­го про­пи­та­ния. Про­рок, при­шед­ши к во­ро­там это­го го­ро­да, уви­дал вдо­ву, несу­щую дро­ва, не бо­лее двух по­ле­ньев; ибо у ней в кад­ке бы­ла од­на толь­ко горсть му­ки и немно­го мас­ла в кув­шине. Так как Илия был му­чим го­ло­дом, то он по­про­сил у вдо­вы ку­сок хле­ба. Вдо­ви­ца же, по­ве­дав­ши ему о сво­ей край­ней бед­но­сти в по­след­нее вре­мя, ска­за­ла, что она хо­чет для се­бя и для сво­е­го сы­на из остав­шей­ся у нее му­ки при­го­то­вить в по­след­ний раз обед, а по­том им пред­сто­ит уме­реть от го­ло­да. Че­ло­век Бо­жий мог бы этим уми­лить­ся и сжа­лить­ся над все­ми бед­ны­ми вдо­ва­ми, стра­да­ю­щи­ми от го­ло­да; но ве­ли­кая рев­ность по Бо­ге, по­беж­да­ла всё, и он не ока­зы­вал ни­ка­ко­го ми­ло­сер­дия к по­ги­ба­ю­щей тва­ри, же­лая про­сла­вить Твор­ца и по­ка­зать всей все­лен­ной Его все­мо­гу­щую си­лу. Имея же от Бо­га, по ве­ре сво­ей, дар чу­до­тво­ре­ния, Илия со­тво­рил так, что му­ка и мас­ло в до­ме вдо­ви­цы оста­ва­лись неис­то­щи­мы; и он был пи­та­ем вдо­ви­цей до тех пор, по­ка пре­кра­тил­ся го­лод. Про­рок и умер­ше­го сы­на вдо­ви­цы вос­кре­сил мо­лит­вою, со­еди­нен­ною с трое­крат­ным ду­но­ве­ни­ем на умер­ше­го, как о том на­пи­са­но в Сло­ве Бо­жи­ем. Су­ще­ству­ет ска­за­ние об этом вос­кре­шен­ном сыне вдо­ви­цы, что имя ему бы­ло Иона, что имен­но он, при­дя в воз­раст, спо­до­бил­ся про­ро­че­ско­го да­ра, был по­слан в Ни­не­вию про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние; бу­дучи же по­гло­щен в мо­ре ки­том и чрез три дня вы­бро­шен им, про­об­ра­зо­вал со­бою три­днев­ное Хри­сто­во Вос­кре­се­ние, как в про­ро­че­ской кни­ге и в жи­тии его[14] по­дроб­но по­вест­ву­ет­ся. По про­ше­ствии трех без­дож­д­ли­вых и го­лод­ных лет все­бла­гой Бог, ви­дя со­зда­ние Свое со­вер­шен­но уни­что­жа­ю­щим­ся на зем­ле от го­ло­да, уми­ло­сер­дил­ся и ска­зал ра­бу Сво­е­му Илии:

– Пой­ди, явись Аха­ву; я хо­чу по­ми­ло­вать тво­ре­ние Свое и по тво­е­му сло­ву по­слать дождь на вы­сох­шую зем­лю, на­по­ить ее и сде­лать пло­до­нос­ною. Ахав уже скло­ня­ет­ся к по­ка­я­нию, ищет те­бя и го­тов по­слу­шать­ся те­бя во всём, что ты при­ка­жешь ему.

Про­рок тот­час же из Са­реп­ты Си­дон­ской от­пра­вил­ся в Са­ма­рию, столь­ный го­род Из­ра­иль­ско­го цар­ства. У ца­ря Аха­ва был в то вре­мя до­мо­пра­ви­те­лем некто Ав­дий, вер­ный слу­га ему и че­ло­век бо­го­бо­яз­нен­ный. Он скрыл от уби­е­ния Ие­за­ве­лью сто про­ро­ков Гос­под­них, по­ме­стив их в двух пе­ще­рах, по пя­ти­де­ся­ти в каж­дой, и пи­тал их хле­бом и во­дой. При­звав к се­бе это­го до­мо­пра­ви­те­ля, царь Ахав (еще до при­хо­да к нему Илии) по­слал его по­ис­кать при вы­сох­ших по­то­ках тра­вы, чтобы бы­ло чем про­кор­мить уже немно­гих остав­ших­ся в жи­вых ко­ней и дру­гой скот. Лишь толь­ко Ав­дий вы­шел из го­ро­да, то встре­тил свя­то­го про­ро­ка Илию, по­кло­нил­ся ему до зем­ли и ска­зал, что Ахав тща­тель­но ис­кал его во всём цар­стве сво­ем. Свя­той Илия от­ве­чал Ав­дию:

– По­ди, ска­жи гос­по­ди­ну сво­е­му: вот я, Илия, иду к нему.

Ав­дий от­ка­зы­вал­ся, го­во­ря:

– Бо­юсь, как бы, ко­гда я пой­ду от те­бя, Дух Гос­по­день не пе­ре­нес те­бя в дру­гую стра­ну, и я ока­жусь то­гда лже­цом пред гос­по­ди­ном сво­им, и он, раз­гне­вав­шись на ме­ня, убьет ме­ня.

Илия от­ве­чал:

– Жив Гос­подь сил, пред Ко­то­рым я пред­стою! се­го­дня же я по­ка­жусь Аха­ву!

Ав­дий во­ро­тил­ся и ска­зал ца­рю. Ахав по­спе­шил вый­ти на­встре­чу че­ло­ве­ку Бо­жию. Ко­гда же он уви­дал Илию, то от за­та­ен­ной в нем зло­бы к про­ро­ку не мог удер­жать­ся от же­сто­ко­го сло­ва и ска­зал Илии:

– Ты ли это, раз­вра­ща­ю­щий Из­ра­и­ля?

Про­рок же Бо­жий без­бо­яз­нен­но от­ве­чал Аха­ву:

– Не я раз­вра­щаю Из­ра­и­ля, а ты и дом от­ца тво­е­го, оста­вив­шие Гос­по­да Бо­га сво­е­го и по­чи­та­ю­щие сквер­но­го Ва­а­ла.

По­сле се­го про­рок Бо­жий, как име­ю­щий в се­бе си­лу по­мо­щи Бо­же­ствен­ной, на­чал со вла­стью при­ка­зы­вать ца­рю, го­во­ря:

– Немед­лен­но по­шли и со­бе­ри ко мне на го­ру Кар­мил[15] все де­сять ко­лен Из­ра­иле­вых, при­ве­ди че­ты­ре­ста пять­де­сят нече­сти­вых про­ро­ков, слу­жа­щих дру­гим идо­лам на го­рах вы­со­ких и в ро­щах[16], пи­та­ю­щих­ся от сто­ла Ие­за­ве­ли; пусть они всту­пят в спор со мною о Бо­ге, и уви­дим, ко­то­рый есть Бог ис­тин­ный.

Тот­час же царь, разо­слав гон­цов по всей зем­ле Из­ра­иль­ской, со­брал бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да, и всех нече­сти­вых про­ро­ков и жре­цов со­звал на го­ру Кар­мил, и сам ту­да при­шел.

То­гда рев­ни­тель Бо­жий Илия, став­ши пред со­брав­ши­ми­ся, об­ра­тил­ся к ца­рю и ко все­му Из­ра­иль­ско­му на­ро­ду с та­ки­ми сло­ва­ми:

– Дол­го ли вы бу­де­те хро­мать на оба ко­ле­на ва­ши? Ес­ли Гос­подь Бог, вы­вед­ший вас ру­кою креп­кою из Егип­та, есть Бог, то по­че­му не сле­ду­е­те Ему? Ес­ли же Ва­ал есть бог ваш, то иди­те за ним.

На­род мол­чал, да и не мог что-ни­будь от­ве­тить, ибо вся­кий из­ра­иль­тя­нин сво­ею со­ве­стью был об­ли­ча­ем в за­блуж­де­нии. То­гда Илия про­дол­жал:

– Вот что: чтобы вам ныне по­знать ис­тин­но­го Бо­га, де­лай­те то, что я бу­ду при­ка­зы­вать вам. Вы ви­ди­те, что я толь­ко один во всем Из­ра­и­ле остал­ся про­ро­ком Гос­под­ним; всех же дру­гих про­ро­ков вы уби­ли; ви­ди­те так­же, сколь мно­го здесь про­ро­ков Ва­а­ло­вых. Итак, дай­те нам двух тель­цов для жерт­во­при­но­ше­ния, од­но­го мне, а дру­го­го жре­цам Ва­а­ло­вым; но ог­ня не на­до нам. На чью жерт­ву с неба спа­дет огонь и по­па­лит ее, бог то­го и есть ис­тин­ный Бог, и все долж­ны по­кло­нить­ся Ему, а не при­зна­ю­щие Его пусть бу­дут пре­да­ны смер­ти.

Вы­слу­шав эти сло­ва, весь на­род одоб­рил ре­ше­ние про­ро­ка Бо­жия и ска­зал:

– Пусть бу­дет так; сло­во твое хо­ро­шо.

Ко­гда же в сре­ди­ну со­бра­ния бы­ли при­ве­де­ны тель­цы, свя­той Илия ска­зал нече­сти­вым про­ро­кам Ва­а­ло­вым:

– Вы­бе­ри­те се­бе од­но­го тель­ца, и вы пер­вые при­го­товь­те жерт­ву, ибо вас мно­го, а я один, и при­го­тов­лю по­сле. По­ло­жив же на дро­ва тель­ца, ог­ня не воз­жи­гай­те, но мо­ли­тесь ва­ше­му бо­гу Ва­а­лу, чтобы он с неба по­слал огонь и сжег ва­шу жерт­ву.

Бес­стыд­ные про­ро­ки так и по­сту­пи­ли. Бро­сив жре­бий, они взя­ли тель­ца, раз­де­ли­ли его на ча­сти, по­ло­жи­ли их на жерт­вен­ник по­верх дров и на­ча­ли мо­лит­ся Ва­а­лу сво­е­му, чтобы он по­слал огонь на жерт­ву их. Они при­зы­ва­ли имя его с утра до по­лу­дня, кри­ча:

– По­слу­шай нас, Ва­ал, по­слу­шай!

Но не бы­ло ни го­ло­са, ни от­ве­та. При­ня­лись они ска­кать во­круг жерт­вен­ни­ка, но всё на­прас­но. В пол­день про­рок Бо­жий по­сме­ял­ся над ни­ми:

– Кри­чи­те гром­че, – го­во­рил он, – чтобы бог ваш услы­хал вас; долж­но быть, он сей­час несво­бо­ден: или за­нят чем-ни­будь, или с кем бе­се­ду­ет, или пи­ру­ет, или уснул[17]; кри­чи­те как мож­но гром­че, чтобы раз­бу­дить его.

Лже­про­ро­ки гром­ким го­ло­сом зва­ли Ва­а­ла и по обы­чаю сво­е­му ко­ло­ли се­бя но­жа­ми, а дру­гие би­ли се­бя би­ча­ми до кро­ви. Пред на­ступ­ле­ни­ем ве­че­ра свя­той Илия Фе­сви­тя­нин ска­зал им:

– За­мол­чи­те и пе­ре­стань­те; уже вре­мя быть мо­ей жерт­ве.

По­чи­та­те­ли Ва­а­ла пе­ре­ста­ли. То­гда Илия, об­ра­тясь к на­ро­ду, ска­зал:

– По­дой­ди­те ко мне!

Все по­до­шли к нему. Про­рок взял две­на­дцать кам­ней по чис­лу ко­лен Из­ра­иле­вых, по­стро­ил из них жерт­вен­ник Гос­по­ду, за­тем, по­ло­жив на жерт­вен­ник дро­ва, раз­де­лил тель­ца на ча­сти, по­ло­жил их на дро­ва, во­круг жерт­вен­ни­ка вы­ко­пал ров и при­ка­зал лю­дям, чтобы они, взяв че­ты­ре вед­ра, ли­ли во­ду на жерт­ву и на дро­ва; так и сде­ла­ли. Илия при­ка­зал по­вто­рить; по­вто­ри­ли. При­ка­зал в тре­тий раз сде­лать то же, и сде­ла­ли. Во­да по­ли­лась во­круг жерт­вен­ни­ка, и ров на­пол­нил­ся во­дой. И возо­пил Илия к Бо­гу, об­ра­тив взор свой к небу, го­во­ря:

– Гос­по­ди Бо­же Ав­ра­амов, Иса­а­ков и Иа­ко­влев! Услышь ныне ме­ня, ра­ба Тво­е­го, и по­шли с неба огонь на жерт­ву, чтобы все сии лю­ди ныне по­зна­ли, что Ты един Бог Из­ра­илев, а я – раб Твой и Те­бе при­нес жерт­ву сию! Услышь ме­ня, Гос­по­ди, от­веть мне ог­нем, чтобы серд­ца лю­дей сих об­ра­ти­лись к Те­бе.

И упал от Гос­по­да с неба огонь[18] и уни­что­жил всё со­жи­га­е­мое, – и дро­ва, и кам­ни, и зо­лу, и да­же во­ду, ко­то­рая бы­ла во рву, – всё ис­тре­бил огонь. При ви­де это­го весь на­род пал ли­цом на зем­лю[19], взы­вая:

– Во­ис­ти­ну Гос­подь есть Бог един, и нет дру­го­го Бо­га, кро­ме Него!

Илия ска­зал на­ро­ду:

– За­дер­жи­те про­ро­ков Ва­а­ло­вых, чтобы ни один из них не убе­жал.

На­род ис­пол­нил его при­ка­за­ние, и Илия от­вел их к по­то­ку Кис­со­ну, впа­да­ю­ще­му сво­и­ми во­да­ми в Ве­ли­кое мо­ре[20]. Там он сво­и­ми ру­ка­ми за­ко­лол их[21] и нече­сти­вые тру­пы их бро­сил в во­ду, чтобы зем­ля не осквер­ни­лась ими и чтобы воз­дух не за­ра­жал­ся смра­дом от них. По­сле это­го свя­той Илия ве­лел ца­рю Аха­ву ско­рее пить и есть и за­пря­гать ко­ней в ко­лес­ни­цу, чтобы от­пра­вить­ся в путь, по­то­му что ско­ро пой­дет боль­шой дождь, ко­то­рый омо­чит всё. Ко­гда Ахав сел есть и пить, Илия взо­шел на го­ру Кар­мил. На­кло­нив­шись к зем­ле, он по­ло­жил ли­цо свое меж­ду ко­ле­на­ми сво­и­ми и мо­лил­ся Бо­гу о нис­по­сла­нии до­ждя на зем­лю. Тот­час же по мо­лит­ве его как бы клю­чом от­верз­лись небе­са и вы­пал боль­шой дождь, ко­то­рый омо­чил всех и жаж­ду­щую зем­лю обиль­но на­по­ил. То­гда Ахав, со­знав свое за­блуж­де­ние, на пу­ти в Са­ма­рию опла­ки­вал гре­хи свои. Свя­той же Илия, опо­я­сав чрес­ла свои, пе­ший шел впе­ре­ди его, ра­ду­ясь о сла­ве Гос­по­да Бо­га сво­е­го.

Нече­сти­вая ца­ри­ца, же­на Аха­ва, Ие­за­вель, узнав­ши о всём про­ис­шед­шем, страш­но раз­гне­ва­лась на Илию за по­губ­ле­ние ее бес­стыд­ных про­ро­ков и, кля­нясь сво­и­ми бо­га­ми, по­сла­ла ска­зать ему, что на зав­траш­ний день, в тот са­мый час, в ко­то­рый Илия убил про­ро­ков Ва­а­ла, она убьет его. Свя­той Илия устра­шил­ся смер­ти, ибо был че­ло­век со все­ми свой­ствен­ны­ми лю­дям немо­ща­ми, как и ска­за­но о нем: «Илия был че­ло­век по­доб­ный нам (Иак.5:17). Из-за угроз Ие­за­ве­ли он бе­жал в Вир­са­вию[22], в цар­ство Иудей­ское, и по­шел в пу­сты­ню один. Про­шед­ши пу­сты­нею один день, он сел под мож­же­ве­ло­вым ку­стом от­дох­нуть. Тер­за­е­мый пе­ча­лью, он стал про­сить у Бо­га смер­ти се­бе, го­во­ря:

– Гос­по­ди! до­воль­но для ме­ня, что я до сих пор жил на зем­ле; возь­ми те­перь ду­шу мою; уже­ли я луч­ше от­цов мо­их?!

Про­рок ска­зал так не вслед­ствие скор­би от го­не­ния на него, но как рев­ни­тель Бо­жий, не тер­пя­щий зло­бы че­ло­ве­че­ской, бес­че­стия Бо­жия и по­но­ше­ния пре­свя­то­го име­ни Гос­под­ня: для него лег­че бы­ло уме­реть, чем слы­шать и ви­деть без­за­кон­ных, пре­зи­ра­ю­щих и от­вер­га­ю­щих Бо­га сво­е­го. С та­кою мо­лит­вою на устах Илия лег и уснул под де­ре­вом. И вот ка­са­ет­ся его Ан­гел Гос­по­день, го­во­ря:

– Встань, ешь и пей.

Под­няв­шись, Илия уви­дал у сво­е­го из­го­ло­вья теп­лый опрес­нок и кув­шин во­ды, встал, по­ел, на­пил­ся во­ды и опять уснул. Ан­гел Гос­по­день вто­рич­но кос­нул­ся его, го­во­ря:

– Встань, ешь и пей, ибо те­бе пред­сто­ит да­ле­кий путь.

Илия, встав­ши, еще по­ел, на­пил­ся во­ды и под­кре­пив­шись этою пи­щею, шел со­рок дней и со­рок но­чей до го­ры Бо­жи­ей Хо­ри­ва[23], где по­се­лил­ся в пе­ще­ре. Здесь со­бе­сед­ни­ком ему был Сам Гос­подь Бог, Ко­то­рый явил­ся ему в лег­ком вет­ре, ти­хо ду­ю­щем в чи­стом воз­ду­хе. Ко­гда при­бли­жал­ся к нему Гос­подь, пред­ше­ство­ва­ли страш­ные зна­ме­ния Его яв­ле­ния: сна­ча­ла бы­ла силь­ная бу­ря, раз­ру­ша­ю­щая го­ры и раз­би­ва­ю­щая ска­лы, по­том шел огонь, но в огне не бы­ло Гос­по­да; по­сле ог­ня ве­я­ние лег­ко­го вет­ра; тут и был Гос­подь[24]. Ко­гда Илия услы­шал про­хож­де­ние Гос­по­да, он за­крыл ли­цо свое пла­щом и, вы­шед­ши из пе­ще­ры, встал око­ло нее. Он услы­хал Гос­по­да, го­во­ря­ще­го ему:

– Что ты здесь де­ла­ешь, Илия?

Илия от­ве­тил:

Продолжение жития читать наazbyka.ru/days/sv-ilija-fesvitjanin

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: