- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 8646
- |
- Видео 1517
- |
- Мероприятия 0
О верности Церкви и Богу до конца своей жизни
Сегодня Евангелие дня тесно переплетается с судьбой многочисленных святых, поминаемых Церковью. Празднуется перенесение мощей благоверных князей Муромских Петра и Февронии, покровителей брака. Среди святых этого дня есть и мученик Евфимий Кочев. Мне хочется начать проповедь именно с него. Он не священник, не военный, не церковнослужащий, казалось бы, ничем не примечательный, обычный человек. Тем не менее, Церковь прославила его в лике мучеников.
С приходом к власти большевиков, совершивших революцию, начались гонения на Церковь и верующих людей. Храмы стали закрываться, общины уничтожаться, церковные ценности изыматься. В это время появляются люди, препятствующие этому злодеянию. Несмотря на преследование верующих, Евфимий активно участвовал в церковной жизни родного села, делал большие пожертвования на местный храм в честь Сретения Господня. В 1936 году его избрали церковным старостой. Он собирал пожертвования на содержание и ремонт храма, его покраску, на оплату дров и другие нужды, заботился о священнослужителях, церковном богослужении. Вдумайтесь только, святой мученик Евфимий практически до 1937 года дотянул, защищая свой храм. Когда власти решили закрыть Сретенскую церковь, он ходил по дворам и собирал подписи в защиту храма. Евфимий отказался передать ключи от церкви сотрудникам НКВД, чтобы не допустить описи имущества и был арестован. Власти признали, что его деятельность противозаконная и расстреляли. За что? Да ни за что, потому что верующий человек. Святой Евфимий проявил свою верность Церкви, мученически предав душу Господу Иисусу Христу.
И сколько таких неприметных людей есть и в наше время! Благодаря их усилиям стоят церкви. Никто же не видит, когда они включают и отключают отопление, электричество, воду. Чтобы прихожане, придя в чистый храм, ни в чем не нуждались, не обращали внимание на какие-то второстепенные вещи, а сразу же погружались в службу и молитву. На таких людях и доныне держатся храмы Божии. Такие люди есть и в нашем приходе. Они не заметны, но благодаря им и их трудам, а также усилиям прихожан, все стоит на своих местах.
Мы говорим о том, что семья — малая Церковь, она является образом брака между женихом и невестой, между Небесным Женихом, то есть Господом нашим Иисусом Христом и каждой душой христианской, стоящей в этом храме. Душа есть невеста. И Господь ее принимает. То есть это брак Господа со Своей Церковью, со Своим народом Божиим. И поэтому очень важная тема, которую мне сегодня хотелось бы поднять, это верность до конца в исполнении благословения Божия. Святому мученику Евфимию было Божие благословение защищать Церковь, пока его не взяли под стражу. Многие церкви уже были закрыты в двадцатых годах, а тут 1937 год. Люди продолжали приходить, молиться, участвовать в Таинствах. И до 1937 года спасение душ продолжалось в этом храме. Даже до самого дня его ареста, пока не закрыли церковь, приходили люди, которые каялись в своих грехах и это существенным образом изменило их временную жизнь на земле, и их участь в вечности. То есть, это стояние до конца было таким определяющим моментом жизни и подвигом этого простого человека, заботящегося о жизни Церкви. И мы сегодня тоже должны это понимать.
Святые благоверные князья Петр и Феврония не только сохранили верность друг другу, они сохранили верность и послушание, которое было им дано. Они были направлены в город Муром. Мы знаем, что муромчане их не приняли, они их выставили вон за ограду. Благоверные князья не стали говорить народу, что мы войска соберем и восстание устроим. Нет, они ничего этого не делали. Сохраняя верность друг другу, хотя было много искушений, они сохранили верность и послушание Богу, Церкви. Они остались за оградой этого города, жили в полунищете, хотя были князья, но они исполнили свой долг. И хотя муромчане их выдворили на улицу, тем не менее, мы их поминаем как Муромских чудотворцев. В настоящее время жители города гордятся этими святыми, приглашают: «Приезжайте к нам, в Муром, давайте вместе с нами молиться, вот мощи». А тогда? Убирайтесь прочь.
К сожалению, человеческое естество так устроено, что при жизни того или иного человека или святого унижают, а потом используют его имя. Так было и со святителем Лукой. Гнали же со всех мест святителя Луку, изводили во многих университетах, где он преподавал и где он оперировал. А сейчас везде барельефы с его изображением вешают, молятся ему. Конечно, это делают благочестивые люди. Но те люди в местах, где было презрение и унижение, они тоже ведь пользуются этим. Еще живы те люди и их дети, которые насмехались и унижали святых, исповедников и новомучеников, которых мы знаем и почитаем.
Поэтому, когда мы вспоминаем сегодняшнее Евангелие и говорим о благоверных Петре и Февронии, о святом мученике Евфимии, то мы рассуждаем о верности Церкви и стоянии до конца. Вас это тоже касается во всей полноте. Почему? Когда вы на своих рабочих местах равнодушно слушаете, как поносят Церковь — вы неправильно делаете. Молчанием предается Бог. Вы всегда можете кротко и спокойно ответить: «Зачем же вы обливаете грязью Церковь, которая молится за вас?» Можете встать и уйти. Но каждый из вас должен понимать, что он обязан служить Богу и Церкви до последнего временного отрезка, который ему дан. Возможно, вы за свои слова пострадаете и вас уволят. Но вы скажете последние слова, которые, может быть, очень сильно повлияют на чью-то душу, заградят чьи-то уста, не дадут возможности поносить храм Божий и Церковь. Как это делал святой мученик Евфимий. Здесь проявляется вот эта верность невесты Жениху, верность христианских душ своему Жениху Христу.
Это крайне важно. Не даст же невеста поносить своего Жениха. И вы должны помнить, что когда при вас унижают, поносят, бесчестят храм Божий, Церковь, то вы не должны отмалчиваться. Где же тогда исповедничество? Вы должны кротко заградить уста нечестивцам, помолиться о том, чтобы Господь их вразумил и простил. То есть должна быть верность и стояние до конца, до последнего отрезка ваших возможностей и жизни. А там уже Господь определит. Святой мученик Евфимий не задавался вопросом: что с ним будет? Он просто делал свое дело, писал бумаги и обращался в богоборческие, но, тем не менее, государственные организации, хотя мог за это поплатиться. И поплатился. Вот и вы всегда должны помнить, что исполняете свой христианский долг до конца, до той возможности, пока она будет. В этом и заключается смысл вашего брака со Христом и с Церковью. Если вы этот брак и верность сохраните, то тогда получите благословение от Господа.
А христианский брак малой семьи является малой ступенью, на которой люди воспитываются и тренируются. Невозможно понять, как быть преданным Церкви, не будучи преданным своей семье, своему супругу, детям, если не беречь, не сохранять эту малую церковь. От малой Церкви всегда приходите к Церкви большой. Привыкайте стоять до конца, до того момента, когда Господь распорядится вашей жизнью и вашей судьбой. Проявляя верность в браке, проявите верность Богу и Церкви в своих действиях и жизни.
18.09.2022 г.
Память святого мученика Евфимия Кочева
#протоиерейCергийФилимонов #проповедьпротоиереяСергияФилимонова