- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30
- |
- Видео 17
- |
- Мероприятия 0
Священномученик Владимир, Митрополит Киевский.
Продолжение цикла "Святые в жизни митрополита Питирима."
23 января 1992 года архимандрит Питирим был назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. А 27 июня того же года состоялось обретение мощей священномученика Владимира.
Митрополит Владимир (Богоявленский) — первый иерарх Православной Церкви, который после революционных событий 1917 г. принял мученическую смерть за Христа.
«Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие» — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года. Перед смертью он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и архипастырь упал.
В течение 74 лет его мощи находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры. Останки страстотерпца были обретены в 1991 году и перенесены в Дальние пещеры Лавры, где находятся и поныне. О том, как это происходило рассказали участники обретения:
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (на момент интервью - митрополит Черновицкий и Буковинский):
— Мощи извлекали из-под земли. Сняли плиты, потом пробивали потолок. Через отверстие спустились в саркофаг и начали искать гроб на ощупь, при свечах. Заметили какие-то шарики на четырех концах гроба. Сначала подумали, что это — для украшения. Потом выяснилось, что гроб перевернут, и то были ножки гроба. Прежде извлекли мощи, а под ними нашли крест, панагию. Когда мощи были извлечены, их промыли. Затем мощи сложили в анатомическом порядке и облачили.
Насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Поликарп (Линенко):
— Когда митрополит Киевский Филарет ушел в раскол, на душе была страшная тягота: хоть иди в подполье, новые катакомбы. И когда приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то первым делом решили прославить святого священномученика. Об этом поговаривал еще Филарет, но, видно, священномученик Владимир не дал ему — находившемуся на пути в раскол — совершить дело обретения святых мощей.
Обретение мощей решили совершать тайно... Мы уже примерно знали, когда это должно произойти.
В тот вечер я гулял на территории Ближних пещер. Там находились сторожа и еще некоторые из братии. Было, наверное, часов 9–10 вечера. Потом пришли владыки Онуфрий, Сергий, Алипий, Иоанникий, наместник Лавры архимандрит Питирим — ныне тоже владыка. (Накануне они принимали участие во встрече Блаженнейшего Владыки, когда тот 20 июня 1992 года приехал в Киев). И вот они зашли в храм и закрыли его. Зная, что в храме архиереи, мы не дерзали туда войти и продолжали гулять по площади перед Крестовоздвиженской церковью.
Стало уже темно, когда вдруг увидели, что над храмом образовалось темно-красное облако. Мы подумали, что это, возможно, зарево от какого-нибудь пожара за Днепром, и поднялись на горку над церковью. Но оказалось, что это большое облако стоит как раз над центром храма. Лишь впоследствии мне пришла в голову мысль, что это, быть может, знамение Господне. Почти такое же, кстати, как было при обретении в 1091 г. мощей преподобного Феодосия Печерского.
Тогда, как свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», над Лаврой видели три огненных столпа.
Спустя некоторое время нас пустили в храм. Горело центральное паникадило. Склеп уже был вскрыт. Затем мощи подняли на поверхность, аккуратно отделили от всего остального, разложили на специально приготовленном столе, на белой скатерти, промыли и оставили сушиться до утра. Все было закончено около трех часов ночи.
Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю Лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры.
У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из-за той же неканонической автокефалии. Более того, он – святой митрополит Киевский Владимир – был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика.
***
Святейший Патриарх Тихон также оставил отзыв о деятельности священномученика Владимира: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».
Читая его житие, мы видим, что Митрополит Владимир всегда активно занимался проповедью Евангелия, он стал председателем Братства Святой Софии Премудрости Божией, которое занималось широкой издательской и просветительской деятельностью. Сам присутствовал на народных чтениях и беседах, выступая всегда с живым словом. Особое внимание архипастырь обращал на произнесение проповедей за богослужением. Сам являясь ревностным проповедником, он к проповедничеству призывал и духовенство: «Пастыри Церкви первее всего обязаны учить свою паству, и учить не одним словом или проповедью, но еще более делом, добрым житием, личным примером.
Использованы материалы Церковной Православной Газеты, Информационного отдела УПЦ, сайта «Азбука веры»