Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Научно-техническое творчество

Православный взгляд на проблему отсутствия мотивации учащихся

Современный человек (увы, не только молодой) рассматривает научно-технический прогресс с позиций потребителя, а не творца. Он и не догадывается, что можно быть творцом. При этом отрицает ценность знаний, не смущаясь тем, что не только сытость и комфорт, но сама возможность выживания в наших широтах дана ему самоотверженным трудом поколений ученых, инженеров, учителей, рабочих. Крылов посвятил этому феномену известную басню. В последнее же время, некоторые ищут даже религиозные оправдания невежества и лени. Мол мы верующие, а «наука — против религии» и можно не учиться. Но это совсем не так!

Св. Патриарх Алексий II отмечал недопустимость призывов к отказу от науки и техники. По его словам, "Тяжелый кризис, который переживает Россия в последние годы, привел к существенному ослаблению ее научно-технического потенциала. И надо помнить, что, если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в наступающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями. В нынешней ситуации само национально-государственное существование России оказывается неразрывно связанным с состоянием ее науки, образования, высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности." То же говорил и Патриарх Кирилл.

Некоторые говорят на это: «А разве у нас с наукой и техникой что-то не в порядке? Разве ее не слишком много?». При том, что многие ли видели российскую (не советскую!) микросхему? А российские винты и гайки? Хотя бы пуговицы? Высокотехнологичная промышленность не в упадке, ее вообще нет. А сколько крупных открытий было совершено у нас за последний год? Тщетно Патриархи подчеркивали роль науки и техники и ее созидателей в современной России, само существование которой в ближайшей перспективе зависит от того, повернется ли общество лицом к НТП. А оно, к сожалению, не может в нынешнем виде повернуться. Попытки сделать из науки и техники служанок общества потребления завели нас в тупик, одним из показателей которого служит всеобщее снижение интереса и мотивации к знанию, к образованию. Потому что учиться, не просто отбывать повинность, а усердно "грызть гранит науки" могут лишь те, кому она очень нужна. А серьезная, динамичная наука по настоящему, как воздух, нужна только тем, кто создает новую технику. А техника, мощная, передовая нужна позарез тем, кто занят трудом, и не просто занят, но болеет душой за его эффективность.

В сырьевой экономике, материальное благополучие большинства людей зависит не от их труда, а от близости к источникам ресурсов. Труд в таком обществе становится позорным. Вслед за ним, техника, наука, образование выхолащиваются, не воспринимаются всерьез. За этим стоит не «святая неотмирность», а нелепое сочетание барской брезгливости к процессу труда и пролетарского рвения к переделу его плодов. Уже не популярна идея о том, что труд сделал из обезьяны человека. Но отвращение от труда стремительно превращает человека в обезьяну. По данным ВЦИОМ уже треть россиян верят, что Солнце вращается вокруг Земли. И - может быть, для кого-то это новость, - Св. Патриарх Кирилл не видит в последнем факте ничего хорошего.

Сырьевая экономика не может породить высокотехнологичную. Эта ситуация типична для истории, как и идущая за ней гибель и разложение государства. Но опыт Церкви не раз доказывал ее способность взламывать лед общественных устоев. Церковь зовет своих чад к подвигу. А за каждым шагом НТП, вопреки мнению обывателя, стоит именно личный подвиг человека-творца, сопряженный с громадным напряжением сил, преодолением внешних и внутренних обстоятельств, на пути к достойной цели. Вспомним, какие качества пришлось вырабатывать в себе Амундсену, Вавилову, Земмельвейсу и тысячам других. Христос проявлял именно эти качества. Его крест - символ мужества, преодолевающего страдания, подвига, совершаемого в борьбе за правду.

Можно возразить, что святые достигали духовных целей, а не мирских. Но Св. Патриарх Кирилл сказал: "Есть ли в том, что я делаю, трудясь в миру, какой-то смысл для моего спасения? И ответ такой: конечно, есть! ... труд, который мы совершаем ради наших ближних, ради детей, ради мужа или жены, ради наших внуков... ради Родины, то есть нашей большой семьи, нашего народа, — это тот самый труд, за который мы можем быть удостоены венцов подвига. Только важно, чтобы мы сохраняли веру в сердце и понимали, что работаем ради Господа." Мало кто знает, что знаменитую фразу "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" впервые произнес именно христианский апостол Павел.

В качестве контрпримера могут привести Запад. Но двигателем там является порожденная протестантизмом истерия успеха. У нас она не особенно приживается. Народ чувствует ее ложность, хотя, без опоры на Церковь, затрудняется сформулировать в чем именно тут подвох. По мере секуляризации западных обществ этот мотор перестает работать и там, задыхаясь в своем ядовитом выхлопе: психологии общества потребления.

Зачем святые Косма и Дамиан лечили всех встречных? Они, видимо, не могли удержаться от сострадания к людям из-за любви к ним. Православное отношение к науке и технике, как и ко всему остальному, прекрасно как раз тем, что оно исполнено свободы, раскрывающей величие человека, а не делает из него ишака, нависая с кнутом и пряником. Святые творили добро не для того чтобы этим спастись, не для того чтобы искупить других, и уж конечно, не для того чтобы погордиться. Не для чего-то, а потому что! Потому что любящий не может не действовать в соответствии со своей любовью, вот и всё! Свт. Лука Войно-Ясенецкий писал: "В том-то и сила религии, что она пробуждает любовь к жизни, к природе, к человеку, освещая их светом вечного, непреходящего смысла... Хочется познать этот мир, который представляет не слепое, случайное сочетание стихий, идущее к разрушению, но дивный космос, являющий развернутую книгу познания Отца".

Невежды боятся сложности мира. А инженер видит мир как огромное, невероятно функциональное "лего" из которого состоят горы и реки, животные и растения, тела людей и небесные тела. И когда думаешь, что все это создано для нас любящим Отцом, то хочется сделать что-нибудь этакое - чтобы Ему показать, чтобы порадовать его чад, чтобы просто замереть в восхищении перед красотой. Для чего всё это? Для кого? Для скептика, который упрекнет ученых в бесполезной трате (как будто его собственных) времени и денег? Или для изобретательного ума, которые усмотрит в многообразных свойствах природы остроумные решения практических задач? Человек не вполне забыл свое предназначение и стремится к Божественным свойствам - всеведению, всемогуществу, бессмертию, и прочему, что достойно человека, как носителя образа Божия.

Св. Патриарх Кирилл говорил "Мне представляется, что обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, должны противопоставить ученость и просвещение. Если современный мир заявляет, что главная цель формирования человека – сделать его пользователем и потребителем, то мы предлагаем молодым людям стать творцами и мыслителями. Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью".

Псевдонаучные западные экономические теории только умножают страдания и нищету. А ведь у нас есть серьезные работы отечественных авторов, например Менделеева, Подолинского, Кузнецова, Кржижановского, которые, в отличие от западных экономистов, не зацикливаются на движении денежных знаков, а рассматривают труд, опираясь на естественные науки и нравственные категории. Размышления об экономике в понятиях энергии, мощности, энтропии позволяют четко и здраво видеть производственные цепочки, и по самой своей природе исключают идеи вроде мальтузианства, "золотого миллиарда", "постиндустриального общества" и пр. Становится очевидно, что труд учителя - это действительно труд, а производство водки, оружия и роскоши - "антитруд", расхищение ресурсов человечества. Что не «рентабельность», а прирост населения, причем активного, творческого, является и целью и средством развития экономики. Что благосостояние общества определяется не биржевыми махинациями, а мощностью производительных сил. Производство каждого товара или услуги стоит совершенно определенного количества энергии. Большая мощность источников энергии, больший КПД машин, оптимальные конструкции и способы производства соответствуют большему количеству товаров и услуг в единицу времени. При слове «творчество» вместо дизайна 231-й модели портков со стразами перед мысленным взором снова встают забытые контуры термоядерных электростанций, автоматических заводов, звёздных кораблей и подводных городов. Вспоминается, что наука это не безумия, под заголовком "Британские ученые доказали..", а оружие против голода, нищеты и болезней.

Прогресс в этом смысле — это вовсе не однополые "браки" и легализация наркотиков, а рост эффективности использования мощности, имеющейся в распоряжении человечества. Мощность всех источников энергии, используемых сегодня составляет около 10 ТВт. Её треть дает нефть, за которую льется столько крови и слёз. А в 10000 раз больший поток солнечной энергии, падающей на Землю используется.. на одну миллионную. Очевидная задача прогресса — вовлечь эту мощь в хозяйство. А ведь это лишь одна двухмиллиардная от излучения Солнца! А Солнце - ничтожная часть Галактики. Всю эту мощность мы призваны осваивать. Идеологи потребления не направят на это и копейки, но предложат "пределы роста" и ограничение рождаемости. Вот преступное зарывание таланта в землю. Здравое же определение прогресса дает множество задач: синтез пищи из неорганических элементов, продление активной жизни человека, колонизация и роботизация космоса.

Именно христианство освободило астрономию от мифов и астрологии, расчистив путь Циолковскому и Королеву. Эксплуатация светил - кощунство для язычников, но прекрасная идея для христианина Ломоносова: «Астрономы открывают храм Божественной силы и великолепия, изыскивают способы их ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему.» Есть очень вдохновляющие слова игум. Иова (Талаца), духовника отряда космонавтов: "Господь создал всю Вселенную для нас. И если бы человек жил по евангельским заповедям, то Бог смог бы дать ему возможности познавать Свое творение, путешествуя по Вселенной."

Если представлять рай как материальное изобилие, то мы в нём живём, опередив фантазии утопистов. Но к раю как отсутствию зла, вражды, войн и т.п... мы не приблизились ни на шаг. С точки зрения православия машины не могут сделать нас добрее. Овладеть энергией тысяч звезд куда проще, чем собственной душой. Несчастный Маркс, как он ошибался! Для атеистов это стало поводом опустить руки. Но для христиан — нет! Нам нужно очень многое успеть сделать в этом мире. И для этого нужно очень много техники и очень много науки. Очень много чему нужно научиться и научить других.

Св. Патриарх Кирилл сказал: "Наша молодежь отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа".

12 мая 2016 в 18:23

"Размышления об экономике в понятиях энергии, мощности, энтропии позволяют четко и здраво видеть производственные цепочки, и по самой своей природе исключают идеи вроде мальтузианства, "золотого миллиарда", "постиндустриального общества" и пр. Становится очевидно, что труд учителя - это действите...

Развернуть

12 мая 2016 в 18:32

Да, Александр, ещё о мотивации - как собственно, озаглавлен ваш пост. Я понимаю ваш пафос. И частично его разделяю (частично, потому что ещё есть пафос монашества). Но вы пишите об учениках, обычные такие парни и девчонки в школе и после. Вспоминая себя в такие молодёжные годы (советские), скажу...

Развернуть

12 мая 2016 в 23:23
Сергей Макаров# 12 мая 2016 в 18:23

"Размышления об экономике в понятиях энергии, мощности, энтропии позволяют четко и здраво видеть производственные цепочки, и по самой своей природе исключают идеи вроде мальтузианства, "золотого миллиарда", "постиндустриального общества" и пр. Становится очевидно, что труд учителя - это действите...

Развернуть

Сергей, а не кажется ли вам что мультипликативный эффект, приводящий к постоянному росту экономики, в материальной сфере, приводит к столь же стремительному усилению влияния греха и соблазнов, в духовной сфере? И сбалансированность этой системы мнимая: усиление экономики приводит к ослаблению мор...

Развернуть

13 мая 2016 в 10:44
Аккаунт удалён# 12 мая 2016 в 23:23

Сергей, а не кажется ли вам что мультипликативный эффект, приводящий к постоянному росту экономики, в материальной сфере, приводит к столь же стремительному усилению влияния греха и соблазнов, в духовной сфере? И сбалансированность этой системы мнимая: усиление экономики приводит к ослаблению мор...

Развернуть

Дмитрий, всё верно. Разбалансированный (падший) человек, создал разбалансированную экономику. Человек, у которого плоть впереди всего, создаёт экономику ублажения плоти. Человек создан для блаженства (не плоти, конечно), поэтому создаёт себе среду жизни, получения этого блаженства. Горнее блаженс...

Развернуть

13 мая 2016 в 11:26
Сергей Макаров# 13 мая 2016 в 10:44

Дмитрий, всё верно. Разбалансированный (падший) человек, создал разбалансированную экономику. Человек, у которого плоть впереди всего, создаёт экономику ублажения плоти. Человек создан для блаженства (не плоти, конечно), поэтому создаёт себе среду жизни, получения этого блаженства. Горнее блаженс...

Развернуть

Сергей, экономика Соловецкого монастыря при игумене Филиппе впечатляет. Для своего времени она была передовой. А для суровых условий Соловецких островов просто фантастической. Царствие Небесное на земле создать не возможно, но можно стремиться к его подобию.

23 марта 2017 в 10:29
Сергей Макаров# 12 мая 2016 в 18:32

Да, Александр, ещё о мотивации - как собственно, озаглавлен ваш пост. Я понимаю ваш пафос. И частично его разделяю (частично, потому что ещё есть пафос монашества). Но вы пишите об учениках, обычные такие парни и девчонки в школе и после. Вспоминая себя в такие молодёжные годы (советские), скажу ...

Развернуть

Сергей, да может и правильно бы что не тронул. Каждый видит красоту и важность в чем-то своем, сейчас я думаю что действительно повлиять на это трудно.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем