Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Воскресная школа

Воспитание пением.

Сообщение доклада «о проблемах в психологии или педагогики, и решение этих проблем с православной точки зрения».

Тема: «Задача-вопрос: Как помочь ребенку остаться в храме? Ответ: Воспитание пением.»

Все православные родители и педагоги сталкиваются с теми или иными сложностями при воцерковлении детей. В Екатеринбурге нашли верные способы помочь ребенку остаться в храме, невзирая на долготу служб и даже нецерковность родителей, а невоцерковленной молодежи привить вкус к традиционной культуре и к Православию.
О проблеме.
Все православные родители и педагоги сталкиваются с теми или иными сложностями при воцерковлении детей. К естественным для детской психологии особенностям – непоседливости, быстрой смене внимания, быстрой утомляемости и неспособности в полной мере воспринять большие объемы абстрактной информации, прибавляется и влияние среды – от сверстников во дворе, увлекающихся безвкусными мультфильмами и агрессивными играми до дикой музыки. Как в такой среде не потерять ребенка – и в прямом, и в переносном смысле слова, да еще привить ему внимание к своей душе, любовь к Литургии, хороший вкус? Конечно, значение влияния семьи – огромно, но без помощи специалистов справится не каждая семья. А в Екатеринбурге нашли верный способ помочь ребенку остаться в храме и в том случае, если семья – нецерковная и даже негативно настроенная к Церкви.
Из опыта на примере.
Дважды в месяц на ранних литургиях в екатеринбургском Храме на Крови поют юные хористы из детской церковно-певческой школы «Октоих» Патриаршего подворья Екатеринбургской епархии. Этим хором руководят регент Ксения ШЕЛУДЯКОВА и главный дирижер Полина КАЛАШНИКОВА. Из беседы на странице сайта «милосердие.ру» с главным дирижером об опыте ее школы по привлечению детей и подростков (в «Октоихе» учатся дети от 4 до 18 лет) к полноценной богослужебной жизни, можно найти решение данной проблемы.
Итак, приступим к решению задачи:
1. Первым делом, возьмите благословение у настоятеля и помолитесь Господу Богу нашему.
Из интервью с гл. дирижером: «Нашей школе недавно исполнилось 7 лет. Первыми нашими службами стали патриаршие богослужения (осенью 2000-го года), когда Святейший патриарх Алексий II посещал нашу епархию. Тогда в Екатеринбурге еще не было детских хоров при церковно-приходских школах. Для того чтобы порадовать Святейшего пением детей на клиросе, собрали сводный детский хор, а мне поручили разучить с ними несколько песнопений. И когда Святейший спросил владыку Викентия, постоянно ли действует наш коллектив, Владыка ответил утвердительно. С этого благословения и началась жизнь хора церковно-певческой школы «Октоих».
2. Определите главную цель служения.
С самого начала определилась наша главная цель – подготовка детей к участию в церковных Богослужениях.
Сейчас в хоре школы несколько групп воспитанников, всего более 90 детей, причем многие из них уже поют на клиросах разных храмов города.»
3. Принимайте участие в Богослужениях в особые дни празднования святых, которые станут вашими покровителями.
Вопрос корр.: «А когда вы спели первую детскую литургию?»
Ответ: «В декабре 2003 года, на празднование памяти великомученицы Екатерины, небесной покровительницы нашего города и епархии в целом. Это была Архиерейская литургия с участием воспитанников церковно-приходских школ. До этого на дни памяти святой Екатерины наш хор ежегодно участвовал в епархиальных концертах, но все время мы мечтали о богослужении, на котором дети пели бы на клиросе всю службу от начала до конца, помогали в алтаре священнослужителям и молились в храме. Через такое молитвенное общение мы надеялись призвать детей подражать святой, ведь великомученица Екатерина — мудрая чистая дева, стяжавшая духовное познание.
4. С появлением опыта, создавайте и объединяйте детские хоры с участием соседних приходов. Организуйте концерты хоров.
С тех пор прошло четыре года. На приходах появился опыт певческой работы с детьми, при них созданы детские церковные хоры. Детские архиерейские литургии совершаются трижды в год: на святках, на Светлой седмице и на день празднования святой великомученицы Екатерины. Наши дети поют на клиросе, мальчики прислуживают в алтаре. На таких литургиях молится до 1000 воспитанников церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Некоторые группы детей проделывают ради этого многочасовой путь на автобусах, когда выезжать приходится очень ранним утром. После ночи или утра, проведенных в автобусе, детей ожидает более трех часов Богослужения. Только причастие (одновременно из нескольких чаш) порой длится полтора часа. По окончании трапезы бывает концерт хоровых коллективов.

5. Уделяйте, как можно больше внимание, церковному пению в церковно-приходских школах.
Архиерейские детские литургии – для детей, несомненно, особый праздник. Тем более для тех, кто поет или прислуживает в алтаре. Ведь им очень важно понять на деле, как можно приложить полученные знания и умения. Непосредственное участие в богослужении подвигает душу к дальнейшей молитве, научает терпению и молитвенному вниманию. Через участие в богослужениях в качестве певчих дети незаметно и прочно усваивают сложнейшие догматы и нравственные поучения. Это приводит к покаянию и вводит в церковные таинства. Поэтому очень важно уделять церковному пению в церковно-приходских школах больше значения, не ограничиваясь 10-15 минутными занятиями и выучиванием тропарей к праздникам.»
С этим, возникает вопрос: «А, не слишком ли тяжело детям перенести несколько часов богослужения, а потом еще и выслушать концерт?»
И ответ, радует: «Казалось бы, да, это большой труд. Но дети по-преимуществу не замечают усталости, настолько сильно в них бывает изначальное желание побывать на архиерейской детской литургии, и настолько сильным бывает духовный подъем. Они спрашивают: «Когда же в следующий раз?».
Подведем итог, вопросом: «Насколько благотворно действует на детей церковная хоровая педагогика?». Ответ же, нас удовлетворяет: «Если мы воспитываем детей в духе православной веры, в духе послушания святой Церкви, достигается многое.
Дети в первую очередь учатся любить богослужение. Например, на днях, в двунадесятый праздник, мы пели на ранней литургии в Храме на Крови. Надо было очень рано проснуться, чтобы добраться до центра города. После литургии идти в школу. И наших детей не надо было заставлять, для них уже нет праздника без службы.
Второе важное качество, которое воспитывается, – это любовь друг к другу. У нас занимается по несколько детей из одной семьи: по два, по три человека. В основном, это дети из воцерковленных семей, где всех связывает христианская любовь. Так что остальные дети могут видеть проявления трогательной заботы братьев и сестер, и подражать им.»
Вообще же, хоровая педагогика благотворна во многом. При ней формируются воля, выдержка, смирение и внимание. Беседы о песнописцах и песнопениях, рассказы об истории осмогласия и знаменного пения, разбор церковного Богослужения развивают интеллект детей. Церковное пение воспитывает художественный вкус, помогает видеть и переживать различие между высокими образцами духовной музыки и низкопробной массовой культурой. Наконец, на уроках церковного пения дети могут ощутить себя частью слаженного коллектива, проявить себя в действии, выразить свои мысли, ощущения, молитвенный опыт. А это последнее очень важно для современного ребенка, ведь ему подчас не хватает внимания, и он остро переживает свое одиночество.

Что важно, знать для руководителя-педагога?
В певческой школе к детям должно предъявлять целый ряд требований, которые им необходимо выполнять. Это полное послушание дирижеру-руководителю. Слаженное и стройное звучание, без резких звуков. Благоговейное положение тела. Очень важны предельно собранное внимание, осознанное исполнение каждой фразы, стремление певческим деланием принести людям утешение и поддержку.
Ещё, важно заметить, что среди воспитанников этой школы достаточно большое количество детей стараются не слушать современную музыку, не смотреть телевизор, не посещать концерты «звезд». В этом их осознанный выбор. К такому решению часто приходят и дети из маловоцерковленных семей. Хочется думать, что этому способствуют и беседы с педагогами о проблемах нравственного выбора, о проблемах взросления, о том, как нужно решать сложные домашние или школьные ситуации. Ключ. фраза в заключении: «Надо стараться, чтобы отношения между детьми и педагогами, были максимально доверительными.»