Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Воскресная школа

Церковное искусство. Иконография праздников. Часть 6.

Иконография праздников.
1. Иконография Воскресения Христова.
Сам момент Воскресения – непостижимый и никем не виданный, поэтому его заменила изображение иконы «Сошествие во ад- Воскресение Христово», как свидетельствует тропарь праздника.
Икона изображает в центре Спасителя, вокруг фигуры Которого круг- мандорла (слава), который символизирует свет. Ноги Христа попирают крестообразно сломанные врата ада. По сторонам помещены изображения пророков и праотцев, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, Авель. Горки над фигурами, символизируют мир небесный.
2. Праздник Рождества Богородицы (21 сентября).
На некоторых иконах изображают красный велум – ткань, перекинутая с одного здания на другое, что означает соединение ветхозаветных и новозаветных времен. Образ Самой новорожденной не занимает центрального места на иконе, что говорит о высоте Ее будущего смирения. Особое внимание к бытовым деталям, как кувшин, купель, ложе, палаты.
3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).
В центре иконы – Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в мафорий, весь облик ее – не детский. Этой деталью подчеркивается особое избрание Святой Юницы и будущее великое предназначение Божией Матери. Святые изображены рядом, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигуркой первосвященника изображено, как Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.
4. Благовещение (7 апреля). Основные элементы изображения каждой иконы праздника - это две фигуры, представляющие Архангела и Богородицу.
Главным изводом (повторение образца с некоторым изменением) в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ достоинства, как Царя царствующих. Красный цвет сапожек Богоматери указывает на Ее происхождение от царского рода Давидова. На иконе присутствует символ Духа Святого в виде голубя.
Именно эту икону помещают на Царских вратах. Извод «Благовещение у кладезя (колодца)» является дополнительным и используется в стенописи.
Икона «Благовещение с Младенцем во чреве» показывает непорочность зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие места действия – все это указывает на таинственность Боговоплощения.
5. Рождество Христово (7 января). В центре изображается, лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Ней - проем пещеры, в которой находятся ясли, где лежит Богомладенец. Рядом с яслями – вол и осел (иногда конь и корова) [Ис.1, 3]. Толкование: вол - народ израильский, осел – языческий, для спасения которых явился Христос.
Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят к голове Младенца, окруженной крестчатым нимбом. Слева и справа, среди горок, фигуры ангелов и пастухов, а также волхвов, принесших дары: золото, ладан и смирну.
Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или стоящую перед яслями, но чаще отвернувшейся от Христа – это означает, что Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого Она стала заступницей и утешительницей. На некоторых иконах Ее взгляд устремлен на Иосифа Обручника, который изображен в нижней, левой или правой части иконы. Нимб его соприкасается с ложем Богоматери. Перед сидящем в задумчивости Иосифом стоит пожилой пастух или два пастуха – пожилой и молодой. В нижней части иконы изображено омовение Младенца, которое совершают две женщины.
6. Сретение Господне (15 февраля).
По древней традиции: после рождения младенца, через 40 дней, его приносят в храм, жертвуя при этом двух горлиц. Что и выполнили Пр. Богородица и Иосиф Обручник.
Символом этого праздника, является «сретение» - встреча старого и нового времени.
Слева изображена Богоматерь с Младенцем на руках, за Ней – праведный Иосиф. Справа – Симеон Богоприимец, протягивающий закутанные (знак благоговения), гиматием руки к Младенцу, позади его – пророчица Анна со свитком.
На других иконах, Младенец Христос уже находится на руках святого Симеона. Важная деталь иконы – изображение перевитого велумом кивория. Велум – полотнище пурпурного цвета, а киворий – шатер на колоннах над престолом.
7. Крещение или Богоявление (19 января).
Поначалу на иконах были представлены две фигуры, Иоанна Предтечи и Христа. Спаситель изображался в центре, окруженный водами, слева – Иоанн Креститель, вверху – голубь.
В дальнейшем стали включать фигуры ангелов, число которых различно. В руках ангелы держат покровы, изображая диаконов во время Таинства. Река Иордан заключена между двух высоких горок, обозначая духовное восхождение к Богу.
Святой Дух изображен в виде голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого сходит луч, заканчивающийся кругом, в центре которого и помещен голубь.
8. Преображение (19 августа).
В центре иконы, в круге (или элипсе) славы (мандорле) изображен Спаситель в белых ризах. Слева – пророк Илия, справа – Моисей с книгой в руке. Фигуры помещены на горках. От мандорлы или от фигуры Христа нисходят три луча, касающиеся лежащих апостолов.
9. Вход Господень в Иерусалим.
В центре иконы изображен Спаситель, сидящий верхом на осленке, по толкованию св. отцов – необузданный народ языческий. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды под ноги осленка и срывают пальмовые листья с дерева, в знак почтения. Слева – апостолы, изображенные на фоне горы. Иногда в горе изображается пещера, как символ будущего Гроба Господня.
10. Вознесение.
В верхней части иконы изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя – Пантократора. Вокруг фигуры Господа – круглая мандорла, которую поддерживают слева и справа двое или больше ангелов. Вокруг их голов нимбы. Изображение кресчатого нимба обязательно вокруг головы Спасителя.
Восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в хитон и гиматий, но золотисто-желтого цвета. Правой рукой Спаситель благословляет всех на земле, в левой – свиток.
В нижней части – гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. Горы символизируют ступени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты – с воздетыми в молении руками. По сторонам от Нее два ангела в белых одеждах, указывающие на возносящего Христа апостолам. На иконе апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, Ангелов в верхней части иконы, Божией Матери и двух ангелов в белых одеждах. Это говорит о том, что на учеников еще не снизошла благодать Духа Святого, Который по обетованию явился в день Пятидесятницы.
11. Пятидесятница. День Святой Троицы. Праздник сошествия Духа Святого на учеников.
В центре иконы, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. На вершине дуги апостолы Петр и Павел (Савл) – без которого не было бы создание Церкви.
Слева и справа от апостолов изображены палаты. Дух Святой, исходящий из небесного полукруга, изображен в виде огненных языков. В нижней части иконы изображают закрытую дверь от внешнего мира с закругленным верхом. В других случаях в полукруглом проеме изображают собрание народа. На многих иконах, в проеме на темном фоне изображен старец в короне – символ вселенной, держащий плат, на котором находятся 12 свитков. Свитки также есть и у 11 апостолов, а в руке у Павла изображена книга. Также, в верхней части иконы, встречается и изображение Божией Матери.
Празднику Пятидесятницы или дню Святой Троицы соответствует икона, называемая «Гостеприимство Авраама» или, иначе, «Явление трех Ангелов Аврааму».
В центре иконы изображены три крылатых Ангела с нимбами, ниже изображены Авраам, Сарра и слуги, закалывающие жертвенного тельца. Иногда изображения слуг нет, а праотец Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами. На некоторых иконах праотцы изображены в окошках палат на заднем плане или переднем – перед столом, за которым восседают Ангелы.
«Троица Ветхозаветная» написанная Андреем Рублевым служит образцом написания икон. На иконе нет Авраама, Сарры и слуг. Центральное место отведено трём крылатым Ангелам. Положение их фигур, поворот голов, стоп ног, палаты, дерево и горка на заднем плане – все это образует круг. И выражение ликов Ангелов, и единство всех элементов, и ее цвета, представляют нам стоящих перед иконой ощущение покоя, согласия и мира.
В центре помещена стоящая на столе или на престоле, чаша, с головой жертвенного тельца. Левый Ангел благословляет чашу правой рукой, центральный также, а правый Ангел со склоненной головой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающемся совете Святой Троицы.
12. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Слева и справа апостолы, святые и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. Часто свечу не изображают, а у одра, помещены не большие фигуры Афония и Ангела, отсекающего ему руки. За ложем фигура Спасителя. В Его руках маленькая спелёнатая фигурка, представляющая душу Богородицы. Сама фигура Спасителя окружена мандорлой, вокруг которой изображены Ангелы. Слева и справа палаты. В верхней части на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богоматери.
13. Крестовоздвижение (27 сентября).
На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого выделяются святые равноапостольные Константин и Елена.
14. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).
Существует два типа изображения праздника. На одном в центре изображения внутри храма помещена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении. Покров над Ее головой держат Ангелы. Над покровом – Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме. В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат - Андрей, святой юродивый, который указывает на чудесное явление Епифанию. Слева – святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах изображают святителей и Архангелов. Их фигуры помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и св. Андреем.
На другом типе иконографии, Богородицу изображают на фоне храма с покровом, который Она держит в руках. Слева и справа от Нее – Ангелы и святые, святые Андрей с Епифанием, сзади – молящийся народ. На переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец – автор песнопений, посвященных Богородице. На иконе также можно увидеть фигуры патриарха и императора в момент чуда – обретения голоса Романом в Софийском храме.

Просмотреть и выбрать изображение икон по ссылке pravicon.com

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем