Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Псалтирь

В конец, о тайных Сына, псалом Давиду, 9

Псалом содержит пророчество о сокровенных делах Спасителя: Его рождении от Девы посредством Духа Святаго, чудотворениях, смерти, сошествии во ад, воскресении. Ибо все это совершено Им «в тайне». Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк от лица человечества благодарит Спасителя за эти тайные дела (Афанасий).

Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.

«Исповедание» бывает двоякого рода: или как сознание собственных грехов, или как изъявление благодарности Богу. Здесь – благодарность со всем усердием за благоденствия и злополучия. Принося благодарность за благодеяния – ты отдаешь долг, а принося благодарность за бедствия – делаешь Бога должником своим. Этим еще избавляемся и от скорби, так как чувство благодарности всегда радует. Благодарность – тяжкий удар для диавола; она делает душу любомудрою (Златоуст).

Пс.9:3. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний.

Этими словами Пророк изображает свою сильнейшую любовь к Богу. Посредством песнопений и псалмов он возбуждает любовь к Нему и многих других (Златоуст).

Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.

Это говорит Пророк не от лица Самого Спасителя, но более ко Христу, как к Благодетелю, за избавление человека от власти врага диавола, когда сказал Господь: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31) (Феодорит).

Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на Престоле, судяй правду.

Посмотри на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя заповедь апостола: «не себе отмщающе» (Рим. 12, 19). Хотя терпел бедствие он и не заслуженно, иначе Бог не отомстил бы за него (Златоуст).

Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век, и в век века.

Пс.9:7. Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.

Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда "запретит" Господь грешным и в конец погибнет диавол (этот «нечестивый»). "Оружиями" назвал сопротивные силы, которые придавали ему крепость, подобно городским стенам (Афанасий).

Пс.9:8. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой,

Пс.9:9. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.

Не только в настоящем веке являет Он Свою силу, но и в будущем откроет страшное Свое судилище, судя на нем всех людей, воздавая каждому чего кто достоин (Феодорит).

Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.

"Убогим" и "нищим" называет себя Давид, хотя и был царем, ибо он знал, что все человеческое ничтожно. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: «бысть Господь прибежище». «Благовременностью» назвал скорбное время когда человек особенно нуждается в помощи (Златоуст).

Пс.9:11. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи.

"Знающие" Бога не смущаются и среди бедствий, предав себя надежде на помощь свыше. И если Господь не вдруг избавляет от скорби – то это для твоего же испытания, чтобы сделать тебя более крепким, чтобы укрепить твою надежду и усилить любовь к Нему. А как можно искать Бога, Который существует везде? – Если устремим к Нему все наши мысли и отрешимся от пристрастия к житейскому (Златоуст).

Пс.9:12. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его.

"Сион" – небесный Иерусалим (см. Евр. 12, 22). «Начинания» благодать евангельская (Афанасий, Иероним).

Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

Убийство не совершается безнаказанно, но непременно подвергнется наказанию. Это – знак Его внимательнейшего промышления. Если же Бог наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает время грешникам покаяться. «Звание убогих» – это не звук голоса, но смиренное расположение души нищих духом; потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем (Златоуст).

Пс.9:14. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных.

Пророк постоянно предается молитве: находясь в опасности и в безопасности, он не перестает Бога умолять о будущем. Особенно нужна молитва после избавления от бедствий, так как предстоит нам более упорная борьба – с леностью и гордостью, и диавол тогда сильнее нападает. «Врата смертные» – это множество опасностей (Златоуст).

Пс.9:15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем.

«Врата дщери Сиона» – Церкви Божий по всей вселенной, чрез которые верующие входят в Иерусалим небесный (Феодорит).

Пс.9:16. Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.

Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку своeю увязе грешник.

"Углебоша" – т.е. насильно удержаны неизбежным несчастьем... Это случилось с иудеями. Они говорили, что должны умертвить Христа, чтобы не пришли римляне и не взяли их язык и город; а между тем, когда умертвили, тогда подверглись этому (Златоуст).

Пс.9:18. Да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога.

«В земле темной и мрачной, в земле тмы вечныя» (Иов. 10, 22) «живут грешницы» прежде суда и по окончательному приговору «возвратятся» они на мучения во "ад" (Синаит).

Пс.9:19. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

Если в настоящей жизни "нищету" ради Христа "терпящии" кажутся «забвенными», то в будущей они будут вечно поминаемы у Бога. Ибо неложно Сама Истина провозвестила: «блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6, 20) и «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) (Августин, Феодорит).

Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою.

Пророк просит у Бога помощи обижаемым. «Да не крепится» (да не будет дерзким) "человек" – диавол. Под человеком подразумевают другие и антихриста: «открыется человек беззакония: сын погибели, противник, и превозносящийся паче всякого глаголемаго Бога» (2Сол. 2, 3–4) (Афанасий, Августин).

Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

Просит Пророк даровать им «Законоположителя» Нового Завета, Иисуса Христа, ибо древний Законодатель Моисей уже окончил свою жизнь (Феодорит).

Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех;

Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.

Пророк говорит это от лица обижаемых, умоляя Бога, а не укоряя. Ибо многие из малодушных, по слабости человеческой, не видя возмездия обижающим, скорбят, не перенося благоденствия нечестивых, и сомневаются в Божественном Промысле: «увязают в советех, яже помышляют» (Златоуст, Феодорит).

Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.

Пророк оплакивает бедствия людей, видя, как "грешницы" не стыдясь, хвалятся своими беззакониями и "слышат" о себе льстивые похвалы от других (Златоуст).

Пс.9:25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.

Пс.9:26. Оскверняются путие его на всяко время. Отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает.

Видишь, до чего простирается дерзость нечестивого. Он «раздражает» Самого Бога, и по «множеству своего гнева» (тщеславия, гордости) не ищет Бога: «несть Бога» во всех помышлениях его. От этого «оскверняется» и вся жизнь его и «отъемлются» суды божественного правосудия из его разума (Златоуст, Иероним).

Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.

Смотри чрезмерность гордыни. Он думает, что благоденствие его будет вечно. «Не подвижуся» – не совращусь в заблуждение в роды родов (Афанасий, Феодорит).

Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.

Писание повсюду злодейства называет «болезнями», которые и являются причиной болезней (Златоуст).

Пс.9:29. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.

Пс.9:30. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей.

Пс.9:31. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

Пророк описывает безумного как зверя, изображая его коварства, умыслы, засады против "нищего" духом и "убогого" (Златоуст, Ефрем).

Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.

Это диавол говорит с намерением нас обольстить, чтобы мы подумали, что "Бог забы", т.е. нерадит о делах Своих (Афанасий).

Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

До пришествия Христова души праведников нисходили во ад. Пророк предвидел, что Христос после крестной смерти и воскресения изведет из ада души уверовавших и введет их в рай, поэтому и просил ускорить Господа Своим воскресением. И ныне усердные христиане усердно просят Христа Господа воскреснуть в них самих и «воскресить» и оживотворить умерщвленные грехом их души. Рука – Божественная сила. Потребно нам много смиряться и искренно каяться, и усердно молиться этими псаломскими словами (Амвросий Оптинский).

Пс.9:34. Чесо ради прогнева нечестивый Бога; рече бо в сердце своем: не взыщет.

Вот причина, почему и превозносится, и падает «нечестивый» (Афанасий).

Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник.

Все "видишь" и знаешь Ты, Господи; не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и на мысль. И видя все это, долготерпишь Ты, зная, что все под Твоею "рукою" и некуда бежать человеку. Никакое служение так не угодно Богу, как милосердие... Христос равно за всех умер, взяв на Себя грехи мира. Поэтому не гнушайся братом как нечистотою и заразою. Это твой член, хотя и покривило его несчастье «Тебе оставлен нищий» как Самому Богу; тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие. Вразумись чужими бедами.. Великое врачество злополучному – когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием (Афанасий, Григорий Богослов).

Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.

Пророк просит, чтобы "грешник" не был окончательно "сокрушен", но нечестие его – "мышца". За свое нечестие пускай он подвергнется наказанию: да взыщется нечестие его и да не оправдается он сам – как перевел этот стих некто другой (Златоуст).

Пс.9:37. Господь Царь во век и в век века: погибнете, язы́цы, от земли Его.

"Господь" будет царствовать "во век" и в "век века", а грешники будут преданы конечной пагубе: «погибнете язы́цы» (Афанасий, Златоуст).

Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи: уготованию сердца их внят ухо Твое.

Знает "Господь" в точности, чего вожделевают «убогие нищие» и внимает их «сердечным» намерениям (Феодорит).

Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Как много Пророк печется о людях самых порочных в этом псалме, поскольку они не чувствуют болезни, в которой находятся, и, потому, особенно достойны сожаления: это знак несовершенства ума (подобно детям). Пророк умоляет Бога наказать такую безчувственность нечестивых (чтобы они вразумились), а несправедливо обижаемым просит Его быть помощником и защитником (чтобы они ободрились) (Златоуст).

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Новости Елицы

    Сообщество