Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Многоженство. Откуда? Протоиерей Андрей Ткачев

Братья и сестры, здравствуйте! Ни для кого из вас не секрет, что ветхозаветные законы предполагают многоженство, спокойно к нему относится.

Мусульманский закон вводит многоженство в берега, ограничивая число жен числом четыре.
Ветхозаветный закон не ограничивает никак, лишь бы ты смог их прокормить, но вменяется человеку целый ряд нравственных обязанностей, об этом мы кратко сейчас прочтем.
У нас многоженства нет, у нас должно быть по одной жене у каждого человека, что не отменяет многоженство и в нашей жизни, потому что многие живут на две семьи, на три семьи, за жизнь успевают пожить в разных семьях, обремениться детьми от разных жен, что составляет большую печаль и для жен, и для детей, и для кармана этого человека вместе с совестью. При высоте своего нравственного закона мы до его высоты не дотягиваем и имеем огромную фактическую базу скрытого многоженства, которое существует и в нашем христианском мире.

А поскольку у них это было разрешено, то нужно было его как-то упорядочить. Оно и сейчас упорядочено в каком-то смысле – если имеешь три жены и покупаешь одной из жен перстень, то нужно купить такой же перстень двум оставшимся. Покупая жене машину, допустим, «Рено», нужно такие машины купить двум оставшимся. Нельзя жить с родителями жены в одном доме, надо, чтобы каждая жена имела свой дом и не жила вместе с матерью, и чтобы ты не жил с тещей. Жены вместе жить не могут. И ты с родителями жен тоже жить не можешь. Там много всего, это очень тяжело. Нужно быть очень богатым человеком, это мало кому интересно и надо. Но вот такие законы существуют.

Вот закон о беспристрастии к женам. «Если у кого-то будет две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своего имения он не может дать жене любимой первенство перед первородным сыном нелюбимой». Но это легко сказать, а ты представь себе, вот любимая женщина, вот нелюбимая женщина, вот любимый ребенок, а вот нелюбимый ребенок, но он первый. Ты должен поступать по справедливости, дать первую часть и первый кусок ему. Тебе Господь повелевает. Это надо было им знать. Это закон о беспристрастии, закон о том, что нужно поступать не по влечению сердца, потому что сердце прелюбодейное и беззаконное, оно мечется в разные стороны. «Первенцем нужно назвать сына нелюбимой и нужно дать ему двойную часть из всего, что имеется, ибо он есть начаток силы его и ему принадлежит право первородства». Вот что такое закон Божий – обуздание наших естественных желаний. «Я хочу!» У нас же «я хочу» - это символ веры для современного человека. «Мне нравится», «мне не нравится», «мне нравилось, а теперь не нравится». Гораздо сложнее, но благороднее сказать «я должен», «я не хочу, но надо», «мне не нравится, но я буду», «я не люблю этого, но я обязан».

Это должен говорить судья, преподаватель, у которого есть любимчики в классе. Есть, например, один, который в носу ковыряется и не знает ничего, а есть другой, умничка, который все сделает и все знает. Естественно, ты будешь относиться к одному хорошо, а к другому нет, но нельзя. И проверяя контрольные, нужно быть объективным. Накосячил твой любимчик – ставь ему честно «тройку», а этот чудик оправдал все надежды своих родителей – ставь ему «пять» и радуйся. Нужно насиловать свое сердце, «хочу-не хочу», «нравится-не нравится» - это такие зыбкие вещи, на которых нельзя построить свою жизнь. Жизнь надо строить на законе, на обязанности, на праве, исходящем от Бога. Современное право говорит нам, что источник права – это естественное право. Это сомнительная вещь. Народ – источник права, правообладания в государстве, источник власти.

И об этом можно спорить. Это очень серьезные теоретические вопросы, которые разбираются на первом курсе юридического факультета. А вообще источник права – это Бог. Он правообладатель, Он правомочен, Он сюзерен всесильный и Он выделяет права человека. Как вассалу говорит сеньор: «Вот здесь ты можешь охотиться, здесь ты можешь распахивать пашни. Эти крестьяне твои. А вот сюда не лезь, здесь твоих стрел быть не должно, эти олени не твои, в эту реку не заходи, пей воду из этого озера». Определяет все твои права – здесь ты хозяин, а сюда не залазь. Это права хозяина по отношению к подчиненному, у подчиненного есть свое достоинство, свои права и обязанности, он не раб. Так же Господь определяет права наши, говорит: «Вот это можешь делать, делай это.

А вот этого не делай!» И ты должен постоянно находиться в этом состоянии – что я могу и чего я не могу. Это дисциплина, в которую окунается целое человечество. Чем отличается еврейский народ – тем, что он был погружен в эту дисциплинарную работу на протяжении долгого периода. Там возникали пророки, там родилась Богоматерь, там родились апостолы, народ был дисциплинарно взвинчен и погружен в серьезную работу. Все остальные поступали по принципу «нравится-не нравится», «хочу–не хочу» или по другим понятиям, исходящим от их богов, которые не боги. Так что вот закон о любимых и нелюбимых.

Даже в вопросах такого нежного пристрастия, как жены и дети, существует обязанность делать то, что нужно, а не то, что хочется. А у нас даже от одной жены если пара детей рождается, то есть любимчики и нелюбимчики, все равно дети обижаются друг на друга. «Ты его больше любишь, чем меня!» У нас тоже такое есть. А ровно отношение ко всем по закону, по правде – это вменяется нам в обязанность, т.е. тоже есть, над чем подумать, правда? До свидания.

Протоиерей Андрей Ткачев

Посмотреть предыдущие комментарии
22 апреля 2021 в 00:48

Наталья,
вижу в ответе вашем сразу несколько важных моментов :
1. - про Церковь (кто это);
2. - про документ о семье;
3. - про " учитывать ситуацию";
4. - про семью, венчание, и блуд;
*
напишу про 4-й :
- лично я не считаю неблудящих супругов блудниками, даже если они не повенчаны, но хранят семейное цел...

Развернуть

22 апреля 2021 в 11:20
neponimaj# 22 апреля 2021 в 00:48

Наталья,
вижу в ответе вашем сразу несколько важных моментов :
1. - про Церковь (кто это);
2. - про документ о семье;
3. - про " учитывать ситуацию";
4. - про семью, венчание, и блуд;
*
напишу про 4-й :
- лично я не считаю неблудящих супругов блудниками, даже если они не повенчаны, но хранят семейное цел...

Развернуть

neponimaj, чувствую в вашем вопросе какой-то подвох. Если можно, поконкретнее, пожалуйста.

22 апреля 2021 в 19:34

Наталья,
никакого подвоха, всё в рамках темы о многожёнстве :
о.Андрей пишет : " у нас многоженства нет, у нас
должно быть по одной жене.."; так оно и есть - согласно св.Писанию, второй брак допускается только после смерти (или измены) супруга (или супруги), другие виды последующего сожительства...

Развернуть

22 апреля 2021 в 23:30
neponimaj# 22 апреля 2021 в 19:34

Наталья,
никакого подвоха, всё в рамках темы о многожёнстве :
о.Андрей пишет : " у нас многоженства нет, у нас
должно быть по одной жене.."; так оно и есть - согласно св.Писанию, второй брак допускается только после смерти (или измены) супруга (или супруги), другие виды последующего сожительства ...

Развернуть

neponimaj, а где вы видите филькину грамоту? Церковь разводов не признаёт, никаких "развенчаний" не существует. Ваш последний вопрос лишь подтверждает то, что я говорила выше: гражданские браки, то есть зарегистрированные в ЗАГСе, но не венчанные, Церковью признаются и блудом не считаются. Круг з...

Развернуть

23 апреля 2021 в 15:19

Наталья,
вот что меня больше всего беспокоит :
<"...Русская Православная Церковь
как в прошлом, так и сегодня
находит возможным совершение браков
православных христиан с католиками,
членами Древних Восточных Церквей
и протестантами,...">
- это новшество противоположно
учению св. Писания, Предан...

Развернуть

23 апреля 2021 в 23:29

А вот это, похоже, про "гражданский брак" :
«Конкубинат считается дозволенным :
ибо имеющий наложницею честную
женщину и делающий это открыто,
по- видимому, имеет её как жену;
а в противном случае грешит
по отношению к ней блудом»
/Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17/.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем