Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.

О страсти зависти.


Иеромонах Макарий (Маркиш):
— Зависть – это глубинное свойство души. Мы не так часто видим, что человек говорит: «Вы, знаете, я завидую Иванову, Петрову или Сидорову. Я хочу отнять у него жену или машину, или дачу…» - мы этого не слышим, не видим, но такие вещи происходят в душах людей. И как священник, принимающий исповедь, я могу это засвидетельствовать. Это частое распространенное и болезненное состояние души. Десятая заповедь Моисеева закона, если помните: «Не пожелай жены ближнего своего, вола ближнего своего, дома ближнего своего» - а что значит «не пожелай»? Ведь желание – природное качество. У меня может быть желание - есть или спать, которыми я не управляю. И точно также есть желания недобрые, так сказать вредоносные - наши страсти. Надо этим желаниям ставить заслон. Надо видеть их вредность, и обнаружив их ставить им препятствие и не пускать их в ход. Не принимать, этот помысел завистливый, опять же, говоря языком свято -отеческим. Если я посмотрел: «Вон ботинки какие хорошие! А мои –то совсем слабенькие!» Как только у меня эта мысль появится, я скажу сам себе, что это идея совершенно лишняя, ненужная и для меня вредная, абсурдная. И, мне уже легче, когда я прошу у Господа помощи в отторжении этого завистливого помысла.
Есть замечательная притча: одному мужчине явился сам Господь и говорит: «Ну, ты такой хороший, благочестивый, исполню твое желание. Но только учти, ты что попросишь – соседу твоему, я дам вдвое». Он задумался и говорит: «Господи выбей мне глаз!»
Вот это уже, достаточно типичное проявление зависти, но заметьте в разговоре между человеком и Богом. Иоанн Богослов, когда описывает в своем первом послании греховный мир, мир зла – он здесь говорит о зависти: «похоть плоти, похоть очей», а что такое «похоть очей», как не зависть и гордость житейская? Вот эти три элемента, часто в свято - отеческих трактатах, мы видим как православная мысль фиксируется на этих трех элементах. Что такое «похоть плоти» - понятно, а вот зависть становится таким форпостом сатаны в нашей душе. Для преодоления зависти приходится работать очень серьезно. Иногда можно открыть свою душу Господу и все сразу исчезает. Иногда, эти завистливые состояния, завистливые помыслы перерастают в целую страсть, буквально до параноидальной навязчивости. Человек год за годом начинает жить в состоянии: «Почему у меня так, а у него эдак?» Если женщина не замужем, то у нее навязчивая возникает мысль, что Бог ее лишил замужества. Если она замужем: то почему у нее муж, не такой какой надо? Повод всегда найдется. Зависть устроена удивительным образом: предмет для зависти найдется всегда, насытить зависть невозможно, в принципе. В чем преимущество богатых стран? У нас неразумные наши соотечественники, часто говорят: «Почему у меня пенсия 5000 рублей, а у него дача трехэтажная? Как это плохо, несправедливо, вся жизнь устроена неправильно, страна не такая как нужно…». А в странах с более установившейся такой жизнью: у этого трехэтажный дом, у этого 30-ти этажный, у этого двадцать 30-ти этажных домов и т.д., и всем становится понятно, что мысли эти совершенно никуда не ведут – они пустые, ни к чему не приводящие. Социальная почва в богатых странах, более благополучна для устранения зависти. Я надеюсь, что и наша страна потихонечку входя в норму социальной, гражданской, экономической жизни, тоже даст людям такую возможность.
Главное для человека в избавлении от зависти обнаружить этот яд в своей душе. Если яд на меня действует, а мой организм сигнала не дает, что это яд, значит я уже иду… понятно куда. Но если организм сигнализирует, что это яд, то значит что-то произойдет: либо меня стошнит, либо еще что-то будет. При обнаружении яда, действуют силы иммунитета и человек освобождается от этого яда – вот это самое главное. В духовном смысле – это покаяние. Человек должен обнаружить в себе грех и начать от него избавление.
Пару слов о том, кому завидуют. Здесь подход уже немного другой, если я знаю, что мне кто-то завидует, то это опасная ситуация. Вспоминаем Шекспира, Отелло - может все кончиться очень плохо, если я эту зависть не обнаружу, и не начну правильно позиционировать себя, или свою жену, или своего мужа, или свое социальное положение – могут быть очень большие неприятности. Потому что завистник, если не правильно с ним обойтись: игнорировать его или, что хуже, его раздразнить – может пойти на что угодно, вплоть до преступления. Вспоминайте Яго и Отелло и т.д. Поэтому, с одной стороны, надо строить оборону, знать, откуда ждать удара, а с другой стороны, можно идти и на некоторые шаги умиротворения: можно этому завистнику подложить какую-нибудь сладкую пилюлю, снисходя к его немощи. Видите, что он чему –то завидует – скажите ему какой-нибудь комплимент, или как-то его утешьте, не подавая виду, что Вы знаете о его зависти, но если он завидует Вашему здоровью, то пожалуйтесь на свои болезни. Если завидует Вашему богатству, скажите, что у Вас сейчас большие трудности. Нельзя сказать, что это его исцелит, но это как болеутоляющее.

20 апреля 2016 в 16:44

Спаси.Господи.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Жития святых

    Сообщество