Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Познай себя - познаешь Бога

ЛЕСТВИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ НА НЕБО.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
Царство Небесное. Царство Божие. Как душа хочет попасть туда. Да, часто не верим. Да, часто сомневаемся. Трудно поверить в то, что не видел. Трудно поверить, но оно есть - это Царство, Царство Божьей любви. Потому что душа человеческая наполнена стремлением к Богу. Как цветочек тянется к Солнцу и чувствует Солнце. Как листочек тянется к Солнцу и чувствует его. Так и душа человеческая тянется к небу. Тянется к верхнему, горнему, тянется к любви тянется к свету, тянется к правде. К Царству Небесному тянется душа наша. И вот сегодня мы вспоминаем того, кто нам дал книгу, и по названию этой книги мы называем и его - Иоанн Лествичник. Тот, кто написал «Лествицу».

«Лествица» - это лестница по которой можно взойти на небо. Иоанн Лествичник дает нам советы, как отречься от себя, от земного. Не яму себе рыть, а на лестницу встать и подниматься – ступенечка за ступенечкой, шажок за шажочком – в небо идти, чтобы дела добрые творить. Чтобы сердце твое, человек, осветилось. Чтобы всё было Божье, чтобы всё было чистое, чтобы всё было правильное, чтобы ты не своего искал. Не погибал… Не погибал, биясь об землю, а шел к небу, поднимался к небу, к чистоте, к солнцу, к свету, к Богу Правды, ко Христу.

И дает нам Иоанн Лествичник совет, простой совет. Первое, что сделай – поплачь о грехах своих, о бесцельно прожитом времени, о бесцельно потраченных силах, о бесцельно растраченном здоровье – поплачь об этом, человек. Родненькие, кто когда-нибудь поднимался на высоту, поднимался по очень крутой лестнице: по пожарной лестнице или по лестнице башенного крана, или кто в горы уходил, поднимался в горы – он знает, как тяжело потом посмотреть вниз, как тяжело потом посмотреть назад. Как тяжело, совершенно невозможно поворачиваться и идти назад. Трудно. Трудно спускаться вниз. Вот идешь, поднимаешься ступенька за ступенькой, смотришь на небо и легко, легко, легко. А стоит только на месте остановиться, глянуть вниз, и всё – затряслись ноги, затряслись, каменными, ватными стали, всё параличом схватило. Совет всегда только один – не смотри вниз, тогда всё у тебя получится.

Вот так и в жизни нашей. Человек, который стоит и думает, куда ему легче – вверх или вниз, где ему лучше, где ему правильней – он разрывается, он теряет себя. И его кидает то в огонь, то в воду, то об землю бьет, как мы сегодня в Евангелии читали. Привел отец сына своего, отрока своего ко Христу и говорит: «Всё время бросает его, кидает то туда, то сюда, и ничего с ним сделать не можем!» «С какого времени это с ним?», - спрашивает Господь. «А с самого детства», - отвечает отец. С детства это происходит! Не так ли и с нами происходит, родные? Кидает нас и об землю, кидает нас и в отчаяние, кидает нас в крик, кидает нас в ненависть, кидает нас в злобу, в подозрительность. И всё это сопровождается страшным страхом! Мы всего боимся. Мы всего шарахаемся. Мы боимся сделать что-то сильное, хорошее, чистое. Потому что вот также озираемся назад.

А что лучше сейчас? Ребенок задает вопрос: «Что лучше? В Пост пойти на день рождение или в Пост остаться, соблюдать с Богом этот Пост?» Ну, поздравить-то надо, конечно, поздравьте с днем рождения человека. А вот Пост нарушать не надо, отворачиваться от Бога не надо, потому что Бог превыше всего, потому что Бог для спасения, потому что Бог для Царства Небесного, потому что Бог нас зовет, и без Бога мы – ничто и ничего не получится, потому что нужна нам слеза о грехах своих.

Некоторые боятся. На Исповедь приходят и говорят: «Ничего в Посту не успел сделать, сколько грехов открылось», - и боятся, и в отчаянии приходят. Ничего не произошло – а ведь это только начало. Для кого-то – это конец всех молитв, для кого-то это конец Поста, для кого-то это отчаяние – потерял время! ... А для кого-то это начало. Самое начало: не обрел, не понял. А вот фраза как прозвучала? «Открылось множество грехов».

Так что же нам надо? Разве нам не надо, чтоб открылось множество грехов, чтобы мы реально на себя посмотрели, чтобы мы реально на себя взглянули? Мы ж на лестнице этой! Мы же поднимаемся! Мы же не в яме! Если мы в яме, то грязи нашей не видно. В яме всё грязное. А если мы на лестнице – Бог видит всё, всё высвечивает, всё открывается и одежда наша грязная. А на этой лестнице, поднимаясь к Богу, освящается душа наша. И видно, что в ней – мерзкое, грязное – то, что казалось бы, только на исповеди скажешь. А оно всё Богу видно. Всё. Человек не увидит, Бог увидит. И надо сказать это на исповеди, не надо бояться. Правильно, человек подошел, покаялся, отошел уже от священника, получил благословение на Причастие, потом остановился, задумался. Люди стоят ждут, что священник скажет: «Что ж сразу не поисповедовал?» Но тут вот этот стыд – как перед Чашей стать, как перед Христом стать, как принять Его Тело, как принять Его Кровь? Вернулся! Вернулась! И говорит: «Батюшка, постеснялась, стыдно стало, мерзко стало, что в жизни творил/ что в жизни творила! Но не могу к Чаше идти с этой мерзостью. Хочу еще покаяться! Хочу еще сказать!» - идет человек. И вот это правильно. Исповедь не может быть удобной, Исповедь не может быть легкой. Исповедь – это как по этой лестнице подниматься, шаг за шагом подниматься, восходить к Богу. Главное – назад не смотреть. Главное – вперед, покаяться, каждый грешочек свой назвать и грех большой свой назвать! Назвать, покаяться, не стесняться, не бояться! Очиститься. А вы обвешиваете себя камнями. Со всех сторон привяжите камни на веревке, привяжите на шею, и бросьте эти камни, а потом по лестнице поднимайтесь! Я уже не говорю, по той лестнице, которая к дому приставлена, а вот по самой простой, по той, которая в подъезде, попробуйте с этими камнями идти! Не получится! Согнется спина, споткнетесь, упадете и кубарем вниз! Также и к Богу с нераскаянными, с непризнанными грехами, с неисправленными, с неизжитыми грехами!

Мы говорим: «Тяжело жить!» Почему тяжело жить? Потому что несем эти камни! Попробуй пойти на пир, попробуй пойти на свадьбу, попробуй пойти на день рожденье этими камнями весь обвешанный! Что о тебе люди скажут, что о тебе Бог скажет? Что сможешь там порадоваться? Сможешь ты там улыбнуться? Разделить радость другого? Или будешь всё время думать: «Как тяжело!» Так и в жизни нашей, мы всё говорим: «Тяжело, тяжело, тяжело!», а ведь живем с этими грехами. Ведь никакое слово в душу не заходит, всё равно продолжаем грешить, всё равно продолжаем судить! Всё равно продолжаем Бога стыдиться, в людях стыдимся Бога, перекреститься боимся, сказать правду боимся, сказать Божью правду боимся, на службе постоять боимся! Старушка стоит, всю службу стоит, говорю: «Вы присядьте», она говорит: «Нет, батюшка, надо службу стоять». А дети, молодые люди придут, постояли-постояли, побежали!

Вот так в жизни нашей. Казалось бы, легко - службу не отстоял. Казалось бы, легко – взятку дал и решил проблемы свои! Казалось бы, легко – с клеветником обсудил другого! Казалось бы, легко – обманул, не надо правду держать, не надо за правду стоять! Легко? Нет, тяжело. Каждый этот грех – камень тебе, камень на тебя. И кинет тебя туда - то в одну сторону, то в другую, то в воду, то в огонь кинет. То «жарко» кричишь, то «холодно» кричишь, то «задыхаюсь» кричишь! А отчего? В чем причина всего этого? Что разлагает? Что же является этим ядом, камнем, придавливающим нас! Иногда и могильным камнем... Попробуй этот могильный камень отбросить. А это, когда всю жизнь грешишь и всю жизнь не каешься! Если каешься, если молишься, если к Богу обращаешься, с Богом живешь – то камни маленькие, легко сбросить. А если всю жизнь в этом грехе – посмотрите на таких людей, как им ненавистна Церковь! Жена идет в Церковь – вслед сколько наговорит гадостей, сколько скажет плохого! Вот так, мимо пройдет Храма, сколько же из человека ненависти рвется! А это ж ведь не Храм виноват, а это ведь не жена виновата, а это ж не Крест на Храме виноват и не икона виновата – это то виновато, что тебя давит, то, что тебя уничтожает, тебя делает немощным, то, что тебя делает слабым, то, что твою душу открывает бесам!

Врачи говорят: «Белая горячка». А если человек, пьет-пьет, изо дня в день пьет, пьет – что с ним происходит? Он же видит этих бесов, они же к нему реально приходят – его уже нет, он парализованный, он на лестницу не станет, он не пойдет по этой лестнице, он не поднимется, он шага не сделает! Он в калу, в грязи лежит! Он ничего не может сделать! И они его уже не боятся. Нас боятся, нам не показываются, только шепчут на ухо: «Соври! Укради! Осуди! Разозлись! Обижай другого, тебе легче станет! Другому больно сделаешь, и у тебя боль пройдет!» - обманывают нас! А тому, кто всегда в грехе… Я видел женщину, которая грамма не пила, но у которой была белая горячка. Знаете, отчего? От блуда. От блуда! Грамма не пила! Но так блудила, что у неё были точно такие же симптомы, как при белой горячке, которые у алкоголиков проявляются! То же самое! Страшно!

И вот мы становимся на этот путь. И спрашивает отец вот этого отрока бесновавшегося, у которого Христос изгнал бесов, и он стал чистым, хорошим, добрым ребенком – всё стало хорошо. Спрашивает: «Почему Твои ученики не смогли это сделать?» Христос отвечает: «Род сей изгоняется только постом и молитвой». Сможет алкоголик, который не бросил пить, сможет он этих бесов отогнать? Нужен только пост! Откажись от спиртного! Сможем ли мы в жизни смирить свою плоть, сможем ли сбросить эти камни? Сможем ли, если не откажемся от того, что поддерживает плоть? Пост – это весна, пост – это цветение! Цветение цветов весной в садах! А цветение душ человеческих в Великий Пост в Храмах, в стране нашей, на земле нашей! Всё расцветает, душа расцветает. С постом и молитвой обращаться к Богу искренне. И говорит Иоанн Лествичник: «Не так важно, сколько молитв, не так важно их количество. И это хорошо. Но важно, чтоб было все искренне. Схватился за молитву, принял молитву, услышал слово, и это слово твою душу переворачивает, от ямы тебя к лестнице ведет!» Как это важно. Как это необходимо!

Откажемся, родные, от греха. Откажемся искренне, восплачем о грехах своих! Да, нам страшно от греха отказываться – да привыкли мы к нему, и боимся, что уже без мата не проживем, и уже боимся, что без осуждения не проживем, уже боимся – без зависти не проживем, уже боимся – без взяток ничего не устроим в жизни своей! А надо этот страх преодолеть. Надо этот страх преодолеть и возрадоваться. Сначала возрыдать, а потом возрадоваться. Сколько грехов – возрыдать в сокрушении! А потом другое: «Всё-таки я их вижу, и мне открыто Богом, что от них надо уходить, подниматься шаг за шагом!» Только это, родные, не простая лестница, совсем не простая. На лестнице мы видим и с каждым шагом понимаем, что мы все выше и выше! А на этой лестнице – наоборот. Когда мы становимся на лестницу в Царство Божие, мы с каждым шагом, с каждой ступенечкой начинаем понимать, насколько мы не совершенны, насколько мы грешны, сколько у нас грехов, которые нам мешают, сколько на нас этих камней навешено, и как нам надо все эти камни сбрасывать!

Поспешим, родные, поспешим. По этой лестнице подниматься можно спешить. Только спешить смиренно, только спешить потихоньку, только спешить чуть-чуть, только спешить вот так – чуть-чуть на суждение, чуть-чуть на размышление – не перегоняя другого, не отталкивая другого, не занимая место впереди. Вот так понемногу и станешь выше. Смиришь себя, признаешь грехи свои, покаешься в грехах своих, изменишь душу свою, примешь Крест свой, придешь ко Господу, последуешь ко Господу – и станет легче. И Он увидит. Он Жизнодавец! Сердцеведец! Христос! Увидит, на какой ты ступеньке, где ты? А тебе – всегда о себе думать, что ты только на первой супенечке, только на первую встал. И тогда легко будет и радостно увидеть, что уже очутился на последней и открываются врата в Царство Любви, в Царство Небесное. Аминь

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.