Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православный женский журнал СЛАВЯНКА

ЕЕ ИМЕНЕМ НАЗВАНА ЗВЕЗДА - ПОЛОНСКАЯ

«О действии благодати Божией в современном мире» – так назвала свою автобиографическую книгу монахиня Елена (Казимирчак-Полонская), а ее издатели справедливо добавили подзаголовок «Записки православного миссионера» и также справедливо включили ее в серию «Мученики и исповедники XX века».

Родилась Елена Ивановна Полонская в 1902 году на Волыни. Уже в раннем детстве и юношестве она проявила незаурядные способности, причем в разных областях знания – ей прекрасно давалось овладение языками и точными науками. Семья не была религиозной и потому именно «действием благодати Божией в современном мире» можно объяснить то, что юная Елена, при всей успешности своих научных занятий, красивой внешности и материальной благоустроенности, стала мучиться вопросом о смысле земного бытия. И, не находя ответа на путях рационального знания, она однажды в молитвенном порыве обратилась к Небесам: «Во имя чего дана жизнь?» и тогда произошло чудесное явление, которое предопределило всю дальнейшую судьбу.

В момент душевного смятения Елена находилась в большом парке фамильного имения Полонских. И вдруг…несказанно преобразилось все вокруг: деревья, кусты, цветы, вода в озере, облака на небе. В один миг она увидела преображенную красоту земли и почувствовала в этом ответ, который потом выразила в псаломских строчках: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2), она любила их повторять, когда рассказывала о своих астрономических исследованиях.
Именно тогда, в Волынском парке, было принято решение, что отныне все научные занятия будут посвящены доказательству бытия Божия через премудрое устроение мира.

Монахиня Елена была трижды профессором – пожалуй, единственный случай в мировой истории. Диплом доктора философии она получила в Варшавском Университете, доктором физико-математических наук и доктором астрономических наук она стала уже в России. Таким образом, вся жизнь была исполнением обещания, которое она дала Богу в юности в момент благодатного озарения в Волынском парке – служить Ему «всею крепостию, всем умом и помышлением».
При том, что матушка всю жизнь была ученым-теоретиком, она никогда не была отвлеченным «кабинетным человеком». Ради сострадания ближнему (и дальнему) матушка была готова оставить любимое дело, науку, исследования, готова была даже пожертвовать жизнью.

Почему и зачем Елена Ивановна вернулась в Россию? Кто-то это объяснял обычной эмигрантской наивностью: Советы предложили всем желающим возвратиться на родину и, движимые ностальгией, русские люди ринулись в недра ГУЛАГа. Но Елена Ивановна не была наивной, она всегда была человеком идеи, ею всегда двигали высшие цели. Невольно оказавшись заграницей – после Брестского мира Волынь отошла к Польше – она всегда сострадала своей плененной Родине. И больше всего она страдала от того, что у молодого поколения отобрали веру и прививают им дикий атеистических взгляд на Божий мир.
Она решила ехать в Россию на «подпольную религиозную работу» и получила на это благословение духовника – протоиерея Сергия Булгакова.
На протяжении десятилетий она вела домашние занятия с молодежью, многие из ее учеников стали священниками, монахами. Матушка вела свои домашние семинары и после того, как испытала на себе ненависть карательных органов к инакомыслящим (была арестована в 1952 году). Это было свидетельством высоты ее духа – люди, прошедшие ГУЛАГ или соприкоснувшиеся с его кровожадным дыханием через судьбы своих родных и друзей, в основном были очень осторожны и старались не привлекать внимание скорых на расправу «органов».
Во время войны пропал без вести муж; потом мучительно, от инфекционной болезни, приведшей к слепоте, умирал сын; в то время, когда Елена Ивановна терпела тюремные измывательства, умерла мать; тюремные мытарства отняли у нее здоровье (в медкарте значились тринадцать хронических заболеваний); много лет Елена Ивановна мыкалась без жилья, меняла место работы… Можно сказать, что она шла по земле путем Иова. И так же как он, не смотря ни на что, прославляла Бога! И так же, как он, претерпевала (особенно в последние годы) непонимание и одиночество.

Матушка приняла постриг уже после того, как в 70 лет ушла на пенсию, оставив работу в Институте Теоретической Астрономии Академии Наук для того, чтобы выполнить огромный переводческий труд по просьбе Санкт-Петербургской Духовной Академии.
При постриге, по благословению нынешнего Святейшего Патриарха Алексия II, Елене Ивановне Казимирчак-Полонской было оставлено прежнее имя; тем самым подтверждалось, что жизнью своей она была уже подготовлена к «небесному чину», – по сути она давно уже была «инокиней в миру».

Сила Моя совершается в немощи, сказал Господь (2 Кор. 12, 9). В действии этого духовного закона убеждались все, кто был свидетелем ежедневного подвига матушки в последние годы ее жизни, когда она уже полностью ослепла. Она не только продолжала по-прежнему трудиться как ученый – писать статьи, читать лекции (благословение на этот труд она десятилетие назад получила от митрополита и от ректора Духовных школ), но, теперь уже легально, вела встречи с людьми, занималась с врачами готовившейся к открытию епархиальной больницы блаженной Ксении.

Под началом матушки Елены была организована и официально оформлена община во имя преподобного Сергия Радонежского, силами которой оказывалась помощь одиноким и больным престарелым людям.

Любимым словом матушки было слово ответственность – она не уставала повторять, что христианин должен быть ответственным: ответственным за свои слова, дела и поступки, даже за мысли. Только такое, ответственное, взрослое отношение к себе превращает жизнь в служение. Идеалом такого служения для матушки был святой благоверный князь Александр Невский.
Глубина постижения подвига благоверного князя была дарована матушке за то, что она, в какой-то степени, повторила его подвиг. В католическом окружении, где Елена Ивановна провела бо´льшую часть своей жизни, ей могла бы открыться широкая дорога, согласись она перейти в католичество – монахиня-ученый с мировым именем, наверняка обрела бы на Западе известность и славу. Но матушка выбрала «поклон перед ханом» – поехала в Советский Союз, сдавала для «кандидатского минимума» экзамен по марксизму-ленинизму, работала в советском ВУЗе, общалась с «первым отделом» по поводу своих иностранных коллег.

Именно так мать Елена понимала смирение. Не ложное смиреннословие, а принятие существующих условий жизни и обстоятельств, которые посылает Господь. И мудрое, ответственное поведение в соответствии с той или иной ситуацией (когда надо – молчать, когда надо – говорить, когда надо – сражаться, а когда надо – кланяться).

Монахиня Елена отошла ко Господу 30 августа 1992 года.
Могила матушки – на высокой горе у Пулковской обсерватории. На маленьком «астрономическом кладбище» всегда хорошо – здесь особая тишина, которая приподнимает душу от суеты, над снующими под горой машинами, огромными коробками новых заводов и супермаркетов, огромным мегаполисом, простирающимся в долине. Хорошо придти сюда «в минуту жизни трудную», здесь мир входит в сердце незримым потоком, страсти умиряются, тишина без слов учит тому, что в жизни есть высота и глубина, – и потому «все перемелется, только правда останется».

Людмила Ильюнина,
Православный женский журнал "СЛАВЯНКА".

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: