Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

Прот. Александр Трушин "Пенсионерам. Господь дает силы, когда люди жертвуют собой..."

Старость – это радость, а мне уже можно говорить об этом по возрасту, не со стороны, не по книгам, но уже имея свой жизненный опыт. От людей старых мы ожидаем любви. Любви, накопленной в течение жизни. Умения прощать. Если в молодости еще захватывают эмоции, если, не имея жизненного опыта, человек начинает делить людей на хороших и плохих, на то, что это правильно, а это неправильно, то к старости все уже выравнивается и ты, имея жизненный опыт, понимаешь, что если кто-то совершил плохой поступок, это вовсе не означает, что завтра он будет таким же. Совершенно наоборот, завтра он может быть хорошим. И если другой сегодня стоит потупив глазки, то это вовсе не говорит, что он будет таким на протяжении жизни.

Почему люди иногда боятся старости? Это преддверие экзамена. Потому что если смерть – это уже экзамен (что ты накопил, чему научился в течение жизни), то старость – период подготовки к экзамену, когда у тебя уже началась экзаменационная сессия. И если молодых людей-студентов охватывает волнение, нервозность, они листают учебники, пытаясь наверстать то, что они упустили, наверное, в старости то же самое происходит с жизнью человека, он начинает перелистывать свою жизнь, как учебник, и смотреть, то ли он накопил к этому экзамену, что должно быть, и нельзя ли наверстать того, что ты уже упустил? Не упущенных гулянок или пустого времяпрепровождения, а самое главное – наверстать упущенную любовь, то есть подарить ее людям.

Не так давно мне встретились два совершенно противоположных материала из разных источников. Один из рассказов об японском землетрясении. Вы, наверное, знаете эту историю, когда спасатели, разбирая завалы и подняв плиту, наткнулись на труп женщины, которая находилась, как они назвали, в молитвенном положении: спина изогнута, она стояла на коленях. Но когда сняли камни, сверху придавившие эту женщину, у которой была разбита голова, переломаны руки, оказалось, что под ней, как жемчужина в раковине, лежит ее ребенок и он жив, он спал. Спасателей это совершенно потрясло. Женщина могла бы прикрыться ребенком и осталась бы жива, но она собой прикрыла его, чтобы он остался жив.

Вторая информация пришла из Калужской области. Было возбуждено уголовное дело: подрались муж и жена, муж был, конечно, в состоянии алкогольного опьянения, но жена, схватив ребенка, прикрывалась им от ударов мужа. И на ней самой не было никаких синяков и следов насилия, а ребенок с огромным количеством переломов, сильнейшим сотрясением мозга поступил в больницу, врачи боролись за его жизнь.

Вот две матери и два совершенно разных отношения к своему дитяти. В понятии Церкви, православия, любви к Богу мы должны поступить как та японка. Она, наверное, не христианка, а наверняка была синтоистка или другого вероисповедания. Мы привыкли, что добрые поступки совершают только христиане, но в данном случае нам был явлен пример необыкновенной любви.

Люди, стареющие, уже понимающие, что идут последние часы (пусть и в более растянутом смысле) их жизни, должны прикрыть собой своих детей, не только личных детей и внуков, но под детьми подразумеваются люди, которые их окружают. Прикрыть собой от всех внешних ударов. Только за это мы можем почитать стариков. Выражение «почитать старость» не должно превратиться в самолюбование стариков самими собой. Без конца слышишь от моих сверстников или людей чуть постарше: «А нам обязаны. А почему нам не дают это? Почему врачи не принимают нас без очереди?» Слушайте, объясните, а почему они должны вам давать, принимать? Подразумевается, что меня должны подлечить, чтобы я дальше мог приносить пользу, а не для того, чтобы я ехал на курорт или сидел на лавочке, болтал ногами.

Иногда смотришь, какая хорошая была совершена акция: представители местной администрации собрали молодых людей и они все вместе красили детскую площадку. Хочется спросить: простите, а старики что делали? А почему бы старикам не собраться вместе и не сказать: «Знаете, молодые люди, вы и так вкалываете всю седмицу, вы уж поспите, а мы, старики, сейчас соберемся и покрасим эту детскую площадку». Вот это было бы дело. А тот, кто не может покрасить детскую площадку, пусть подползет и скажет: «Ребята, вы красьте, а у меня сил нет, я Псалтирь пока почитаю, чтобы у вас дело легче шло». Вот это были бы старики, которые достойны уважения и которым можно было бы поклониться в ноги.

Мое представление такое: уважение и почет старикам в первую очередь тогда, когда они до последнего своего дыхания стараются принести пользу. Конечно, наступает период смирения, когда мы не можем ничего сделать, и каждый пожилой человек знает, что такое головокружение: меняется погода, и в лежку лежишь, головы от подушки оторвать не можешь. Лежи – молись. Господь тебе показывает: хватит прыгать и скакать. Твое дело теперь – молиться, чтобы другие могли в это время делать какие-то дела своими руками и ногами. Тогда действительно не надо будет уговаривать людей проявлять почет и уважение к старикам. Простите, мы же не напоминаем перед праздником: «Слушай, сбегай за тортом или за бутылкой». Все помнят: Новый год или Рождество на носу, надо шампанского купить или тортом запастись к дню рождения. Никто им не напоминает, это само собой разумеется. А почему мы должны напоминать: уважайте стариков, уважайте людей преклонного возраста. Почему люди не помнят о том, что их надо уважать? Значит, нет в этом потребности. В торте на праздник есть потребность, а уважать старика нет потребности. Почему ее нет? Значит, мы не заложили ее. Значит, мы себя ведем как-то не так.

Тема очень непростая. Поэтому мне бы хотелось, чтобы люди пенсионного, преклонного возраста чаще задумывались не над тем, что их должны почитать или уважать или чем им обязана Родина, а чем ты еще можешь послужить этой Родине. Чем ты еще можешь послужить молодежи, которая тебя окружает: своим внукам, своим близким. Нет у тебя по каким-то причинам детей и внуков или они уже выросли и уехали, послужи окружающим, близким своим, другим старикам, более немощным. Твоя соседка лежит, встать не может? Сходи для нее за хлебом. Да, шаркающей походочкой, не торопясь, пойди купи хлеба, молочка, сырку, приди к ней: «Аннушка, ты лежишь, но ничего, не волнуйся, вот я тебе сделаю бутербродики с сырком, как придешь в себя, можешь скушать». Тогда у нас не надо было бы организовывать эти тимуровские команды: «Давайте посетим стариков! Давайте для них сходим в магазин!» Заботились бы друг о друге, и молодые, глядя на этих стариков, сказали бы: «Надо же, как они любят друг друга! И нам надо так же вести себя и между собой, и по отношению к этим людям». Невольно будет любовь.

Поэтому, конечно, чадца мои возлюбленные, когда говорим о преклонном возрасте, о старости, не должно быть бесконечного «дай, дай», «нам обязаны», «а почему нам не дают». Это неправильное понимание старости, потому что мы все-таки надеемся спастись. Под «спастись» подразумевается, что Бог нас примет в Царство Небесное. Уже другого выбора нет: вот они мы, вот седые волосы как первые нотки того колокольного траурного звона, который зазвучит, когда нас будут выносить. Но мы должны подготовиться, правильно принять эти нотки.

Например, ко мне приходит одна семья и говорят: «Батюшка, так и так, у нас дома с мамой споры, скандалы». Пригласил всех: и пожилую маму, и молодую семью. «Ну что у вас происходит? Что за дележка? У вас трехкомнатная квартира. У молодежи есть ребенок». Знаете, что мне сказала эта пожилая женщина? «А они хотят второго родить. Да я умру, если они родят!» Простите, первая реакция была сказать: «Благословляется, умри». Лучше ты умрешь, а они родят и второго, и третьего, и пятого, чем ты истеришь и считаешь, что молодые ничего не делают.

Наоборот, функция людей преклонного возраста, функция стариков – проявлять самопожертвование. Мы говорим с вами о самопожертвовании, говорим о жертве Христовой, когда Он распялся за всех людей. Тебе не предлагают ни распяться, ни принять мучительную смерть, тебе не предлагается испытать побои, которые Господь испытал, когда Его били римские солдаты, кидали камни, заушения творили, тебе не предлагается мучительная смерть. Тебе предлагается пожертвовать собой, чтобы началась другая жизнь, и в твоем роду были и один, и два, и пять детей, и ты до последнего дыхания говорил: «Господи, благодарю Тебя, вот сколько я могу еще дышать, столько постараюсь содействовать тому, чтобы мой род разрастался». Помните, в венчальных молитвах любая молодая пара слышит: «Благословение Божие на вас увидеть детей детей своих». «Детей детей» – то есть своих внуков. Там не сказано – увидеть одного ребенка, а подразумевается множество детей. А ты, человек преклонного возраста, должен стать той доброй почвой, на которой семья будет разрастаться – вот в этом и есть благодать Божия.

Вот такое отношение к людям преклонного возраста. И очень люблю этих многих и многих людей, которые до последнего своего дыхания прикладывают свои силы к тому, чтобы помогать другим, проявлять свою любовь. Они не говорят: «Вот я тебя люблю, и я тебе принесу молочка»; или: «Я тебя люблю и подарю тебе цветы». Такой человек просто приходит и говорит: «Как ты себя чувствуешь? Вот я шел мимо, мне яблоки подарили, я пришел с тобой поделиться». Вот в этом движении, в сиянии этих радостных старческих глаз ты видишь, что есть любовь, что вот она – настоящая любовь. Такая любовь и должна быть.

А когда начинается дележка, когда люди преклонного возраста, видите ли, путешествовать хотят... Простите, сколько же можно путешествовать? Была возможность – ты поехал, нет возможности – путешествуй умом своим. Путешествуй тем, что ты вышел, кусты окапываешь или сажаешь цветочки перед домом – вот твое путешествие.

Вот, чадца мои возлюбленные, мне кажется, что Господь дает силы, дает долголетие, когда люди жертвуют собой. Господь видит эту жертвенность и потому дает силы и дает разумение.

19 октября 2016 в 17:36

ГЛАГОЛЕТЬ КРАСНО ЅѢЛѠ

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности