- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30556
- |
- Видео 1327
- |
- Мероприятия 0
Протоиерей Андрей Ткачев - ЛИШНИЕ ЛЮДИ
ЛИШНИЕ ЛЮДИ
Зрелый мужчина, не вступивший в брак, – это явление повсеместное, многочисленное. И это не аскет, давший обет безбрачия. Напротив, это некий Карлсон, пребывающий «в полном расцвете сил». Тот ел варенье и летал. Этот тоже летает и ест специфическое варенье. Свободный от брака зрелый мужичок и не думает жить на земле свято, мирно и безгрешно. Ни за кого не отвечая и ни о ком не заботясь, такой персонаж удовлетворяет несколько страстей на выбор. Лень, если он тунеядец и бездарь. Гордость с тщеславием, если он трудоголик и сребролюбец. И уж точно – блуд, поскольку он никому ничем не обязан, а количество женщин превышает количество мужчин, и большинство из них глубоко несчастны. Трутню есть где разгуляться. Это только по ранней юности кажется, что мужчина остро нуждается в девичьей красе, а эта последняя холодна и неприступна. Взрослая жизнь кричит в оба уха, что мужчина женщине нужен гораздо больше, чем она ему. Поэтому, повторяю, трутню есть где разгуляться. И не надо связывать себя никакими узами и обязательствами. Благо, сошедший с ума мир поет с утра до вечера песню о свободе, о «чистых отношениях» без штампов в паспорте, о грехе собственничества относительно партнера, то есть о запрете на ревность, и т.п. Теоретическая база для Содома придумана и озвучена давно. И вот перед нами полнеющий и лысеющий мужичок, никогда не водивший ребенка в садик, не делавший с ним уроки, но по-своему успешный. В смысле, с образованием, с каким-то статусом в обществе. Он активен. Он даже теоретически знает, как наполнять бюджет страны (хотя, что такое бюджет семьи, в упор не знает). Он, положим, аргументированно критикует даже власти. Но сына не родил и, следовательно, в армию его, сдерживая слезы, не благословит. Чужих сыновей благословит или умно покритикует. Чего, мол, в Сирию поперлись! Он все знает. У него диплом. И лысина. Он уважаем, но он… бытийственно бесполезен.
Ему не быть дедушкой. Старым хряком быть, а дедушкой – нет. И в монашество он не пошел, хотя, может, и православный. Я понимаю. Монашество – тоже семья, да еще какая! Послушание, братство, общий труд. И вот, вместо одного или другого креста (брака или монашества) – высоколобая бесполезность по причине страха брать на себя ответственность, по причине лени, по причине неумения никого любить. Тут еще и мамаши в возрасте подсуетятся. Зачем тебе, сынок, какая-то стерва? Женщины, они знаешь какие? Обкрутят, кровь выпьют, покоя лишат. А ты у меня такой славный. И единственный. Борщик или супчик я тебе всегда сварю и рубашечку выглажу. Зачем тебе жениться? Тебе, вон, уже сорок три.
Мы приехали.
В армии не служил, на севере не работал, детей не родил, дом не построил (да и некому). Жилплощадь (слово-то какое) получена родителями. Что-то читал, с кем-то пил, о чем-то спорил. Даже кого-то жизни учил. А в принципе: кто ты? Обетов целомудрия не давал. Волей-неволей натер лысину на чужих подушках. Чай не девственник. Сознательно выбрал эгоистическую модель бытия, вернее – существования. Теперь давай ругать всех подряд с видом знатока. Ругать многодетных таджиков, которые, мол, понаехали. Давай ругать страну за то, что концентрация демократии не соответствует европейскому стандарту. Давай вообще брюзжать, скулить и бормотать то на митинге, то на кухне о том, что все не так. И каждый раз – с чувством глубоко осознаваемого собственного достоинства. Вы видели таких типов? Которые полны достоинства, но ничего полезного не сделали?
«Лишние люди». Была такая тема в русской литературе. Всякие Онегины, порхавшие с бала на пьянку, а с пьянки – в деревню (за наследством), да так и проглядевшие собственное счастье. Плюс сердцееды-Печорины (смесь Байрона с Дон-Жуаном) и много еще кого. Это те, на кого вполне справедливо ополчалась критика позитивистов. Тунеядцы, сборщики ренты, салонные болтуны, составляющие жалкий процент населения, но тщащиеся выставить себя солью земли. А за их спинами – молчаливые миллионы настоящих мужчин: работяг, которые прокладывают теплотрассы, поднимают самолеты в воздух, строят дома, создают семьи. Пашут всю жизнь, радуются простым вещам и никогда не жалуются. Если мы как народ до сих пор живы, то живы не благодаря «просвещенным» трутням, которые не то, что в бой не пойдут – женщину в жены взять не могут. Мы живы благодаря до сих пор неистребимому, хотя и настырно истребляемому, типу простого мужика. Отца, деда, молчуна, работяги. Это он на войне герой. А зимой на льду он – окоченевший рыболов. Добытчик.
Не надо всему подряд учиться у Запада. Нужно учиться и у Востока. На Востоке меньше неоновых огней, но там все еще есть семья. Там сопляк на старика рот не разевает. Там мужчина главный, но женщину все любят: и муж, и дети, и внуки. Там все кучкой живут, как пальчики в кулачке. Одиночества, полного и безнадежного, так, чтоб до самоубийства, до смертельной ненужности, там не встретишь настолько часто, как у европейцев. Если вообще встретишь. А коли встретишь, то безнадега будет современной Европой пахнуть. Там совета спрашивают у тех, кто уже внуков поженил. А того, кто вообще детей не рожал, не давая при этом обетов безбрачия, там с улыбкой стороной обойдут. И правильно сделают. Чему у них научишься?
Хочешь чему-нибудь меня научить, покажи мне детей своих. Сколько их у тебя? Как они к тебе относятся? И если власть лихо критикуешь, тоже покажи мне семью свою. Дай-ка я разок посмотрю, как ты навел порядок среди четырех человек, если так смело и уверенно советуешь наводить порядки среди полтораста миллионов. Давайте сделаем вообще семейность главным критерием оценки человеческой деятельности. Кто в семье не хозяин – цыц чужую безхозяйственность критиковать. Ну и так далее по списку добродетелей. Раньше ведь отец был одновременно судья и хозяин, а во время войны – военачальник. Евреи вообще бездетным запрещали судьями становиться. Знаете почему? Потому что «бездетные жестоки»! Они в подсудимом сына или дочь не видят. Им легче суровые приговоры выносить. Понимаете? В общем, давайте помозгуем о том, как семейные добродетели сделать критерием оценки человеческой деятельности. Сразу станет понятно, кому радостно руку жать и чьи слова в блокнот записывать, а мимо кого проходить, головы не поворачивая.
Протоиерей Андрей Ткачев
Увы, батюшка, не соглашусь. С вашей точки зрения, если мужчина ответственно не сломал никому жизнь, не рассеял по свету безотцовщину, не стал лгать ни себе ни возможному партнеру и не вступил в брак- это" трутень", это -вепрь с перспективой стать "старым Хряком". А может, вспомним Адмирала Ушаков...
Развернуть
Увы, батюшка, не соглашусь. С вашей точки зрения, если мужчина ответственно не сломал никому жизнь, не рассеял по свету безотцовщину, не стал лгать ни себе ни возможному партнеру и не вступил в брак- это" трутень", это -вепрь с перспективой стать "старым Хряком". А может, вспомним Адмирала Ушакова..., посвятившему свою жизнь Родине и при этом не принявшему монашеский постриг. И был прославлен Церковью, как Святой праведный воин Федор Ушаков. Если человек не сумел создать семью с тем с кем хотелось (а мы -часто любим тех, кто нас не любит), а жить без любви и глубокой привязанности в силу убеждений и внутренней культуры не решился -вы на него навесили всякой грязи. Он. собственно и не против, но не с кем создать семью. Точнее, он четко понимает, что создать семью имеет смысл для продолжения рода, но и ему уже не 23...Да, и не каждая двадцатилетняя поедет за него. Хотя, все у него есть. И, заметьте, не всегда от родителей... Люди еще и работают и бизнес создают и наукой занимаются. Вы сами-то много создали. Надеюсь, за вашими плечами не один восстановленный или вновь возведенный храм. Вы, хоть иногда, оглядывайтесь по сторонам, посмотрите на мир. У нас, увы, в безбрачье остается интеллектуальная часть общества. Вы бы лучше не ярлыки навешивали, а выход указали. Помолились бы за "падших" неженатых. Глядишь, по вашей молитве указующий Перст Божий и направил бы, и вразумил бы.
Свернуть
И далее. Если человек понимает, что создать семью имеет смысл для продолжения рода, но - не видит смысла в продолжении рода? Или, более того, видит смысл в обратном - в отказе от продолжения рода? Так как знает, что в этом случае его кровиночки не будут страдать здесь, на земле. И что еще важнее...
Развернуть
И далее. Если человек понимает, что создать семью имеет смысл для продолжения рода, но - не видит смысла в продолжении рода? Или, более того, видит смысл в обратном - в отказе от продолжения рода? Так как знает, что в этом случае его кровиночки не будут страдать здесь, на земле. И что еще важнее – стопроцентно не будут подвергнуты наказанию в будущей жизни? Или если человек и хотел бы продолжить род, но знает, что предохранение в браке – грех, но также и видит, что полноценная многодетность ему не по силам из-за телесной и душевной немощи? И выбирает путь безбрачия и бездетности. Или если у человека есть родственники, страдающие неизлечимым наследственным заболеванием, которое может передаться и его потомству? И поэтому он отказывает себе в семье и детях? Как, например, сделал «Моцарт педагогики» Януш Корчак, который по причине наследственного психического заболевания отца не стал создавать свою семью, но вместо этого заменил отца десяткам и сотням воспитанников и любил при этом их больше, чем многие отцы своих биологических детей. Или если мужчина, не создавая свою семью, после смерти своего отца помог своей матери поставить на ноги младших братьев и сестер? Что они все – Карлсоны, пожирающие варенье, и будущие старые хряки? Или как?
Свернуть
Еще один профессиональный военный учит любви к Отечеству, а кто будет воевать за его родной Львов и православный Донбасс? Опять будут гибнуть русские ребята, а хохлы будут продолжать учить нас правильно жить.
Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи
Брак хорош для тех, в ком нет воздержания и кто немощен плотью и духом.
При всем том, что брак заповедан Богом и честной брак прославляется, христианское учение говорит, что он дается для немощных телом и духом. К немощным телом относятся те, кто не может, а лучше сказать, не желает воздерживатьс...
Развернуть
Брак хорош для тех, в ком нет воздержания и кто немощен плотью и духом.
При всем том, что брак заповедан Богом и честной брак прославляется, христианское учение говорит, что он дается для немощных телом и духом. К немощным телом относятся те, кто не может, а лучше сказать, не желает воздерживаться от половых отношений и оставаться в девстве. И для того, чтобы они не блудодействовали с разными людьми, им необходимо вступать в брак и тем самым законно совокупляться. Также к немощным духом относятся и те, в ком мала вера, что и оставляет их в мирских плотских мудрованиях о семейном счастье, и они не решаются посвятить свою жизнь Богу и своему спасению путем безбрачия. Святые отцы четко говорят, что христиане, имеющие желания, схожие с желаниями людей неверующих об удовольствиях, материальном достатке, семейном счастье и т.п., имеют слабый христианский дух, и они являются мирскими.
Свернуть
И далее. Если человек понимает, что создать семью имеет смысл для продолжения рода, но - не видит смысла в продолжении рода? Или, более того, видит смысл в обратном - в отказе от продолжения рода? Так как знает, что в этом случае его кровиночки не будут страдать здесь, на земле. И что еще важнее ...
Развернуть
И далее. Если человек понимает, что создать семью имеет смысл для продолжения рода, но - не видит смысла в продолжении рода? Или, более того, видит смысл в обратном - в отказе от продолжения рода? Так как знает, что в этом случае его кровиночки не будут страдать здесь, на земле. И что еще важнее – стопроцентно не будут подвергнуты наказанию в будущей жизни? Или если человек и хотел бы продолжить род, но знает, что предохранение в браке – грех, но также и видит, что полноценная многодетность ему не по силам из-за телесной и душевной немощи? И выбирает путь безбрачия и бездетности. Или если у человека есть родственники, страдающие неизлечимым наследственным заболеванием, которое может передаться и его потомству? И поэтому он отказывает себе в семье и детях? Как, например, сделал «Моцарт педагогики» Януш Корчак, который по причине наследственного психического заболевания отца не стал создавать свою семью, но вместо этого заменил отца десяткам и сотням воспитанников и любил при этом их больше, чем многие отцы своих биологических детей. Или если мужчина, не создавая свою семью, после смерти своего отца помог своей матери поставить на ноги младших братьев и сестер? Что они все – Карлсоны, пожирающие варенье, и будущие старые хряки? Или как?
Свернуть
Иван Овчинников,
дети нужны немощным, чтоб передать им свою ношу : авось донесут..
(в старину первенца посвящали Богу - готовили в монашество,
он и спасал всех сродников молитвами непрестанными)
< ..освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна
между сынами Израилевыми, от человека до...
Развернуть
Иван Овчинников,
дети нужны немощным, чтоб передать им свою ношу : авось донесут..
(в старину первенца посвящали Богу - готовили в монашество,
он и спасал всех сродников молитвами непрестанными)
< ..освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна
между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. > (Исх.)
< ..ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота:
в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской,
Я освятил их Себе.. > (Чис.)
---
Деторождение само по себе не является христианской добродетелью,
– это естественный закон жизни людей, потому что дети рождаются
абсолютно у всех людей, способных к этому,
независимо от их веры или неверия.
Так как многие христиане без меры и рассудительности восхваляют деторождение, то скажем очень кратко о том,
что говорит христианское учение об этом.
-
Григорий Палама (Беседа на спасительное Рождество … Богородицы и Приснодевы Марии): «…поскольку надежда на бессмертие еще не была присуща, то поэтому преемство рода казалось необходимейшим делом. Ныне же, когда родившаяся днесь Сия Дева, чрез Родившегося от Нее в девстве, даровала нам вечность, для нас нет никакой необходимости в преемстве чрез чадородие».
-
Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова апостола: "Но, во избежание блуда…" (1Кор.7:2)): «Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш, и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках. … Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней».
Свернуть