Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Клуб "Семья"

Иеромонах Иероним (Миронов) "Цель жизни христианина, как говорится в Евангелии, – это спасение..."

Цель жизни христианина, как говорится в Евангелии, – это спасение. Если кто веру имеет, тот спасен будет, если кто не имеет веры, тот осужден будет. Когда мы говорим о спасении, то, прежде всего, подразумеваем спасение от греха, ибо грех – главная причина наших бед. Грех Адама повредил человеческую природу и лишил человека полноты общения с Богом. Состояние греха причиняет человеку страдания, неудовлетворенность, толкает на всякого рода преступления, безумные поступки, которые ведут его к погибели. Как достичь спасения? Как вернуть первозданную природу? Человеческими усилиями это невозможно.

Вся история до Христа свидетельствует: человек очень слаб, он настолько повредился в результате грехопадения, что понадобилось такое сильное средство, как Воплощение Самого Бога, когда Бог принял человеческую природу, чтобы через Крест, через страдания и через победу над смертью, через Воскресение, а далее через учреждение Церкви как особого института (правильнее сказать – организма), в котором происходит спасение человека, привести к вожделенной цели – богообщению. Ибо что прежде всего потерял человек в результате грехопадения? Способность непосредственного богообщения, которой обладали первые люди Адам и Ева.

Но как достичь спасения? Прежде всего Евангелие указывает на необходимость соблюдения заповедей. Это самый первый шаг, первая ступень, которую необходимо преодолеть человеку, чтобы отринуть ветхую природу падшего Адама и воспринять новую природу –Христову.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одной из своих бесед, посвященных Евангельскому повествованию о богатом юноше, как раз указывает на эти два пути спасения. Богатый юноша приступил ко Христу с вопросом: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Первое, что сказал ему Христос: «Соблюдай заповеди». Какие заповеди? И Он перечислил заповеди, данные Моисею на горе Синай: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь твою. Богатый юноша оказался человеком вполне благонамеренным, благочестивым, все эти заповеди он соблюдал от юности своей, чего нельзя сказать о большинстве живших и живущих на земле. Что же недоставало этому человеку? Ему недоставало совершенства.

Два главных пути спасения – соблюдение заповедей и совершенство. В чем состоит совершенство? По словам Христа, в том, чтобы отказаться от всего, что имеешь, от всего, что считаешь своим, что, как говорится, греет тебе душу, составляет материальную основу твоей жизни здесь, на Земле, и всецело предаться в руки Божии, слепо следовать за Христом. – Он сказал юноше: «Иди продай имение, раздай его нищим и следуй за Мной и будешь иметь сокровище на Небесах». Но имение юноше было дороже совершенства, он не смог от него отказаться. И тогда Христос произносит знаменательные слова: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели человеку богатому войти в Царство Небесное».

Этими словами Христос отнюдь не осуждает богатство как таковое, потому что богатство, как и любое другое материальное достояние, которое есть у человека, наши способности, таланты, наши друзья, которых дал нам Господь, – это все дар Божий. Вопрос в том, как мы используем дар, на что мы его употребляем. Если мы используем его для себя, если сохраняем его для себя, то лишаемся самого главного – сокровища на Небесах. А если мы все это посвящаем на служение Богу и ближним, если мы следуем за Христом подобно тому, как за Ним следовали апостолы, оставив все, то таким образом мы достигаем совершенства. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что есть достижение спасения, которое совершается через соблюдение заповедей, и есть достижение совершенства: один путь – это путь мирской жизни, другой путь – это монашество, но цель и у того, и другого пути одна – единение со Христом.

Причем в жизни мирской, жизни семейной тоже необходимо отрекаться от своего «я», уметь жертвовать собой ради того единства, которое представляет собой семья. Так уж сотворен человек, что полноты и совершенства он достигает лишь через общение с другим. Для человека, состоящего в супружестве, это его супруг или супруга – его вторая половина. Ведь первые люди Адам и Ева были созданы друг для друга, первый брак начался в раю. Господь в раю не учредил монашество, Он учредил брак – взаимную помощь и взаимную любовь, прежде всего для достижения совершенства, достижения спасения.

Монашество – тоже общение с другим, но здесь таким Другим выступает Сам Христос. В монашестве душа человеческая вступает в брак с Самим Христом – как в супружестве человек отрекается от себя, от своего «я» ради достижения блага, единства, так и в монашестве человек отрекается от себялюбия ради жизни со Христом. Только так можно реализовать монашеский идеал.

Когда мы говорим о монашестве, то подразумеваем три основных обета, которые дает человек, вступая на этот путь: нестяжания, послушания и целомудрия. Все эти обеты подразумевают, что человек всецело отдает всю свою жизнь на служение Богу.

Надо сказать, что уже в первые времена христианства среди последователей Евангелия было немало тех, кто жил так, как жили монахи в IV–V веках, это было нормой. Как писал святой апостол Павел о таких людях, состоявшие в браке жили так, как будто бы не состояли в браке. То есть их жизнь была по сути своей подобна жизни монашеской, подвижнической: они свое семейное единство посвятили самому главному – достижению спасения. Но было немало и тех, кто воздерживался от вступления в брак, и апостол Павел в своих посланиях говорит, что девство есть более совершенный путь ко спасению, нежели состояние в браке. Хотя и брак он не осуждает, уподобляя его союзу Церкви и Христа.

Первые люди Адам и Ева были созданы друг для друга, и первый брак начался в раю. Господь в раю не учредил монашество, Он учредил брак – взаимную помощь и взаимную любовь, прежде всего для достижения совершенства, достижения спасения.

Брак является таинством не только потому, что совершено Венчание. Сам по себе чин последования Венчания сложился довольно поздно в истории Церкви, а брак является христианским, по своему существу, именно когда супруги, заручившись благословением Церкви, посвящают свою жизнь достижению спасения. То же и монашество – оно не заключается лишь в ношении черных одежд или в каком-то формальном соблюдении канонических правил, предусмотренных для монахов, но прежде всего подразумевает единение со Христом. Главная цель жизни монаха – молитва, духовное совершенство. И если это единение со Христом в молитве и в таинствах здесь, на земле, достигается человеком, то он реализовал цель монашества, монашеский идеал.

То же самое и в браке – если здесь семья действительно уподобилась союзу Христа и Церкви, если она действительно стала Малой Церковью, то она достигла цели спасения. Эти два пути очень разные, но идут они к одной цели и не противоречат друг другу.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: