Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Паломнический отдел Чувашской Митрополии

Паломничество в Черногорию. День 6 — Дайбабе, Ждребаоник, Острог

«Великая ночь. Не могу спать. Размышляю о своих обетах, которые дам утром… Холодно. [В небе] ясно. Полная луна, [светло], как днем. Оставляю мир. Бьет колокол – поднимает монахов. Спускаемся в пещерную церковь. Собираются монахи. Вот стоит и [мой] духовник иеросхимонах Николай. Приносят подрясник, рясу, камилавку, крест, четки и свечу… Начинается богослужение. Слышу, как на ектении поминают раба Божиего Савву. Духовник, после того как я совлек [с себя] мирскую одежду, берет меня под руку… и подводит к царским вратам. Наместник лавры архимандрит Ювеналий три раза меня спрашивает и роняет ножницы… После остригает мне волосы и дает монашеское имя Симеон… Некоторые друзья даже плачут… А я по завершении святого чина был необычайно радостен».
Так описывает свой постриг в Киево-Печерской лавре преподобный Симеон Дайбабский, чьи мощи ныне почивают в основанном им Успенском монастыре Дайбабе, который находится всего в четырех километрах от Подгорицы, нынешней столицы Черногории.

В России пока не очень хорошо известно о подвижниках нового времени, просиявших в других Поместных Церквах, в том числе Сербской, хотя их жизнь и творения суть общеправославное духовное достояние.

Известно о давней дружбе и взаимной поддержке русских и православных христиан, проживавших в Черногории. Преподобный Симеон Дайбабский являет собой прекрасный духовный плод такой дружбы, но кроме этого и по своей жизни, и своими творениями, и обстоятельствами основания его монастыря сей святой отец в полной мере заслуживает внимания благочестивого читателя.

Подробно житие этого необычного подвижника описано на сайте Православие.ру. Не поленитесь, почитайте.

«Путнику, чтобы попасть на пароход, нужен билет, а христианину, чтобы попасть на небо, нужно чистое сердце».
«Аптека иногда закрывается, а Божие милосердие – никогда».
«Истина свойственна человеку, и даже такому, который часто поступает против истины, ибо ему не нравится, если он [сам] оказывается обманут».
Свято-Успенский Дайбабский монастырь находится возле села Дайбабе близ южной окраины Подгорицы. Монастырь был основан одним из величайших черногорских святых –Симеоном Дайбабским.

Храм по-своему уникален. Снаружи он выглядит как обычная церковь, но у нее есть только фасад, пристроенный к скале, и две колокольни по бокам. Войдя же внутрь, человек оказывается в пещере, сам облик которой определил положение будущего монастыря. Длина храма 21, 5 м, а ширина — всего 2, 5 м. Пещера состоит из трех каналов. Главный канал самый большой, в нем находится алтарь. Пещера была расширена, и с обеих боковых сторон были созданы капеллы. Поверхность над пещерой покрыта черепицей, чтобы в пещеру не проникала вода. Десятью метрами выше находится более новый странноприимный дом.

В храм можно пройти через дверь высотой 1, 70 м. Это практиковалось на протяжении веков: вход в храм должен был быть низким, чтобы пройти в него можно только пригнувшись, т.е. поклонившись святому месту, в которое он ведет.

В этом монастыре Симеон провел всю свою жизнь, здесь он и умер в 1941 году. Росписи на стенах сделаны рукой самого преподобного Симеона — одного из самых ученых мужей тех времен.

Величественный женский монастырь Святого Архангела Михаила, более известный как Ждребаоник, расположен неподалеку от Даниловграда. Его главный храм Святого Архангела Михаила воздвигнут в 1818 году.

История монастыря связана с самой знаменитой династией сербского народа — Неманьичами. Некоторые говорят, что основателем Ждребаоника был Вулкан, князь Зеты; другие утверждают, что у истоков монастыря стоял его сын Стефан, а согласно третьей версии его построил король Милутин.

Название монастыря происходит от старославянского слова «жребие»: переиначенное «Ждребаоник» значит «церковное имение». Если же придерживаться третьей версии, то король Милутин, как утверждается, построил монастырь на месте, где разводили лошадей для его конюшен, и тогда название следует вести от сербского «ждребие» (жеребенок). С прошлым Ждребаоника связано много легенд, а сейчас здесь женский монастырь, в котором живут игуменья и монахини. Не поддается сомнениям только тот факт, что первоначально, при постройке, монастырь был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, но в XVIII веке был разрушен турками (остатки прежних строений сохранились восточнее современного храма) и в начале XIX века был отстроен и освящен заново – в честь Святого Архангела Михаила, по главному храму.

Перед иконостасом, с левой стороны, находится киот со святыми чудотворными мощами святителя Арсения Сремца — второго архиепископа, бывшего наследником святого Саввы (одного из самых почитаемых сербских и черногорских святых, основоположника автокефальной Сербской православной церкви). Святитель Арсений, живший в первой половине XIII века, родился в местечке Среме в Войводине, откуда и получил свое прозвание. Сам факт, что святитель Савва лично выбрал Арсения своим первым наследником и назначил архиепископом, свидетельствует о духовной высоте и святости Сремца. Святитель Арсений короновал в 1242 году короля Уроша I, при котором Сербская земля обрела покой от вторжений. Святитель посвятил все свои силы организации церковного устройства, просвещению, построению монастырей и устроению иноческого жития. С его мощами связаны многие чудеса и случаи исцелений. В монастыре они находятся с 1856 года.

Кроме мощей Святого Арсения, здесь покоятся и частицы мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца и святой Матроны Московской, святого Серафима Саровского, святого Сергия Радонежского и святого Александра Невского. Поэтому, посетив Ждребаоник, можно как бы одновременно побывать и в Бари, и в Дивееве, и в Троице-Сергиевой, и в Александро-Невской обители. Уникальное место в центре православной Черногории!

Монастырь Острог по своей значимости (со слов черногорцев) стоит в одном ряду со святыми местами Иерусалима и Афона. Дорога к монастырю представляет собой узкий и извилистый серпантин. Многие паломники идут пешком через лес по пешеходной тропе (25 минут, подъем в гору довольно крутой, частично по каменным ступенькам).

Монастырь основан в XVII в. Его главные достопримечательности: Крестовоздвиженская (1665 г.) и Введенская церкви.
Введенская церковь была построена в XVIII в. Собор имеет небольшие размеры, всего 9 кв. м, но именно в нем хранятся мощи основателя монастыря Острог в Черногории святого Василия Острожского.

Монастырь построен в отвесной скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Многие его сравнивают с более известными греческими монастырями в Святых Метеорах. Верхнюю церковь, по благословению митрополита Василия, воздвиг в 1665 году иеромонах Исайя, родом из деревни Поп недалеко от Никшича. Преподобный Исайя Оногоштский (Современное название Оногошта – Никшич) поселился и жил здесь во второй половине XVI века в небольшой пещере, на самом верху. Его святые мощи, как некогда мощи святого Саввы, были сожжены во время похода Чуприлича-паши в 1614 году. Но имя подвижника не забылось. Именно его пещеру освятил святой Василий, превратив ее в храм Честного Креста.

Рядом с церковью растет виноградная лоза, которая взошла на месте смерти святого Василия, несмотря на отсутствие там природной почвы. Лоза закрыта ограждением.

Во время турецкого ига монастырь Острог играл особо важную роль. Монахи Острога внимательно следили за движением турецкой армии в районе восточной Герцеговины и сообщали об этом в Митрополию и Цетине.

Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 г., писал о мощах св. Василия:

“Мощи эти – величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя”

Внизу монастыря, у подножия горы стоит небольшой Храм Святой Троицы, заслуживающий не меньшего внимания, чем монастырь. Он возведен в 2004 году и посвящен сербскому мученику Станко — православному юноше, которому турки, принуждая принять ислам, отрубили обе руки. Эти руки в особом деревянном ковчеге хранятся тут же в храме. По сербским святыням вообще можно проследить сколь жестоким было здесь противостояние Православия и Ислама, и какую твердость в стоянии за отеческую Веру «даже до смерти» проявлял народ и в период пятисотлетнего турецкого ига, да и в более близкие к нам времена.

В храме проводится крещение, и здесь, поэтому, очень часто можно услышать детские голоса. Это не случайно — ведь и сам святой Станко был ребенком 12 лет. Бедный и благочестивый мальчик, он жил в этих местах, в находящемся поблизости селе Подвраче. Под скалой Острога он пас овец. Турки, во время одного из своих нападений на Черногорию увидели этого безстрашного мальчика, пасшего овец на скалах. В этой встрече сошлись два непримиримых мира, две противоборствующие цивилизации. Маленький христианин — и бряцающая оружием армия гордых воителей ислама.

Тогда считалось обычной практикой потурчить христианских мальчиков, заставить их принять ислам, чтобы они, став взрослыми, безпощадно воевали с христианами. Такая практика ослабляла православных сербов и усиливала турок. Увидя одинокого, худого, бедно одетого ребенка, турки решили, что он легко согласится принять ислам, чтобы стать богатым, сытно есть и жить чужим трудом, или же просто из страха перед смертью.

Несмотря на все угрозы и мучения, он так и не согласился отречься от Христа и принять ислам. Турки отсекли ему руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать, а тело сожгли. В храме в ковчеге хранятся ручки святого Станко и крест.

putnik.cerkov.ru/2017/06/26/palomnichestvo-v-chernogoriyu-den-6-dajbabe-zhdrebaonik-ostrog/