Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Можно ли поминать некрещеного человека при чтении Псалтыри?

Вопрос: «Можно ли поминать некрещеного человека на Псалтыри? Ведь в Псалтыри говорится: “Упокой, Господи, души усопших раб твоих…” Но если некрещеный – значит, не раб. Значит, нельзя? Не грех ли это?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Нет, не грех. Каждый человек в своей жизни что-то сделал для Господа, потому что каждый человек, даже если он не только некрещеный, но и иной веры – имеет представления о Боге, пусть и искаженные. И во имя Божие он что-то делал, поэтому в этой части он тоже является рабом Божиим. Независимо от того, правильную веру исповедует человек или неправильную – он все равно есть дитя Божие. Но мы не можем поминать некрещеного человека на проскомидии, потому что это как раз есть дело церкви. А поминать во время чтения Псалтыри или просто молиться во время нашего домашнего правила – мы можем. Богу угодна наша любовь к человеку и наша бескорыстная молитва, потому что молитва за усопшего – всегда бескорыстна.

Протоиерей Александр Березовский:
– В церкви часто просят поминать людей нецерковных, и даже очень далеких от нее, а мы поминаем как «раб Божий». Ведь такой человек не является рабом Божиим? Или это просто формальность?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это форма. Когда создавались наши чины, то практически всё население России принадлежало церкви. Церковь для наших людей была не просто чем-то важным, но главным в жизни. Конечно, в этом почитании Бога много было намешано и языческого, и магического, потому что, к сожалению, человек весь пропитан суеверием. И – до сего дня. Но как бы человек низко не пал, в нем все равно сохраняется образ Божий, хотя образ этот замутнен и грехами, и ложными представлениями и так далее.

А молиться – это всегда хорошо. И молиться – вообще не грех. Молитва становится грехом только в одном случае: когда мы молимся, чтобы у соседа корова сдохла или чтобы соседняя деревня сгорела. Вот когда мы в молитве желаем нечто богопротивное – тогда да, такая молитва для Бога неприемлема! Более того: такой молитвой мы собираем горящие угли на голову свою. А молиться о вразумлении, о спасении, о прощении грехов – всё это всегда богоугодное дело.

Протоиерей Александр Березовский:
– Один из псалмов – прямо собран из таких «пожеланий»: «Чтоб у тебя…» И так это – от души!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да. Но не надо забывать, что этот псалом создан царем Давидом в эпоху ветхозаветную. Он, конечно, великий пророк и многое из того, что он сказал, стало настоящим пророчеством, потому что он был водим Духом Божиим. Но в то же время – в той среде, в которой он жил, месть или убийство были самыми обычными явлениями. Он сам, чтобы завладеть женщиной, которую пожелал, наиподлейшим способом уничтожил ее мужа. Потом, конечно, он раскаялся, но то, что он сделал – это натуральная подлость! Поэтому надо понимать, что он жил в нехристианскую эпоху. Он и знать ничего об этом не мог – действовал, как все. Можно даже сказать – как маленький ребенок: «Хочу и буду!» Не понимая, что это подлость. И так часто бывает.

Сегодня в школе вижу: стоит мальчик – на нем лица нет. Я спрашиваю: «Что с тобой?» А он говорит: «Я нахамил взрослому человеку…» – «А как же так случилось?» – «Ну, вот… Что-то меня понесло…» – «Но ты же – будущий мужчина! Ты должен управлять ситуацией. Что значит – понесло? Ты же – не лошадь?!» Натворил и стоит, чернее тучи. То есть у него в сердце родилось покаянное чувство. Так же и у Давида. Но у этого парня – грех больше, потому что он уже много лет в церкви, где из него пытаются сделать христианина. Его жалеют, лечат, тратят на него деньги, огромное количество людей им занимаются, поэтому с его стороны – это чернейшая неблагодарность! Свинство и хамство! Но, с другой стороны, мы понимаем, что у него – переходный возраст. Слава Богу, что он кается.

Ветхий Завет – это тоже переходный возраст человечества. Так и надо к этому относиться.

12 февраля 2015 в 12:18

Спаси Господи!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем