Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Грех Адамов (4)

(Продолжение)
ЧТО ГОВОРИТ СВЯТОЕ ПИСАНИЕ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ВМЕНЯЕМОСТИ НАМ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Опять же не будем выписывать все прямые и косвенные указания, относящиеся к этому вопросу из Святого Писания, которых очень много. Выпишем наиболее полные изъяснения из Св. Писания и из Святых Отцов. Наиболее ясно и исчерпывающе учение Церкви о вменяемости всем нам греха Адамова содержится в Послании Апостола Павла к римлянам. Кто внимательно прочтет это послание Апостола, тот убедится, что уже с первой главы он ведет речь именно к тому, дабы показать, что все, от Адама начиная, во грехе рождались, под гневом жили, как осужденные на смерть, и умирали без примирения. Для этого св. Апостол показывает то беззаконие язычников, то несостоятельность самоуверенных иудеев, уповавших на дела законные, и, таким образом разоблачает несостоятельность всякого упования на какое-либо добро и праведность человека (будто это добро или праведность могли бы служить оправданием пред Богом, исходатайствовать спасение), доказывает, что все были под грехом.
Наконец, он как бы дает заключение всему сказанному: Сего ради якоже единем человеком грех в мир аниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже ecu согрешиша (Рим. 5, 12). Святитель Феофан Затворник, поясняя это послание Апостола, говорит: «Сего ради – чего это ради? Ради всего, сказаного доселе (1, 17). Сообрази сразу все сказанное, и вот что увидишь: увидишь, что одним человеком грех пошел в мир и проч. “Искуснейшие врачи, – говорит св. Иоанн Златоуст, – всегда стараются изведать корень болезней, доходят до самого источника зла. Так делает и блж. Павел. Выше сказал, что мы оправданы, и доказал сие примером патриарха, ниспосланием Духа, смертию Христовою. Потому что Христос и не умер бы, если бы не хотел оправдать нас. Теперь тот же предмет берет с противной стороны и доказанное им подтверждает уже другими доводами, а именно: рассматривает, что такое смерть и грех; исследует как, каким образом и откуда смерть вошла в мир и возобладала. А как вошла и возобладала смерть? Чрез грех одного”.
Смерть, – продолжает еп. Феофан, – с грехом была сочетана первоначально определением Божиим. Дав заповедь, Бог сказал: “Как только согрешите, нарушив заповедь сию, так умрете, или подпадете закону смерти”. Они согрешили и подпали закону смерти. После сего и дети их, рождавшиеся в то время, как они состояли под осуждением смертным, рождались подлежащими тому же закону смерти. И вошла, таким образом, смерть в мир по причине первого греха прародителей».
Блж. Феодорит излагает сие так: «Владыка Бог, создав Адама и почтив его разумом, для упражнения разумной силы дал одну заповедь. Ибо одаренному разумом, имеющему способность различать доброе и противоположное тому и невозможно было жить без закона. Он, обольстившись, преступил данную заповедь, а Законодатель в самом начале к заповеди присоединил и угрозу наказания. Посему когда Адам, находясь уже под смертным приговором, в таком состоянии родил Каина, Сифа и других, то все, как происшедшие от осужденного на смерть, имели естество смертное. Божественный Апостол и сказует теперь, что когда Адам согрешил и по причине греха соделался смертным, то и другое простерлось на весь род. Ибо во всех человеков вошла смерть, потому что все согрешили».
Такое же толкование и у блж. Феофилакта Болгарского: «Сказав, что Господь Иисус оправдал нас, обращается к корню зла, к греху и смерти, и показывает, что тот и другая, т. е. грех и смерть, вошли в мир чрез одного человека – Адама – и опять одним же Человеком – Христом – устранены. Что же значит: в нем все согрешили? То, что все согрешили в Адаме. Как скоро он пал, то чрез него сделались смертными и не евшие от запрещенного древа, как будто они и сами пали, потому что он пал».
Здесь стоит обратить внимание на важный для нас момент: святой отец ясно указывает на то, что мы делаемся повинными в грехе Адама, «как будто и сами пали», хотя и «не ели от запрещенного дрена», – лишь за то, что «он пал». Этими словами как раз подчеркивается наша невольная причастность к тому греху. Тем не менее ответственность ложится на нас, «как будто сами пали».

Но некоторые толкователи обращают внимание на то, что точный перевод с греческого этих слов Апостола не в нем все согрешили, а так как все согрешили. Делая такую «поправку», они уже по-иному толкуют нашу греховность и ответственность за вину Адама. Но по слову еп. Феофана, хотя действительно такой перевод точнее, тем не менее он вовсе не отнимает у этих слов силу доказательства первородного греха, так как, хотя при таком чтении сами эти слова могут не привести к той мысли, что все согрешили в Адаме, но если брать сказанное в связи с предыдущим и последующим, то опять же не выходит иного смысла, как то, что грех именно через одного вошел в мир, и грехом – смерть. «Грех отворяет врата смерти. Если она вошла во всех, то во всех предшествовал ей грех. Но во всех грех предшествовать смерти не мог иначе, как тем, что все согрешили в том, чрез кого грех вошел, т. е. в первом человеке, Адаме. Таким образом, читая: «смерть вошла во всех людей, потому что все согрешили», не можем иначе понимать сие последнее, как «согрешили в нем».
Еще более эта истина подтверждается в следующих словах 5 гл. Послания к римлянам: Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего (Рим. 5, 13–14). Эти слова Апостола так разъясняет блж. Феофилакт Болгарский: «Апостол хочет доказать, что и не евшие от запрещенного древа и не грешившие, подобно Адаму, по причине греха его также сочтены согрешившими и умерли. Доказывает же это так. Грех царствовал до издания закона, т. е. и прежде закона. Какой же это был грех? Грех ли от преступления закона? Но как мог быть такой грех, когда не было закона? Грех тогда вменяется, когда есть закон и люди, преступающие закон, по необходимости называются грешащими. Однако же смерть царствовала до Моисея, т. е. до издания закона. Значит, был грех, через который смерть царствовала. Если бы не было какого-либо греха, который удержал бы смерть, она не царствовала бы. Поскольку же доказано, что греха от преступления закона еще не было, то остается, что то был грех Адамов, чрез который смерть царствовала и над теми, которые не согрешили непосредственно (ибо не получившие закона и не преступившие его не называются согрешившими), но согрешили в подобии преступления Адама и сделались причастными падению его как праотца, который есть образ Христа. Ибо как древний Адам сделал всех повинными в его падении, хотя они не пали, так и Христос оправдал всех, хотя они не сделали ничего, за что следовало бы оправдать их. Вот почему он есть образ будущего, т. е. Христа».
Обстоятельно объясняет св. Иоанн Златоуст, как надо понимать это Апостольское изречение: так как все согрешили. По слову св. отца, оно значит то, «что как скоро пал один, чрез него сделались смертными все, даже и не вкусившие запрещенного плода. Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона (ст. 13). Итак, если грех, происшедший от нарушения закона, породил смерть, то как умерли все жившие до закона? Ведь если смерть имела свой корень в грехе, а грех, пока не было закона, не вменялся, то как возобладала смерть? Отсюда ясно, что не этот грех, не грех преступления закона, но другой, именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения. Чем же это доказывается? Тем, что умерли все жившие и до закона. Смерть царствовала, – говорит Апостол, – от Адама до Моисея и над несогрешившими. Как царствовала? Подобно преступлению Адама, который есть образ будущего (ст. 14).
Итак, Адам есть образ Иисуса Христа. В каком отношении, спросишь? В том, что как Адам для своих потомков, хотя они и не вкусили древесного плода, сделался виновником смерти, введенной в мир Адамовым ядением, так Христос для верующих в Него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую даровал всем нам через Крест.

Продолжение следует.