Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Бог нуждается в вере? Вера и суеверия - с о. Валерием Духаниным.

«Бог нуждается в вере в него и строгом соблюдении религиозных обрядов»

- Здравствуйте, друзья. Зравствуйте, отец Валерий.
- Здравствуйте!
- Сегодня мы поговорим о таком мифе: «Бог нуждается в вере в него и строгом соблюдении религиозных обрядов».
- Многие люди думают, что Богу нужно, чтобы мы строго соблюдали какие-то обряды, выполняли правила, и чуть что не так – тут же наказание сверху. На самом деле Господь Бог ни в чем не нуждается, потому что мы своими даже самыми добрыми делами ничего не можем прибавить Богу, у него и так все есть, вся полнота благ. Он весь есть свет, добро, благо. Это люди нуждаются в нем. Мы нуждаемся в Боге, в том, чтобы обращаться к нему. Сама вера в Бога нужна нам, чтобы мы вернулись к Небесному Отцу, а не блуждали по путям земным.
Обряды – это не какая-то повинность, которую Бог установил, а если ты ошибся, то все… Из-за такого отношения и расколы происходят, и иногда в храмах проявляют некоторую жестокость к людям. Например, приходит человек еще не совсем воцерковленный, что-то не так сделал, и его какой-нибудь прихожанин или прихожанка грубо одергивают, что он не исполнил обряд как закон Божий. Это неприемлемо, потому что Бог смотрит на искреннее сердце. Пусть этот человек что-то не так сделал, но он идет с открытой душой, он свои просьбы как может к Богу обращает. А обряды нужны для того, чтобы дисциплинировать нашу жизнь. Жизнь человеческая всегда выстраивается по каким-то правилам. Мы встаем утром, умываемся, вытираемся полотенцем, готовим еду. Для того, чтобы приготовить еду, есть специальные принадлежности – тарелки, сковородки… Сама религиозная жизнь имеет некие обряды, некоторые формы, в которые заключается наша вера. Мы осеняем себя крестным знамением. Есть некий порядок, некий строй. Но не Бог в этом нуждается, в этом нуждаемся мы – чтобы духовная жизнь шла не хаотично, а имела порядок.
- Мы можем вести духовную жизнь, но не пользоваться обрядами?
- В конечном итоге это невозможно, потому что если даже человек пытается исключить обряды, он все равно обязательно будет выполнять какие-то внешние действия. Если он, к примеру, не хочет следовать церковным обрядам, он невольно скатывается к каким-то суевериям – то он по дереву стучит, то сплевывает через левое плечо, то боится вернуться домой. Это тоже становится определенными обрядами, но суеверными. И он на эти обряды надеется, что ни ему помогут, защитят. Почему так? Потому что человек хочет упорядочивать свою жизнь, сводить ее к каким-то формам. В принципе, без обрядов не обойтись, вопрос в том – какие они. Бывает так, что у разных поместных церквей разные обряды, даже само богослужение может в чем-то различаться. Когда я жил на Елеванской горе, то иногда сослужил с греками и обращал внимание, что у них немного отличается богослужение. И к этому не надо придираться, потому что обряды – это вспомогательное средство, которое должно помогать, но не быть сердцевиной духовной жизни. Сердцевина – это наше искреннее обращение к Богу, наше живое общение с Господом, молитва, наше покаяние перед Господом. И, конечно, нужно делать добро ближним.
- Что мы можем посоветовать тем людям или их родственникам, которые очень много внимания уделяют этим обрядам – утреннему правилу, вечернему правилу… Но когда, например, жена просит мужа: «Давай мы пропустим сегодня службу, съездим в парк погуляем». А он говорит: «Нет, я сегодня должен пойти в храм»… Что мы можем посоветовать родным этого человека?
- Да, иногда бывает, что обряды все заслоняют собой. Тут нужо вспомнить пример самого Иисуса Христа. Помните, как его фарисеи попрекали за то, что он что-то делал в субботу, делал какое-то добро окружавшим его людям? Спаситель говорил, что суббота для человека, а не человек для субботы. То есть, првила должны помогать человеку, а не человек должен становиться обрядопоклонником. Этого нужно избегать. В целом православная жизнь – это именно жизнь, а не сухие формулы и схемы, в которые мы пытаемся заключить наши действия. Семье нужно уделить внимание, нужно обязательно выбраться куда-то на природу. Ты помолись перед этим. Но не нужно превращать свою жизнь в строго монастырский уклад, который трудно совместим именно с семейной жизнью. Все должно быть в здравых пределах.
- Спасибо, отец Валерий, за ответ.
- Дорогие друзья, пишите нам мифы, которые вы встречаете рядом с собой, чтобы мы могли вместе с вами их рассмотреть, обсудить и уяснить для себя все непонятное. Храни всех, Господь!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: