Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

БЕСНОВАНИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ. (Ев., Мф., VIII, 28-IX, 1)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

И вот, мы читаем в который раз… Кто долго в Церкви – уже много-много раз слышал этот рассказ о двух бесноватых, которые встретились Христу в стране Гадаринской, у озера Галилейского. Ничего с ними нельзя было сделать, они всё вырывались. Их пытались цепями связать, но они всё вырывались и вырывались. И вот, они ушли туда, где, казалось бы, жизни не должно быть – ушли в пустыню. Когда Христос приблизился к этим несчастным, они сказали: «Отойди от нас, Сын Божий, не мучь нас прежде времени!» Господь посмотрел на них и, в это время, бесы, которыми были одержимы бесноватые, стали просить Его: «Не гони нас во тьму кромешную, а позволь нам войти в стадо свиное». И вышли бесы из бесноватых в стадо свиное, и стадо свиное бросилось с крутого берега, и упало в глубину морскую. А бесноватые стали мирными, просветились. И народ страны той подошел ко Христу и говорит: «Отойди от нас, не надо сейчас быть здесь». И Он сел в лодку, и переправился на другой берег.

Вот, казалось бы, история для нас совершенно нетипичная, необычная, сейчас такого и быть не может. Но на самом деле это история о нашем обществе, это происходит сейчас, это о нас. Вот, две вещи в этом Евангелии мы видим. Первое: люди идут туда, где жить нельзя. Тянутся туда, где жить нельзя, где жить невозможно! Где бесы всё раздирают и ведут нас в погибель! Ведут нас действительно в кромешный ад! Ведут туда, где плачь и скрежет зубов! Это особенность современного общества. Посмотрите, сколько людей до безумия, до одержимости, до беснования идут в пьянство, в блуд, идут в дикое сребролюбие – миллионы гребут, рубль не отдадут! Идут в дикое себялюбие! Никого вокруг нет! Только «я», одно «я» звучит»! Только о себе говорится! Попробуй тронь такого человека! Вроде бы, мирный, вроде хорошо себя хвалит! Вроде бы, речь правильная, льется правильно речь! А скажи этому человеку: «Остановись, не гордись! Не зазнавайся! Остановись, не хвались! Остановись, умей послушать другого!» И вы увидите, как во взгляде сверкнет вот то бесовское, страшное озлобление: «Как так! Мне посмели сказать! Обо мне сказали!» Это особенность современного общества! Грех проникает, и не просто овладевает человеком, а делает человека одержимым гордостью, пьянством, злобой, поиском удовольствий! А удовольствия, если они неудержимы... Удовольствия, если только ради них живешь – они не хуже той пустыни: человек получает и получает, и получает!

У нас сильные мира сего – им везут из Колумбии, из Латинской Америки кокаин! Он уже всё получил! Получил все, что только можно! Он уже все сауны прошел, он уже всех женщин попробовал! Он уже все напитки пил! У него уже дачи везде, дома по всему миру! Он уже депутатский мандат получил! Он всего уже достиг! Он выписывает кокаин, который одна доза стоит сотни тысяч долларов, но к которому не привыкают. Это разве не беснование? Это разве не беснование?! Это разве не страшно?! Простой человек и не знает про это! А человек всё больше, больше: «Мне! Мне!»

А эта пустыня – это иллюзия! Ведь Христос спросил у бесов, какое имя им? И они ответили: «Легион»! Вот, когда человек пожирает для себя всё, когда еще вся водка не выпита, когда еще весь блуд не совершен, когда еще все богатства не схвачены – легион, легион бесов! Не миллион – больше захватывает человека! И вот эта пустыня его жжет! И он говорит тихо, спокойно: «Мне сейчас не до Бога»! Разве это не о нас? Разве не тогда сказали эти двое несчастных: «Отойди от нас, не мучь нас прежде времени!» Правда, сейчас и такое покаяние не произойдет, со словами: «Прежде времени не мучь». То есть, они понимали, эти бесноватые понимали, что идут в погибель! Но еще здесь побыть немножко, вот в этой пустыне, вот среди этих камней – а потом страшнее будет! Потом тяжелее будет!
Так и сейчас, всякий одержимый, одержимый властью и наслаждением, одержимый подавлением других и желанием власти, возвеличивания своего имени, он даже так не скажет: «Прежде времени» …

Мы сейчас живем так, словно Бога нет! Сейчас живет всё общество, и даже мы верующие, откладывая на завтра, на потом, искреннего покаяния нет и искреннего извинения нет! И мы становимся похожими не только на этих двух бесноватых, но и на других, которые стояли и говорили со Христом. Они, вроде бы, были нормальные. Они увидели, что произошло с этими бесноватыми, с этими несчастными. Еще недавно они превозносились, они говорили: «Вот мы не такие, нас не надо связывать цепями, мы не уходим в пустыню, мы вроде благополучно живем со своими семьями, в своем городе, мы вроде бы молимся, у нас все хорошо!» Но когда они увидели, что тех, которых недавно еще они считали страшнее всего, Господь исцелил и эти двое стали с умиротворенными, просветленными лицами, то вместо того, чтобы сказать: «Господи, и нас сделай такими! И давай мы будем такими! Ведь надо бороться с грехом, а не с человеком! Вот вышел грех из этих людей, какими они стали!»

Мы очень часто себя оправдываем! «Мы не такие, как бомжи, не такие, как заключенные и не такие, как наркоманы!» Часто себя оправдываем… А видите, как Бог относится к каждому человеку? Он легион бесов изгоняет, а человека оставляет! Умиротворенным, живым человека оставляет! Что же мы стараемся уйти от этого человека? Не грех в нем видим, а его самого считаем грехом! Он для нас неприятен, он нам не нужен! И вот так, отталкивая человека, мы отталкиваем Христа! Мы говорим: «Не сейчас! Не в этот момент нам надо преобразиться! Мы не такие страшные! С нашими грехами можно жить! А что такого, что я просто обсуждаю?! Я же никого не убиваю! Я же не ворую, я просто всех подряд сужу! Я просто во всех вижу порок! Я просто себя похваливаю! Я просто ленюсь! Я просто себя оправдываю! Я просто себя пожалею!» А этот грех не меньше, чем убивать или курить. Этот грех не меньше, потому что всякий грех есть грех!

Что стало с бесами? Вы посмотрите, куда они просятся! Они просятся в стадо свиное. По Ветхому Завету, что такое свинья? Скверное, нечистое животное! И они просятся в скверное, нечистое! И что происходит с этими простыми животными? Что с ними происходит? Казалось бы, недавно паслось стадо, просто мирно паслось! Как сорвалось это стадо, как побежало, и куда?! Здесь в пустыне нельзя жить, а там - глубина, там захлебнешься! Там тоже нельзя жить! И смотрите, только вошли бесы, как моментально всё живое превращается в мертвое! Как только в нас входит грех, мы не умиротворяемся, а мертвыми становимся! Не живыми! Вроде сердце где-то вот так потихоньку «бух-бух», вроде пот течет, вроде еще идем, но грех уже давит нас! И прокричать бы надо Господу: «Да сделай что-то с нами, что-то сделай, подними!» А мы говорим: «Не сейчас! Сейчас главное, воды холодной напиться, сейчас главное телевизор включить, сейчас главное ребенка оставить на этот страшный компьютер»! А вы знаете, ведь компьютер страшнее тех бесов, что были в рассказе. Если бы мы все заглянули, что там дети видят в 12, 11 лет. Если бы мы заглянули – мы бы поняли, что уже ад наступил. Что наши дети смотрят!.. Если даете детям компьютер знайте, это то же, что детям дать пистолет заряженный. Держи этот пистолет, чтоб его с предохранителя не сняли! Это всё равно, что дать детям бутылку с ядом! Держи ребенка за руку, чтоб он пробку не открыл! Если даешь ребенку компьютер – стой рядом! Пусть урок выучит, и не дальше! И не больше! Всё, что угодно увидит! Увидит то, что даже бес видеть не может! Такой разврат, такое насилие! Такую мерзость! Не о нас ли эта притча? Не о нас ли это говорится?

Мы живем пока... И нам сейчас надо не житейские проблемы решать. А сейчас время сказать Христу: «Нет, нет, нет! Только не уходи!» Не надо повторять за теми, кто говорил: «Уйди сейчас, еще не время к Тебе». Только не уходи, Господи! Только останься! Пускай у ребенка на столе лежит Евангелие! Пускай в углу висит икона! И пускай ребенок оторвет глаза от компьютера, посмотрит на икону! Пускай оторвет глаза от этого текста на мониторе, откроет Евангелие, прочитает! Пускай выйдет на мир Божий, увидит деревья зеленые, небо голубое, облака белые, увидит человека живого – не в контактах, не в одноклассниках! Живого! Вот такого настоящего! Пускай избитого, пускай больного! Пускай раздавленного грехом, но больного человека, который тянется к нам, который не хочет в пустыню, и мы не хотим в пустыню! И мы друг к другу должны идти навстречу! Потому что от пустыни спасает только одно – Любовь! А любить самого себя в пустыне невозможно! Это уже будет не любовь, это уже будет погибель! Любить можно только того, кто перед тобой! И кто над тобой! Бога и ближнего твоего! Только этим можно жить! Только этим можно спастись! Потому что Царство Божие – это Царство, где люди собираются, где люди вместе и где люди живут не для себя! Не подальше друг от друга, не в пустыню, не в глубину морскую! А рядом со Христом, ближе к Нему и ближе друг к другу! Вот это Царство Божие!

Мы живем в такое время, когда люди совершенно об этом не думают. Думают о чем угодно: как добавку к пенсии получить – надо и ее, конечно тяжело, мало той пенсии; думает человек о том, как завтра гостей принять, какие бутылки ставить на стол; думает о чем угодно: как сериал досмотреть; и как от ребенка избавиться – пускай себе сморит тот компьютер – я буду сама собой заниматься! А о Царстве Божьем?!...

Время страшное… Страх Божий теряем. Страх Божий уходит. Убивают и не хотят каяться. Говорит: «Я не знаю, что такое раскаянье!» Он человека сжечь живьем хотел, говорит: «Я не знаю», то есть никто в жизни никогда этому ребенку не говорил, что надо попросить прощения у того, кого обидел! Что надо попросить прощения у Бога, Которого распинаешь! Никто никогда не сказал, что есть совесть в тебе, человек! Всё только учили: «Живи для себя! Умей сдачи дать! Умей вертеться! Умей устраиваться в обществе! Умей искать наслаждения!» Все ему давали - конфетку, потом игрушку, потом аттракционы, потом мотоцикл, а потом еще что! Всё давали, да давали, да давали! Он и привык только брать! А счастье – это не когда ты берешь! Счастье – когда отдаешь! Себя отдаешь, сердце свое отдаешь! Душу свою отдаешь! Когда этот удар сердца, как последний! Не себе, а ему – родному, близкому, дорогому, тому человеку, которого тебе Бог дал!

О ком эта притча? О ком этот рассказ? Господь пришел Он двух исцелил, а остальные отказались! Остальные сказали: «Потом!» А будет ли «потом»? А будет ли это «потом», если ты сейчас не знаешь, что такое «раскаяние», если ты сейчас не знаешь, что такое «любовь» - как оно потом придет?

Знаете, какое дерево легко согнуть? Молодое. Подойдите, согните. А старое – оно уже затвердело. К нему трактор подгонишь, чтоб согнуть – сломается, рухнет, надломится, умрет, но не согнется! Пока молодой, пока силы есть – смиряй себя, склони себя перед Богом. Не насилуй себя, не заставляй себя ненавидеть, а попроси прощения. Почему так легко оскорбить, а прощение попросить тяжело? Почему это в нас? Спросишь человека: «Что ж такое, ты же виноват!»
- Да, я виноват.
- Почему не просишь прощения?
- Тяжело. Подумают, что я слабый.
А ведь, преодолеть себя – это же не слабость, родные. Это же не слабость, это сила! Сила не там, где по столу кулаком стучат! Сила – себя смирить! Сила – себя заставить! Подойти и сказать «Прости, брат! Прости сестра! Прости, мама! Прости, доченька! Прости, сыночек! Прости меня, я был не прав».

Это сила огромная, это сила всепобеждающая, это сила Божья - сила любви, сила смирения! И это сила примера для того, кто еще не научился прощать, просить прощения, понимать! Не жди завтра – сегодня, возьми ребенка за руку, отведи от компьютера. Пойди, пойди в лес, пойди в поле, пойди к морю. Пойди посмотри, всмотрись как мир Божий прекрасен! Возьми ребенка на руки, прижми к себе! Еще не поздно и в этом ты не скажешь Богу: «Сейчас не время. Не мучь прежде времени. Отойди». А ты скажешь Богу: «Помучь. Помучь немножко, чтоб я свою гордыню смирил. Чтоб я свою самость победил. Чтоб я распрямился и шел прямо дорогой к Богу, к доброму делу, к любви, к спасению, к Царству Божию!» Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.

Комментарии отключены и скрыты

Интересные личности