Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Ев., Мф., VI, 14-21)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И вот пришло Прощённое воскресенье. Человек ищет всегда того, чего ему не достаёт. И мы в этот год ждём, как ждём каждый год, когда у всех и вся надо просить прощения. Не достаёт нам этого, родненькие! Не достаёт. Ушли, ушли от Бога - ушли от понимания, ушли от сострадания, ушли от милосердия. И кому стало хуже? Каждому, кто ушёл. Каждому из нас стало тяжело, стало трудно. Потому что когда есть любовь, когда рядом ближний и когда не о себе, и когда думаешь отдать себя и отдаёшь себя, тогда хорошо, тогда счастлив, тогда приятно, тогда радостно. А когда забываем друг о друге, когда рвётся из сердца осуждение, тогда это сердце вянет, это сердце погибает. Когда рвётся обида, когда рвётся непрощение, когда ищем своего, собственно, что мы добиваемся? Ну, вспомни вот этот день, 6 марта прошлого года или двадцать лет назад. Вспомни этот день. Как мы жили, чем мы жили? Если в добро, если в милость, если в любовь…. Да, этот день нам уже в жизнь зачтён, он уже к Богу! А если ссора была, а если скандал был, а если осуждение было, а если просто ходили, как воды в рот набрали, идём мимо надутые и не хотим повернуться лицом к ближнему, и друг от друга отворачиваемся, тогда мы теряем друг друга, мы теряем ближнего своего. А значит, остаёмся одинокими! А быть одинокими – это плохо. Одному быть – это плохо. Как же это плохо! «Все меня забыли, все меня оставили» - как часто это слышишь от людей.

Звонит муж жене. Жене, которую выгнал, с двумя детьми выгнал! И говорит: «Я такой одинокий, меня все оставили, хоть ты приди!» А ей некогда, ей некогда думать, что она одинокая. У неё эти дети есть, ей надо думать, как их накормить, как их одеть, как вырастить, как воспитать, людьми сделать. И спрашивает она: «Как же мне к нему подойти, что сделать?» А как подойти, если человеку…. Да, она давно простила, она давно поняла, но услышит ли он или простит ли он? Пока надо – требует, а потом всё обратно, всё по-прежнему. Почему? Потому что человек только своего ищет, только своего.

Малый ребёнок, маленький, в комнате с дедушкой спит. Ночью встал, дедушка проснулся, спрашивает: «Ты куда?» «Да, мне надо по нужде». А потом стоит этот ребёнок, сердечко бьётся: «Дедушка, я тебя не разбудил?» Как же просто. Как же просто! «Я тебя не разбудил?» А мы мучаемся, мы мучаемся чтобы спросить: «Я тебя не обидел? Я тебя не потревожил? Я тебе больно не сделал?» Всё ждём, что он попросит, что он, ближний, попросит. Сами – нет! Всё ждём, всё добиваемся! Обойдём всех друзей, обойдём всех знакомых, всем нажалуемся, всем откроем нашу обиду, перед всеми себя оправдаем! Только перед собой не оправдаем! Только одиноко! Только без всего! А самое главное– подойти и сказать: «Прости!» Просто сказать: «Прости».

Баловались дед с внуком – столкнулись, ударились, ручка заболела. Дедушке больно. Как же так – обидел! Подходит ребенок: «Прости меня, я не хотел», - рвётся из детского сердца! Да уже давно забыли! Как же просто. Как же просто, родненькие, как дважды два! Как солнце встаёт и как весна приходит. Если забыли обиду, если «прости!» - как это просто! А мы вырастаем и думаем, какие мы умные стали! Мы от детства ушли, от той непосредственности ушли, от того прощения ушли! Да мы от себя ушли! Мы от Бога ушли! Мы ушли в гордость, мы ушли в зазнайство, мы ушли в лицемерие, человекоугодие. И уже любим тех, кто нас любит, и уже прощаем только тех, кто нас прощает. А, может быть, просто – всех простить, кого нам Бог дал, кого нам Бог послал! Простить, понять, услышать! Ведь какая лёгкость наступает, родненькие. Какая лёгкость наступает, как душа распрямляется, как сердцу хорошо, какая жизнь становится, если мы побеждаем себя! И не ожидая, что кто-то первый подойдет, сами идём и прощаем, и просим прощения. И говорим: «Не надо! Забыли! Не надо, давай мирно! Давай с любовью! И ты избитый, и я избитый! И ты изуродован грехом, и я изуродован!» Ну, ведь вместе легче эти раны заживить, эту боль пережить! Да что ж мы всё судим и судим! Да что ж мы всё с обидой и с обидой! Да что ж мы всё со своим и со своим! А Бог прощает. Бог прощает!

Мы сегодня Евангелие читаем: «И как будете прощать согрешения против вас, так и Отец ваш Небесный простит. А не будете прощать согрешений против вас, то и Отец ваш Небесный не простит вам». Так Христос говорит. Так в Нагорной проповеди Он говорит о том, что прощать надо, чтобы Бог простил. Но ведь мы знаем более этого – Бог прощает даже, когда мы не прощаем! Когда мы не прощаем, когда нам тяжело повернуться к ближнему, когда улыбнуться тяжело ближнему! Когда сказать ему «здравствуй», «здравствуй, ты – родной, ближний мой», когда сказать «мир тебе», «мир вам» сложно! Бог всё равно прощает. Потому что мир стоит. Потому что земля стоит и потому что солнце всходит. Если бы не прощал, уже бы солнце над нами не взошло и не согрело бы нас. Потому что зла ищем и во зле живём. А ведь это плохо, это тяжело.

Какой человек просит у Бога болезни: «Разбей меня болезнью!»? Какой человек просит страдания: «Изувечь меня страданием!»? Да, никто! Благого просим у Бога. А разве хорошо, когда мы осуждаем? Разве это не болезнь? Разве это не мучения, когда мы осуждаем? Да, душа разъедается, как червь, как ржа разъедает ее. И мы теряем в себе всё, мы теряем в себе образ Божий! Как мы любим говорить о других – «злой человек», «завистливый человек»! И смотрим друг на друга – «вот, какой я умный, вот, как я каждому оценку дал! Как я каждому оценку дал – какой он в душе, этот человек! Посмотри! Видишь, как я хорошо говорю». А другой спешит добавить: «Ты ещё не всё сказал! Давай добавим, что он ещё жадный, ещё лживый, добавим!» А ведь не так же надо! Надо ж доброе увидеть! Ведь здесь весь закон и пророки: что мы видим, такие и мы. Любим, значит такие мы – любящие, прощающие, понимающие, всё Божией правдой оправдывающие! И говорит нам сегодня Христос в Евангелии…. Как же хорошо говорит! «Где сердце ваше, там и сокровище ваше». Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если наше сердце с Богом, то наше сокровище – Бог, тогда для нас главное – Бог, для нас главное – правда Божия, Царство Небесное! А если сокровище наше – осудить? Осудить, дать человеку оценку, себя возвысить, а другого унизить. Где же наша жизнь? Что же в нашем сердце? Что же с нами происходит?

Вот, родненькие, святая Церковь…. Приходит время, мы ведём ребёнка в храм Божий, хотя он ещё поиграть хочет. Так и святая Церковь нас подталкивает, направляет. Хотите идти путём Божьим, путём поста и молитвы? Испросите прощения, примиритесь со всеми! Потому что это страшно, страшно, когда зло разъедает. Это страшно, родненькие!

Давайте задумаемся…. Если строитель днём строит, а ночью то, что построил, разрушает. Вырастет у него дом? Если хозяйка днём убирает, а ночью встала и сорит. Будет у неё порядок в доме? Если мы идём в храм и просим у Бога прощения, каемся, молимся Ему, пост соблюдаем, но при этом дурное думаем, осуждаем, обижаемся, наши уста исторгают зло, наше сердце каменное, придём ли мы к спасению? Да хоть миллион молитв прочитай! Если сердце каменное, если зло в душе, ты же не строишь, ты же не убираешь, не чистишь, ты же себя теряешь! Ты в это зло погружаешься и в нем погибаешь!

Вот, вступая на путь поста, на путь Пасхи Христовой, на путь ко спасению, на путь к Царству Божию, на путь, где надо поплакать и потрудиться, и помолиться, надо, первое, что сделать, родные? Надо первое сделать то, что мы каждый день повторяем! Изо дня в день по три, по пять, по десять раз: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Прости нам грехи наши, как и мы прощаем тем, кто против нас согрешил! Мы ставим Богу условие: мы не говорим «прости, но я не могу прощать», мы говорим «прости, если я прощу»! Мы ставим это условие – давайте же его выполнять! Давайте же, родные. Давайте же, родненькие! Давайте же дорогие, так Богу дороги люди – мы все, каждый из нас! Так Бог нас любит, так Бог за нас, за каждого, страдает! За тебя и за меня – за каждого страдает Господь на Кресте! И каждого прощает, и каждому говорит: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Давайте же и мы, хотя бы ближнего примем сердцем, искренне! Не так, чтобы опять с утра скандал был, а так, чтобы мир установился! Искренне, от души простим, не смотря назад! «Забыли», - скажем себе. Забыли то, что было вчера, посмотрим в будущее, посмотрим в завтра и посмотрим в вечность, и увидим там Христа! А со Христом ничего не может быть грязного! Со Христом не может быть обиды! Как можно при Кресте стоять и толкаться?! Как можно при Кресте стоять и ругаться?! Как можно при Кресте, когда Господа распинают, когда Ему больно, когда за тебя Он страдает, как можно сказать: «Вот он – плохой! А я – хороший!» Можно сказать только одно: «Прости, Господи! Помилуй, Господи! Прости нас, грешных! Помилуй нас, грешных!» Только это можно сказать и тут же у другого попросить: «И ты меня, брат, прости Христа ради!»

Сегодня день, когда мир должен стать лучше! Если хотя бы два человека искренне друг у друга спросят прощения, этот мир станет лучше. Если они это прощение и этот мир сохранят между собою, то сохранят и землю нашу от вражды и злобы, от осуждения, от разделения, от одиночества. Будем любить! А любить – это когда в другом не видишь зла. А любить – это когда в другом видишь благо. А любить – это когда сам бежишь от зла, бежишь к другому, чтобы совершить добро, совершить правду и истину не для себя, а во славу Божию! Во имя Христово! Именем Господа Иисуса Христа! Да каждый из нас, каждый из нас ради Христа примирись, примирись с собой. А примириться с собой можно тогда, когда выведем, исторгнем этот грех из сердца. И когда поймём, что ближний – нам спасение, ближний - нам любовь, ближний – нам благость, ближний – нам Царство Божие. Туда невозможно войти одному, оставив всех, бросив всех, осудив всех. Сам по себе ты там не нужен, человек. Потому что это - Царство не одиноких людей, а это - Царство любви Христовой, правды Христовой, Царство вечности, Божьей любви. Как туда легче войти? Если войдете вместе, если сердце к сердцу, рука к руке. Вот, как сейчас мы стоим и, как бы хотелось, чтобы мы стояли и ощущали не то, что нас другой теснит и нам мешает, а ощущали, что рядом – тепло другого, рядом – сердце другого. Рядом – человек, ради которого Бог стал человеком!

Испросим, родненькие, друг у друга прощения. Испросим! Будем с Богом, а значит, будем друг с другом – и двое, и трое – все вместе! Соберёмся во имя Его! И никогда не будем терять друг друга, а значит, не будем терять в себе Бога! Аминь.

И в сегодняшний день, родненькие, как хочется - вот правда, вот от сердца, от души - хочется у каждого из вас испросить прощения. Испросить прощение за свои слабости, за всё несовершенство, за то, что часто говоришь одно, а в жизни поступаешь по-другому. И стыдно, стыдно! Но ведь, когда так поступаешь, не только себя унижаешь – людей обманываешь. Простите меня, братья и сестры, простите, родные, Христа ради! Простите меня Христа ради! Простите, родные, Христа ради!

Родненькие, любите! Ведь в этом счастье! Когда любишь, в этом – счастье, это – хорошо. Вот это – истина! Любите! А сегодня мир наш пускай да пребывает с нами. И благословит нас всех Господь Бог Иисус Христос! Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.