Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы и ответы. Православие в деталях

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня читаем мы в Евангелии о том, как кричит женщина из толпы, видя Человека, в Котором – одна любовь, в Котором – одна чистота, в Котором – добро, свет и тепло. Видит она Его и кричит: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, которые Ты сосал», и говорит Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его».

Родненькие, вот смотрите, казалось бы, в этом есть спор – женщина хвалит Мать Господа нашего Иисуса Христа, а Он говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его». Но спора нет в этом, спора нет. Потому что, кто услышал слово Божие больше, чем все мы на Земле? Кто это слово впитал и исполнил его до конца, полностью? И кто нам сказал самое главное: «Что Он скажет – то вы исполняйте, то вы творите». Пресвятая Богородица, Пресвятая Дева Мария. Вот в этом – смысл служения Богу. Смысл служения Богу, в этом – смысл любви к Божьей истине. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Как мы хотим жить, как мы стремимся к жизни, как мы жаждем жизни? Как мы живем жизнью? Вот давайте вспомним, у каждого из нас был момент, когда мы ходили по обожженному солнцем городу, и нам негде было выпить стакана воды. Или где-то были за городом, и в жару нам негде было выпить стакана воды, ничто нас не могло остановить в поисках воды. Нам бы сказали: «Сейчас невозможно пить, сейчас нужно семье заработать деньги». Но мы бы отказались, сказали: «Нет, сначала стакан воды, нет, сначала губы обмочить, нет, сначала глотнуть этой воды, наполниться ею, а потом все остальное». Вот так и жажда жизни.

Жажда жизни. Мы приходим в этот мир. Мы наполнены жизнью в пору нашего детства, и когда мы молоды – мы наполнены жизнью. Бог даёт нам эту жизнь. И как эту воду мы не ценим, когда она рядом, когда она везде: кран работает, что-то капает, что-то течет, и мы не ценим воду. Мы её начинаем ценить только тогда, когда её теряем, когда мы её лишены. Её нет рядом с нами, и мы её начинаем искать.

И был случай такой, когда человек так хотел пить, а за бортом лодки была стоячая гнилая болотная вода, и в ней, в этой болотной воде гнилой, красные черви плавали, и он сказал: «Я больше не могу, выпью этой воды». Все остальные, те, кто стояли в лодке, говорят: «Что ты делаешь, подожди, давай сейчас мы её вскипятим, давай мы сейчас очистим эту воду». «Нет, я больше не могу» - перегнулся через борт и начал эту зеленую воду пить. Вот так мы наполнены жизнью. Наша молодость… Вспомните ее, нам всё нипочем – нам пальто теплое не надо, нам косынка не нужна, шапка не нужна. А мать говорит: «Оденься, сынок!» «Нет!» - в нас здоровье бурлит, и мы пьём, и мы гуляем, и мы на морозе и не жалеем себя, мы не спим, мы губим эту жизнь, нам все хочется чего-то другого. Вот как вода чистая стоит, а нам нужно и пиво, и водку, и что угодно – и кока-колу, что угодно. А вот эта вода – чистая простая вода. Когда мы начинаем ценить ее? Когда теряем. Так и жизнь. Когда мы начинаем ценить её? Когда начинаем в грехе терять её, эту жизнь. Когда она нас оставляет, эта жизнь – через болезни, через лишения, через неустроенность, жизнь уходит от нас. Мы уже не так нравимся близким нашим, уже не так перед нами заискивают люди. Уже мы их не так поражаем своей красотой, своими действиями, своими словами. Уже у нас не то здоровье, уже мы кутаемся и уже мы думаем: «А как мы обойдемся без лекарства, если мы далеко куда-то будем ехать?» И вот в той шухлядочке, вон в том шкафу у нас есть целая полочка, полная чего? Лекарств.

Мы теряем жизнь, и вот тогда, хотя и не все, мы почему-то начинаем судорожно, судорожно искать: «А где же истина? Как же нам вернуться туда? Туда - в жизнь, где жажда тебя не сушит. Как туда вернуться?». Мы начинаем открывать Слово Божие и читать, к сожалению, не все: кто-то пойдет к бабке, а кто-то глупое суеверие примет, а кто-то забобон какой-то примет. Но если у человека есть ум, ум где? Ум не в голове, а ум в сердце. Если в человеке бьется сердце – он, конечно, откроет Евангелие и начнет читать. И когда он начнет читать Евангелие, он поймет, что это – не книга. Это не книга, как «Война и мир» или «Братья Карамазовы». Это не Шекспир и Байрон. Это не Достоевский или Толстой. Это не Куприн или Бунин. Это нечто большее! И намного большее, и намного более важное. Это даже не церковная книга, святых отцов учение. А это сама Жизнь! Если ты читаешь, принимаешь каждое слово – ты преображаешься, ты преображаешься, уже во время чтения ты становишься другим.

У нас в Николаеве в художественном музее им. В. Верещагина есть картина «Старик, читающий Святое Писание»: раскрыта Библия - старая, славянская, большая Библия, и седой-седой старик с большой седой бородой. Смотришь на эту картину и думаешь: «Боже мой! Ведь это икона. Ну не может быть грешный человек на иконе. Икона – это образ святого, образ Божией Матери. Это образ Бога!» Понимаешь, что да, здесь, в этой картине, есть нечто от иконы: старик смотрит в книгу, он читает ее, он слышит Слово Божие, он принимает Слово Божие, и его лицо, его глаза отражают Христа. Мы видим, что он принимает Христа, и в этом человеческом лице мы видим образ Божий – отражение Христово, он читает Евангелие. И он сияет, он сияет Вечностью – глухой, 90-летний старик, он моложе нас всех, он живее нас всех! Где он сейчас? Картина 19 века, 150 лет прошло. А кто вглядится в неё - увидит. Он тогда коснулся Вечности, он тогда коснулся Царства Небесного. Он коснулся любви Божией. Он принял Христа. Художник увидел – вот так и нам надо видеть, что в нас производит Святое Писание, что с нами делает Слово Божие. Но Христос говорит: «Не только читающие Слово Божие блаженны, но исполняющие его; не только слышащие Слово Божие, но и исполняющие его». И вот сегодня – наш праздник.

Смотрите, в Евангелии сегодняшнем, ведь там слова нет о Богородице, оно есть, но Она не упоминается, да? «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, которые Ты сосал». Вот эти слова есть, а о ком это говорится? О Богородице. Но впрямую Она не называется. Но почему нам Церковь дает именно это Евангелие на сегодняшний день, и на все праздники Богородицы на Литургии мы читаем это Евангелие? Потому что в Ней человеческое не было запятнано грехом. В Ней человеческое было подобно Божию, в Ней образ Божий не был искажен. Она стала вместилищем Бога. Она носила Бога под сердцем Своим. Она носила Христа и не просто родила Его, а следовала за Ним и до конца осталась с Ним. И вот эта Христова любовь… Как страшно, когда говорят сектанты: «Кто Она такая – простая женщина». Давайте задумаемся, давайте вдумаемся, кто Она такая? Она – Его Мама. Мама Христа. Какую маму нельзя любить? Каждую маму нужно любить. А эта Мама – такая добрая, такая чистая. А эта Мама выносила и вскормила Господа нашего, и нам Его отдала! Нам Его отдала…
Вот представьте себе эту картину: берёт мать ребенка и отдает людям – возьмите. Возьмите! Но не делайте с ним ничего злого! Возьмите его на руки.

Когда мы готовимся к Причастию, что происходит? Ведь в ложечке – Господь, и Этого Господа нам Богородица дает. Дает Богородица нам Господа. Что мы делаем? Давайте вспомним, что после Причастия с нами происходит? Какие мы? Насколько это Причастие делает нас спокойными, насколько это Причастие делает нас благочестивыми? Давайте, хоть на час. Давайте, хоть на день. Давайте в себе задавим вот то грешное, земное. Действительно, будем теми ясельками для Него. На минуту. На время. И следует Она за Господом. Следует. И ведь прекрасно знает, что мы, люди, с Ним сделаем. Прекрасно знает, но не держит Его за ручку: «Сынок, не иди» и не кричит на нас: «Отойдите от Него. Вы такие злые». А следует до конца. До конца за Господом. Исполняет волю Его, потому что Он сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Ибо они наследуют землю!

Как много по нашей земле сейчас успенских храмов! Киево-Печерская Свято-Успенская лавра. Одесский Успенский монастырь. Почаевская Успенская лавра. Успенский собор Московского кремля. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры… Как мы вспоминаем Богородицу? Она по всей земле нашей. И мы иногда говорим, что наша земля Русская – удел Пресвятой Богородицы. Какой же он удел, если мы делимся, ругаемся, цапаемся? Для нас кумиры кто? Которые сейчас по всем столбам, по всем дорогам – спасители везде, и мы решаем, кого избирать… Давайте изберём Одну – Царицу Небесную. Давайте изберём Её – Божию Матерь. Давайте в сердце свое Её пустим. Давайте Её зов услышим. «И что Он вам скажет – исполните», – говорит Она нам на браке в Канне Галилейской. И будем исполнять то, что Он нам говорит – будем милостивыми и прощающими, понимающими и не судящими, любящими будем, детьми будем одного Отца. И Её детьми будем, нашей Заступницы всего рода христианского, Божией Матери. Она и нам Мать. Сколько сирот Она согревает – там, где матери нет или мать есть, но она бросила свое дитя. Сколько сирот Она согревает! Да и все мы сироты по большому счету. Потеряли мы свое Отечество, потеряли мы своего Отца, всё мы потеряли – и жаждем, и рыщем, мы ищем жизни, ищем жизни, как в той пустыне воду жаждущий ищет. А она есть - эта жизнь – читай, слушай Слово Божие, человек, и исполняй его, живи Христом. Родненькие, каждый из вас в этот день задумайтесь, как мы читаем Евангелие, как мы слушаем Христа: принимая или споря, принимая или пропуская мимо ушей, принимая, соглашаясь и забывая, что мы прочитали. Давайте каждый себе спросит и в следующий раз, беря в руки Евангелие, вспомним, что сказал Христос: «Блаженны слушающие слово Божие и исполняющие его». И, прочитав Евангелие, каждый день будем не просто восторгаться: «Какая великая мудрость!», а будем просто понимать, что как без воды не проживём, так не проживём, не исполняя Слово Божие.

С праздником вас, родненькие! С этим таким спокойным, тихим днём! Она сподобилась взойти на небо, не познав тления. И вам желаю меньше тления в душе, больше радости в душе и больше жизни. Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.