Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Фильмы Православные

О Закхее (Ев., XIX, 1-10)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Шел Господь и вокруг Него была толпа. Человек же один был мал ростом. Имя ему было Закхей. Из-за толпы он не мог увидеть Господа. И он влез на дерево. И Господь увидел его. Толпа была большая, огромная, но Он увидел именно Закхея и сказал: «Закхее, потщався, слезе, днесь бо в дому твоем подобает Мне быти». И потщався, слезе и прият Его радуяся, и видели все роптаху, глаголюще, яко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей и рече ко Господу: «Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидех, возвращу четверицею».
Встреча. Господь видит человека, который всей своей жизнью – мытарь. Мытарь - богатый человек обирал и наживался. Во все века это было: нажиться за счет боли, нажиться за счет страданий другого, нажиться за счет того, что человек подвластен тебе, что человек не может тебе возразить и что он зависит от тебя, нажиться тем, чтобы взять взятку - то, что мы сейчас и делаем. Даем и берем, а общество наше гниет. Просто прогнивает, изгнивает изнутри. И как важно, чтоб хоть один Закхей был среди нас. Чтобы с кого-то можно было начать, чтобы остановилась эта беда. Вот тогда Закхей - человек, казалось бы, всей своей жизнью отошедший от Бога в другую сторону, который искал всего земного, власти, и уже так душа очерствела, уже так она обезобразилась! Он действительно, был низкий – не только низкий ростом, это не порок, это хорошо, это Бог дал. А был он низок в своих желаниях, в своих действиях, в своих помышлениях. Низкий был, а захотел подняться.
Да, действительно, можем ли мы прибавить себе росту? Да, если речь идет о физическом росте – не можем, каких нас Бог сотворил, такие мы и есть. А вот духовно можем. Влезть, подняться, говорят – оторваться от земли, от земного притяжения. Вот туда в космос, там холодно, там не подышишь, там ничего не сделаешь. Хотя люди и в космос летают, наверно, ближе к земле надо быть. А вот, если душою…Душой надо подняться. Подняться, распрямиться. А как подняться, распрямиться? Это не значит хвалить себя, это не значит возносить себя. Это не значит жить своим «Я», а это значит, родненькие, увидеть Господа. Увидеть Бога. Распрямиться от земного. От сиюминутного, от того, что на потребу чрева или на потребу гордыни, или на потребу своего «Я». Подняться. Вот Закхей поднялся. Ведь, он на дерево лез не как на трон, чтобы хорошо видеть, не как начальник. Он понял, что происходит что-то такое – идет по земле Господь, но Он идет не так, как обычно начальники и цари идут, чтобы их почитали, чтобы перед ним падали ниц, чтобы их возносили и пели им «Осанну» - нет. Он идет просто, любя всех. Он идет просто, видя каждого, видя боль каждого и страдания каждого. И Закхей почувствовал, что его оставленность и боль этот Человек видит. И всё устремление жизни, вся закоснелость жизни, все это стремление к греху, вот эта крепость в грехе как бы отпали, спали с него. У нас, у каждого есть свой грех. У каждого есть свой грех - нет, может не грех брать взятки или грех возноситься и быть начальником – Боже Ты мой, да здесь нет больших начальников! У нас, у каждого есть грех самости, самовосхваления, следования своему, только своему: «Я так считаю, я так думаю, и это хорошо, это правильно» Мы не можем воспринять, когда другой человек нам говорит что-то против нас. Сразу всё в нас возмущается, и сколько таких грехов у нас? Сколько таких грехов нас уничтожающих? А надо остановиться и подумать: «Боже мой, а что Богу надо?» А что надо Богу, чтобы увидеть вот это тепло Божие? Вот эту чистоту Божию, правду Божию, Любовь Божию? Закхей сумел, Закхей увидел. Поднялся туда на эту ягодичину, поднялся на это дерево, и смотрит на Христа, а Господь ему говорит: «Ныне надобно Мне в твоем доме быть» И принял Его Закхей, принял, хотя вокруг роптание было. Роптание было - как это Господь допускает? Часто ведь у нас бывает такое роптание: «Как это Бог допускает?» - по Своей милости допускает. По Своей милости, чтобы у нас было время покаяться, чтобы у каждого было время стать Закхеем. Стать Закхеем, который больше не хочет копаться в земле, а хочет видеть Господа. Каждому было дано это время. И, конечно, роптание было на Закхея: «Куда ты, кто ты, что ты? Кого ты хочешь в свой дом принять?» Разве не так у нас происходит? Как мы часто сейчас произносим: «Вон все пошли в Церковь! Все стали верующими! Мода, наверно?» Нет, родненькие, Бог никому не запрещает, даже самому последнему преступнику, не запрещает прийти к Нему. Никому. Всем дает это право. Всем дает эту возможность подняться, подняться и идти, просто идти. Тогда в доме твоем, в сердце твоем, в семье твоей будет место Господу. Только Закхей подумал, только Закхей проникся тем, что ВОТ правда: « Зачем я жил и чем я жил!? Что я искал, что я творил!? Столько я себя убеждал – не проживу без этого! Столько я убеждал себя – так все поступают, так все делают, и ничего здесь страшного нет! Значит, мне дано это - наживаться и грабить!» Вот что-то более сильное, более великое остановило, вырвало эти мысли, перевернуло всё, как бывает в жизни с каждым из нас. Только бы запомнить этот момент, когда Господь коснулся, сказал: «Живи по-другому, не делай, не поступай так, живи совсем по-другому, Я рядом, Я тебя жду. Есть правда, есть жизнь, есть жизнь вечная! Есть свет вечный! Не иди туда, не ищи тьмы, не ищи той низости, поднимись! Поднимись, не возвышая себя, не хваля себя! Не собирая власть, не собирая богатство, а поднимись душой, поднимись, чтобы из твоего сердца вырвалось, когда Господь посетит тебя: «Если кому обидное, кого чем обидел, воздам, и пол имения своего отдам! Воздам четверицею! И пол имения отдам!», так как вырвалось у Закхея. Чтобы, да, действительно, то тепло, которое только на себя, только себе, вот то добро, которое только ради себя, или только тому, кто нам нужен, кто нам угоден! – отдать нищим, и отдать обидимым…
А как мы смотрим на того, кто нас обидел? Мы ведь не смотрим на то, что мы могли сами этого человека обидеть, мы не видим, что мы друг друга обижаем. И чтобы эта обида на обиду прекратилась, надо, действительно, отдать четверицею, надо видеть в человеке человека. Надо видеть не обидчика, не источник зла, не источник раздражения, а видеть в нем человека. Ведь нас же прощают, ведь нас же принимают такими, какие мы есть. Отдать, отдать эти пол имения! Вот отдать, попросить, и тогда произойдет самое главное.
Смотрите, сначала, разбитый своей жизнью, человек видит Господа и собирается, и поднимается, казалось бы, вверх. Нет, не вверх поднимается, а чтобы увидеть Господа поднимается. Чтобы увидеть Господа, чтобы понять Его! Не над людьми поднимается, а чтобы видеть! Чтобы принять Бога и Господь приходит к нему и говорит: «Я должен быть у тебя! Я должен быть с тобой!» И когда Господь говорит: «Я должен быть у тебя, Я должен быть с тобой!» - тогда проявляется дело любви. «Господи, Боже мой, только останься со мной, только будь со мной и я отдам, что у меня есть, я воздам, что я сделал плохого! Я смогу пойти и примириться! Я смогу пойти и поделиться! «Ибо сей сын Авраама и есть», говорит Господь. И он верующий, и он сын Авраама! И он рода вашего, рода христианского, он рода Божия, он с вами!» – Он всем говорит, ибо Господь пришел спасти погибшее, спасти. Спасти, казалось бы, то, что мы уже вычеркнули! Мы смотрим как на источник раздражения нашей жизни на такого человека, а Господь в каждом из нас видит Образ Божий, в каждом видит отражение образа Божия. В каждом. Он нам дает это право. Право жить, а не прозябать, не копаться в грязи, не копить грехи, за которые потом будет страшно, страшно… Мы сейчас их считаем, эти грехи, а потом будет страшно, страшно от того, зачем я их считал, зачем я их копил, зачем я их делал?
Надо просто быть со Христом. У нас, у каждого, есть дом. У нас, у каждого, есть сердце. У нас, у каждого, есть семья наша. Давайте пустим Господа в наш дом, чтобы этот дом был малой Церковью. Давайте пустим Христа в нашу семью, чтобы мы не между собой грызлись, и что-то по-своему решали, а чтобы Господь между нами был, и нас сделал людьми, приблизил друг к другу, чтобы была возможность сделать нас людьми. И, конечно, наше сердце. Наше сердце. Чтоб Господь вошел в него. И не было там уже места грязи - грязи греха.
Закхей – это каждый из нас. Каждый из нас. Страшно ведь, когда мы смотрим на человека и думаем: «Он хуже меня, а я хороший» Ничего подобного. Мы все смотрим друг на дружку и нам трудно преодолеть себя, трудно победить. Трудно. У каждого из нас был момент, когда мы стыдились своей веры. А ведь вера наша – это самое дорогое, что у нас есть, самое светлое, самое чистое! Почему же мы не боимся показывать свою грязь, своё падение, а веру свою боимся показывать, веру свою боимся, стесняемся утверждать? Не будем этого делать! Будем искать Господа, где бы ни было, и всегда стремится к Нему – в каждой своей мысли, в каждом своем действии. Подумать, а как Ему угодно? Как сделать так, чтобы Господь был ближе сейчас ко мне. Прощать. Понимать. И жить. И любить. Храни вас всех Господь. Радости вам, родненькие, Божией вам помощи. Подняться над миром, подняться не над властью своей или званием своим, а подняться над миром, ища Господа, и только о Нем думать. Не думать, где я сейчас – на пятом или на десятом этаже, а просто думать: «Господи, я хочу быть с Тобой, я хочу жить с Тобой», искать Его, и Он обязательно нам скажет: «Я хочу быть в доме твоем, хочу быть в сердце твоем, человек»
Аминь.
Протоиерей Владимир Астахов