Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Фильмы Православные

Пропасть между бедными и богатыми. Притча о богаче и Лазаре.

Мы слышим одно слово сейчас. Везде. И в транспорте, и по телевидению, и по радио, и в газетах читаем. Какое слово слышим? Кризис, да? Кризис. Финансовый кризис, экономический кризис. А вдумаемся мы в значение этого слова. Это слово с греческого обозначает «наказание». Наказал Бог! Потому что мало мы читаем Евангелие, и совсем не слушаем Его. Прочитали... кто прочитал – и не услышали Его.
А в Евангелии есть чудная притча, которая Господь нам рассказал. Что нам надо делать, чтобы у нас не было кризиса? Не мирового, не в стране, не в семье, не в душе нашей.
Вот были два человека. Один был богач, одевался в порфир и виссон, и целый день веселился. Целый день веселился! А у дома его, рядом у входа был другой, был бедняк. Был Лазарь. Имени богача Христос не называет. Имя бедняка Он называет - Лазарь. И приходили псы, и лизали раны бедняку сему, его струпья. Ему было больно, но он лежал. Лежал и ждал, что ему что-то перепадёт. Перепадёт со стола богача. И вот, умер Лазарь и умер богач. И один попал куда? В ад. А другой – на лоно Авраамово, то есть попал в рай. И видит, что страдает богач.
Богач говорит:
- Аврааме, Аврааме! Попроси Лазаря, чтоб он палец смочил в воде и помочил мне губы, потому что жарко мне здесь, сухо мне здесь, плохо мне здесь!
Авраам же отвечает:
- Ты уже всё получил в жизни своей! А этот не имел ничего. Поэтому, этот сейчас радуется! А ты – страждешь. И еще! Пропасть между нами и вами огромная! Ни туда не переходят, ни обратно никто не идёт!
Богач стал просить:
- Ну тогда пошли туда кого-нибудь, на землю, где мои братья, у меня пять братьев. Предупреди их!
Говорит Авраам:
- Они имеют Моисея и пророков.
То есть, опять спорит богач, опять доказывает! Говорит: «Но если кто воскреснет – они поверят! Вот не верят они Моисею и пророкам. А если кто воскреснет – поверят».
И говорит опять Авраам:
- Если не верят Моисею и пророкам, то даже если кто и воскреснет – не поверят.
А мы знаем, что Воскресение есть. Мы сейчас в Воскресенье собрались, да? Почему? Потому что верим. Потому что живём этим! Потому что живём тем, что мы стремимся к тому, чтобы наше добро, то, что мы делаем, наша любовь не прошла напрасно, не ушла от нас! А чтобы она существовала вечно! Чтобы была наша любовь, наше сердце, наша жизнь всегда с Богом! Чтобы не было зла, а победила Божья воля, победила Божья любовь.
Кто виноват из этих двух? И говорим ли мы с вами об отношениях бедных и богатых? Спасает ли бедность? И губит ли богатство? Да, Боже мой, сколько есть таких бедных, которые так другому человеку душу изгрызут, так изувечат, что ой-ой-ой-ой-ой… Не будем дальше судить. Вот знаете, как иногда бедность калечит человека, обезображивает его. А богатство не всегда калечит и обезображивает. Иногда человек богатый – а даёт, и даёт, и даёт.
Ведь я не напрасно два ударения поставил в своих словах. Одно ударение сказал «веселился всё время», а потом казал «радовался». Вот не радовался! Не радовался богач! Он веселился! Он веселился в своё удовольствие! Он веселился в свою утеху! И в этой утехе, в этом веселье, безграничном веселье он забыл, что нужно думать о смерти! Что нужно думать о суде! Что нужно думать о том, что когда-то наступит момент, когда деньги, порфир и виссон, богатство, машины и дома, и вокруг кланяющиеся тебе люди, почитающие тебя люди, не потому что они тебя любят, а потому что у тебя деньги и власть – это всё уйдёт! Это всё исчезнет!
А вот, не было одного у него - радости. Радости о том, что ты СДЕЛАЛ что-то полезное, что ты кому-то помог! Что ты кого-то согрел! Хотя бы взял эти крупицы со своего стола, да бросил! Человек лежал же всё время! Человек! Живой человек лежал! Да, он был в струпьях, он был нищий, но он лежал всё время рядом с тобой! Богом был дан этот человек!
Мы часто в жизни думаем: «Господи, в чем воля Твоя?» Мы часто молимся Богу и говорим: «Пускай воля Твоя явится». И видим человека рядом с нами. Видим в больнице его, когда в больнице лежим или просто заходим. Видим его в маршрутке, когда заходим туда. Видим этого человека в Храме, который рядом с нами стоит. Видим этого человека. И думаем: «Нет, воля Божья – это чтоб у меня завтра зарплата больше стала. Воля Божья – чтоб у меня болезнь прошла. Воля Божья – это чтобы я там померился с тем, с кем я хочу помериться». Нет! Воля Божья – это воля не МОЯ, а воля Кого? Бога! А воля Божья! Вот, что Бог посылает, то нам надо искать, принимать!
Какая ему радость была дана! Лежал этот человек! А он этой радостью не радовался! Ему надо было его – ну, пускай не по дням – ну хоть иногда хлебом накорми! Ну, хоть подойди и скажи: «Лазарь, здравствуй! Как ты сегодня? Все здесь лежишь?» Не видел. Год за годом не видел! Не видел! Не понимал! Не понимал, что вот Бог дал ему Лазаря! А жил только в своё удовольствие! Нравилось: приходили вельможи и хвалили: «Ты такой умный! Ты такой красивый! Ты могущественный!» И говорили ему какое еще слово? «Ты справедливый владыка! Ты правильный! Ты хорошо управляешь!»
А надо было заметить только кого? Вот этого нищего. Вот этого несчастного надо было заметить и помочь ему.
А Лазарь? Лазарь осуждал? Лазарь возносился? Лазарь требовал? Лазарь думал революцию устроить?..
Вы знаете, что такое «революция»? Это страшная вещь. Революция – это то состояние, когда человек думает, что он без Бога изменит мир! Выйдут на площадь где-нибудь, станут все, закричат, выберут себе кумира! Иванова или Петрова! Или Сидорова! Выберут кумира и кричат: «Вот он наш поводырь!» А если слепой ведёт слепого – не упадут ли оба …куда? В яму!
Докричались мы с XVII века! С XVIII и XIX, и в XX! Всё пытаемся выбрать! Всё пытаемся кого-то поднять на пьедестал! Так он же человек! А у него где-то Лазарь лежит! И ему надо не всем миром управлять! И не принимать все поздравления и похвальбу! Кризис будет! Назовите мне революцию, которая не закончилась голодом! Которая не закончилась кризисом! Хоть одну! Французская буржуазная или английская буржуазная революция? Или российская революция не закончилась ли голодом?! Да всегда брат убивал брата! Страна ненавидела! Половина страны вторую половину ненавидела! А надо же было просто… Просто надо было посмотреть, что рядом кто-то лежит.
И вот кто-то не кричит так, не революцию утраивает, а просто лежит и терпит, собаки подходят. Представьте себе, как это страшно! Собаки подходят, а тебе кто-то не йодом промажет рану и бинтом забинтует, а… собака берёт и вылизывает эту рану, гной вылизывает. А ты лежишь и терпишь… Ох, как же человек вдумывается в свою жизнь в таком положении! Ох, как он вдумывается в глубину жизни!
У богача некогда задать вопрос: «А зачем я живу?» - там очередные гости идут! Там очередные льстецы, почитатели, превозносители идут!
А здесь лежишь среди собак и думаешь: «Господи, дай мне этот день прожить, и быстрей меня возьми к Себе, потому что здесь так тяжело, здесь так трудно» - и никого не судишь. И никого не судишь – вот, в чем сила Лазаря! В том, что он не стал убивать, не стал крушить, не стал осуждать, не стал завидовать: у кого больше, у кого меньше.
Всегда у другого денег больше, правда? Да? Нам всегда кажется, что вот мы такие несчастные. А всегда у кого-то… А мы ведь не деньгами богаты, родненькие. Мы богаты тем, что Бог послал. Мы богаты тем, что Бог нам дал. Мы богаты вот этим Храмом. Мы богаты вот этим стоянием. Мы богаты этой молитвой. Мы богаты тем, что сегодня помолившись, мы завтра пойдём в мир, каждый пойдёт на свою работу, и увидит кого? Своего Лазаря! Каждый увидит своего Лазаря! Увидит того… незаметного! Которому, может быть, вы не сможете помочь материально! Кому вы не сможете дать жилья! Кого вы сможете просто что? Выслушать. Просто выслушать. Пожалеть. Просто пожалеть. Выслушав, пожалеть. И не думать плохо! Не делить людей на хороших и плохих! А-ну, поднимите руку, кто здесь из нас абсолютно хороший? Кто здесь из нас абсолютно плохой? Да мы все одинаковые! Мы все совершенно одинаковые! У каждого из нас есть свой недостаток! У каждого из нас своя боль! У каждого из нас свои грехи!
У кого-то один грех! Ну что бывает… Пьяница ругает курильщика. Зачем? А курильщик ругает пьяницу. Да не надо. Лучше друг другу сказать: «Давай ты бросишь курить, а я брошу что? Пить». Или наоборот.
Давайте всё-таки решимся вот так взять и примером быть. Вот в семье! Вот все вместе, все ругаются, каждый доказывает своё. Отец своё доказывает, мать своё доказывает. А какая семья правильная? Где каждый пытается понять друг друга, заметить отец в матери Лазаря, а мать в отце Лазаря. А отец и мать в детях своих Лазаря заметить. Заметить, увидеть, и примером быть. Не угождать, а примером быть. Каким примером? Примером любви, примером добра, кротости, смирения! Примером! Чтобы росли эти дети, и тоже - не веселья искали! А искали радости, родненькие! Искали радости.
Пройдёт этот кризис. Пройдёт - когда? Если мы с вами будем долго и упорно молиться. Вот там Рада заседает или там в России Совет заседает. Или там Международный валютный фонд заседает. Всё заседают и там решают, деньги делят, куда эти деньги что? Послать куда? А в конце концов всё закончится чем? Наворуют тех денег и всё. Но это не спасёт. Это не спасёт. Спасёт вера.
Спасёт нас - когда Храмы будут полные и будут в них стоять люди, когда мы все придём и скажем: «Господи, да будет воля Твоя! Господи, да свершится воля Твоя!» Когда мы в конце концов в друг друге будем видеть человека. Человека! И бедный тоже в богатом должен увидеть человека. И богатый в бедном увидеть человека. Увидеть, и помочь тем, чем может. Может бедный богатому помочь? Может. Добрым советом, добрым словом. И примером. Богатый как говорит иногда? «Ну не могу не давать взятки – дело не получится! Не пойдёт дело!» А бедный должен, пройдёт иногда мимо, и скажет: «А мне хватает того, что я что? Имею. Мне хватает того, что я имею». И может быть, кто-то из богатых задумается: «Посмотри, и взятки не даёт, и на хлеб есть. А я чего хочу? А я чего все дальше несусь? Не съест ли всё кризис? Не уничтожит ли всё кризис? Не пропадёт ли всё, что я копил и копил, и копил. И веселился».
Родненькие, богатейте радостью - радостью любви. Радостью жизни в Боге. Радостью понять, выслушать и помочь человеку. Богатейте этим. Потому что неизбежно все мы очень хотим, чтоб эта жизнь не заканчивалась. Мы очень хотим, чтобы мы пришли туда, в мир иной, и делали то, что мы делали здесь. Вот так, если мы сделаем здесь доброе, то и там нам даст Бог делать доброе. А если мы здесь делаем злое – Бог нам там не даст права делать злое, потому что там, в Его области, в Царствии Небесном места для зла нет!
Поспешим отказаться от зла и обратиться к Богу. И поспешим, родненькие, любить. Радости вам, радости. И не бойтесь! Бог пошлёт хлеб! Хлеб будет и здоровье будет! Главное, чтобы мы были с Богом. Главное, чтобы сердце наше было добрым. И главное, чтобы мы жили в Боге, исполняли Его волю. Аминь

Протоиерей Владимир Астахов